Студопедия
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Литературные аргументы к заданию 17
Тема
| Автор
| Произведение
| Дружба
| А.С. Пушкин
| «19 октября 1825». В Михайловском, во «мраке заточенья», поэт одинок, но его воображение «товарищей зовёт», а мысль о них согревает во время разлуки. Кюхельбекера Пушкин называет «мой брат родной по музе, по судьбам».
«Пущину»: «Мой первый друг, мой друг бесценный! / И я судьбу благословил, /
Когда мой двор уединенный, / Печальным снегом занесенный, / Твой колокольчик огласил».
Няню Пушкин называет «подругой дней моих суровых», а возлюбленную — «друг прелестный».
|
| Б.Ш. Окуджава
| «Возьмёмся за руки, друзья»: «Возьмёмся за руки друзья, / Чтоб не пропасть поодиночке»
|
| В.С. Высоцкий
| «Песня о друге»: «Пусть он в связке в одной с тобой — / Там поймёшь, кто такой», «Значит, как на себя самого, / Положись на него»
| Свобода
| А.С. Пушкин
| Ода «Вольность»: «Хочу воспеть свободу миру, / На тронах поразить порок!».
«К Чаадаеву»: свобода — это возможность реализации « души прекрасных порывов» «Узник»: «Мы вольные птицы, / Пора, брат, пора»
|
| М.Ю. Лермон- тов
| «Узник»: «Отворите мне темницу, / Дайте мне сиянье дня».
«Парус» (вечное духовное беспокойство, вечный поиск и тревогу рождает стремление к свободе)
| Любовь
| А.С. Пушкин
| «Я вас любил...», «На холмах Грузии...»,
«Я помню чудное мгновение...» (К***), «Признание»
Любви все возрасты покорны:
«Мне не к лицу и не по летам...
Пора, пора мне быть умней!
Но узнаю по всем приметам Болезнь любви в душе моей»
|
| Ф.И. Тютчев
| «Предопределение». Любовь — максимальная близость людей, «союз души с душой родной» и неравная борьба; «съединенье», «слиянье», «сочетание» и — «поединок роковой»
|
| А.А. Фет
| Стихи о любви импрессионистичны, в центре внимания сам лирический герой. «Шёпот, робкое дыханье...» — 12 строчек рисуют картину страстного любовного свидания от первых секунд поздним вечером до расставания на рассвете
| В.В. Маяков- ский
| «Лиличка!» — эмоциональный лирический монолог, в котором выражается безответное любовное чувство героя стихотворения. Любовная тема продолжает развитие в стихотворении «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви». «Письмо Татьяне Яковлевой» — любовное интимное переживание переводится в план социально-политический. В любовной лирике очевидна эволюция Маяковского от лирического поэта к поэту-трибуну, гражданину
|
| А.А. Ахматова
| «Сжала руки под тёмной вуалью...»: Ахматова пишет о чувствах отвергнутой женщины, понимающей, что вместе с возлюбленным от неё уходит сама жизнь.
Я сбежала, перил не касаясь,
Я сбежала за ним до ворот,
Задыхаясь, я крикнула: «Шутка Всё, что было,
Уйдёшь, я умру!»
Любовь у Ахматовой превращается в поединок сильных личностей (стихотворения «Он любил», «А ты думал — я тоже такая», «Тебе покорна? Ты сошёл с ума!..»).
В сборнике «Чётки» появляются стихи о преодолении любовной тоски, о понимании того, что жизнь прекрасна, бесконечна, непостижима, что природа и бог могут врачевать незарастающие раны любви. Например, стихотворение «Я научилась просто, мудро жить...»:
Я научилась просто, мудро жить, Смотреть на небо и молиться богу.
И долго перед вечером бродить,
Чтоб утомить ненужную тревогу.
|
|
| М.Ю. Лермонтов
| «Молитва» — лирический герой молится не за себя, а за возлюбленную.
«Нищий» — любовь приносит не радость, а боль и страдания:
Так я молил твоей любви,
С слезами горькими, с тоскою,
Так чувства лучшие мои Обмануты навек тобою!
| Природа
| А.С. Пушкин
| «Кавказ», «Зимнее утро», «Осень», «Бесы», «Зимняя дорога», «Зимний вечер» — пейзаж служит средством раскрытия душевного состояния поэта
| Ф.И. Тютчев
| Природа означает «мир, мирозданье» (цельный образ):
«Весенняя гроза».
И гам лесной, и шум нагорный —
Всё вторит весело громам!
Природа у Тютчева одухотворена, наделена душой и сознанием. Об осеннем вечере:
Та кроткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовём Божественной стыдливостью страданья. Природа и человек связаны между собой («Как океан объемлет шар земной...», «Silentium!»)
| А.А. Фет
| Фет воспевает красоту и неповторимость каждого мгновения человеческой жизни, единство природы и человека, личности и мирозданья.
«Добро и зло»:
И как в росинке чуть заметной Весь солнца лик ты узнаёшь,
Так слитно в глубине заветной Всё мирозданье ты найдёшь.
Фет научился видеть разнообразную, полную смыслов жизнь в каждой травинке и листочке и стремится поделиться своими наблюдениями со всем миром. Например, стихотворение «Я пришёл к тебе с приветом...»: Я пришёл к тебе с приветом Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом По листам затрепетало;
Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся И весенней полон жаждой...
|
| М.Ю. Лермон тов
| «Когда волнуется желтеющая нива...» — единение человека и природы
| Одиноче-
ство
| М.Ю. Лермонтов
| «И скучно и грустно...». Поэт одинок среди людей — « и некому руку подать», ему нет места среди толпы и света («Как часто пёстрою толпою окружён...», «Выхожу один я на дорогу», «Парус»)
|
| В.В. Маяков- ский
| Стихотворение «Скрипка и немножко нервно» продолжает тему одиночества, безразличия друг к другу и разобщённости людей, тему поэта и его миссии, взаимоотношений поэта и толпы, поднятую в «Послушайте!».
|
|
| «Хорошее отношение к лошадям» — поднимается тема одиночества и непонимания человеком человека. История об упавшей лошади — это только повод рассказать читателю о самом себе, о своей «звериной тоске». Плачущая лошадь — своеобразный двойник автора:
Деточка,
все мы немножко лошади, каждый из нас по-своему лошадь.
Также поднимается тема поэта и толпы: Смеялся Кузнецкий,
Лишь один я
голос не вмешивал в вой ему.
|
| М. Цветаева
| «Тоска по родине! Давно...»
| Изгна-
ние
| М.Ю. Лермон- тов
| «Тучки»: «вечные странники», «тучки небесные» уподобляются изгнаннику, лирическому герою
|
| Ф.И. Тютчев
| «Вот бреду я вдоль большой дороги В тихом свете гаснущего дня»
| Творче-
ство
| Б. Пастернак
| Творчество — процесс подсознательный.
В соавторство с поэтом вступает вселенная (стихотворения «Определение поэзии», «Февраль. Достать чернил и плакать!»).
Высшая сложность жизни — простота. Простота поэтических формулировок при глубине смысла. Это декларирует одно из известнейших его стихотворений:
Во всём мне хочется Дойти до самой сути:
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
Всё время схватывая нить Судеб, событий.
Жить, думать, чувствовать, любить, Свершать открытья.
Связь поэта и времени в стихотворении «Ночь»:
Не спи, не спи, художник,
Не предавайся сну,
Ты вечности заложник У времени в плену.
|
|
|
| М. Цветаева
| Чувствует сопричастность высокой поэзии, обращается к Державину, Пушкину, Блоку, так как считает себя единомышленницей, служит тому же великому и испепеляющему искусству, что и они. Например, в стихотворении « Никто ничего не отнял!..»:
Я знаю: наш дар неравен,
Мой голос впервые — тих.
Что вам, молодой Державин,
Мой невоспитанный стих!
| Тема поэта и
поэзии /
Назначе- ние поэта
| М.Ю. Лермон
тов
| «Смерть поэта», «Поэт» — тема поэта и толпы:
Но скучен нам простой и горный твой язык,
Нас тешат блёстки и обманы...
|
| А.С. Пушкин
| «Я памятник себе воздвиг...», «Пророк», «Поэт»
|
| Н.А. Некрасов
| Создаёт образ своей «неласковой и нелюбимой Музы, / Печальной спутницы печальных бедняков».
Поэт не отделяется от толпы. Например, стихотворение «Зачем меня на части рвёте?»:
Я от костей твоих и плоти,
Остервенелая толпа.
|
| А.А. Фет
| Истинная поэзия — это умение превратить страдание в радость, понять чувства других людей и разделить их с ними, увидеть красоту и бесконечность мира. Например, стихотворение «Одним толчком согнать ладью живую...»:
Дать жизни вздох,
Дать сладость тайным мукам,
Чужое вмиг почувствовать своим, Шепнуть о том, о чём язык немеет, Усилить бой бестрепетных сердец —
Вот чем певец лишь избранный владеет, Вот в чём его и признак, и венец!
| В.В. Маяков- ский
| В поэме «Облако в штанах» Маяковский провозглашал пророческую миссию художника — видеть то, чего не видит никто («где глаз людей обрывается куцый»).
В стране советов поэзия должна встать в строй созидателей новой реальности. Например, стихотворение «Невероятное приключение...»:
Светить всегда!
Светить везде!
До дней последних донца.
Возможности искусства безграничны: «Рифма поэта — и ласка, и лозунг, и штык, и кнут» (стихотворение «Разговор с фининспектором о поэзии»).
Поэма «Во весь голос. Первое вступление в поэму» — участие в строительстве новой жизни утверждается как главное достоинство поэзии и основной критерий оценки её уровня. Подводя итог своего творчества, поэт обращается к потомкам, заглядывает в «коммунистическое далёко»
|
| А.Т. Твардов- ский
| «Вся суть в одном-единственном завете...».
Центральная мысль стиха — право творца на абсолютную свободу:
О том, что знаю лучше всех на свете, Сказать хочу. И так, как я хочу.
| Родина
| М.Ю. Лермон- тов
| «Родина». Любовь «странная», необъяснимая — «за что, не знаю сам».
| А.А. Блок
| В стихотворении «Осенняя воля» поэт говорит о невозможности жизни без России, ощущает тесную связь с ней: «Приюти ты в долях необъятных», «как жить и плакать без тебя!». Блоку дороги просторы Отчизны, грустная доля народа-землепашца:
Над печалью нив твоих заплачу, Твой простор навеки полюблю».
В стихотворении «Русь» Родина предстаёт сказочным заколдованным царством.
В стихотворении « Россия» предстаёт Родина как «нищая Россия», её «серые избы», «расхлябанные колеи». Выражено чувство неразделённости судьбы поэта и судьбы Родины.
«На железной дороге», «На поле Куликовом» — цикл стихотворений, в которых поэт обращается к истории.
В стихотворении «Грешить бесстыдно, беспробудно...» возникает образ страшной России. Но это Родина, с которой он чувствует нерасторжимую связь. Например, стихотворение «Коршун»:
Да и такой, моя Россия,
Ты всех краёв дороже мне.
|
| С. Есенин
| В стихотворении «Русь» поэт почти интимно обращается к родине, как к близкому человеку: «Ой ты, Русь, моя родина кроткая». По-лермонтовски называет необъяснимой свою любовь к России:
Но люблю тебя, родина кроткая,
А за что, разгадать не могу.
В философском ключе осмысливается тема родины в стихотворении «Спит ковыль. Равнина дорогая...»:
Дайте мне на родине любимой,
Всё любя, спокойно умереть!» Стихотворение «Гой ты, Русь моя родная»: Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»,
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте Родину мою!»
Стихотворения «Край любимый», «Запели тёсаные дроги...»
|
| Ф.И. Тютчев
| «Умом Россию не понять»
| Философская
лирика
| Ф.И. Тютчев
| Поэт сожалеет о быстротечности жизни. Например, стихотворение «Далёкий друг»: Что жизнь и смерть? А жаль того огня, Что просиял над целым мирозданьем,
И в ночь идёт, и плачет, уходя...
|
| А.А. Фет
| Искусство — вечно. В стихотворении «Сияла ночь. Луной был полон сад...» пение женщины рождает в поэте мысли о вечности, о великом значении искусства, способного примирить и объединить людей своей непостижимой красотой:
Жизни нет конца, и цели нет иной,
Как только веровать в рыдающие звуки, Тебя любить, обнять и плакать над тобой.
|
| М. Цветаева
| В стихотворении «Другие с очами и личи- ком светлым» она так говорит о смысле сво- его бытия на земле:
Другие всей плотью во плоти блуждают, Из уст пересохших дыханье глотают...
А я руки настежь! — застыла — столбняк! Чтоб выдул мне душу российский сквозняк!
|
| М.Ю. Лермон- тов
| «Парус» — смысл человеческой жизни в исканиях и борьбе. «Три пальмы» — проблема смысла жизни: пальмы не хотят жить «без пользы»
|
| Б. Пастернак
| «Снег идёт» — быстротечность жизни
| Гражданская
лирика
| Н.А. Некрасов
| Тема гражданского служения — быть «обличителем толпы, её страстей и заблуждений»
|
| А.А. Ахма- това
| В 1917 г., когда многие поэты покидают революционную Россию, она отказывается это сделать, понимая невозможность прожить без того, с чем навсегда срослась душа. На предложение покинуть родину она пишет стихотворение «Мне голос был...»:
Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух.
Поистине жалок добровольный изгнанник, так как его жизнь бессмысленна. В годы суровых испытаний не себя спасать надо («Не с теми я, кто бросил землю...»).
В годы Великой Отечественной войны Ахматова пишет стихотворения «Клятва», «Мужество», в которых выражается общее для всего народа
|
|
| чувство:
Мы детям клянёмся, клянёмся могилам, Что нас покориться никто не заставит!
|
| А.С. Пушкин
| «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд...»
| Сатира
| В.В. Маяков- ский
| Сатирические гимны — «Гимн обеду», «Гимн учёному», «Гимн критику». Основной объект сатиры — мещанство и бюрократизм. В стихотворении «О дряни» Маяковский клеймит обывательский быт. Мещанское сознание, «мурло мещанина» казались ему препятствием для осуществления той утопической идеальной модели новой жизни, о которой он мечтал.
В стихотворении «Прозаседавшиеся» гротескно воссоздаётся картина бесконечных заседаний советских чиновников-бюрократов.
Пошлость, мещанство как идеология, которой не должно быть места в новой действительности, сатирически высмеиваются в комедии «Клоп»
| Нравы дворян
|
| Д.И. Фонвизин «Недоросль».
Н.В. Гоголь «Мёртвые души».
М.Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик...».
Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»
| Нравы чиновников
|
| Н.В. Гоголь «Ревизор»
В.В. Маяковский «Прозаседавшиеся» М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита» А.С. Пушкин « Капитанская дочка»
| Народ
| Н.А. Некрасов
| «Я лиру посвятил народу своему...» — элегия.
«Тройка» — страшная судьба русской женщины, беззащитной перед жизнью. «Размышления у парадного подъезда» — обращение к народу. Например, в стихотворении «Железная дорога»:
Где народ, там и стон... Эх, сердечный!
Что же значит твой стон бесконечный?
Ты проснёшься ль, исполненный сил...
|
|