Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Творчество Эмиля Золя (1842-1902)




Теоретик натуралистического направления. Одновременно и практик: за свою жизнь создал большое количество крупных текстов в жанре романов. Был выдающимся журналистом (памфлетистом). Публицистические работы по натурализму – экспериментальные статьи.

Основной жанр – роман, сюжетный, с развитой системой действующих лиц. Но с другой стороны взламывает традицию реалистического романа: его роман основан на заданной тенденции. Её мы определяем как программу натурализма. Всё, что он ярко показывает – это не стремление показать жизнь, а выразить тенденцию и показать правомерность.

Был темпераментным  публицистом. Именно он во второй половине жизни явился человеком, который поднял голову против разгрома Парижской коммуны, ему принадлежит определение «эпоха безумия и позора». Он отражает реальность в своих политизированных произведениях, в своей публицистике и политической деятельности. 

Отец был итальянцем, талантливым инженером. Семья первоначально жила в Провансе. Родился в городе Экс, увековечил его в своих произведениях под названиям Плассан). Отцу принадлежит план Симлонского тоннеля во Франции.

В 7 лет Золя теряет отца, и с матерью они перебираются в Париж. Его отдают в пансион. Затем в колледж. Семья измучена кредиторами. Ему рано приходится начать свою трудовую деятельность. В свои 18 лет он принадлежит к типу людей, стремящихся к славе и известности. Его первые шаги были крайне неудачными. Сдаёт математику, но не сдал экзамен по литературе на бакалавр. Работает, где придётся, однако он чувствует своё призвание: начинает писать. Выбирает себе кумиров Виктора Гюго.

Золя и братья Гонкуры – основоположники французского натурализма. Роман братьев Гонкуров «Жермини Ласерте». Натуралисты снимают грань запретного, раскрепощают человеческую природу. Человек может им уступать. Но и не может с ними бороть. Не ставят вопрос почему? (почему такая служанка). А Золя задаёт в своих статьях «Об экспериментальном театре», «Об экспериментальном романе» и т.д.с

Человек детерминирован двумя факторами: наследственностью и социальным положением.

Роман натуралистичен по сути и по поэтике

1868-1903 – «Ругон-Маккары» Макары» - за основу взята «Человеческая комедия» Бальзака. В основе романа – натуралистическая идея. Первый роман – «Карьера Ругонов», подзаголовок – «Истоки жизни одного семейства». Две основные генетические линии. Первая линия – дети от Ругона (уравновешенные, трудолюбивые, порядочные, целенаправленные). Вторая линия – дети Макар (неустойчивый тип нервной системы, безделье повышенная агрессивность, алкоголизм).

 

В эту серию входит 20 романов: переплетение истории семьи с историей общества. Впервые Золя говорит о наследственности, ещё до понятия генетики. На человека влияет в том числе и наследственность в научном смысле слова. 

Роман «Чрево Парижа». Герой Флоран не входил в число коммунаров, но был арестован. Его отправили в ссылку на каторгу. Через 2 года ему разрешили вернуться в Париж, но наблюдение с него не сняты. В тюрьме он познакомился с революционерами и стал убежденным революционером. Он приезжает к своей родственнице, двоюродной сестре, Лизе. Показана наследственность Флорана по линии Макаров. Люди разбиваются на породы. Флоран худ, возбудим, нервы на пределе, очень угловатый, но это воплощение честности, порядочности и справедливости.

Роман открывается изображением центрального парижского рынка – чрева. Золя показывает, как ранним утром сюда привозят продукты и здесь во всех этих натюрмортах – понятие сытости и плоти – это и есть главная цель парижан: жить, чтобы насыщаться. Духовная сторона жизни не востребована и не показана. Коммунаров (люди, которые хотели очистить духовные горизонты) была горстка. Здесь нет злодеев, но есть мещанская масса, которой невозможно противостоять.

Семья родственников Флорана обеспеченная. Они пытаются откормить Флорана. Он остаётся таким же худым. У родственницы мясная лавка. Оны сыти и не потерпят, чтобы кто-то покушался на их уклад.

Флоран не сделал никаких выводов: он всё ещё прекраснодушный мечтатель. Тип Руссо – опасен. Они сами являются катализатором массы: их можно уничтожить, но нельзя переубедить. Флоран начинает этим заниматься: ведёт агитацию. Сначала пытается её проводить в собственной семье, убеждает, что они живут неправильно. Вылупив глаза, его выслушивают родственники. Но до них доходит, что эти идеи связаны с недавним разгромом коммунаров. Пытаются убедить его молчать. Но он не меняет своей позиции. И Флоран начинает разворачивать агитацию дальше: гуляет по рынку и знакомится с людьми. Рынок – центр повествования: здесь не только приобретают, но и обмениваются мнениями. Убеждения Флорана: нужно помогать бедным. Эти мысли кажутся парижанам спорными. В лавке продавщицы рыбы его чуть не побили. О его выступлениях сначала обитатели соседних лавок начинают докладывать его родственникам (нужно его остановить). И тогда его предупреждают, что он находится под наблюдением полиции. Он из тощих, вечно голодных. Он всегда будет негодовать. Из таких получаются пролетарии и бунтовщики –революционеры. Финал: Лиза начинает думать. Что он их всех погубит, но выгнать из дома его неудобно. Начинают потихонечку докладывать не Флорана в полицию. За ним устанавливают наблюдение и, убедившись в его выступлениях, его вновь арестовывают. В финале показ чрева, желудка, Парижа. Переваривание пищи – основа жизни нации. Эпоха безумия и позора: французы утратили представление о героическом после расстрела коммунаров.

Роман социально-политический, но ненавязчивый. Революционер здесь как бы случайный по ошибке. Флоран отождествляет всегда с низами. Детерминанты у героя различны:  социальные и наследственные.

Наиболее натуралистические романы – «На-на» (1869), «Страницы любви», «накипь», «Человек-зверь» (1890), «Дамское счастье».

«Человек зверь» показывает, что люди охвачены своими инстинктами. Человек в реалистическом произведении имеет возможность выбора и его реализует. В романах Золя нет нравственной ответственности.

 «Нана» - очаровательная куртизанка. Нана относится к седьмому поколению пьяниц. Она неудержимо распутна. Но в тоже время она втянута и в политическую ситуацию: собирает информацию от своих клиентов. Политики у её ног. Ей не предъявляется нравственный счёт: она ведома своими инстинктами. В финале она заболеет и потеряет свою красоту.

В романе Дамское счастье люди с одной стороны достигают своего успеха (Рубоны). Рубоны пускают корни в Париже. Пьер богат. Дамское счастье – название магазины. Инстинкт собственности, роскоши. Инстинкт не насыщаемый. Этот магазин готов разорить мужей, чтобы всё там приобрести.

Тематика общественной борьбы – «Жерминаль» (1885). Представитель линии Макаров – Жен Лантье – сын прачки Жервезы. События романа и время его написания почти совпадают. Кризис 1880-х гг. Период обострившихся политических и общественных противоречий, жёсткой политики государства к низам. В городе безработица и Жен Лантье не может найти применение, хотя он по профессии механик. Невозможные условия показаны в романе. Персонажи вымышленные, а проблемы и обстоятельства, место действия – реальные. Шахта кормит, шахта даёт работу, но она же и убивает. Платят ничтожно мало. Никто не озабочен и системой безопасности. Которая практически отсутствуют.

Жизнь шахтёров нечеловечески трудна. Она наполнена повседневными случаями взрывов и гибелью. А бедность не только стоит на пороге, но живёт вместе с ними. Здесь развит алкоголизм. Человек успокаивается и получает эйфорическое состояние, которая заменяют ему чувство счастье. Здесь это всячески поощряется. Потому что алкоголь привязывает к месту и все деньги остаются в питейных заведениях. В дни получения зарплаты они оставляют её в трактире. Жёны встречают их бранью и побоями. Нет моральной и духовной жизни. Живут все очень скучно. Полностью нет образования, культуры.

В эту среду попадает человек иного порядка. Весь труд ручной. Киркой отбиваю уголь и нагружают в вагонетки и на себе их вывозят. Он помогает встать девушке, которая упала от сил. Пыль от каменного угля разъедает лёгкие. Девушка всё время перед глазами – живут через перегородку. Испытывает к ней нежные чувства. Но любви здесь не место. Социальные институты деградированы, например брак.

Отец, когда девушке 16 лет, с радостью отдаёт свою дочь Шавалю в брак. Шаваль груб, пьёт, бьёт её, намного старше девушки. 

 Идейный центр – восстание шахтёров. Всё подошло к предельной черте. Но после очередного взрыва метана возникает стихийный бунт. И как всякий стихийный бунт он чреват массовому психозу. Они не имеют чётой программы. Жен более развит, чем другие. К нему тянутся, но и назвать его руководителем нельзя. Но формально он в центре до того момента, пока не возникает разгул инстинктов: толпа превращается в массу звероподобных существ, они начинают всё громить. Масса эта опасна. Жертвам их становятся невинные люди. Убийство 14-летней девочки, была дочерью обеспеченных родителей. Майес с социальной ненавистью задушит её.

Финал: происходит обвал в шахте. Вырываются грунтовые воды. Люди задыхаются и умирают с голода. Это долго. Жен оказывается внизу. Здесь оказывается и девушка Катрин со своим мужем Шавалем, который даже в таких условиях груб с ней. Социальных преград здесь нет. Сам Жен не может владеть собой. Жен набрасывается на Шаваля и убивает его. Недолго им удалось вместе. Крошечный островок окружён кипящей водой. Им не дано гармоничной жизни. К ногам вода постоянно выбрасывает труп Шаваля. Катрин слабая: не выдержит этого испытания.

Одна из самых сильных книг. «Парижские коммунары»

«Жерминаль» - месяц март. Надежда на другую жизнь.

 

Третий период творчества Золя совпадает в активной деятельностью по делу Дрейфуса. Это уже не его частная деятельность. Дело Дрейфуса показательно для морального состония общества. Оно показывает, что система может оказать невинного. Дрейфус обвинён в шпионаже. Но он не был шпионом. Золя обращается к министру французской республики Де Фоля «Я обвиняю» стало бомбой, взорвавшей Францию. Он обвиняет в попустительстве президента, который должен был прекратить издевательства над людьми. Он был выслан из страны. Живёт в Англии. Умирает при непрояснённых обстоятельства. Есть предположение, что это было заказное политическое убийство. Он был корреспондентом журнала «Вестника Европы». Стал им в результате характеристики Тургенева.

Его позднее творчество – трилогия «Три города» (1894-1892) - самое значимое его произведение.  Романы «Лурд», «Рим», «Париж». Он обрушивается на те же величины, которые тая яростно и иронические бичевал в своих произведениях его предшественник Анатоль Франц. Здесь он затрагивает и религию в книге «Лурд» - город в Париже, где был открыт целебный источник. Славится местом, где излечиваются все заболевания. По замыслу, Золя показывает, что это богатая возможность шарлатанам грабить людей. Здесь не толпы протестующих, а толпы верующих, которые жаждут чуда. Здесь бывают и чудеса, которые им умело изготовят церковники. Однако не всё так просто. Здесь есть сцены, когда парализованный человек под влияние глубокой веры встал и пошёл.

В Романе «Рим» продолжена критика католический церкви. Герой попадает в Ватикан.

В романе «Париж» Золя затрагивает проблемы основ социалистического утопического учения.

 Золя – человек большого общественного темперамента, который стремился к праве и справедливости. 

 

Практическая по Золя – 1 роман. 12 апреля

Вопросы:

1. Натуралистическая теория и Золя как теоретик (по статьям). Конспект из учебника Курс лекций , Москва . Эполит Тен, Братья Гонкуры, охарактеризовать суть натурализма

2. Золя как личность и писать. Его мировоззрение и вехи жизни

3. Периодизация творчества (три периода)

4. история замысла романа «Рубон и Макары», натуралистчисекая теория в романе, сходство и различие с «Человеческой комедией» Бальзака. Основные проблемы: тема революции, разгром парижской коммуны, проблема наследственности, тема творчества, тема народа. Критика современности как эпохи безумия и позора в серии романов «Рубон Макары».

5. Дело Дрейфуса и участие Золя в этом деле

6. Публицистика Золя. Золя как журналист

7. Третий период творчества. «Три города».

 

Творчество Ги де Мопассана

  Был образцом смелости в описании любовных отношений. Взрывает каноны общепринятого: скажет о физиологии любви. Это было запретным. Родился в 1850 году в год смерти Бальзака. А Густаву Флоберу – его литературному наставнику – было 29 лет. Родился в семье аристократического слоя, однако к моменту его рождения семья распалась. Родился в Нормандии (Северная Франция). Мать заметила его любовь к литературе, занималась с ним. Флобер правил его стиль, просветил в литературе. Ему помещают в духовную семинарию. Он здесь страдает и им недовольство руководство, которое избавляется от него, найдя послание сестре. Дальнейшее образование получает в колледже. Семья разоряется полностью. Был внешне привлекательным, спортивным, жизнерадостным. Была яхта «Милый друг». Перебирается на службу в Париж в министерство Просвещения в качестве чиновника. Литературные занятия держал в тайне. Его сослуживцы не подозревали. Что он начинающий писатель. У него была тяга демократическому Парижу, знает ночную жизнь Парижа. Его интересовала жизнь простого люда, в котором он видел подлинность. Презирал класс буржуазии. Критика буржуазного строя проходит через его ранние новеллы «Милый друг» и «Монте Реоль». Искал свой жанр, писал стихи, которые ему не нравились. Семь лет в Париже он изучает письмо литератора. Флобер находит, что одарённость в сфере прозы. Новеллистика и роман.

Знаком с Золя. Литературные вечера: говорили о литературе, соревновались в умениях. В негласном конкурсе на тему Франко-прусской войны выиграла его новелла «Пышка». Тему продолжит. Показывает, что Франция ошибается, считая себя патриотической страной. После расстрела коммунаров, лучшая кровь Франции пролилась. Патриотизм безмолвствовал. Демократические низы не хотят быть под чужой пятой. Тема патриотизма.

У него было своё мнение и на падших женщин. Она не продала свою родину, а лишь себя – эта идея выражена в новелле «Пышка». Героиня – продажная женщина, внешнепривлекательная, не относится уважаемым людям города. Действие происходит в Руане. Последняя карета забирает Пышку. В карете все основные слои Франции: аристократия, католичество, монашки, буржуазная пара. Прозвище получила по пышной фигуре.

Тема падших женщин - новаторская. Падшая не означает потерянную. Войн является пробным камнем. Франция проигрывает войну. Мопассан косвенно показывает то, что её проигрывают люди, которые думают о своём благе. Критика эпохи и времени. Все, кто едет в карете, мнят себя достойными людьми. В этих людях извращение понятий. Монашки, которые должны быть терпимыми и кроткими, возмущены тем, что их везут в одной карете с этой грязью. Они совершают моральный грех. Пафоса нет, есть ирония.

Пышка чуть не опоздала в карету, потому что готовит провизию. Едут они достаточно долго и все проголодались. Она начинает есть. И вдруг по лицам людей, она понимает, что они голодны и угощает их. Протянула руку помощи. Она оказывается более нравственной, чем все остальные. Никто не отказывается и постепенно корзина пустеет. На таможне территории Пруссов офицер обратил внимание на Пышку и предлагает ей немного задержаться. Она отказывается. Эта логика другим непонятна. Показано лицемерие продажного общества. Её начинают упрашивать. Она с отвращением уходит с ним. Затем садится в карету, и все они едут дальше. Ничего не купила в дорогу. Но никто ей не даёт еды. Проверка на подлинную нравственность и патриотизм выдержана только Пышкой. Новелла вызвала восторг у всех.

Пишет 10 лет. Заболевает. Скрытая форма заболевания изменяет структуру личности: поздние произведения неравноценные, слабые. Блеск писателя – три романа и новеллы (16). Сборники: «Заведение Телье», «Мадмуазель Фифи», «Лунный свет», «Мисс Гареед» и др.

Всегда в нём живёт нотка тоски. Многие новеллы бессюжетные, например, «Лунный свет»: пожилая тётушка без личной жизни наблюдает из окна комнаты, как её племянница гуляет с женихом по саду. Останавливаются они для поцелуев. У тётушки двойственное чувство: обделённость и радость за девочку. Когда они возвращаются, девушка промочила ноги в росе. Почти во всех его новеллах присутствует тема любви.

«Плетенщица стульев»: тема корысти и любви. Женщина влюблена в молодого человека, ей нужно видеть его. Из этого его семья и он сам заберут её наследство.

Экранизация «Два приятеля». Франко-прусская война. Двое приятелей дружат. У них есть общая слабость - рыбная ловля. Они едут на рыбалку на электричке за пределы Парижа. В окрестностях небезопасно. Это был последний день их жизни, но самый счастливый. К ним подошла группа прусских конвоев и приговор уже был подписан: их расстреляли и в мешках спустили по реке Сенне.

 

Роман «Жизнь». Пишет роман в 1883 году и дат подзаголовок «бесхитростная правда». Явное влияние Флобера. История Жанны. Мопассан ставит вопрос: что такое жизнь? Роман высоко оценил Толстой. Другой аспект – Жанна родилась в неудачное время.  Сын Поль вырастает копией отца: эгоистичным, распутным. Он склонен кутить, проматывает деньги. К 40 годам Жанна меняется. Она одинока, не слишком богата и разочарованна в людях и в жизни. Она постоянно повторяет. Что жизнь печальна. Розали, молочная сестра Жанны, возвращается к ней. Жанна начинает постоянно изливать душу Розали и та отвечает, что жизнь – не хороша и плохая, а она такая и такая. Жанне скучна, потому что она ничем не занята. Собирается и едет в Париж к ребёнку сына, чья мать умерла. Находит постоялый двор,сына и забирает ребёнка. Когда она едет обратно, то вдруг она чувствует себя помолодевшей душей и мир возвращает ей свои краски. К ней возвращается её молодость.

 

19.04.2012

 

Герберт Уэллс

Родоначальник жанра фентези. «Реальность принялась подражать моим книгам». Два направления его книг: первое – ставит вопросы науки. Он был учёным по образованию в области биологии. Предсказывает генную инженерию и пересадку органов. Второе направление – есть ли жизнь на Марсе? Рассказ «Хрустально яйцо». В 1990-е гг. высказывает мысль о том, что нас посещали пришельцы. Проблемы воздухоплавания. Проблема населённости и обитаемости других планет (роман «Война миров», «Первые люди на Луне»).

Все романы Уэльса написаны в 1900-е гг. и здесь выделяется тема биологии. Фантастика его была фантастикой нового типа, до него фантастикой была мистика. Предсказывает многие будущие открытия, вплоть до сегодняшнего дня.

Уэльс родился в семье мелкого торговца в посудной лавке¸ в которой продавались принадлежности для игры в крокет. Отец разоряется. Мать работает экономкой. Поэтому образование получил не сразу.

1897 г. – роман «человек невидимка», проблема биологии. Во всех его романах присутствуют и социальные проблемы общества. У него это сплав. Ставит вопрос: для чего нужна наука? Нужны ли великие открытия? Уэльс был умеренных взглядов, принадлежал к фабиановскому обществу – противники революционных скачков в развитии социума, предполагали, что все изменения должны быть эволюционного порядка.  

«Человек-невидимка»

Грифин –личность сложная. Перспективный учёный, но у него есть конечная цель – он хочет с помощью своих открытий завоевать власть над обществом. Он добивается того, что биомасса становится невидимой. Встаёт вопрос: для кого это сделано? Выясняется, что сам Грифин сделает его всесильным и люди недостойны этого открытия. В обществе его не принимают ак пугающее и чужеродное. За ним наблюдают. Он делает сначала невидимым животное. Люди его выслеживают и вызывают полицию. Вызывает пожар в лаборатории. Делается невидимым, хотя это физическая боль. Он невидим, но следы видны. Показывается трагическая судьба: проскальзывает в магазин, одевается, так как ему холодно. Но лицо невидно. Понимает, что ему нужно маску и бинтует тело. Ищёт себе пристанище. Все его записи остаются в лаборатории. Не может совершить обратный ход – вернуться к видимому облику. За ним начинают охотиться. Критика мещанской среды - он её презирает. Снимает комнату в гостинице. И за ним сразу установлена слежка. Он судорожно покупает реактивы. Ничего не получается. Реактивы вызывают резкий запах и к нему врываются в комнату. Понимает, что попал в капкан. Полиция действует безжалостно: объявляют его опасным преступником. Ему не удаётся гениальное открытие - мещанская осторожность губит его. Находит своего товарища по курсу и просит принести ему его записи. Он обещает ему оказать помощь, но только усугубляет положение дел. Он попадает под огонь, медленно начинает проступать его облик. В луже крови лежит человек с белокурыми волосами.

 

Нет науки без людей. Линия развивается в романе «Остров доктора Мора» (1896).Тема генной инженерии.Ставится вопрос хирургического вмешательства в процессе эволюции. 

 

Роман «Машина времени» (1895 г.) - вопрос управления времени. Социальная проблема – в 1900-е гг. в Англии выраженный классовый антагонизм – имущие и неимущие. После столетий этот антагонизм никак неразрешённый приобретён ещё более полярный и чудовищный характер.   

 

Роман «Когда спящий проснётся»

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 142.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...