Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Задания для отработки пропущенных семинарских занятий




При отсутствии на семинаре необходимо в письменном виде (от руки!!!) решить нижеследующие задачи. Ниже в списке следуют фамилии студентов и задачи, им предназначенные. Лица, пропустившие семинары, не будут допущены до зачета. Без аттестации не будет выведена средняя текущая оценка, и интегральная, соответственно. Лица, пропустившие семинар без уважительной причины (подтверждается документально) могут не рассчитывать на хорошую оценку при отработке задания.

 

Дулкай Елизавета:

Задача 1:

В ноябре 1997 г. Министерство имущества Российской Федерации по­требовало от Профсоюза работников народного образования возвратить числящийся на его балансе стадион «Двигатель» в г. Самаре, поскольку имущество профсоюзных организаций являлось по Конституции СССР социалистической собственностью, а значит, в настоящее время оно яв­ляется государственной собственностью.

Возражая на это требование, профсоюзная организация заявила, что имущество профсоюзов являлось не государственной, а общественной собственностью в СССР, следовательно, теперь оно должно считаться собственностью соответствующих юридических лиц, т. е. частной соб­ственностью. Кроме того, в условиях деления единой государственной собственности на федеральную собственность и собственность субъектов Российской Федерации не ясно, кому следует передать стадион — Са­марской области или Российской Федерации.

Спор был передан на рассмотрение областного суда.

Какие формы собственности признавались в соответствии с Консти­туцией СССР 1977 г.? Каким образом происходило оформление распре­деления собственности в 1990-е гг.? Какое решение должен вынести суд?

Задача 2:

Гражданин Седюкин А. М., служащий Комитета Санкт-Петербурга по образованию, обратился в Октябрьский федеральный районный суд с требованием о предоставлении ему ежегодного отпуска в июне меся­це в связи с обучением на вечернем отделении факультета менеджмента СПбГУ, ссылаясь на следующие обстоятельства. Постановлением Совета Министров СССР от 24 декабря 1982 г. № 1116 было утверждено положе­ние о льготах для рабочих и служащих, совмещающих работу с обучением в учебных заведениях. В частности, указанным положением было пред­усмотрено, что при предоставлении ежегодных отпусков рабочим и слу­жащим, обучающимся в учебных заведениях без отрыва от производства, администрация предприятий, учреждений, организаций обязана приуро­чивать, по их желанию, эти отпуска ко времени проведения установочных занятий, выполнения лабораторных работ, сдачи зачетов и экзаменов в учебном заведении.

Однако на требование Седюкина о предоставлении отпуска отдел ка­дров Административного комитета ответил ему отказом. Представитель ответчика в суде пояснил, что согласно ст. 5 Трудового кодекса РФ ис­точниками трудового права могут быть постановления Правительства РФ и нормативные правовые акты иных федеральных органов исполнитель­ной власти. Постановление Совета Министров СССР к таковым не отно­сится, поскольку Правительство СССР не являлось органом исполнитель­ной власти, а было лишь исполнительным и распорядительным органом при Совете народных депутатов СССР. Следовательно, данная льгота не может считаться установленной в надлежащей правовой форме.

Признавался ли в Конституции СССР принцип разделения властей? Опишите систему органов государственной власти в СССР. Каким стату­сом обладал Совет Министров СССР — Правительство СССР? Как следу­ет решить дело в настоящее время?

 

    Зорина Василиса:

Задача 1:

Ирак, 2003 г. Оккупационные власти и их сторонники предлагают на­селению на референдуме утвердить проект новой Конституции Ирака взамен действующей, принятой 16 июля 1970 г. Предлагается исклю­чить из Конституции руководящую роль партии Баас, провозгласить демократическую парламентскую республику, правовое государство, свободу вероисповедания и равенство религий. В ответ высказывают­ся различные мнения. Одни считают, что Конституция необходима, но поскольку Ирак является частью исламского мира, то, как и во многих арабских странах (Египте, Сирии), необходимо установить в Конститу­ции ислам в качестве государственной религии, а в качестве основы правопорядка — исламское право (шариат). Другие выступают вообще против принятия Конституции, поскольку шариат не предусматривает существование каких-то основополагающих законов, кроме Корана и Сунны.

Оцените высказанные доводы. Каковы особенности понимания кон­ституции в различных правовых системах? Как соотносятся конституция и основной закон государства, конституция и конституционализм? Како­вы принципы соотношения конституции и источников религиозных дог­матов? Какое место должна занимать конституция в правовой системе государства?

Задача 2:

Государственная Дума и Совет Федерации одобрили закон РФ о поправке к Конституции Российской Феде­рации. Совет Федерации направил принятый закон в законодатель­ные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ с напоминанием о том, что они должны рассмотреть закон в срок не позднее года со дня его принятия Советом Федерации. Получилось так, что требуемое большинство — 2/3 субъектов РФ — рассмотрели и одобрили закон в более сжатые сроки.

1. Должен ли Совет Федерации ждать, пока закон рассмотрят остальные субъекты до истечения годичного срока, либо наличие тре­буемого большинства одобривших субъектов РФ позволяет раньше подвести итоги?

2. Как бы вы посоветовали поступить Совету Федерации в случае, если все без исключения субъекты РФ рассмотрели и одобрили закон о поправке ранее истечения годичного срока (вариант: рассмотрели все, но одобрили требуемые 2/3 субъектов)?

Задача 3:

Во время проведения выставки коллекций Государственного Эрмита­жа в Соборе Дома инвалидов в Париже в парижский суд обратились ассо­циации держателей царских займов и займов советского правительства с требованием наложить арест на произведения, представленные на вы­ставке, в обеспечение иска к Российской Федерации как правопреемнице Российской империи и СССР. Одновременно было подано требование об аресте другой выставки, проходившей в то же самое время в Париже, — выставки коллекций Санкт-Петербургского Музея истории города, для обеспечения требований к Санкт-Петербургу о погашении обязательств, взятых на себя городом в 1906-1908 гг.

Является ли Россия правопреемницей Российской империи и СССР, а Санкт-Петербург, субъект Российской Федерации, — правопреемником губернского города Санкт-Петербурга? Какими правовыми актами это регулируется?

Задача 4:

Гражданин Шулер Н. С. обратился в Конституционный Суд РФ с жа­лобой на нарушение его конституционных прав и свобод некоторыми нормами Указа Президиума ВС СССР от 4 августа 1983 г. № 9779-Х «О порядке выдачи и свидетельствования предприятиями, учреждениями и организациями копий документов, касающихся прав граждан», на ос­новании которого орган социальной защиты населения потребовал от него заверения копии диплома о высшем образовании вузом, выдавшим этот диплом.

Конституционный Суд РФ отказал в приеме жалобы, сославшись на то, что Конституционный Суд РФ по жалобам граждан рассматривает консти­туционность только законов, которые применены в конкретном деле.

Какое место в системе правовых актов СССР и РФ занимает указ Пре­зидиума Верховного Совета СССР, и каким образом можно обжаловать содержание его норм в рамках современной судебной системы Рос­сийской Федерации? Можно ли считать Российскую Федерацию право­преемницей правовых актов СССР? Каково действие нормативных актов СССР и РСФСР в современной России? Если указ Президиума Верховно­го Совета СССР будет признан не соответствующим Конституции РФ, то каким актом его можно отменить или изменить? Требуется (достаточно) принятие постановления Правительства РФ, указа Президента РФ или федерального закона?

 

    Мишенкова Елизавета:

Задача 1:

Во время подготовки проекта Конституции РФ в одном из проектов было предусмотрено, что изменения и дополнения в текст Конституции РФ мо­гут вноситься конституционным законом, обычным федеральным законом, а в некоторых случаях — указом Президента РФ. Возражая против такого порядка изменения, ученые-юристы утверждали, что текст Конституции РФ должен изменяться в особом порядке. Теория конституции не допускает из­менения конституционного текста даже путем принятия обычных федераль­ных законов, и тем более — указов Президента. Отстаивая свою идею, авто­ры проекта заявляли, что теория должна следовать практике, а не наоборот; так же, как существуют сверхжесткие конституции, должны быть и сверхгиб- кие, поскольку в этом существует практическая потребность.

В окончательном тексте Конституции РФ возможность изменения с по­мощью обычных федеральных законов была устранена, а возможность изменения с помощью указов Президента согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении от 28 ноября 1995 г. № 15-П, сведена к дополнению названий субъектов РФ в ст. 65 Кон­ституции РФ. Тем самым предмет спора сохранился.

Каков обычный порядок внесения изменений в текст конституции? Ка­ким образом отличаются конституции по порядку их принятия? Какая по­зиция в приведенном споре представляется Вам более обоснованной?

Задача 2:

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ рас­смотрела заявление гражданки Епифановой о признании недействитель­ным Закона Московской области «О порядке отзыва депутата Московской областной Думы» в связи с тем, что Закон противоречит Конституции РФ, нарушает ее права как депутата Московской областной Думы и гражда­нина. Суд сослался на п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. «О некоторых вопросах применения судами Кон­ституции РФ при осуществлении правосудия», в котором разъясне­но, что согласно ч. 1 ст. 15 Конституции РФ Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Судам, как указано в этом Постановлении, при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нор­мативного правового акта, регулирующего рассматриваемые судом пра­воотношения, и во всех необходимых случаях применять Конституцию РФ в качестве акта прямого действия. В результате ст. 1 Закона Московской области «О порядке отзыва депутата Московской областной Думы» была признана недействующей в части возможности отзыва депутата за не­выполнение депутатских обязанностей или требований Конституции РФ либо закона.

Возможно ли было в данном случае непосредственное применение Консти­туции Верховным Судом РФ? Возникает ли конфликт компетенции Вер­ховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ в данном случае? Имеет ли правовое значение то обстоятельство, что оспариваемая норма не применена к заявительнице? Укажите последствия принятия указанного решения Верховного Суда РФ.

Павлова Ксения:

В Государственную Думу внесен проект закона РФ о поправке к Конституции, который предлагает одновремен­но изменения и дополнения в разные статьи гл. 3-8 Конституции (в части полномочий Президента РФ, Государственной Думы, местного самоуправления и т.д.).

Государственная Дума отказывается рассматривать законопро­ект по тому основанию, что Федеральный закон «О порядке при­нятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» гласит (п. 2 ст. 2): «Одним законом Российской Феде­рации о поправке к Конституции Российской Федерации охваты­ваются взаимосвязанные изменения конституционного текста».

Как вы предлагаете толковать понятие «взаимосвязанные из­менения»?

 

Товмасян Арман:

Гражданин Абелев Н. К, припарковал свой автомобиль в зоне действия знака «Остановка запрещена». Автомобиль был эвакуирован специальной службой ГИБДД. Абелев посчитал действия сотрудников ГИБДД неправо­мерными, поскольку они нарушают право собственности, гарантирован­ное ст. 35 Конституции РФ. ГИБДД представило возражения, в которых указало, что реализация права собственности должна осуществляться в рамках, установленных действующим законодательством. Полномочие должностных лиц ГИБДД осуществлять эвакуацию транспортных средств, мешающих дорожному движению, предусмотрено действующим админи­стративным законодательством.

В какой суд и с какими требованиями может обратиться Абелев? Ка­ковы особенности конституционных правоотношений по сравнению с ад­министративными?

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 274.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...