Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Лекция 2. Информационные комплексы органов государственной власти и управления.




2.1. Компьютерные технологии в деятельности Администрации Президента, Аппарата Правительства и Федерального Собрания.

2.2. Автоматизированная система информационного обеспечения органов прокуратуры.

2.3. Компьютерные технологии в деятельности органов МВД.

 

2.1. Компьютерные технологии в деятельности Администрации Президента, Аппарата Правительства и Федерального Собрания.

 

В современных условиях повышения значимости информации пришло осознание странами и важности государственной информационной политики. В конце XX в. вопрос о необходимости формирования и реализации основ информационной политики был поставлен на повестку дня и в Российской Федерации. Важным результатом деятельности органов государственной власти и управления в этой области явилась разработка и принятие Концепции государственной информационной политики и Доктрины информационной безопасности Российской Федерации. Тем самым государство признало информационную политику одним из элементов системы государственного управления.

Государственная информационная политика, как один из важнейших элементов системы управления государством, несомненно, нуждается в теоретическом обосновании. Информационную политику в качестве практической сферы деятельности можно рассматривать сквозь призму целого ряда наук или научных концепций – философии, социологии, истории, политологии и ряда других.

Одним из сущностных оснований информационной политики в общефилософском контексте является понятие «государственная политика». Можно согласиться с мнением современного исследователя Ю.А. Нисневича, считающего, что, в конечном счете, вся «совокупность целей и способов их достижения, стратегии и тактики управления, принципов и методов выработки и реализации управленческих решений для регулирования и развития определенной сферы (экономической, социальной, информационной, внешнеполитической и т.д.) жизнедеятельности общества и государства составляет суть государственной политики в той или иной сфере».

В самом широком смысле политику можно трактовать как особую сферу жизнедеятельности людей, связанную с властными отношениями, с государством и государственным устройством, социальными институтами, которые призваны функционировать и действовать в соответствии с законами, принципами и нормами и тем самым гарантировать жизнеспособность граждан разных сообществ людей, реализацию их общей воли, интересов и потребностей.

Информационная сфера, как показывает мировая практика, является одним из важнейших объектов государственного управления, в частности, реализации государственной информационной политики. Информационное взаимодействие между органами власти, внутри общества, внутри власти – непременное условие устойчивого развития государства, его единства и целостности.

Понятие «информационная политика» в рамках современных концептов основано на понятиях «коммуникация» и «информация».

В самом простом понимании коммуникация – это процесс распространения информации. Иначе говоря, если коммуникация – механизм, общение, то информация – содержательная сторона такого общения. Однако при всей внешней простоте понятие «коммуникация» лежит в основе ряда теоретических концепций, являющихся основой разработки и реализации информационной политики.

Систематизируя подходы и трактовки понятия коммуникации, можно сделать вывод о том, что в широком смысле коммуникация – это передача информации от одного человека к другому, способ доведения индивидом до других людей идей, фактов, мыслей, чувств и ценностей.

Говоря о коммуникациях в рамках формирования и реализации государственной информационной политики, следует иметь в виду, прежде всего массовую коммуникацию.

Безусловно, государственная информационная политика изначально основана на построении информационного пространства в государстве, которое представляет собой, прежде всего, «совокупность пересекающихся информационных сфер гражданского общества, государственной власти и местного самоуправления».

Таким образом, анализ основных концептов государственной информационной политики позволяет определить информационную политику государства (государственную информационную политику), как деятельность органов государственной власти и управления по разработке комплекса мер по выявлению и удовлетворению информационных потребностей в обществе в рамках единого информационного и культурно-коммуникационного пространства посредством разработки, внедрения и эффективного использования современных информационных продуктов и технологий.

Сегодня в России ключевой проблемой в сфере государственной информационной политики является отсутствие до настоящего времени официально провозглашенной и общепризнанной национальной стратегии информационного развития, которая должна определять научно проработанные концептуальные основы такой политики.

\

2.2. Автоматизированная система информационного обеспечения органов прокуратуры.

Под электронной демократией в Концепции понимается такая форма организации общественно-политической деятельности граждан, которая обеспечивает за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий качественно новый уровень взаимодействия граждан друг с другом, с органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными организациями и коммерческими структурами. В этом смысле электронную демократию следует четко отделять от электронного правительства, под которым согласно Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 632-р, понимается новая форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий качественно новый уровень оперативности и удобства получения организациями и гражданами государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов.

Электронная демократия наряду с электронным правительством является одной из базовых основ информационного общества.

Концепция разработана в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая Стратегию развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденную Президентом Российской Федерации от 7 февраля 2008 г. № Пр-212, государственную программу Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)», утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. № 1815-р, международные соглашения.

Концепция определяет основные приоритеты, направления и этапы развития в Российской Федерации механизмов электронной демократии на период до 2020 года.

В современной России продолжаются демократические преобразования, основным проводником которых выступает государство в лице органов власти. В большинстве демократических стран развитие демократии, включая её ключевые институты, опирается не только и не столько на власть, сколько на гражданское общество. В России становление сильного гражданского общества идёт медленно и прерывисто. В этой связи актуальной задачей становится поиск и внедрение механизмов, способствующих повышению активности граждан в общественно-политической жизни страны.

Как показывает опыт зарубежных стран, осуществляющих серьезные вложения в развитие демократических институтов, широкое распространение информационно-коммуникационных технологий является одним из ключевых факторов, непосредственно влияющих на развитие институтов демократии. В основном это осуществляется за счет того, что информационно-коммуникационные технологии значительно расширяют возможности общественно-политической деятельности граждан. Например, механизм двустороннего электронного взаимодействия граждан с органами власти при получении различного рода услуг существенно снижает временные, транспортные и иные материальные издержки граждан.

Таким образом, активное внедрение информационно-коммуникационных технологий в систему общественно-политических отношений позволяет существенно расширяет возможности российских граждан в плане их общественно-политического участия, создания условий для роста их гражданской активности, что в свою очередь, способствует формированию качественно нового уровня активности граждан, пользующихся современными электронными технологиями не только в личных целях, но и в целях общественно-политического участия на всех уровнях публичного управления.

В настоящее время в России сложилась благоприятная среда для активного развития механизмов электронной демократии. Во-первых, на государственном уровне четко обозначен вектор в сторону системного укрепления демократических институтов; государство выделяет серьезные средства на развитие гражданского общества, оказывает поддержку многочисленным общественным организациям. Во-вторых, российские граждане проявляют всё больший интерес к современным информационно-коммуникационным технологиям, включая мобильную телефонию и интернет; растёт число граждан, которые активно пользуются различными мобильными и интернет-проектами в целях защиты своих прав и свобод, осуществления коммуникации с органами власти и общественно-политическими организациями. В-третьих, государственные и частные программы информатизации системы общественных отношений позволили сформировать соответствующую инфраструктуру и создать в России плотную информационно-коммуникационную среду с высоким уровнем распространения мобильных телефонов и персональных компьютеров среди населения, интернет-доступности и компьютерной грамотности. Современные электронные технологии всё шире применяются в бизнесе, медицине, образовании, науке, культуре и государственном управлении.

Вместе с тем существуют и серьезные препятствия на пути развития механизмов электронной демократии в современной России. В первую очередь, это касается процедур двустороннего взаимодействия граждан с органами власти по общественно-политическим вопросам. Механизм обращений и запросов граждан и организаций в органы власти в электронном виде не получил широкого распространения в силу отсутствия необходимых и достаточных процедур, которые бы юридически гарантировали и практически обеспечивали полное равенство данных обращений и процедур перед их физическими аналогами. Следующей важнейшей проблемой являются вопросы идентификации и аутентификации участников информационного взаимодействия, в том числе в части практической реализации. Сохраняется цифровое неравенство между федеральным центром, субъектами Российской Федерации и муниципалитетами. Проникновение интернета протекает неравномерно, качество доступа к данному ресурсу в масштабах страны находится ещё на недостаточном уровне. К негативным факторам следует отнести и отсутствие эффективных инструментов популяризации механизмов электронной демократии среди населения. Без массового информирования граждан о широких возможностях механизмов электронной демократии невозможно сформировать среду доверия к данным механизмам.

Проблемы, препятствующие развитию механизмов электронной демократии в современной России, затрагивают интересы самых широких слоев населения, носят комплексный характер и не могут быть решены на уровне отдельных органов государственной власти или частных проектов. В связи с этим развитие механизмов электронной демократии необходимо осуществлять на общегосударственном уровне, вовлекая в этот процесс представителей гражданских объединений и общественных организаций, экспертов, органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также средства массовой информации и частные компании.

Анализ системы общественно-политических отношений в современной России позволяет предположить, что, несмотря на серьезные риски, которые несут с собой новые информационно-коммуникационные технологии, активное внедрение в современной России механизмов электронной демократии на всех уровнях власти и гражданского участия будет способствовать сближению власти и общества, усилит гражданское участие в государственном секторе и принятии общественно-политических решений, сделает органы власти более доступными и открытыми для граждан, создаст дополнительные стимулы для развития партнерской модели взаимодействия органов власти и гражданского общества.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 189.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...