Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Краткая характеристика критериев выживания с оценкой степени тяжести социальной недостаточности.




Лекция

Технология исследования социального статуса клиента и социальный диагноз.

 

Социальная работа, как и любая другая дисциплина предполагающая работу с конкретным клиентом-пациентом имеет свои конкретные технологии и методики работы.

Социальные технологии отличаются большим разнообразием диктуемым большим числом совершенно разнообразных не похожих друг на друга социально зависимых категорий, таких как, больные и инвалиды, дети – инвалиды, дети и молодежь без должного родительского досмотра, малообеспеченные, пострадавшие от аварии на ЧАЭС, пожилые люди, семьи больных и инвалидов, многодетные семьи, люди с психологическими и психическими проблемами, неполноценные семьи, ветераны войны, воины интернационалисты, безработные, жертвы катастроф (природных, техногенных, экологических), наркоманы и алкоголики, жертвы насилия, беженцы, мигранты, заключенные и бывшие заключенные, носители вируса СПИД, бездомные и.т.д.

Каждый из перечисленных контингентов несет за собой груз специфических проблем ограничивающих его жизнедеятельность и приводящих к серьезной социальной дезадаптации и требует к себе пристального внимания и квалифицированной специфической помощи специалиста по социальной работе.

Таким образом работа специалиста по социальной работе должна включать в свои задачи как изучение проблем данных контингентов в целом - макро уровень, так и изучение вопросов социального исследования и оказания адресной помощи конкретному клиенту(пациенту). Последнее предполагает наличие у социального работника знаний конкретных методов и методик выявления (диагностики), анализа и коррекции конкретных нарушений приводящих к социальной недостаточности клиента.

 

Первым звеном технологической цепочки исследования проблем клиента является выяснение целей обращения клиента (его жалобы) .С этой целью социальный работник должен внимательно выслушать клиента направляя вопросами на формулировку основных жалоб вызывающих, по мнению клиента, у его ограничения жизнедеятельности приводящие в последующем к социальной недостаточности.

Вторым обязательным звеном технологической цепочки является выяснение истории возникновения настоящих проблем, т.е. сбор социального анамнеза проблем.С этой целью необходимо провести опрос клиента в нескольких основных направлениях, наиболее серьезным образом влияющих на жизнедеятельность и социальную активность людей.

1.Выявление причин непосредственно (по мнению клиента) повлекших за собой затруднительную жизненную ситуацию (заболевание, психотравмы, смерть члена семьи, развод, осуждение, служба в вооруженых силах…) .

2.Выявление предпосылок позволивших имевшим место причинам вызвать затруднительную жизненную ситуацию. (определенная социальная среда, образ жизни, воспитание…).

3.Выявление подобных случаев аналогичных или подобных затруднительных жизненных ситуаций в предыдущем отрезке жизни.

При выяснении социального анамнеза необходимо уточнить вопросы связанные с

- профессиональным маршрутом клиента (работает по специальности на одном месте или трудовая книжка представляет собой "географический атлас" с путеводителем по предприятиям и учреждениям.

- Образовательным цензомклиента (не имеет образования, имеет - какое?, имеет- сколько?.

- Семейным статусомклиента (женат-замужем, сколько раз, причины разводов, наличие детей и их судьба, отношение членов семьи).

- Материальным статусомклиента (доходы его лично и семьи в целом, а также изменение в материальном статусе после попадания в затруднительную жизненную ситуацию).

ТРЕТЬИМ звеном технологической цепочки является исследование социального статуса направлена на изучение степени нарушений жизнедеятельности клиента приведших к социальной дезадаптации.

 Для дальнейшего рассмотрения вопроса необходимо определить основные понятия критерии жизнедеятельности, их виды социальная недостаточность.

Жизнедеятельность (или привычная деятельность) представляет интеграцию физических, психологических и социальных функций. Ограничения жизнедеятельности, приводящие к снижению трудоспособности, возникают при снижении способностей: ориентации (осознание себя, оценка внешних событий и своей роли, возможность приобретения знаний и участие в производственной деятельности, выполнение семейной роли и т.п.), общения, к личному уходу, передвижения, владеть телом, ловкости, выносливости к различным факторам, способности к специальным навыкам.

Уровень ограничения жизнедеятельности нарастает по мере утяжеления ограничения трудоспособности: трудность в действиях при возможности выполнения их без посторонней помощи - необходимость во вспомогатель­ных средствах - необходимость в посторонней помощи - полная зависимость от присутствия другого лица - выполнение только при помощи другого лица, использующего вспомогательные средства- полная неспособность к деятельности.

Социальная недостаточность отражает последствия - культурные, социальные, экономические и в окружающей среде, вытекающие из ограничения жизнедеятельности и снижения трудоспособности, когда человек может выполнять лишь ограниченно или не может совсем выполнять обычную для его положения роль в жизни, в зависимости от пола, возраста, социального и культурного положения.

Для оценки социальной недостаточности используются измерители жизненного опыта. Шесть ключевых из них, отражающих возможность человека поддерживать так называемые "жизненные роли", являются критериями выживания: при ограничениях ориентации, физической независимости (самообслуживания), мобильности ( передвижения), занятия (трудовой деятельности), социальной интеграции (общения) и экономической самостоятельности.

Использование критериев выживания позволяет выделить степени ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности применительно к степени ограничения трудоспособности. Они могут быть:

незначительные( у лиц без видимых признаков (например инвалидности), но нуждающихся в профилактических мерах),

Умеренные,

Значительные и резкие.

Краткая характеристика критериев выживания с оценкой степени тяжести социальной недостаточности.

 

1. ОРИЕНТАЦИЯ - это способность самостоятельно ориентироваться по отношению к окружающей обстановке, взаимодействие или взаимосвязь с ней посредством зрения, слуха, обоняния или осязания. Социальная недостаточность при ограничениях ориентации включает последствия снижения способности поведения (оценка внешних событий и своей роли, возможность приобретения знаний и участия в производственной деятельности) м коммуникации при соответствующих уровнях зрения, слуха, осязания, речи и ассимиляции этих функций в сознании.

2. САМООБСЛУЖИВАНИЕ или физическая независимость - это способность поддерживать привычное, эффективное, независимое от других лиц существование, включая функции личного ухода за собой и другую повседневную деятельность.

Социальная недостаточность при ограничениях самообслуживания включает степень зависимости по отношению к вспомогательным устройствам и помощи окружающих.

3. ПЕРЕДВИЖЕНИЕ или мобильность - способность эффективно передвигаться в своем окружении.

Социальная недостаточность зависит от степени мобильности, возможность которой увеличивается при использовании протезов и других средств физической помощи.

4. ОБЩЕНИЕ или социальная интеграция - способность участвовать в контактах с людьми, поддерживать привычные общественные взаимоотношения.

Социальная недостаточность характеризует степень контактности с расширяющимся кругом лиц.

5.КОНТРОЛЬ ЗА СВОИМ ПОВЕДЕНИЕМ включает способность осознания и способность правильно вести себя в повседневной обстановке и по отношению к окружающим.

Ограничения жизнедеятельности и социальная недостаточность связаны со снижением способности самосознания, осознания местоположения во времени и пространстве, идентификации предметов и людей, осознания личной безопасности, способности запоминать и понимать связи предметами и людьми в условиях повседневной жизни, способности приобретать знания и их использовать, способности к взаимоотношениям (семейным, производственным, межличностным).

6. УЧАСТИЕ В ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ зависит от ограничения занятия, под которым понимается способность занимать свое время в соответствии с возрастом, полом и культурой. В объем обычной деятельности входят, помимо работы по найму, ведение домашнего хозяйства и активный отдых, способность нести ответственность по воспитанию ребенка, а для детей - способность посещать нормальную школу.

Социальная недостаточность при ограничении трудовой деятельности характеризует снижение способности поддерживать соответствующую занятость времени в течение рабочего дня.

Таким образом при исследовании социального статуса клиента необходимо обратить внимание на следующие вопросы:

1. Взаимоотношения в семье .клиента, состав семьи, характер отношений членов семьи и близких родственников между собой и непосредственно к клиенту.

Метод

Выход социального работника в семью клиента и непосредственное исследование социально-психологической ситуации.

2. Жилищно-бытовые условия. (Наличие отдельной квартиры, отдельный дом, количество комнат, наличие отдельной комнаты, жилая и общая площадь наличие удобств (разделенный-совмещенный санузел), наличие лифта в подъезде и этаж проживания, наличие специальных приспособлений расширяющих рамки физической независимости (например инвалида) количество проживающих, и т. д.

Метод

Выход социального работника по месту жительства клиента и непосредственное исследование социально-бытовых условий жизни.

3. Взаимоотношения с ближайшим окружением (сослуживцами и начальством) на работе (на основании изучения характеристик с рабочего места, выписки из трудовой книжки, исследования коллектива, исследования условий и характера труда).

Метод

Выход социального работника на предприятие клиента и непосредственное исследование (совместно с физиологами труда, гигиенистами…)социально-психологической ситуации в коллективе, а также условий и характера труда.

4. Образовательный ценз клиента и его ближайшего социального окружения (членов семьи). Наличие среднего, средне-специального, незаконченного высшего, высшего или нескольких высших образований (обязательно на основании представленных документов), а также работа по специальности диплома.

Метод

Изучение социальным работником документов подтверждающих получение клиентом образования, а также работы по специальности.

5. Материальный статус клиента. Необходимо выяснить цельную картину материального благополучия семьи клиента, финансовые взаимоотношения между членами семьи, удельный вес доходов клиента в семейном бюджете, изменение материального статуса клиента и его семьи в связи с возникшей затруднительной жизненной ситуацией.

Метод

Изучение справок из бухгалтерий по месту работы клиента и активных членов семьи.

6.  Выяснение жизненных целей и устремлений, .краткосрочные и долгосрочные ( на перспективу) планы.

7. Уровень и характер жизненных потребностей, а также уровень их значимости как для клиента, так и для членов его семьи.

8. Жизненные приоритеты клиента.

Результатом любого исследования является формулировка выводов, которые лаконично и четко характеризуют проблему подвергшуюся изучению. Когда речь идет о работе с конкретным клиентом толи в медицине, толи в социальной работе, таким заключением служит диагноз. В медицине он называется клинико-функциональный, а в социальной работе его правомочно называть социальным.

Любой диагноз строится на основании общепринятых классификаций емко и точно характеризующих выявленные нарушения. Так в медицине используется Международная классификация болезней 9-го, а в настоящее время осуществляется переход на 10-го пересмотра.

В своей практике для постановки социального диагноза социальный работник также пользуется различными классификациями, к примеру "Международной классификацией ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности" или международной номенклатурой ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности.

Следовательно следующим этапом или

ЧЕТВЕРТЫМ ЗВЕНОМ технологической цепи является постановка социального диагноза










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 167.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...