Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Особенности общества и человека.




В человеке соеди­нены природное, социальное и культурное начала, они интегрированы в нем, образуя единство и целостность.

Представляя собой существо социальное, человек вместе с тем является частью приро­ды. С этой точки зрения люди принадлежат к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens, а следовательно, человек оказывается существом биологическим.

Включенность человека сразу в два мира — в мир общества и в мир органической при­роды — порождает немало проблем, как ка­сающихся актуального существования людей, так и связанных с объяснением самой приро­ды человека.

Биологизаторский и социологизаторский подходы к человеку.

В ходе дискуссий о соотношении биоло­гического и социального в человеке высказы­вается широкий спектр мнений, заключенных между двумя полюсами: концепциями чело­века, которые принято называть биологизаторскими или натуралистическими, сторон­ники которых абсолютизируют роль есте­ственных, биологических начал в человеке, и социологизаторскими концепциями, в кото­рых человек представлен как всего лишь сле­пок с окружающих его социальных отноше­ний, их пассивное порождение.

К биологизаторскимконцепциям относит­ся расизм, который, как уже говорилось, ис­ходит из того, что в главном, существенном природа человека определяется его расовой принадлежностью. Подобно расизму, дискре­дитировало себя другое биологизаторское те­чение — социал-дарвинизм,довольно влия­тельный в конце XIX и начале XX века. Его сторонники пытались объяснить явления об­щественной жизни (такие, например, как борь­ба классов), опираясь на учение Дарвина о ес­тественном отборе и эволюции (так, они дела­ли вывод о том, что представители высших классов занимают ведущее место в обществе, поскольку наиболее высокоразвиты).

В рамках социологизаторских концепций все то, что относится к биологии человека, к естественным предпосылкам его существования, наконец, к человеческой ин­дивидуальности в ее многообразнейших проявлениях вос­принимается как нечто второстепенное, от чего можно отвлекаться при изучении че­ловека, и более того, как сырой материал, обладающий бесконечной пластичностью, коим можно безгранично манипулировать во имя достижения того или иного социаль­ного идеала.

 

В современной философии важное место уделяется вопросу вза­имодействия личности и общества.

Характерными чертами общества являются во-первых,наличие 2-х режимов – активного и пассивного. В пассивной фазе «общество спит» в том смысле, что, поскольку социуму ничего не угрожает, общество бездействует, кажется, что такой реальности нет вообще. Но в ситуации кризиса социума, его «заболевания» общество просыпается, становится активным, начинает определять отношение человека культуры к различным социальным реалиям и процессам.

Во-вторых -наличие у людей понимания,  что они зависят друг от друга, что культурная жизнь предполагает совместную деятельность, подчинение, взаимопомощь, что все эти отношения обеспечиваются общественными институтами.

В-третьих– общение. В ситуациях кризиса или заболевания социума люди переходят к общению, то есть собираются вместе вне рамок социальных институтов и, главное, пытаются повлиять на общественное сознание с целью его изменения.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 233.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...