Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Банковский сектор в качестве субъекта рынка ценных бумаг Сирии




РЦБ Сирии

 

 

Сирийская Арабская Республика - государство на Ближнем Востоке, граничащее с Ливаном и Израилем на юго-западе, с Иорданией на юге, с Ираком на востоке и с Турцией на севере. Омывается Средиземным морем на западе.

Население Сирии составляет 20,2 млн человек (по данным на 2009 год). Более половины сирийцев — сунниты, однако в стране присутствуют значительные общины шиитов-двунадесятников, исмаилитов-низаритов

и алавитов (16 %), разных направлений христианства (10 %) и исмаилитов.

Государственный язык — арабский. С 1963 года республика находится под управлением партии «Баас». Современная государственность Сирии насчитывает немногим более 60 лет, но цивилизация зародилась здесь ещё в четвёртом тысячелетии до нашей эры. Столица — Дамаск, один из древнейших постоянно заселённых городов мира.

Внешняя торговля

Экспорт — 13,97 млрд долл. (в 2008) — нефть, минеральное сырьё, фрукты и овощи, текстиль.

Основные покупатели — Ирак 30,7 %, Германия 9,8 %, Ливан 9,6 %, Италия 6,4 %, Франция 5,5 %, Египет 5,4 %, Саудовская Аравия 5,1 %.

Импорт — 15,97 млрд долл. (в 2008) — промышленная продукция, продовольствие.

Основные поставщики — Саудовская Аравия 11,7 %, Китай 8,7 %, Россия 7,5 %, Италия 5,9 %, Египет 5,8 %, ОАЭ 5,7 %.

 

Рынок ценных бумаг Сирии относится к формирующимся рынкам. Одной из причин такого состояния является то, что экономическая ситуация в Сирии характеризуется отсутствием стабильности. Это обусловлено рядом обстоятельств, таких, как, например, переходный в целом характер национальной экономики, длительное противоборство с Израилем, истощающее экономику и препятствующее проведению качественных реформ, образование доминирующих позиций государственного сектора в тех сферах экономической активности, которые считаются стратегическими для сирийской экономики в целом. А также ряд идеологических подходов, тормозящих процесс перехода к рыночной экономике и проведение кардинальных преобразований, которые могут повлиять на формирование устойчивых экономических отношений. Ко всему вышеперечисленному следует добавить и обострение военно-политической ситуации в Сирии.

Следует отметить, что в Сирии функционирует плановая экономика, в основе которой лежит концепция непосредственного вмешательства государства в хозяйственную деятельность, где государственный сектор занимает лидирующие позиции и контролирует базовые отрасли производства, сферу финансов, а также различные экономические институты. Сфера деятельности частного сектора ограничена и не имеет достаточных возможностей для расширения с целью занять объемную нишу в экономической структуре страны. Если принять во внимание стремление САР встать в один ряд с относительно экономически стабильными и процветающими государствами, то это обстоятельство можно рассматривать в ряду наиболее значительных препятствий на пути реализации этих планов.

Однако необходимо отметить, что страна на протяжении уже длительного периода находится в стадии разработки и частичного проведения реформ, связанных с реорганизацией систем управления экономикой и собственно производственных механизмов. Экономические планы Сирии ориентированы на эффективное развитие экономики, реформирование основ хозяйственной деятельности, а равно и всей системы участия государства в хозяйственной жизни, мобилизацию внутренних и внешних источников накопления, а также создание элементов рыночной экономики и постепенный переход к ней.

 

 

Банковский сектор в качестве субъекта рынка ценных бумаг Сирии

Сирийское руководство еще в 70-е годы стало проводить ограниченную экономическую либерализацию. Конец 80-х - начало 90-х годов совпал с распадом СССР, бывшим партнером и союзником Сирии, активно помогавшим ей в развитии промышленности и инфраструктуры. В ходе X-го съезда правящей партии Баас, который проходил с 6 по 9 июля 2005 г., особо подчеркивалось, что все меры, предлагаемые для реформирования экономической и финансовой сферы страны, нацелены на создание более благоприятных условий для интеграции экономики Сирии в мировую систему. В экономической и социальной сферах основой политики Баас ставится курс на создание в стране "социально ориентированной экономики", что должно реализовываться без ущерба для таких областей, как здравоохранение, образование и занятость населения. Предусматривается реформирование государственного и развитие частного секторов, общее повышение темпов экономического роста САР. Предполагается приватизация убыточных государственных компаний и предприятий. В качестве одной из наиболее важных задач провозглашена решительная борьба с коррупцией, пронизавшей практически все звенья государственного аппарата.

В рамках реформ одной из главных задач является реформирование собственно финансовой системы, и, в частности системы банковской деятельности, которая должна развиваться в соответствии с требованиями современности.

Во время президентства Хафеза Асада большая часть экономики страны находилась под непосредственным контролем государства, т.е. государство осуществляло собственную хозяйственную деятельность в рамках обширного госсектора. Так, в начале 60-х годов были национализированы все банки, в том числе и с иностранным капиталом, многие промышленные предприятия и т.д. Законодательство, регулировавшее банковскую деятельность и валютный рынок, не менялось на протяжении десятилетий, а фондовый рынок полностью отсутствовал. В настоящее время государство предпринимает меры по некоторой либерализации, в частности, готовится закон, который снимет 40-летний мораторий, введенный баасистским руководством, на частную банковскую деятельность. Согласно новому закону допускается участие иностранного капитала в банковской деятельности при условии, если 51% уставного капитала банка принадлежит сирийскому резиденту. Это позволит стимулировать приток иностранных инвестиций в экономику Сирии.

Не случайно, экономическая либерализация в Сирии началась с реформы финансово-банковской системы, поскольку это - основа модернизации всей сирийской экономики. Впоследствии начали работу 3-и частных банков в свободных зонах страны. Ряд ливанских банков первыми получили возможность участвовать в этом эксперименте.

2 декабря 2000 г. на заседании Регионального Руководства Баас было принято решение о создании частных банков в виде частных или смешанных акционерных предприятий с минимальной кредитной базой 30 млн.долл. При этом указывалось, что частные банки не заменят собой контролируемые государством 6 прежних банков, а будут служить дополнением им.

На заседании также была выражена поддержка планам создания фондовой биржи. В конце марта 2001 г. Совет министров принял новый закон о банках, на основании которого допускалось расширение базы частных банков и вводилось понятие тайна вклада. Наличие широкой сети частных банков и их филиалов, например, в туристических центрах способствовало бы развитию туризма и увеличению притока приезжих, особенно из арабских стран. Также частный банковский сектор обеспечил бы появление новых рабочих мест для высококвалифицированных специалистов и ускорил бы процесс модернизации государственных финансовых структур. Ныне в стране насчитываются 6 государственных банков: Центробанк, сельскохозяйственный, промышленный, ипотечный, коммерческий банки и потребительский кредит. А также несколько частных банков, таких, например, как Bank of Syria and Overseas,Bemo и Bank Auda,International Trade и Finance Bank. К тому же в январе 2006 г. действующий в Иордании Арабский банк открыл свое отделение в Сирии. Этот шаг имеет для Сирии особое значение, поскольку указанный банк является старейшим в арабском мире и может послужить примером для других финансовых институтов в том, что касается размещения арабских и иностранных капиталов в Сирии.

Центробанк, в свою очередь, становится все более мощным экономическим инструментом хозяйственной политике государства, он предоставляет инвесторам и предпринимателям необходимые услуги на современном уровне, создавая тем самым благоприятный климат для развития предпринимательской деятельности и притока иностранного капитала. Этому аспекту отводится особое внимание, поскольку он может способствовать, помимо прочего, расширению производственной базы, наращиванию темпов экономического роста, созданию новых рабочих мест.

В сентябре 2005 г. ЦБ объявил о повышении ставки процента по вкладам с 6,5% до 7%, также была поднята ставка по стандартным депозитам до 9% с целью поощрения накоплений в национальной валюте и мобилизации средств в интересах улучшения валютно-финансового положения в стране. В марте 2005г. кредитно-денежный совет САР принял решение об увеличении % ставки по срочным вкладам до 4%, по долгосрочным до 7% и по инвестиционным сертификатам до 7,5%. В результате, объем депозитных вкладов в сирийские банки за апрель-май увеличился на 37 млн. долл. В процентном отношении объем вкладов за 2 месяца увеличился на 67%, в то время как за весь 2004г. он увеличился всего на 20%.

Валютный контроль осуществляется также ЦБ, который выдает разрешения на проведение сделок с иностранной валютой определенным банкам и агентствам. Таким образом, работа сферы валютного регулирования строится на противоречивых попытках обеспечить его максимальную эффективность и одновременно сохранить государственный контроль. Однако в рамках реализации новых подходов к функционированию капитала контроль над валютным рынком был несколько ослаблен, и сирийские граждане получили возможность открывать счета в банках в иностранной валюте и вести торговые операции на базе таких счетов. К тому же местным банкам разрешено вводить собственные валютные курсы, в допустимой степени отличающиеся от устанавливаемого ЦБ. Однако, по некоторым свидетельствам, валютный рынок еще не обладает необходимой для развития рыночных тенденций гибкостью. В стране существует ряд протекционистских ограничений. Так, вывоз валюты Сирии за территорию государства в большинстве случаев запрещен, а при выезде из САР нерезидентам разрешается вывозить тот объем валюты, который декларировался ими при въезде. Компании-нерезиденты, зарегистрированные и осуществляющие деятельность на территории Сирии, имеют право открывать банковские счета как в иностранной, так и в сирийской валюте. Однако только 50% чистой прибыли от иностранных инвестиций могут быть вывезены за границу. Для вывоза иностранных капитальных средств требуется разрешение Центрального банка.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 136.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...