Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Смысл и результаты опричнины




Лекция 30.

Опричнина

3 декабря 1564 г. Иван IV выехал из Москвы на богомолье в подмосковное село Коломенское. Царский «поезд» выглядел на этот раз необычно: царь взял с собой всю государеву казну, включая иконы и кресты, «златом и камениемдрагим украшены», золотую и серебряную посуду. Царские приближенные отправлялись в путь с женами и детьми. Москвичи взирали на необычную процессию с беспокойством и страхом: «все же о том в недоумении и унынии быша такому государскому великому необычному подъему».

После двухнедельного пребывания в Коломенском Иван IV отправился в Александрову слободу. Оттуда 3 января 1565 г. он прислал в столицу грамоту, адресованную митрополиту. Царь писал, что положил гнев и опалу на «архиепископов и епископов, и на

архимандритов, и на игуменов, и на бояр своих, и на дворецкого и конюшего, и на околничих, и на казначеев и на дьяков, и на детей боярских и на всех приказных людей». Бояре и служилые люди провинились многочисленными изменами и нежеланием воевать против государевых недругов, а духовенство — заступничеством за тех, кого царь хотел «в их винах понаказати». Посему «отвеликие жалости сердца, не хотя их многих изменных дел

терпети» государь оставил свое государство и поехал «вселитися, иде же его, государя, Бог наставит». В другой грамоте царь заверял посадских людей, чтобы они «себе никоторогосумления не держали, гневу на них и опалы никоторые нет».

В средневековом сознании монарх был не просто наследственным главой государства, но помазанником Божьим, заступником за страну перед Всевышним. Простой люд не мыслил себе государства без государя. Иван IV отчетливо сознавал это. Фактически он просто натравил посадскую массу на верхушку тогдашнего общества. Расчет его оказался верным, посадские люди единодушно поддержали царя: «А хтобудетьгосударьских изменников,

и они за тех не стоят и сами тех потребят [уничтожат]».

Духовенству и боярам пришлось отправиться в Александрову слободу и умолять царя, чтобы «гнев свой и опалу с них сложили на государстве бы был и своими бы государствы владел и правил, как ему, государю, годно; и хто будет ему, государю, и его государству изменники и лиходеи, и над теми в животе и казни его государьская воля».

Иван IV согласился с условием, чтобы впредь он был волен казнить и миловать по своему усмотрению, не считаясь ни с кем.

Одновременно царь заявил о намерении «учинити на своем государстве себе опричнину».

По-видимому, Иван Грозный, уезжая из Москвы, не был до конца уверен в том, что сумеет так легко добиться своего. Не зря он приказал сопровождавшим его служилым людям ехать «с людми, и с конми, и со всем служебным нарядом», включая оружие и припасы. Нервное напряжение, в котором царь находился вплоть до приезда московской делегации, дорого обошлось ему.

По словам очевидцев, по возвращении из Александровой слободы Иван IV изменился до неузнаваемости: облысел и лишился бороды. Жившие в Москве иностранцы, передавая столичные слухи, писали, что волосы царя «сожрала и уничтожила его злоба

и тиранская душа».

Слово «опричнина» традиционно означало часть княжества, которую после смерти князя выделяли его вдове «опричь» [кроме] всех уделов. В 1565 г. оно обрело новый смысл. Теперь «опричь» всей земли выделялся удел самого царя. Для управления опричными землями учреждались отдельные опричная Боярская дума, опричный государев дворец и опричные приказы. Неофициальной столицей опричнины стала Александрова слобода.

В опричнину вошли уезды, близкие к Великому княжеству Литовскому: Вяземский, Козельский, Медынский, Малоярославский, Можайский. Подмосковные волости — Гжель, Олешня, Хотунь на Лопасне и некоторые другие — были взяты в опричнину для обслуживания государева опричного двора. Опричными стали и северные территории, богатые пушниной, рыбой, солью и лесом: Поморье, Вологодский уезд, земли по Северной Двине, Пинеге и Мезени.

В Москве в опричнину вошли районы нынешнего Арбата, Знаменки, Воздвиженки, Пречистенки (ранее — Чертольской), а также стрелецкие слободы наВоронцовом поле.

Земли, не вошедшие в опричнину, именовались земщиной. Чтобы покрыть расходы на введение опричнины, Иван Грозный взял с земщины 100 тыс. руб., сумму по тем временам невероятную, ведь село с деревнями продавали за 100–200 руб., а самый высокий годовой оклад боярина равнялся 400 руб.

• Задание.Проследите по карте расширение опричных территорий.

• Вопрос.По каким критериям отбирались земли в состав опричнины?

Опричный террор

С 1565 г. слово «опричнина» приобрело второе значение: так стало называться особо приближенное к царю избранное войско. Вошедшие в это отборное войско служилые люди — опричники — приносили особую клятву верности царю и обязывались не общаться с земскими, включая родственников, даже собственных родителей. Опричнина была организована наподобие монашеского братства. Игуменом этого опричного «монастыря» стал сам Иван Грозный, келарем — князь Афанасий Вяземский. Опричники и одевались по-монашески — в черные рясы с капюшонами. К седлу они прикрепляли символы преданности — метлу и собачью голову, — чтобы выметать и выгрызать измену. Молебны

перемежались пирами и кровавыми расправами. Случалось, царь прямо во время церковной службы отдавал приказ об убийстве очередного «изменника», после чего опричники внезапно учиняли расправу надничего не подозревавшей жертвой, молниеносно пуская в ход «монашеские» посохи с заостренными железными наконечниками и выхватывая из-под ряс длинные ножи.

Опричный террор начался сразу после возвращения Ивана Грозного в Москву. Первыми жертвами стали заслуженный полководец А. Б. Горбатый-Шуйский с 17-летним сыном. За ними казни обрушились на знатные семьи: Куракиных, Головиных, Шевыревых… Правда, в 1566 г. опалы и казни заметно сократились. Некоторых опальных воротили из ссылки и даже вернули им конфискованные вотчины. Более того, был даже собран Земский собор, участники которого обратились к царю с ходатайством об отмене опричнины. Возможно, они полагали, что Иван IV и сам подумывает отказаться от опричнины. Надежда оказалась ложной, а передышка в терроре — краткой. Подача земской челобитной лишь вызвала новый приступ ярости царя.

С 1567 г. опалы и расправы стали постоянными, почти обыденными. Царю мало было просто казнить — он стремился поиздеваться над жертвой, особенно если человек был независим и смел. Знатный боярин Иван Петрович Федоров славился неподкупностью и праведным судом. В 1568 г. Иван Грозный обвинил его… в намерении захватить престол. Боярина облачили в царские одежды, дали ему в руки скипетр и посадили на трон. Царь театрально преклонил перед ним колени, а потом заявил: «Как в моей власти поместить тебя на этом троне, так в той же самой власти лежит и снять тебя!» — и всадил в грудь боярину нож. Вслед за своим повелителем на И. П. Федорова набросились опричники.

Растерзанное тело боярина протащили за ноги по всему Кремлю и бросили на площади. По рассказу служившего при дворе немца А. Шлихтинга, царь и опричники в течение года объезжали разбросанные по всей стране вотчины и поместья И. П. Федорова, убивая его слуг, сжигая дворы и запасы хлеба, истребляя даже церкви «со всем, что в них было».

Царский гнев обрушился не только на приближенных Ивана IV, но и на его родственников, которые почему-либо казались ему опасными. С осени 1569 г. царь, напуганный слухами о боярских заговорах, почти все время проводил в Александровой слободе.

И тут до него дошли слухи, что бояре замышляют передать трон князю Владимиру Андреевичу Старицкому, к тому времени последнему удельному князю в России. Скорее всего, то был вымысел, но болезненно подозрительный Иван IV охотно ему поверил. В конце сентября 1569 г. царь вызвал двоюродного брата к себе в Александрову слободу, а по приезде обвинил его в том, что тот «покушается на его жизнь и правление», и заставил вме-

сте с женой и младшей дочерью выпить яд. Тогда же в Горицком монастыре были убиты мать удельного князя старица Ефросиния с 12 монахинями. По одной версии, их задушили дымом в судной избе, по другой — утопили в Шексне.

Многие современники считали, что ввести опричнину Ивана IV надоумили «злые люди», ставшие видными опричниками. Называли вторую жену царя Марию Темрюковну и ее брата М. Т. Черкасского, бояр А. Д. Басманова и В. М. Захарьина-Юрьева. Вряд ли, однако, Иван Грозный нуждался в подобных советах, во всяком случае, введение опричнины явно соответствовало его собственным взглядам.

• Вопрос.Почему народная молва приписывала инициативу создания опричнины не царю, а его приближенным?

Страшный опричный террор, вероятно, объяснялся не только патологической жестокостью царя. И внешнее сходство опричного братства с монастырем неслучайно. В XVI в. русские

люди ждали скорого конца света. Иван IV, видимо, полагал себя Божьим наместником, призванным очистить Россию от зла.

В таком случае опричнина оказывалась подобием чистилища накануне Страшного суда. Опричники в представлении царя были общиной «чистых» среди порочного, подлежащего исправлению мира. Этим объяснялся, вероятно, запрет на общение опричников с земцами. Поэтому всякое совершенное ими убийство становилось богоугодным. В любом конфликте с земцем опричник, творящий «божью волю», заранее считался правым. Неслучайно Иван Грозный предписывал судьям: «Судите праведно, наши виноваты бы не были». Этим же, возможно, объяснялись частые внезапные убийства, когда застигнутый врасплох «изменник» не успевал покаяться, получить отпущение грехов и спасти душу.

Особую ненависть царя вызывали те, кто осуждал его жестокости, вступался за гонимых. В этом случае не спасало и духовное звание. Показательна история митрополита Филиппа.

В мае 1566 г. ушел на покой «за немощью» митрополит Афанасий. Не исключено, впрочем, что истинной причиной была не болезнь, а неодобрительное отношение к опричнине. Иван Грозный предложил занять митрополичью кафедру казанскому архиепископу Герману, выходцу из Иосифо-Волоколамского монастыря. Царь, по-видимому, считал, что Герман, как истинный иосифлянин, одобрит любые действия власти. Но тот, будучи приглашен

на митрополичий престол, сразу же стал стращать царя Божьей карой за казни невинных. Взбешенный Иван IV заявил: «Еще и на митрополию не возведенеси, а уже мя неволею обвязуешь!»

По свидетельству «Жития» Германа, его прямо в келье зарубил топором царский опричник. Эту версию подтвердило вскрытие мощей: голова Германа оказалась отрублена.

После неудачи с Германом Иван Грозный предложил митрополию игумену Соловецкого монастыря Филиппу. Это был необычный выбор. Филипп в молодости был близок к старицким князьям, постригся в монахи, опасаясь кары за участие в мятеже Андрея Старицкого. Через десять лет монастырская братия избрала его настоятелем. Игумен Филипп прославился обширным церковным и хозяйственным строительством, введением разнообразных технических новшеств. По своим взглядам Филипп был близок к нестяжателям, что должно было скорее оттолкнуть царя от него. Правда, два двоюродных брата Филиппа служили в опричнине.

Получив предложение взойти на митрополичий престол, Филипп просил, чтобы царь «отставил опришнину; а не отставит государь опришнины и ему в митрополитех быть невозможно». Нна сей раз Иван IV почему-то не вспылил, как в случае с Германом, а продолжал настаивать. Может быть, он понимал, что Филипп выражает общее мнение духовенства, может быть, упрямо хотел заставить строптивого игумена поступить по его царской воле.

В соборном приговоре об избрании Филиппа митрополитом говорится: «Царь и великий князь опришнины не отставил и в домовой царьский обиход ему (митрополиту) вступатися не велел, и за то бы игумен Филипп митропольи бы не отставливал, а советовал бы с царем и с великим князем, как прежние митрополиты советовали с отцем его великим князем Васильем и с дедом еговеликим князем Иваном». Фактически Иван Грозный пошел на уступку, вернув церкви в лице митрополита право «советовать с царем», то есть вступаться, «печаловаться» за опальных.

Менее двух лет выдержал Филипп обязательство «не вступатися» в опричнину. Уже в начале 1568 г. он начал «враждовати с царем об опришнине», добиваясь ее отмены, а весной 1568 г. во время богослужения в Успенском соборе публично отказал царю в благословении и укорил его, напомнив, что тот поставлен «судити по правде, а не мучительский сан держати». По свидетельству одного современника, митрополит даже заявил царю: «До ка- ких пор будешь ты без вины проливать кровь христиан и верных людей… У всех народов есть законы и права, только в России их нет». Такое случилось впервые. Церковные иерархи, конечно, не раз воздействовали на политику князей, случалось, и возражали им, но делали это келейно. Иван Грозный для того и учреждал опричнину, чтобы никто не смел ему возразить, да к тому же считал ее богоугодной, а теперь вдруг услышал гневное обличение от главы церкви. Конечно же, он не мог это стерпеть. Решив избавиться от строптивого митрополита, царь отрядил в Соловецкий монастырь специальную комиссию. Филиппу были предъявлены заведомо ложные обвинения в «порочном житии». Церковный

собор послушно осудил и низложил Филиппа. Особенно усердствовал в обвинениях новгородский архиепископ Пимен. Уже после формального низложения митрополита заставили вести службу в Успенском соборе. Прямо во время службы опричники объяви-

ли о низложении Филиппа, сорвали с него пастырское облачение и арестовали. Лишенного сана митрополита в одежде простого монаха отправили в заключение.

• Вопрос.Почему знаменитый русский историк Н. М. Карамзин называл Филиппа «великим иерархом церкви российской» и писал, что «ни Новая, ни Древняя история не представляет нам героя знаменитейшего»?

 

Новгородский погром

В конце 1569 г. опричное войско двинулось на Новгород. Поводом послужил донос о зреющей там измене. Правда, концы с концами у обвинителей не сходились: изменники якобы хотели посадить на престол Владимира Старицкого и в то же время

отдать Новгород «литовскому королю». Зачем же было новгородцам переходить «в Литву», если на российском престоле оказался бы угодный им царь? Но как ни абсурден был донос, царю, видимо, очень хотелось ему поверить: Новгород, в котором многое напоминало о былой вольности, вызывал у Ивана Грозного лютую ненависть.

Заботясь о внезапности, царь приказал поголовно уничтожать людей на пути опричного войска. ВКлину, Вышнем Волочке, Торжке опричники перебили по несколько сот человек, в Твери истребили несколько тысяч.

Вместе с тем Иван Грозный хотел, чтобы расправа над новгородцами в глазах остальных русских людей выглядела справедливым воздаянием за измену. Для этого он задумал получить благословение новгородского погрома у опального митрополита Филиппа, жившего под надзором в Тверском Отроч монастыре. Если уж Филипп, обличавший опричнину, благословит поход на Новгород, кому придет в голову сомневаться в том, что кара заслуженна? Царь, вероятно, надеялся, что бывший митрополит обрадуется возможности свести счеты со своим гонителем новгородским архиепископом Пименом. Но когда посланный царем опричник Малюта Скуратов явился к Филиппу, тот наотрез отка-

зался благословить очередное преступление, затеянное Иваном Грозным. Тогда Малюта задушил его, а выйдя от него, заявил, что старец Филипп умер от духоты в келье.

8 января 1570 г. Иван Грозный торжественно въехал в Новгород. На мосту через Волхов его встретил архиепископ Пимен.

Отказавшись поцеловать поднесенный ему крест, царь обвинил новгородского пастыря в измене, после чего отправился на молебен в Софийский собор, а затем на обед в архиепископский дворец. Но худо закончилась эта трапеза. Когда опричники наелись и напились, царь крикнул «Гойда!», и начался страшный, длившийся несколько недель погром. Людей убивали без всякой причины, только за то, что они новгородцы. Убивали стариков и детей, поджигали, облив горючей смесью, сбрасывали с моста в Волхови добивали топорами. Ученые считают, что из 30 тыс. новгородцев

погибли 10–15 тыс. Город так опустел, что в народных песнях возник поэтический образ этой трагической пустоты: «коею улицею ехал Иван Грозный царь Васильевич, тут кура не поет».

В середине февраля Иван Грозный покинул многострадальный город. За ним потянулись возы с награбленным. Служивший в опричнине немец ГенрихШтаден хвастался: «Когда я выехал с великим князем, у меня была одна лошадь, вернулся же я с 49, из них 22 были запряжены в сани, полные всякого добра». А ведь Штаден не занимал никакого важного поста, был рядовым опричником. Опричники вывозили не только сани с добром, но и крестьян из разграбленных вотчин и поместий.

Из Новгорода Иван Грозный двинулся к Пскову, где напуганные горожане встретили его хлебом-солью. Псков избежал судьбы Новгорода: казнены были лишь несколько человек. По преданию, город спас местный юродивый Никола. Когда Иван IV отправил ему подарок, тот в ответ прислал кусок сырого мяса. Все это происходило в дни Великого поста. Удивленный царь велел спросить, почему Никола предлагает ему согрешить. На это юродивый ответил: «Ивашка думает, что съесть кусок мяса какого-нибудь животного грешно, а нет греха есть столько людского мяса, сколько уже съел». Выйдя навстречу царю, Никола обратился к нему: «Ивашка, Ивашка, до каких пор будешь без вины проливать христианскую кровь? Подумай об этом и уйди в ту же минуту, или тебя постигнет большое несчастье». Юродивых считали Божьими людьми, считалось, что их устами глаголет Господь. Напуганный царь предпочел покинуть Псков. Впрочем, историки полагают, что главная причина избавления Пскова от тяжкого царского гнева была в ином: Иван IV, вероятно, рассчитывал найти в этом городе, давнем сопернике Новгорода, поддержку против новгородских «крамольников».

Московские казни 1570 г.

По возвращении в Александрову слободу царь начал новый «розыск» о новгородской измене. Жертвами на сей раз стали те, кто стоял у истоков опричнины. Погибли А. Д. Басманов и его сын Федор, любимец царя. Были казнены князья А. И. Вяземский и М. Т. Черкасский. Перед смертью Черкасскому довелось увидеть казнь жены с шестимесячным сыном. Во главе опричнины встали известные палачи — думные дворяне Малюта Скуратов

и Василий Грязной.

• Вопрос.Как вы думаете, почему Иван Грозный расправился с руководителями опричнины?

25 июля на казнь вывели 300 осужденных, уже перенесшихпытки. Казнями распоряжались лично царь со старшим сыном: «Государь царь и великий князь Иван Васильевич и царевич Иван Иванович выезжали в Китай-город на полое место сами и велели тем изменником вины их вычести перед собой и их казнити».

Правда, царь явил «милость»: простил 194 человека. Остальных ожидала смерть. Первым был казнен дипломат дьяк И. М. Висковатый. Бывшего главу Посольского приказа не сломили пытки — он не признал вины, хотя в обмен на раскаяние ему предлагали жизнь. К таким царь был особенно немилосерден: он велел «по суставам резати» Висковатого. Служившие в Москве иностранцы рассказывали, что Иван Грозный «у многих приказал… вырезать из живой кожи ремни, а у других совсем снять кожу, и каждому своему придворному определил он, когда тот должен умереть, и для каждого назначил отдельный вид смерти: у одних он приказал отрубить правую и левую руку и ногу, а только потом голову, другим же разрубить живот, а потом отрубить руки, ногу, голову». XVI в. вообще был жесток. В Европе сжигали «ведьм», полыхали религиозные войны, французские католики в 1572 г. устроили кровавую резню протестантов — Варфоломеевскую ночь. Но даже на этом фоне жестокость Ивана IV потрясала современников. Неслучайно в Германии распространялась гравюра, изображающая русского царя в виде когтистого чудовища, восседающего на троне и наблюдающего за работой палача.

Смысл и результаты опричнины

Какие же цели преследовала опричнина? До сравнительно недавнего времени господствовало мнение, что она была направлена против крупных землевладельцев — бояр, мечтавших вернуться к временам феодальной раздробленности и строивших козни против самодержавной царской власти. Царя же, полагали историки, поддерживали мелкие землевладельцы — дворяне. Считалось, что в опричнине служили в основном худородные люди, а потому из взятых в опричнину уездов бояре были выселены и своих вотчин лишились. В результате боярское землевладение было серьезно подорвано. Однако анализ состава Опричного двора показал, что опричнина почти не уступала в знатности земщине, среди опричников было немало отпрысков княжеских и боярских родов. Правда, Иван Грозный гневно выговаривал одному из опричников: «…отца нашего и наши князи и бояре нам учалиизменяти, и мы вас, страдников, приближали, хотячи от вас службы и правды». Страдник — пашенный холоп, куда уж ниже родом! Да только адресат этого письма В. Г. Грязной был не страдником, а выходцем из старинного ростовского боярского рода. Впрочем, страдником царь именовал и шведского короля Юхана Вазу, потому что его отец не унаследовал престол от предков, а был на него избран. Неслучайно Иван IV гордо заявлял, что он государь «по Божьему изволению, а не по многомятежному человеческому хотению».

Представления о массовых опричных выселениях оказались сильно преувеличенными. Вотчины отбирали в основном у опальных и их родственников. К тому же выяснилось, что в опричнину вошли в основном как раз уезды, где преобладали не крупные боярские имения, а мелкие и средние поместья и вотчины рядовых служилых людей.

Но главное — бояре отнюдь не противились централизации. Напротив, именно знать, крупнейшие землевладельцы и были больше всех заинтересованы в укреплении централизованного государства. Ведь их имения были разбросаны по нескольким (иногда четырем-пяти) уездам. Постоянная борьба царской власти, опирающейся на мелкое дворянство, против крупных вотчинников-бояр оказалась историческим мифом. В реально-

сти именно боярство было самой верной опорой самодержавия.Среди изменников-«бегунов», спасавшихся от царского произвола за рубежом, был лишь один боярин — А. М. Курбский. Бежали в основном дворяне. Да, среди погибших в годы опричнины было немало бояр. Но лишь потому, что они стояли ближе к трону и легче навлекали на себя монарший гнев. Один из служивших в опричнине иноземцев писал: «Кто был близок к великомукня-

зю, тот обжигался, а кто оставался вдали, тот замерзал». Традиционно считалось, что верными сторонниками централизованного государства были приказные — дьяки и подьячие. Но и их немало среди казненных. По подсчетам ученых, изучавших социальный

состав погибших в годы опричнины, на одного казненного боярина или человека из Государева двора приходилось три-четыре рядовых землевладельца, а на одного служилого человека — десяток простолюдинов.

Значит, террор был направлен не против тех или иных лиц или социальных групп, а против порядков? Действительно, гибель князя Владимира Андреевича Старицкого означала ликвидацию одного из последних на Руси уделов. Варварский погром Новгорода уничтожил последние остатки вольности. Расправа над митрополитом Филиппом позволила запугать и окончательно лишить самостоятельности Русскую церковь.

• Вопрос.Как сказалось подчинение церкви государству на жизни русского общества?

И все же царь боролся главным образом не «против», а «за» — засобственную безграничную власть. Именно это было его целью, остальное — средствами ее достижения. В письме А. М. Курбскому Иван IV писал: «А жаловатиесмя своих холопей вольны, а и казнити вольны же». Хороший слог был у царя Ивана! Наверное, нельзя сформулировать яснее главный принцип деспотизма.

Для Ивана Грозного и знатнейший титулованный боярин был холопом. Идеальной формой

правления он считал самодержавие, не ограниченное законами.

• Вопрос.Какие особенности исторического развития Северо-Восточной Руси привели к похолоплению высшей знати и способствовали возникновению неограниченного самодержавия?

• Задание.Современником Ивана IV был считающийся тираном английский король Генрих VIII Тюдор. Однажды он объявил, что его личные указы имеют большую силу, чем акты парламента. Но это утверждение настолько противоречило английской политической

традиции, что королю пришлось от него отказаться. В чем, по-вашему, заключалась разница между тиранией Ивана IV и тиранией Генриха VIII?

Иван Грозный был убежден: служить ему — значит исполнятьи нравственный, и христианский долг. Он жаждал такой власти, которая обеспечивала бы абсолютную покорность любого подданного. Слуга должен быть предан господину не потому, что тот прав, а потому что он господин!

Россия заплатила страшную цену за стремление Ивана IV к неограниченному самовластью. Из-за опричных грабежей многие поместья и вотчины пришли в запустение. В конце XVI в. пришлось выяснять, почему многие дворяне не выходят на государеву службу. Объяснения почти дословно повторяли друг друга: «опритчина живот пограбили, а скотину засекли, а сам умер», «опришницы развозили, и та земля стояла в пусте лет з двадцеть», «земля запустеша от опришных, крестьяне разошлись розно». Псковский летописец подводил неутешительный итог: «Царь учиниша опричнину… И от тогобысть запустение велие Русской земли».

ВО ПРОС Ы И ЗАДАНИЯ

1.Расскажите об установлении опричнины.

2.Почему опричнина осталась в народной памяти как одно из самых страшных явлений истории?

3.Каковы были причины и цели опричнины?

4.К каким последствиям для состояния Российского

государства привела опричнина?










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 556.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...