Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Нервно-психическое, социальное и познавательное развитие




Старший школьный (подростковый, пубертатный) период.

Характеристика.

с 12—13 до 16—18 лет, является одной из ≪горячих точек≫ возрастной биографии человека и характеризуется перестройкой организма, завершением полового созревания. Подростковый возраст является одним из переломных этапов в жизни человека, одинаково тяжелым как для девочек, так и для мальчиков. Этот период тяжел и для окружения подростка, что связано не только с соматическими изменениями, происходящими в организме подростка, но и с особым этапом формирования психики, развитием личности, переходом индивидуального сознания в общественное.

Этот возраст, пожалуй, как никакой другой, характеризуется неравномерностью индивидуального развития: среди сверстников можно встретить уже достигших половой зрелости и тех, кто находится в середине процесса созревания. Эти различия касаются не только физического и полового, но и умственного, социального и нравственного развития. Очень важным для понимания особенностей этого возраста является то, что уровни развития в разных сферах жизни часто не совпадают: подросток может быть вполне развит физически, но умственно и нравственно остается ребенком, нуждающимся в советах взрослого, его опеке, поддержке.

Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом периоде

Половое созревание

В этом возрасте продолжается половое созревание. Первая фаза полового созревания девушек происходила в младшем школьном возрасте. На этот период приходится вторая фаза полового созревания девочек, которая начинается с менархе и характеризуется завершением развития вторичных половых признаков, замедлением роста, установлением овуляторных циклов. Во второй фазе полового созревания за счет увеличения секреции гонадотропинов и закрепления цикличного их выделения резко увеличивается секреция эстрогенов, после 14 лет приобретающая определенную цикличность, характерную для здоровой менструирующей женщины. Обычно правильные циклы устанавливаются в течение 0,5—1,5 лет, продолжительность их индивидуальна и составляет в среднем 25—30 дней. Установление овуляторного цикла завершает формирование соматического и полового развития зрелого женского организма, когда девушка анатомически и функционально готова к продолжению рода.

В этом периоде продолжается появление вторичных половых признаков, проходящее в такой последовательности:

• 12—13 лет — развитие железистой ткани молочных желез и прилегающих к околососковому кружку участков, пигментация сосков, появление менархе;

• 13—14 лет — рост волос в подмышечных впадинах, нерегулярные менструации;

• 14—15 лет — окончательное формрование таза, ягодиц и бедер;

• 15—16 лет — появление угрей, регулярные менструации;

• 16—17 лет — остановка роста скелета.

Выделяется пять стадий полового развития у девочек по степени развития молочных желез и степени лобкового оволосения.

У мальчиков с ростом яичек начинается секреция тестостерона и его активного метаболита дигидротестостерона с характерным ночным увеличением продукции гонадотропинов.

Последовательность признаков полового созревания у мальчиков этого возраста тоже достаточно определенная:

• 12—13 лет — значительный рост яичек и полового члена, начало оволосения лобка (по женскому типу);

• 13—14 лет — быстрый рост яичек и полового члена, узлообразное уплотнение околососковой области, начало мутации голоса;

• 14—15 лет — рост волос в подмышечной впадине, появление волос на лице, дальнейшее изменение голоса, пигментация мошонки, первая эякуляция;

• 15—16 лет — созревание сперматозоидов;

• 16—17 лет — оволосение лобка по мужскому типу, рост волос на лице, конечностях, груди;

• 17—21 год — остановка роста скелета.

К 16 годам у большинства мальчиков рост половых органов прекращается.

Важным признаком физиологического полового созревания мальчиков являются регулярные поллюции, появляющиеся в возрасте 12,5—16 лет.

Нервная система.Существенные изменения, свидетельствующие о становлении организма и определяющие его физиологическое своеобразие в этот возрастной период, происходят в центральной нервной системе: окончательно формируется кора головного мозга, происходит перестройка и дифференциация отдельных ядер гипоталамуса и высших регулирующих центров периферической нервной системы. Поэтому для деятельности ЦНС в данном возрасте характерны снижение порога возбудимости, неустойчивость и лабильность вегетативных реакций, что определяет некоторые возрастные особенности функционирования отдельных органов и систем, их ранимость и чувствительность к различным неблагоприятным воздействиям, а также особенности общей реактивности организма. В это время устанавливаются новые функциональные взаимодействия между нервной и эндокринной системами, повышается регулирующая роль коры головного мозга в отношении подкорковых центров.

Кожа и подкожная жировая клетчатка.Кожа по строению и выполняемым функциям не отличается от таковых у взрослых. Однако на завершающей стадии полового созревания как у многих девочек, так и особенно у мальчиков появляются юношеские угри, что связано с усилением секреции андрогенов, увеличением количества сальных желез, усилением их деятельности. Этот период обычно длится непродолжительное время.

Изменяется и функция потовых желез, пот приобретает кислую реакцию и запах, характерные для взрослого организма. Некоторые особенности имеет подкожная жировая клетчатка, характер ее распределения, что связано с активацией эндокринной системы в этом возрасте.

Развитие подкожной жировой клетчатки, ее перераспределение зависят от влияния глюкокортикоидов, андрогенов и эстрогенов, причем на развитие клетчатки в большей степени оказывают влияние глюкокортикоиды и эстрогены, а перераспределению ее способствуют андрогены. У мальчиков-подростков происходит уменьшение жировых отложений, а у девочек — их увеличение. Жировые отложения у девушек распределяются преимущественно в области живота, бедер, ягодиц. А у мальчиков-подростков распределение подкожной жировой клетчатки более равномерное. Кроме того, в подростковом возрасте заканчивается образование жировых отложений в брюшной, грудной полостях.

Костно-мышечная система.К завершению пубертатного периода окончательно формируются половые отличия в строении скелета: в частности, таз у девушек становится более широким и относительно коротким. Кости скелета приобретают характерное для взрослого организма строение с хорошо развитыми буграми и выступами, что обусловлено дальнейшим развитием мышц в этот период.

Развитию мышц способствует активность эндокринной системы в частности секреция соматотропного гормона и андрогенов, оказывающих стимулирующее влияние на биосинтез белка, что усиливает развитие мышечной ткани. После 15 лет интенсивно развиваются и мелкие мышцы, совершенствуются двигательные реакции, точность и координация мелких движений, развивается чувство пространственных и мышечных ощущений. Однако в период полового созревания несколько нарушается гармоничность движений, что проявляется угловатостью, резкостью движений, некоторой неловкостью. Эти особенности движений подростков являются результатом дисгармонии между интенсивно увеличивающейся мышечной массой и некоторым отставанием регуляции движений со стороны нервной системы.

В этом возрасте интенсивно возрастает мышечная сила, максимум увеличения которой наступает примерно через 1,5 года после достижения максимального роста. При этом уже в возрасте 14—15 лет отчетливо проявляются половые различия в уровне развития скелетной мускулатуры, т.е. рост мышц и увеличение мышечной силы интенсивнее происходят у мальчиков, что связано с влиянием андрогенов.

Скорость двигательных реакций в конце подросткового периода практически не отличается от скорости двигательных реакций взрослого.

К концу этого возрастного периода присутствуют уже все постоянные зубы, за исключением третьего коренного (≪зуба мудрости≫), который появляется позже.

Дыхательная система.В подростковом возрасте завершается формирование дыхательной системы. Интенсивно развиваются грудная клетка, дыхательные мышцы, интенсивно нарастает диаметр обоих главных бронхов. В легких (особенно в альвеолах и межальвеолярном пространстве) быстро развиваются эластические и мышечные волокна, интенсивность роста зон и сегментов легких также повышается, что приводит к увеличению поверхности и объема легких, вследствие этого возрастают жизненная емкость легких и легочная вентиляция*.В результате увеличения площади поверхности легких, жизненной емкости и легочной вентиляции дыхание становится более глубоким и редким (к 17—18 годам число дыхательных движений становится таким же, как у взрослого — 16—20 в минуту). Перестройка механизмов регуляции функционирования дыхательной системы на взрослый тип нередко приводит тому, что подростки могут испытывать недостаток кислорода, они хуже, чем дети и взрослые, переносят гипоксию.

Сердечно-сосудистая система.Характерные морфологические и функциональные изменения наблюдаются в сердечно-сосудистой системе. Это касается в первую очередь увеличения размеров сердца: интенсивность его роста сопоставим с таковой периода новорожденности. Особенно интенсивно увеличивается масса желудочков, в большей степени это касается левого желудочка, толщина стенки которого возрастает быстрее, чем толщина стенки правого желудочка.

Сердце в подростковом возрасте не всегда имеет форму сердца взрослого человека, при этом обнаруживаются несколько вариантов: ≪малое≫ (висячее) или ≪капельное≫ сердце, имеющее, как правило, срединное расположение, ≪митральная ≫ форма (из-за выбухания дуги легочной артерии по левому контуру сердца) и ≪гипертрофированное≫ (из-за увеличения левого желудочка). Первые две формы чаще встречаются у девушек, а гипертрофированное сердце — у мальчиков-подростков. Продолжают развиваться и сосуды: происходит увеличение диаметра венечных артерий адекватно росту мышечной ткани сердца, увеличивается диаметр аорты, который в этом возрасте становится больше диаметра легочной артерии.

Развитие сердца и сосудов имеет достаточно выраженные половые различия. Так, нарастание массы сердца в начале пубертатного периода у девочек происходит быстрее, чем у мальчиков, но уже к 14—15 годам масса сердца становится большей у мальчиков. Размеры сердца в возрасте 12—15 лет также несколько больше у девочек, чем у мальчиков того же возраста, но после 16 лет у девочек они практически не меняются, тогда как у мальчиков продолжают увеличиваться. Поэтому и нервная дифференцировка мышечной ткани у девочек заканчивается несколько раньше.

Несмотря на интенсивный рост сердца, увеличение его массы, функциональные возможности сердечной мышцы часто отстают от темпов физического развития, что может сказываться на механизмах компенсации кровообращения.

Своеобразие развития организма подростка и его сердечно-сосудистой системы заключается и в том, что имеется выраженное несоответствие объема полостей сердца емкости магистральных сосудов, приводящее к изменениям гемодинамики.

Кроме того, особенностью развития сердца в этот период является отставание темпов дифференцировки нервного аппарата и проводящей системы от темпов роста мышечной ткани. Все это является основой возможных функциональных нарушений со стороны сердца. Частота сердечных сокращений постепенно замедляется во все периоды детства и к 14—15 годам соответствует таковой у взрослых.

Показатели артериального давления у подростков, не отличаясь от показателей взрослых, составляют 110/50 — 139/89 мм рт. ст. и зависят от генетических особенностей организма, от степени физического развития и занятий спортом. Имеет значение степень полового созревания, а также масса тела. Выявляются особенности динамики артериального давления: у девочек наибольшие его значения отмечаются в возрасте 13—13,5 лет со снижением к 15 годам. У мальчиков-подростков постоянный уровень артериального давления устанавливается лишь к началу периода зрелого возраста. Характерной является большая лабильность артериального давления в подростковом возрасте по сравнению со взрослыми.

Пищеварительная система.Подростковый период характеризуется завершением морфофункционального развития пищеварительной системы. В это время присутствуют уже все зубы, строение слюнных желез и пищевода не отличается от структуры этих органов у взрослых, окончательно развиваются инкреторная ткань и сосудистая система поджелудочной железы, которая увеличивается в размерах и достигает величины поджелудочной железы взрослого. В это же время происходит интенсивный рост и развитие печени, масса которой увеличивается к 16—17 годам в 10 раз, достигая примерно 1200 г, причем у девочек печень достигает максимального размера к 14—15 годам, а у мальчиков — к 15—16. Желчный пузырь,который имел веретенообразную форму в более ранние возрастные периоды, становится круглым. Моторная функция печени отличаются у подростков большей, чем у взрослых, лабильностью, секреторная функция инсулярного аппарата поджелудочной железы становится более интенсивной.

Особенности функционирования и нервной регуляции пищеварительной системы в сочетании с длительными эмоциональными и физическими нагрузками, нарушениями режимов питания, труда и отдыха, присущими подростковому возрасту, обусловливают высокую уязвимость этой системы, способствующую появлению функциональных и органических расстройств органов пищеварения.

Мочевая система.На пубертатный период приходится интенсивное развитие мочевыводящей системы: в частности, интенсивно увеличивается диаметр почечных клубочков, в соответствии с общим ростом организма происходит удлинение мочеточников, мочеиспускательного канала. У мальчиков увеличение длины мочеиспускательного канала (до 10—12 см) связано прежде всего с удлинением кавернозных тел, а у девочек-подростков — с развитием таза. Количество мочи и ее плотность у подростков не отличаются от таковых у взрослых.

Сенсорное развитие.

Орган зрения. Из-за функциональной и морфологической незрелости соединительной ткани,

в частности соединительной и мышечной ткани хрусталика глаза, а также увеличившейся нагрузки на глаза в раннем подростковом периоде часто развивается миопия. Подросток может не обращать внимание на ухудшение зрения из-за нежелания в силу стеснительности или иных причин носить очки. Поэтому важно регулярно проверять остроту зрения и соблюдать гигиену зрения при занятиях в школе и дома, чтении литературы, просмотре телевизионных передач, работе на компьютере.

Физическое развитие.Оценка физического развития подростков имеет важное значение для определения состояния их здоровья, степени морфологического развития, уровня работоспособности, степени готовности к воинской службе. На подростковый период приходится повторное повышение скорости роста у мальчиков, которое достигает максимума в возрастном интервале от 13,5 до 15,5 лет, а затем резко замедляется, причем если в младшем школьном возрасте вытяжение шло исключительно за счет нижних конечностей, то между 14 и 15 годами ноги перестают расти, наступает пик скорости роста туловища.

 

Нервно-психическое, социальное и познавательное развитие

Уровень психического, умственного, социального развития неодинаков в разные сроки периода полового созревания: если в его начале подросток больше напоминает ребенка младшего школьного возраста с проявлениями негативизма, пренебрежительным отношением к своей внешности и в то же время сохраняющим эмоциональную привязанность к родителям, связанную с определенной зависимостью, то к концу периода подросток имеет многие черты сформировавшегося взрослого. Поведение в раннем подростковом возрасте отличается неустойчивостью, часто меняется от беззаботного и жизнерадостного к унылому и безрадостному; подросток бывает раздраженным, поэтому очень важно своевременно и умело корректировать его настроение и поведение, что позволит более гладко пройти последующие этапы формирования психики подростка.

Однако, несмотря на индивидуальные особенности развития, для всех подростков есть и общие закономерности становления личности, проявляющиеся в отношениях со сверстниками, родителями, изменении положения в семье, переоценке явлений окружающей его действительности, стремлении к независимости, самостоятельности, самоутверждению.

Общей характерной чертой подросткового возраста является формирующаяся способность к предвидению, планированию будущего, перспектив деятельности, оценке своих действий, поступков, что связано с накоплением подростком определенных образов, представлений, знаний. Для этого возраста достаточно типично обсуждение глобальных проблем: о смысле жизни, о бесконечности Вселенной, о политическом устройстве страны, о своем месте в жизни страны и общества и т.д. Эти рассуждения бывают достаточно осмысленными, аргументированными, что свидетельствует о достижении подростком такого уровня психического и умственного развития, который способен стать основой научного мышления.

В то же время многие подростки не хотят задумываться о будущем, предпочитая отложить решение трудных вопросов на ≪потом≫, тем самым делая попытку продлить свое детство с его беззаботностью и весельем. Такая установка на ≪вечное детство≫ не может способствовать полноценному развитию личности, поиску своего места в жизни. Если ближайшее будущее подростком может быть оценено достаточно адекватно, то перспективы отдаленного будущего для него относительны, малозначимы. Такое своеобразное отношение к будущему находит свое отражение в переоценке своих возможностей, которые представляются подростку неограниченными на разных этапах будущего, а окружающие оценивают его по тем поступкам, которые он совершает в настоящем. Представления подростка о возможностях различных этапов жизни человека достаточно субъективны, так, 14—15-летнему 23— 25-летний кажется уже старым, а поздний зрелый возраст ассоциируется с неподвижностью, застоем, рутиной, обыденностью.

В этом возрасте начинают формироваться высшие эстетические, этические и интеллектуальные чувства, что проявляется в понимании красоты произведений литературы и искусства, природы и действий, в чувстве радости от совершения благородного поступка, умении сострадать ближнему, сознательно разграничивать красивое и безвкусное, благородное и бесчестное, истинное и фальшивое, т.е. начинают формироваться высшие потребности человека. Эти качества находят свое отражение в поступках подростков, их поведении, отношении к действительности, что связано с формирующейся способностью подростка устанавливать причинно-следственные связи, которая не является характерной для детей младших возрастных групп, живущих непосредственными впечатлениями от явлений окружающей жизни. Однако зачастую первое впечатление от какого-либо события оказывается для подростка непререкаемым, верным и все, связанное с этим событием, признается правильным, естественным и закономерным, а иное, вступающее в противоречие с непосредственным впечатлением, оценивается как ошибочное, ложное, противоестественное. Это может свидетельствовать о недостаточно развитом умении анализировать, сопоставлять, критически оценивать, прислушиваться к мнению окружающих.

Часто оценка явлений окружающей действительности, тех или иных поступков, решений производится подростком не в полном объеме, непоследовательно, фрагментарно.Более полная оценка одной части явлений и недоосмысление другой группы часто приводит к возникновениюразличных несоответствий в реакциях подростка.

В подростковом возрасте часто приобретает особое значение не сам поступок, а эффект, производимый на окружающих теми или иными действиями, что также является одной из особенностей психики подростка, связанной со стремлением к преимуществу перед сверстниками, поэтому в поведении часто присутствуют элементы бравады, рисовки, категоричности высказываний.

Для подросткового возраста одной из самых характерных черт является стремление к самоутверждению, поэтому любые формы опеки, а тем более гиперопеки, со стороны взрослых встречаются подростком крайне негативно, а нередко и просто враждебно. Часто самоутверждение подростка, особенно в раннем подростковом периоде, выражается в активных, а может быть, даже демонстративных действиях, подчеркивающих его стремление отграничить себя от проявлений всего детского в поведении, интересах, поступках. Поддержка и поощрение самоутверждения и самостоятельности, независимости в их разумных проявлениях оказывается полезной для коррекции некоторых ошибочных суждений, установок, действий подростка.

В этом возрасте повышается адекватность самооценки, хотя реалистичность и объективность по большинству показателей не достигают уровня взрослого, меняются и критерии самооценки: на первый план выступают мнение окружения, прежде всего сверстников, и самооценка своих достижений в различных областях.

Социально-психологическое развитие в этом возрасте характеризуется и перестройкой мышления от конкретного к абстрактному, т.е. переходом от чувственного, непосредственно данного восприятия предмета, действия к форме познания, основанной на мысленном выделении существенных свойств и связей предмета, явления и отвлечении от частных его свойств и связей, что в большей степени характерно для восприятия окружающего мира взрослым.

В то же время типичной для подросткового периода является застенчивость, одинаково характерная и для мальчиков, и для девочек. Застенчивость может проявляться в том, что подростки стесняются своего изменившегося тела, легко смущаются, когда им приходится раздеваться в присутствии взрослых или когда речь заходит о половом развитии. Мальчики переживают это состояние особенно тяжело и, чтобы скрыть проявления застенчивости, часто ведут себя вызывающе, грубо, излишне самоуверенно. Это может быть и проявлением внутренней неуверенности, пониженного самоуважения, когда подростку приходится играть несвойственную ему роль, закрываться от окружающих, представляя им некую маску вместо истинного лица. Подростки с пониженным уровнем самоуважения более остро реагируют на все, что так или иначе затрагивает их личность, более чувствительны к критике, к тому, как они выглядят в глазах окружающих, поэтому им свойственна большая мечтательность, они склонны к психической изоляции, уходу от действительности, причем не всегда добровольной. Такие подростки в большей мере нуждаются в помощи медицинского работника, психолога, о чем необходимо помнить окружающим их людям.

Но не всегда и не все подростки страдают от пониженного самоуважения, имеют заниженную самооценку, многие вполне адекватно оценивают себя и свое положение в коллективе, принимая в ходе самооценки те моменты действительности, которые говорят в его пользу, и отвергая отрицательное мнение окружающих о себе, что свидетельствует о формировании разумного эгоизма.

В то же время наряду с эгоизмом развивается и альтруизм, т.е. забота о благе других людей, окружающих подростка, когда мнение коллектива становится важным, определяющим его дальнейшее поведение.

Таким образом, на формирование психики подростка, его социальное развитие оказывает влияние множество факторов, среди которых не последнее место занимает среда, в которой он воспитывается. Безусловно, нельзя не учитывать и факторы биологического развития, особенности, свойственные организму подростка и связанные с нейрогормональными сдвигами, ведущими к повышенной утомляемости, которая часто проявляется раздражительностью, упрямством, немотивированными поступками, грубостью, противопоставлением себя взрослому миру и т.д.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 207.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...