Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

СОСТАВ ИНФОРМАЦИОННОЙ БАЗЫ ОВД




МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ТИРАСПОЛЬСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Им. М.И. КУТУЗОВА

Кафедра оперативно-розыскной деятельности

 

 

ЛЕКЦИЯ

 

по дисциплине «Правовая статистика»

специальность 40.05.02- «Правоохранительная деятельность»

 

 

ТЕМА №1:«Правовая статистика: предмет, основные понятия, особенности»

 

 

Г. Тирасполь, 2016 г.


ТЕМА №1:«Правовая статистика: предмет,
основные понятия, особенности»

 

ПЛАН:

 

1.Исторический аспект развития правовой статистики

2. Понятие правовой статистики

3. Структура и обеспечивающие системы правовой статистики

4.Состав информационной базы ОВД

5.Правовая статистика и ее значение в обеспечении режима законности

6.Понятие и задачи первичного учета

 

Литература:

1. Бугель Н.В. Правовая статистика: курс лекций / Н.В. Бугель, В.Г. Булавчик. – М.: ЦОКР МВД России, 2009.

2. Попаденко Е. В. Правовая статистика : учебник. – М.: Юрлитинформ, 2013

3. Правовая статистика.: учеб.для вузов : под ред.: С.Я. Казанцева, С.Я. Лебедева. - М. : Закон и право, 2012.

4. Закон ПМР "О правовой статистике" от 16.01.02 г.

5. Приказ МВД, Прокуратуры, МЮ, МГБ. ГТК, МО № 69/26/93/3/75/20 от 28.02.05 г.

6. "О порядке приема регистрации учета, рассмотрения, ведомственного прокурорского надзора за разрешением устной информации о происшествиях, заявлениях и сообщениях о преступлениях в ПМР";

7. 3. Приказ МВД ПМР № 276 от 11.09.02 г. "О внесении изменений в учетно-статистическую отчетность в ОВД";

8. Андронов А.М., Копытов Е.А., Гринглаз Л.Я. Теория вероятностей и математическая статистика. – С.-Пб., Питер,2004.

9. В.Я. Гельман Решение математических задач средствами MSExcel. СПб.:Питер,2003 г.

10. Информатика и математика для юристов. Учебник для студентов вузов, обучающихся по спец. / С.Я.Казанцев и др./; под ред. С.Я.Казанцева, Н.М.Дубининой. – 2-е изд., перераб и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008


 

1. ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
РАЗВИТИЯ ПРАВОВОЙ СТАТИСТИКИ

 

Уже в началеXVIII в. в России возникла необходимость организации центральной службы статистики. Эта идея была реализована в начале XIX в. путем выделения из состава Министерства внутренних дел группы в 10 человек для обобщения сведений о положении губерний. Затем эта группа перешла в Министерство полиции и была преобразована в статистическое отделение. В функции отделения входило, наряду со сбором сведений о населении и хозяйстве страны, составление на их основе сводных статистических показателей.

В 30-х годах статистика была поделена между тремя ведомствами: Министерством внутренних дел, Министерством финансов и Министерством государственных имуществ. В 1852 г. статистическое отделение было переименовано в статистический комитет, а в 1857 г. вслед за реорганизацией органов управления, повлекшей изменения и в организации административной статистики, комитет получил название Центрального статистического комитета (ЦСК). С 1864 г. ЦСК возглавил великий русский географ Семенов-Тян-Шанский П.П. (1827-1914; до 1906 г. - Семенов) и руководил им в течение 33 лет. Он отдал много сил налаживанию практической статистики в стране.

К концу 60-х годов прошлого столетия статистическая наука в России

уже настолько окрепла, что в 1872 г. в Петербурге был проведен Международный статистический конгресс. Участие представителей отечественной науки в международных статистических конгрессах способствовало изучению опыта зарубежной статистики.

Центральный статистический комитет состоял из двух отделов:

• статистического

• земского.

Административная статистика, осуществляющая наблюдение за вопросами, касающимися населения и хозяйства (в основном сельского), была представлена Центральным статистическим комитетом Министерства внутренних дел. Земская статистика осуществляла свои задачи (изучение экономики крестьянского хозяйства, его доходности, учета земли, домов, получение других данных об экономическом положении крестьянства, изучение культурного уровня населения, здравоохранения и др.) через специальные статистические органы при земских управах. Кроме того, была и ведомственная статистика, составляющая часть административной статистики, которая находилась в ведении различных министерств и ведомств и занималась изучением вопросов хозяйственной жизни страны.

К началу XX в. с активным участием отечественны к ученых был выработан основной арсенал методов статистики: статистического наблюдения; сводно-табличный и графический; группировок; обобщающих показателей.

Исторический опыт советской статистики как науки был обобщен в трудах Боярского А.Я. (1906-1985), Некраша Л.В. (1886-1946), Немчинова B.C. (1894-1964),. Птухи М.И (1884-11961), Старовского В.Н. (1905-1975), Хотимского В.И. (1892-1937), Ястремского Б.С. (1877-1962) и других ученых. Совершенствование методологии статистического изучения социально-экономических явлений нашло отражение в работах видных российских ученых Адамова В.Е., Виноградовой Н.М., Гозулова А.И., Маслова П.П., Ротштейна А.И., Рябушкина Т. В., Савинской Д.В. и др.

Также необходимо отметить, что для развития теории статистики большое значение имеют издания специальных журналов, статистических сборников, другой научной литературы. С 1914 - 1917 г. регулярно издавался «Статистический журнал». Ранее вопросы статистической методологии и практики освещались в других периодических изданиях, например в журналах «Вестник Императорского Географического Общества», «Юридический вестник» р. С 1919 по 1929 г. издавался журнал «Вестник статистики», 1949 г. его издание возобновилось, а в 1995 г. он получил название «Вопросы статистики». В 50-х годах начали выходить «Ученые записки по статистике» АН СССР.

 

2. ПОНЯТИЕ ПРАВОВОЙ СТАТИСТИКИ

 

Термин «статистика» происходит от латинского слова status (статус), которое означает «положение, состояние вещей». От корня этого слова образовались слова stato государство и statista - знаток государства. От того же корня образовалось и существительное statistica.

Первоначально под статистикой понимали совокупность знаний о государстве, затем статистикой стали называть сбор и обработку данных о массовых явлениях и, наконец, особую отрасль науки. Статистика как совокупность сведений, статистика как параметр совокупности, статистика как род деятельности, наконец, статистика как наука о массовых явлениях - вот вехи зарождения, становления и развития статистики.

Сегодня статистика — это отрасль пауки, которая с помощью прису­щих ей приемов и методов изучает количественную сторону (в неразрывной свя­зи с качественной стороной) массовых явлений и процессов и дает числовое выражение тенденций и закономерностей их развития.

Многочисленные определения статистики как науки можно свести к двум вариантам: широкому и узкому.

В широком смысле статистика, как это явствует из приведенного опре­деления, - наука, изучающая все массовые явления, т.е. явления, протекающие в совокупностях объектов, к какой бы области они ни относи­лись. В этом можно видеть универсальное значение статистики как науки.

В более специальном, узком смысле статистика определяется как наука, исследующая с количественной стороны массовые общественные явления.

Как отрасль общественной науки и практической деятельности по получению, обработке, анализу и публикации информации она исследует количественное выражение закономерностей жизни общества в конкрет­ных условиях места и времени.

Сюда относятся, например, закономерности роста или снижения экономических, демографических, правовых и других данных, характеризующих жизнь общества за определенный период времени. Эти закономерности статистика выражает с помощью статистических показателей, из чего следует, что статистика - вместе с тем и учение о системе показателей, т.е. количественных характеристик, определяющих состояние (уровень) тех или иных явлений.

Выделяют три уровня статистической науки.

Первый уровень - общая теория статистики наука о наиболее об­щих принципах, правилах и законах количественного освещения социаль­но-экономических явлений.

Общая теория статистики разрабатывает наиболее общие понятия, ка­тегории статистической науки, которые имеют общестатистический смысл (например, «закономерность», «показатель», «признак», «статистическая со­вокупность» и т.д.) и методы изучения социально-экономических явлений. Она выясняет природу этих категорий и разрабатывает научную методологию их построения (определения, вычисления), а также общие принципы, мето­ды, стадии статистического исследования: наблюдения, сводки, группировки, анализа.

Категории, показатели и методы общей теории статистики являются ме­тодологи ческой основой, ядром всех отраслей статистики. Именно поэтому изучение любой отраслевой статистики, в том числе и правовой, начинают с уяснения общетеоретических положений статистики - принципов и методов статистического исследования.

На втором уровне выделены две большие обобщающие отрасли: эконо­мическая и социальная статистика.

Экономическая статистика изучает явления и процессы в области эко­номики; структуру, пропорции и элементы общественного воспроизводства; формирует систему показателей, отражающих состояние национальной эко­номики, взаимосвязи отраслей, особенности размещения производительных сил, наличие материальных, трудовых и финансовых ресурсов, достигнутый уровень их использования.

Социальная статистика формирует систему показателей для характе­ристики образа жизни населения и различных аспектов социальных отноше­ний.

На третьем уровне выделены отдельные отрасли экономической и со­циальной статистики.

Отрасли экономической статистики: статистика промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, связи, труда, природных ресурсов, охраны окружающей среды и т.д.

Социальная статистика, одной из отраслей которой и является право­вая статистика, включает, кроме того, следующие отрасли: демографиче­скую статистику, статистику политики, здравоохранения и т.д.

Основной задачей правовой статистики является сбор и изучение статистических документов правовой сферы, к которой относятся преступность, административные правонарушения, массив уголовных и гражданских дел, эффективность работы правоохранительных органов и др.

Правовая статистика - это основанная на общих принципах и содержании юридических наук система положений и приемов общей теории статистики, применяемых к областиизученияправонарушений и мер социального контроля над ними.

Для применения статистических методов в правовых ис­следованиях существенное значение имеет тот факт, что многим объектам познания в области права присущи статистические закономерности.

Так, правовое сознание общества слагается из огромного числа правосознании отдельных личностей. На этой основе образуется статистический ансамбль. В качестве статистических ансамблей могут выступать и отдельные элементы правового сознания: юридическая информированность отдельных индивидов, правовые ориентации, интересы, оценки.

Другим характерным примером могут служить правонарушения. Правонарушения представляют собой статистические явления. Их динамика и изменение во времени могут рассматриваться как массовый статистический процесс. В этом аспекте правонарушения характеризуются целым рядом признаков и свойств (нерегулярность проявления, инерциальность, массовость и др.).

Статистические особенности присущи и самому механизму действия правовой нормы: правовая норма рассчитана на многократное применение и действие по отношению к различным индивидам в различных социальных ситуациях, которые формируются под определяющим воздействием социально-экономических и социально-психологических факторов внешней среды. Единицей эмпирического анализа может выступать, например, отдельный поведенческий акт, социальные действия индивида.

3. СТРУКТУРА И ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ
СИСТЕМЫ ПРАВОВОЙ СТАТИСТИКИ

 

Различный характер правонарушений, которые призвана учитывать правовая статистика, а также практические меры контроля за ними, обуславливают выделение трех самостоятельных разделов правовой статистики, составляющих ее систему.

1. Уголовно-правоваястатистика, имеет своим объектом количественную сторону преступности и мер государственного социального контроля над ней. Это, прежде всего, данные о состоянии преступности, ее динамике, результатах прогнозирования, мерах уголовного наказания.

2. Гражданско-правоваястатистика, имеет своим объектом количественную сторону гражданско-правовых споров, находящихся на разрешении судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также результатов их деятельности по рассмотрению споров. К нему относятся данные о числе рассмотренных гражданских дел, их категориях, удовлетворенных исках, размерах причиненного ущерба.

3. Административно-правоваястатистика, имеет своим объектом количественную сторону административных правонарушений и мер государственного социального контроля над ними. К нему относятся данные о числе административных дел и числе лиц, допустивших эти правонарушения

Самостоятельным подвидом правовой статистики является статистика прокурорского надзора за соблюдением режима законности, количественно отражающей многогранную деятельность прокуратуры как в центре, так и на местах.

Уголовно-правовая статистика, отражающая основные этапы деятельности органов уголовной юстиции по отправлению уголовного правосудия, подразделяется на:

а) статистику органов предварительного расследования, которая учитывает деятельность государственных органов, расследующих преступления и устанавливающих виновных в их совершении лиц; это статистика деятельности органов дознания, предварительного следствия и прокуратуры.

Данный раздел включает, во-первых, учет и регистрацию преступлений, уголовных дел, материалов о преступлениях, разрешенных в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством, а также лиц, совершивших преступления и потерпевших от преступлений, и, во-вторых, учет мероприятий по расследованию преступлений — сроки расследования, меры пресечения, суммы возмещенного материального ущерба, профилактическую работу и т.д.;

б) статистику уголовного судопроизводства, отражающую работу судов всех инстанций по отправлению уголовного правосудия. В этом разделе производится учет, с одной стороны, количественных показателей (число поступивших в суды уголовных дел, их движение, количество осужденных и оправданных лиц, штатную численность и дислокацию судов и т.д.), с другой — качественных показателей (сроки рассмотрения уголовных дел, направление дел на дополнительное расследование, виды и размеры наказания и т.д.);

в) статистику исполнения приговоров, отражающую деятельность учреждений уголовно-исполнительной системы по реализации назначенного судом уголовного наказания и иных мер уголовно-правового характера за совершение преступлений.

Раздел статистики исполнения приговоров включает лимитную наполняемость и число тюрем, других исполнительных учреждений, учет различных категорий осужденных по широкому кругу социально-демографических, уголовно-правовых и криминологических признаков, движение контингента осужденных, состояние дисциплины и преступности среди осужденных, а также мероприятия администрации ИТУ (исправительно-трудовое учреждение) по исправлению осужденных и т.д. Здесь также отражается работа судов по условно-досрочному освобождению и замене наказания более мягким.

Гражданско-правовая статистика подразделяется на два раздела:

1) статистику гражданского судопроизводства, отражающую работу судов всех инстанций по рассмотрению гражданских споров. Этот раздел включает, во-первых, учет основных процессуальных к действий суда: сроки рассмотрения, вынесение решений] рассмотрение дел в кассационной и надзорной инстанциях и пр. Сюда же относится учет деятельности органов прокуратуры в области надзора за работой судов по рассмотрению ими гражданских дел. В данном разделе отражается также деятельность арбитражных судов и нотариата

2) статистику исполнения судебных решений, освещающую деятельность судебных исполнителей по приведению в исполнение решения судов по гражданским делам.

Аналогичные разделы имеет и административно-правовая статистика.

Учет административных правонарушений осуществляется органами, непосредственно рассматривающими эти дела, в соответствии с их компетенцией.

Статистическая информация, необходимая для решения как правоохранительных, так и правотворческих задач, может быть получена из баз данных различных юридических ведомств.






СОСТАВ ИНФОРМАЦИОННОЙ БАЗЫ ОВД

Деятельность органов внутренних дел (ОВД) состоит из нескольких функциональных направлений. В качестве ведущих из них молено выделить оперативно-розыскную, следственно-криминалистическую, административно-правовую и управленческо-административную деятельность. Каждое из этих направлений имеет свою информационную базу, отражающую специфические, социальные, оперативно-служебные, научно-технические аспекты деятельности и характеристики участвующих в ней субъектов и объектов.

Состав баз представляет собой набор как типовых документов (делопроизводство, ручные и автоматизированные картотеки и т.д.), так и документов произвольной формы.

Как правило, информационные базы формируются локально - в самих ОВД и централизованно - в информационных центрах, адресных бюро, экспертно-криминалистических подразделениях, в ИЦ МВД, головных подразделениях служб МВД.

По объему документооборота и значимости можно выделить следующие базы:

справочные картотеки (на лица, оружие, и т.п.); статистические учеты (карточки учета преступлений и лиц, их совершивших, аналитические таблицы и т.д.);

делопроизводство (нормативные документы вышестоящих орга­низаций, справки и отчеты нижестоящих, письма организаций и граждан ит.д.);

оперативно-служебная документация (дела, материалы, про­токолы);

архивная база (включающая в себя элементы вышеперечисленных баз, подлежащие архивному хранению).

Справочные картотеки ведутся в ОВД, информационных центрах, адресных бюро и отдельных службах (ГИБДД, разрешительная система, экспертно-криминалистические подразделения и т.д.) и содержат сведения обо всех объектах учета, т.е. о лицах, событиях и предметах, входящих в сферу интересов ОВД.

Статистические учеты централизуются, в основном, в ин­формационных центрах, однако небольшая часть аналитических таблиц формируется непосредственно в ОВД, в информационных центрах лишь обобщается и передается в МВД.

Делопроизводство ведется в каждом самостоятельном подразделении ОВД. Его информационная база охватывает текущую входящую и исходящую документацию, нормативные документы, находящиеся в работе и подлежащие хранению в ОВД, внутреннюю документацию.

Информационная база оперативно-служебной документации также формируется во всех ОВД и их подразделениях и характеризуется разнообразием документов и технологий работы с ними.

Архивная информационная база в системе МВД имеет цент­рализованный характер и сосредоточена в информационных центрах.

 

5. ПРАВОВАЯ СТАТИСТИКА И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ
В ОБЕСПЕЧЕНИИ РЕЖИМА ЗАКОННОСТИ

 

Говоря о научно-практическом значении правовой статистики, необходимо еще раз напомнить, что оно определяется и столько тем, что статистика как один из важнейших источников социально-правовой информации о преступности и иных правонарушениях сообщает, в каких размерах население страны в целом или отдельных ее регионов участвует в преступных действиях, т.е. статистика является обобщенным выражением государственно-правовых мер контроля над правонарушениями, а тем, что статистика — это один из самостоятельных специфических методов исследования общественных процессов и явлений, позволяющий обнаруживать закономерности и тенденции правонарушений и давать им количественную оценку.

Иными словами, правовая статистика — это исследовательский инструмент.

Статистика разрабатывает методы количественного анализа, широко используемые другими науками, в том числе и юридическими. А что касается уголовного права, уголовного процесса, криминологии и других криминалистических наук, то они не могут существовать без данных правовой, в данном случае уголовно-правовой, статистики. Поэтому специалист в области общественных наук вообще и юридических в частности должен хорошо знать статистику, основные приемы статистического анализа, уметь ориентироваться в вопросах ее теории.

Правовая статистика играет существенную роль в деле борьбы с нарушениями законности, в улучшении деятельности суда, прокуратуры и органов МВД. Статистические материалы используются прежде всего для оперативного руководства этих органов в целях контроля и выявления положительных и отрицательных сторон в их деятельности. Необходимо помнить, что учёт в области осуществления правосудия является одновременно и контролем над следственной и судебной практикой. Только посредством хорошо организованной правовой статистики можно установить, как работают суда, прокуратура, милиция и органы, приводящие приговор в исполнение. В соединении с другими материалами статистические показатели представляют важный источник анализа работы юстиции. Позволяя установить основные тенденции в этой работе, статистика помогает выявить наиболее типичные недостатки и принять меры к их ликвидации.

 

6. ПОНЯТИЕ И ЗАДАЧИ ПЕРВИЧНОГО УЧЕТА

Правильная организация первичного учета, обеспечивающая точную и своевременную регистрацию каждой единицы совокупности, - необхо­димое условие для составления высококачественных и научно обоснован­ных статистических отчетов о преступности, судимости, административ­ных правонарушениях, деятельности органов внутренних дел, прокурату­ры, юстиции и судов по поддержанию в стране режима законности.

Источниками информации о преступлении и преступности являются: само лицо, совершившее преступление, члены его семьи, другие родствен­ники, знакомые, лица ближайшего окружения, очевидцы, потерпевшие, материалы уголовных дел и другие документы, содержащие сведения о преступлении и преступнике.

Первичный учет преступлений - это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации о преступности и государственных мерах социального контроля над ней. Проводится путем сплошного, не­прерывного и документального учета преступлений и лиц, их совершив­ших.

Основные задачи первичного учета:

· формирование полной и достоверной информации об объектах ста­тистического наблюдения;

· обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям статистической отчетности для решения практических и на­учных задач в области социального контроля над правонарушениями.

В настоящее время в правоохранительных органах реализована сис­тема единого учета преступлений, которая в ведомственных документах иногда именуется централизованнымучетом.

Централизованная система учета предполагает, во-первых, единое ор­ганизационное и методическое руководство этой работой и, во-вторых, собственно единый учет всех без исключения преступлений и лиц, их со­вершивших, независимо от ведомственной подчиненности органов, произ­водящих обнаружение, раскрытие преступлений, дознание и следственные действия.

Правовой основой этой работы для ОВД является приказ МВД ПМР №192 от 15 июня 2006 г. «О едином учете преступлений в Приднестровской Молдавской Республике».

Система единого учета преступлений и лиц, их совершивших,основывается на регистрации преступлений по моменту возбужденияуголовного дела и лиц, совершивших преступления, по моментуутверждения прокурором обвинительного заключения, и на дальнейшейкорректировке этих данных в зависимости от результатов рассмотрениядела судом.

 

Учет осуществляется путем заполнения соответствующихдокументов (статистических карточек):

1. на выявленное преступление (форма № 1);

2. о результатах расследования (раскрытия) преступления (форма № 1.1);

3. на лицо, совершившее преступление (форма№ 2-ОСК);

4. о движении уголовного дела (форма № 3);

5. о результатах рассмотрения дела в суде (форма № 6).

Регистрацию преступлений, лиц, их совершивших, и уголовныхдел осуществляют органы прокуратуры, ОВД и МГБ. Ведениестатистической отчетности о состоянии преступности на территорииПриднестровской Молдавской Республики осуществляют ОВД.

Данные статистических карточек заносятся в Единый журнал учетапреступлений, уголовных дел и лиц, совершивших преступления. Единые журналы учета преступлений, уголовных дел илиц, их совершивших   хранятся в информационно-аналитическихотделениях городских (районных) ОВД.

В Информационно-аналитическом контрольном центре МВД ПМР на основе поступающих корректировок ведутсяинтегрированные базы данных учета преступлений и лиц, ихсовершивших, с использованием средств компьютерной техники.

На основе обработки интегрированных баз данных в ИАКЦМВД ПМР производится формирование статистическойотчетности о состоянии преступности на территории ПМР.

Преступление, лицо, его совершившее, и уголовное дело считаетсяучтенным, когда данные о нем внесены в соответствующуюстатистическую карточку, зарегистрировано в Едином журнале учетапреступлений и поставлено на централизованный учет в ИАКЦ МВДПМР.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 125.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...