Студопедия
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Увеличится число детей имеющих высокий уровень в социально – личностного, интеллектуального, творческого развития.
План
по самообразованию на период с 2014 по 2019г.г.
воспитателя МБДОУ
МингалимовойГулииСаубановны,
высшей квалификационной категории.
Тема самообразования: «Использование теории решения изобретательских задач в работе с детьми дошкольного возраста».
Цель:
1.Повысить свой профессиональный уровень.
2. Углубление знаний в области технологии ТРИЗ для воспитания творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.
Задачи:
1. Создание условий для исследовательской активности детей;
2. Организация индивидуальной деятельности по осмыслению и проработке заданного материала;
3. Изучение методик, технологий по поисково-исследовательской деятельности.
4. Изучение методик, технологий ТРИЗ-РТВ.
Дошкольный возраст уникален. Как сформируется ребенок, такова и будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.
Ребенок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую».
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.
Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.
Ожидаемые результаты:
Увеличится число детей имеющих высокий уровень в социально – личностного, интеллектуального, творческого развития.
Социально – личностная сфера: готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, развитие системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, приспособленность к новым ситуациям, инициатива, способность доводить дело до конца, достигать высокого уровня, стремление отстаивать свои идеи, лидерство, широта интересов.
Интегративные характеристики: Развитое любопытство, сверхчувствительность к проблемам способность к прогнозированию, богатый словарный запас, способность к оценке.
Интеллектуальная сфера: Острота, оригинальность, гибкость мышления, наблюдательность, любознательность, умение хорошо излагать свои мысли, способность к практическому приложению знаний, способность к решению задач, продуктивность, высокая концентрация внимания, память.
Творческая сфера: Пытливость, любознательность, изобретательность в играх, в выполнении творческих задач, в решении проблем, в использовании материалов и идей, гибкости, способности прогнозировать оригинальные идеи и находить оригинальный результат, склонность к завершенности и точности художественно – прикладных занятиях и играх.
Этапы реализации
|
Задачи
|
Сроки
|
Подготовительный
| Изучение психолого - педагогической,
методической литературы по теме самообразования
| 2014 - 2015 учебный год
|
Диагностический
| Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса
| 2015 - 2016 учебный год
|
Практический
| Внедрение опыта работы
(работа с детьми, работа с родителями)
| 2016 - 2017 учебный год
|
Обобщающий
|
Распространение опыта своей работы
| 2017 – 2018
учебный год
|
Аналитический
| Анализ созданных педагогических условий для развития
| 2018 - 2019
учебный год
|
Цель: Продолжать повышать педагогический уровень, профессиональную компетентность. Внедрять в работу новые методы и направления в воспитании и обучении детей.
Дать родителям представление о технологии ТРИЗ, практические навыки использования приемов ТРИЗ-РТВ в играх, рекомендации родителям по созданию условий для развития воображения, мышления, творческих способностей детей.
Содержание деятельности
| Сроки (начало- окончание)
| Форма предоставления результатов
| 1.Изучение психолого – педагогической, методической литературы
по теме самообразования
2014-2015 учебный год
Цель: Повысить свой профессиональный уровень, развитие любознательности и познавательной активности.
| 1.Определить перспективность и практическую значимость для повышения воспитательно – образовательного процесса.
| Сентябрь-Октябрь
| Формулировка темы,выделение стержневой проблемы и целевойустановки с учётом возрастных особенностей детей 6-7 лет.
| 2. Чтение методической, педагогической и предметной литературы. Обзор информации
поданной теме в Интернете.
| Ноябрь Декабрь
| Изучение литературы,
посещение интернет - лекций, интернет- семинаров и
форумов по теме применения
технологии ТРИЗ в ДОУ и проектной деятельности.
| 3. Изучить книги:
-Генрих Альтшуллер «Найти идею. Введение в ТРИЗ – теорию решения изобретательских задач».
- Страунинг А. М. «Задачи вокруг нас», Обнинск, 1997 – 111с.
- Нурмухаметова А. Б., Нурмухаметова И. Ф. «Играя, развиваем. Развивая обучаем», Набережные челны, 1997 – 80 с.
- Шаехова Р. К. «Играя Размышляем», Казань, 2004 – 96 с.
- Гин С.И. «Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений» (3-е изд., Минск, ИВЦ Минфина, 2007 г.).
- «Педагогика + ТРИЗ» - сборник статей для учителей, воспитателей и менеджеров образования (выпуск 5, Вита – Пресс, 2001 г.)
| В течение года Январь-Февраль
|
Подбор методического оснащения.
Составление конспектов занятий, развлечений.
| 4. - Журналы «Дошкольное воспитание» с перечнем литературы и применением ТРИЗ: №8 (1988 г.),
№5,6 (1989 г.),
№1,2,3,5 (1990 г.),
№4 (1993 г.),
№1 (1994 г.),
№5 (1996 г.),
№11 (1997 г.),
№5,9 (1998 г.).
- Журналы «Ребёнок в детском саду»: №1,2,4 (2001 г )
- Газета «Детский сад во всех сторон» № 31, 41, 42 (2001г.)
| Март–
Май
| Поделиться опытом работы с воспитателями, применять их опыт в своей работе с детьми.
| 2. Разработка программно-методического обеспечения
образовательного процесса
2015 -2016 учебный год
Цель:Повысить свой профессиональный уровень; разрабатывать программно- методического обеспечения образовательного процесса.
| 1. Разработать перспективные планы работы по всем видам деятельности для разновозрастной группы
| Сентябрь - Май
| Календарно - тематическое планирование
| 2. Составить конспекты занятий по всем видам деятельности.
| В течение года
| Картотеки
|
3. Систематизировать практический материал по данной проблеме: Интернет - ресурсы (детские презентации).
Развивающие компьютерные презентации:
-«Инновации в образовании
ТРИЗ - педагогика Педагогический совет. Использование приёмов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста».
-«Презентация по ТРИЗ (СО)+игры».
-Изучать опыт работы воспитателей через интернет-ресурсы.
|
Октябрь-Ноябрь
Декабрь-Февраль
Январь
Март-Апрель
|
Наглядный материал
| 4. Семинар-практикум для воспитателей:«Применение технологии ТРИЗ в развитии речи дошкольников».
|
| Просмотр деятельности педагога:
Автор материала учитель-логопед высшей категории, учитель-методист: Винограденко Ирина Михайловна
| 5. Подготовка анкет, памяток, рекомендаций для педагогов, родителей и детей.
6. Родительское собрание:
«Знакомство с технологией ТРИЗ».
|
Май
|
Родительская встреча:
1. - Игра «Знакомство».
2. - «Что такое ТРИЗ в детском саду» (мини — лекция).
3. - «Давайте поиграем»(знакомство с играми для детей)
4. - «Способности ребенка?» (выступление психолога)
5. - Анкетирование родителей: «Какие способности у моего ребенка?»
6. - «Как развивать детскую любознательность?»(дискуссия)
7. - «Умеете ли вы отвечать на детские вопросы?» (памятка для родителей)
8. - Экспресс – опросник: «Цветные анкеты».
| 7. Подготовка материала к информационным стендам.
| | День открытых дверей.
| 8. Разработка
«МИР ЗАГАДОК»
Авторская программа кружкапо ТРИЗ в играх для детей 5 – 7 лет.
| Сентябрь - Май
| Изучение литературы, сбор игр и упражнений для разных возрастных игр, обобщение собственного опыта.
| 3. Внедрение опыта работы
(работа с детьми, работа с родителями)
2016 - 2017 учебный год
Цель: Повысить свой профессиональный уровень; публикации в социальных сетях.
| 1. Итоговая диагностика по технологий ТРИЗ-РТВ у детей.
2. Публикация собственного опыта педагогической деятельности
Всоциальной сети работников образования nsportal.ru.
| Сентябрь-Май
Сентябрь-май
| Информационные листы в виде таблицы с результатами.
Публикации в социальной сети
| Работа с детьми
1. Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса.
2. Обследование речи и
творческого воображения детей.
Применение метода ТРИЗ в проектной деятельности.
3. Отбор и выделение наиболее эффективных методов и игровых действий, помогающих детям в самостоятельной деятельности.
| Сентябрь
Октябрь – Апрель
Ноябрь
| Календарно-тематическое планирование - (Утверждение плана работы).
Дидактические игры и упражнения, инд. беседы с рассматриванием картинок,
наблюдения. – (Диагностика детей).
Игровые моменты, дидактические игры и упражнения. - (Создание развивающей среды в группе, уголка для творчества детей).
| Работа с родителями:
1. Знакомство с современными системами семейного воспитания.
2. Использование «ТРИЗовского» подхода в повседневном взаимодействии с детьми.
| Декабрь
Январь
| Анкетирование, наглядная агитация, консультации, беседы, родительского собрания. Анализ анкетирования.
Доклад на тему:
«Значение нестандартного мышления в жизни человека».
Сбор игр и упражнений для развивающего общения с детьми.
Картотека игр, познавательных упражнений с использованием ТРИЗ технологии.
| Работа с педагогами:
1. Подготовка материала по теме: «Игры и упражнения с исп. технологии ТРИЗ в образовательном процессе ДОУ».
| Февраль
| Изучение литературы, сбор игр и упражнений для разных возрастных игр, обобщение собственного опыта.
Консультация для педагогов на тему: «Игры и упражнения с исп. технологии ТРИЗ в образовательном процессе ДОУ».
| 4. Распространение опыта
своей работы
2017 – 2018
учебный год
Цель: Повысить свой профессиональный уровень; публикации в социальных сетях.
Составление календарно - тематического планирования, конспектов занятий, консультаций для родителей и воспитателей, развлечений по технологий ТРИЗ-РТВ.
| Публикация собственного опыта педагогической деятельности в социальнойсети работников образования nsportal.ru.
| Сентябрь - Май
|
Публикации в социальной сети
| «Детское экспериментирование - как средство интеллектуального развития дошкольников».
| Ноябрь - Январь
| Семинар - практикум для воспитателей.
|
Составить Авторскую программу на тему: «Я –МАЛЕНЬКИЙ ИЗОБРЕТАТЕЛЬ».
|
В течение года
|
Изучение литературы, сбор игр и упражнений для разных возрастных игр, обобщение собственного опыта.
| - Конспект занятия по методу ТРИЗ в старшей группе на тему: «Четыре стихии».
- Тема: «Поможем Машеньке собраться в школу»(подготовительной к школе группе).
- Тема: « Как Иван Царевич нашел Царевну» - Театральный (подготовительной к школе группе).
| Сентябрь - Май
| День открытых дверей.
| Мастер - класс Тема: «Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада»
| Апрель
| Семинар - практикум для воспитателей.
| 5. Анализ созданных педагогических
условий для развития
2018 - 2019
учебный год
Цель: Повысить свой профессиональный уровень; публикации в социальных сетях.
| 1. Прогнозирование познавательной активности и интереса детей, их эмоциональное отношение к занятиям с применением ТРИЗ.
2. Обобщение собственного опыта и педагогической деятельности по теме
| Сентябрь – Май
Сентябрь - Май
| Занятия, игры, беседы, наблюдения. Диагностическая карта достижений ребёнка.
Подготовка обобщённых материалов, планирование работы на перспективу.
Отчёт по проделанной работе по плану самообразования с сентября по май.
| Консультации для воспитателей:
«Методнаправленный на достижение идеального результата» (ТРИЗ).
| Апрель - Май
| Повысить образовательный уровень компетентности
педагогов в вопросах речевого развития детей.
| Консультации для родителей на тему:
- « ТРИЗ в детском саду и дома».
- «В помощь родителям развивающие игры ТРИЗ»
|
| Повысить образовательный уровень компетентности
родителей в вопросах речевого развития детей.
| Опыт работы по методу ТРИЗ
| Январь - Май
| ООД «Познание», Ознакомление с окружающим на тему:
«Огонь - друг, огонь - враг», с использованием элементов ТРИЗа.
|
|