Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Контроль уровня сформированности языковых навыков




Упомянутые выше объекты контроля: устно-речевое общение, виды речевой деятельности, стороны речевой деятельности (фонетика, лексика, грамматика), представленные в первом блоке содержания обучения ИЯ, находятся в иерархических отношениях. И если коммуникативные и речевые умения (высший и средний уровни) считаются ведущими объектами контроля, то действия и операции с языковым, например, лексико-грамматическим материалом (нижележащий уровень) относятся к объектам контроля более низкого ранга, поскольку контролируется только подготовка учащегося к речевым умениям, но не свидетельствует об обученности иностранному языку. Объектами текущего контроля являются, во-первых, адекватность и достоверность представлений и/или понятий относительно значения, формы и употребления конкретных грамматических явлений, подлежащих формированию, и, во-вторых, уровень сформированности самих грамматических действий и операций, который может быть проверен с помощью контрольных упражнений, тестовых заданий и тестов.

К приемам контроля можно отнести методику восстановления(cloze procedure), клоуз-тест (cloze test), си-тест (C-test), тест множественного выбора (multiple-choice test), диктант (dictation), контроль сформированности рецептивных и продуктивных умений (reception/production testing), устный контроль (oral testing) и собеседование (oral interview).Подробно рассмотрим каждый из них.

Методика восстановления (дополнения)(cloze procedure). Обучаемым предъявляется связный текст, в котором преднамеренно пропущены отдельные слова. Испытуемые должны вставить слова, подходящие по смыслу, восстанавливая таким образом деформированный текст. В данном случае имеет место прогнозирование лингвистических элементов на уровне слова с опорой на неполноценный контекст.

Выбор той или иной разновидности методики дополнения зависит от конкретной цели. Методика восстановления служит для определения степени сложности текста при отборе материала для чтения (readability test), для создания клоуз-тестов (cloze test), для разработки тренировочных подготовительных упражнений на заполнение пропусков (gap-filling)¸ для анализа ошибок и определения эффективности обучения.

Впервые методика восстановления была использована для измерения читабельности текста, но впоследствии стала широко применяться как средство контроля в виде клоуз-тестов.

Клоуз-тест (cloze test)– тест восстановления или дополнения, один из приемов прагматического тестирования. При помощи клоуз-теста достаточно точно о объективно устанавливается степень сформированности рецептивных лексико-грамматических навыков чтения и уровень понимания прочитанного. Клоуз-тест применяется также для оценки общего уровня владения языком. Испытуемый должен обработать смысловую информацию микроконтекста пропуска, проанализировать грамматическую схему данного микроконтекста, извлечь из долговременной памяти вербальные элементы, подходящие по смыслу и удовлетворяющие требованиям словосочетаемости. Как прием прагматического тестирования этот тест является интегральным, в отличие от дискретного теста множественного выбора. Клоуз-тесты могут являться как текстами с фиксированным пропуском слов, так и с пропуском конкретных грамматических, лексических единиц или элементов дискурса, подлежащих тестированию.

Си-тест (C-test) является разновидностью клоуз-теста. Его особенность заключается в том, что при его подготовке из текста удаляется вторая часть каждого второго слова вместо изъятия языковых единиц в целостном виде через большой интервал. Представленная первая часть каждого второго слова служит подсказкой при заполнении пропусков подходящими по смыслу словами. Достоинствами си-теста считаются его экономичность и репрезентативность. В небольшом по объему тексте содержится большое количество пропусков. Проверка теста занимает мало времени и является объективной в силу однозначности ответов. Отличаясь надежностью си-тест, однако, уступает другим приемам тестирования по такому критерию, как внешняя валидность, поскольку искаженный вид предъявляемого текста с большим количеством пропусков озадачивает испытуемых.

Тест множественного выбора (multiple-choice test). Психологической основой работы испытуемых с тестами множественного выбора является узнавание, сравнение и выбор, а отличительный внешний конструктивный признак этого теста – ряд выборочных ответов / альтернатив, следующих за основой тестового задания, в которой преднамеренно пропущена одна языковая единица. Задача испытуемого – выбрать один правильный ответ из нескольких вариантов. В отличие от клоуз-тестов они направлены на проверку, в основном, сформированности рецептивных навыков и умений. Очевидные преимущества данного вида тестов: надежность измерения, экономичность и быстрота. К недостаткам этих тестов можно отнести ограниченную сферу их применения, трудность составления методически грамотного теста и большую вероятность догадки при выборе правильного ответа. Самая значительная трудность при профессиональной подготовке тестов множественного выбора заключается в поиске и выборе неправильных отвлекающих ответов, дистракторов (distractors).

Тест множественного выбора должен отвечать следующим основным требованиям: задания должны быть краткими, точными, предпочтительно представленными в контексте; каждое задание должно иметь только один правильный ответ; в каждом задании проверяется только один элемент, например элемент грамматики или лексики; каждая альтернатива должна быть в грамматически правильной форме; оптимальное число альтернатив – 4 для грамматики и 5 для лексических единиц.

Диктант (dictation)– вид письменной работы, записывание под диктовку. Традиционно диктант широко использовался как средство обучения и средство контроля в основном орфографической грамотности. В методике обучения иностранным языкам разработаны различные виды диктантов традиционный / словарный диктант, частичный диктант, диктант-сочинение, диктант со звуковыми помехами и др. Письмо под диктовку требует выполнения ряда действий т операций в условиях дефицита времени: определение смысла услышанного сообщение и его полное письменное воспроизведение. Это возможно только при сформированности умений распознать акустическую форму слова и соотносить ее с графическим образом слова, а также при удержании в памяти отрезков речевой цепи. Развитие идей прагматического интегрального тестирования в зарубежной методике послужило причиной «возрождения» диктанта как одного из приемов контроля для получения общей характеристики владения иноязычно речью испытуемыми в том случае, когда текст предъявляется со скоростью разговорной речи

Контроль сформированности рецептивных умений (reception testing) в чтении и аудировании. Существуют две группы объектов данного вида контроля. Первая группа связана с результатом чтения или аудирования, т.е. объектом контроля является понимание прочитанного или прослушанного текста. Другая группа связана с процессом становления и функционирования рецептивных речевых умений. Учитывая сходство психологического механизма рецептивных видов речевой деятельности, для проверки понимания прочитанного или прослушанного текста могут быть использованы сходные приемы контроля, повторяющие собой приемы обучения:

- вопросно-ответная работа;

- упражнения на организацию языковых или речевых единиц (соответствие, ранжирование и др.);

- верные-неверные утверждения;

- конспектирование;

- составление логико-семантической карты;

- обсуждение;

- пересказ.

Для проверки сформированности умений в чтении и аудировании применяются лингводидактические тесты, такие как клоуз-тест, тест множественного выбора.

Контроль рецептивных умений на современном этапе отличается практически полным отказом от предъявления разрозненных высказываний, использованием аутентичных законченных текстов разного объема и увеличением протяженности текста, предназначенного для прослушивания. Указанные свойства, характерные для прагматического тестирования повышают валидность рецептивных тестов.

Контроль сформированности продуктивных умений (production testing)в говорении и письме. В силу особенностей процесса речепорождения и условий функционирования экспрессивной письменной и устной форм коммуникации для достижения большей валидности контроль сформированности умений в говорении и письме осуществляется разными приемами, которые, в свою очередь, повторяют приемы обучения этим видам деятельности. Очень существенно отметить, что при определении уровня владения продуктивными умениями сложнее решается проблема критериев, а сам процесс проверки отличается большей субъективностью, трудоемкостью (особенно при оценке письменных контрольных работ), а также имеет организационную специфику.

Для проверки сформированности умений в экспрессивной устной речи (репродуктивной, продуктивной, диалогической, монологической) используются:

- вопросно-ответная работа;

- ранжирование информации;

- устное выступление /сообщение;

- собеседование;

- приемы драматизации и имитационного моделирования, такие как ролевая игра, игра-драматизация, имитационная игра, сценарии, скрипты, фреймы и др.;

- обсуждение;

- решение проблемных задач;

- краткий/подробный пересказ;

- устный комментарий.

Собеседование и обсуждение может проводиться с опорой на наглядность, что ярко может быть представлено двумя иллюстрациями, позволяющими использовать как эвристический метод, так и собственно собеседование, способствующее не только обучению конкретным лексико-грамматическим навыкам, но и проявлению эмпатии.

 

Для проверки сформированности умений экспрессивной письменной речи используются различные виды письменных работ. Большинство из них представляет собой функциональные типы письменных сообщений:

- заполнение бланков;

- написание письма в ответ на полученную информацию разных функциональный стилей;

- письменный комментарий к полученной информации;

- различные виды диктантов;

- письменное сообщение для представление полученной информации в сжатом виде (краткое изложение, рецензия, аннотация) с различной степенью компрессии;

- редактирование письменных произведений;

- сочинение;

- эссе.

Устный контроль (oral testing)- проверка устно-речевой компетенции, которая позволяет выявить речевую реакцию, речевые автоматизмы, спонтанность и темп речи. Эффективное проведение устного контроля требует специфических профессиональных умений со стороны преподавателя иностранного языка: умение создать обстановку, благоприятную для контроля, стимулирующую речемыслительную и коммуникативную активность обучающегося; умение задавать уточняющие вопросы, исправлять ошибки, формулировать оценки и рекомендации.

Собеседование (oral interview)– прагматический тест устной коммуникации, один из приемов устного контроля, прямое речевое взаимодействие между экзаменатором и обучаемым с целью определения уровня владения иноязычной устной речью. Несмотря на то, что действия экзаменатора и экзаменуемого до некоторой степени запрограммированы, последний свободен в выборе ответов на вопросы, в изложении своих взглядов и оценок. Собеседование предполагает наличие тщательно разработанной шкалы оценок устно-речевой иноязычной деятельности.

Таким образом, современная методика обучения иностранным языкам рассматривает процесс формирования лексических и грамматических навыков как управляемую систему, в которую в качестве необходимого звена включается контроль, объективно обусловленный логикой процесса управления учебной деятельностью учащихся. Для того, чтобы получить достаточно полную картину овладения тем или иным видом иноязычной речевой деятельности, желательно сочетать выполнение акта речевого взаимодействия в условиях, приближенных к реальному общению, с выполнением разнообразных контрольных действий, обеспечивающих полноту и разносторонность характеристик достигнутого умения. Включенность в процедуру итоговой проверки объектов контроля обеспечивается для продуктивных видов речевой деятельности путем соответствующей формулировки коммуникативного задания и для рецептивных видов речевой деятельности путем подбора текстов соответствующей сложности и заданий к ним, а также методом создания условий речевосприятия, обусловленных требованиями к обученности школьников.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 234.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...