Студопедия
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Анализ результатов экспериментальной деятельности в 2017 году
ü
МОУ «Средняя школа №22 имени Маршала Сергеева города Макеевки»
| Изучено состояние дел по исследуемым проблемам, составлены, обсуждены и утверждены планы, разработана индивидуальная программа
| Индивидуальная программа
| Проведены совещания для учителей, работающих в инклюзивном классе, подобраны материалов для диагностики, проведена стартовая диагностика, участие в пилотном мониторинговом исследовании «Сформированность инклюзивной культуры участников учебно-воспитательного процесса (детей, педагогов, родителей) в общеобразовательных учреждениях с инклюзивным обучением» (онлайн – марафона)
| Методические, психолого-педагогические рекомендации для участников эксперимента.
Диагностический инструментарий.
| Участие в Республиканскомвебинаре«Модель инклюзивного пространства», научно-практической конференции, методический семинар для заместителей директоров 1,2 округов «Тьюторскоесопровождениедетей с ОВЗ»
| Статьи.
Аналитические материалы.
Презентации
| Обработаны результаты эксперимента, определены проблемы и задачи на 2017-2018 учебный год
| Изменения в программу, план реализации
| Макеевская общеобразовательная школа I-III ступеней № 108 имени Первой Гвардейской Армии
| Консультативная работа с педагогическим коллективом, с молодыми, начинающими работу учителями и воспитателями.
| Методические рекомендации для участников эксперимента.
| Проведены педагогические советы (2016-2017 учебный год):
1. Педагогическая техника учителя.
2. Первый год введения ГОС: положительные факторы и проблемы реализации новых стандартов.
3. Профилактика эмоционального выгорания педагогов.
4. Использование интерактивных форм обучения и воспитания учащихся – основной показатель эффективной школы.
5. Сформированностьметапредметных умений – важный показатель качества образования.
| Выступления педагогов, статьи.
Решения педсовета.
| Участие в республиканских семинарах по проблеме:
1. «Инновационные аспекты управленческой деятельности в системе обеспечения специального обучения детей с ограниченными возможностями здоровья», 20.10.2016 года, Донецкая специальная общеобразовательная школа-интернат №19
2. «Адаптивная образовательная среда как фактор успешной реализации принципов инклюзии», 15.02.2017г., Горловский УВК «Дошкольное образовательное учреждение для детей с нарушениями зрения № 1 – общеобразовательная школа І ступени № 31 с инклюзивным обучением «Созвездие».
3. Тематическая консультация (городской уровень) "Инновационные подходы к организации инклюзивного образования" (материалы консультации размещены на сайте МЦ), 30.11.2016 года, методический центр города Макеевки.
4. Мастер-класс по теме «Составление индивидуального учебного плана работы с детьми с особыми образовательными потребностями» (выступление), методический центр города Макеевки.
5. Заседание круглого стола по теме «Внедрение инновационных педагогических технологий в практику психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ», методический центр города Макеевки.
6. Методический семинар для заместителей директоров образовательных организаций города «Реализация инновационного проекта «Школа толерантности». Тьюторское сопровождение детей в инклюзивном классе», 26 марта 2017 года, МОШ № 22 имени Маршала Сергеева.
7. Практические семинары «Инновационные аспекты научно-методической работы в школе» 02 ноября 2016 года и 11 января 2017 года, МОШ I-III ст. №108 совместно с Донецкой специальной общеобразовательной школой-интернатом №19.
| Методические рекомендации для участников эксперимента.
Статьи.
Выступление
Методические рекомендации
Методические рекомендации.
Аналитические материалы.
| Проведена промежуточная диагностика.
| Аналитические материалы.
| Проведены открытые уроки в инклюзивных классах для педагогов школы и города.
| Методические разработки открытых уроков.
| Опыт обобщен на электронной научно-практической конференции «Научно-исследовательская деятельность образовательных организаций в условиях внедрения новых образовательных стандартов: теоретико-прикладной аспект», секция 5. «Моделирование системы экспериментальной деятельности образовательных организаций»
| Статья «Формирование инклюзивного пространства детей с особыми образовательными потребностями в условиях общеобразовательной школы»
| Обработаны результаты эксперимента, скорректирована программа дальнейшего хода эксперимента.
| Изменения в составе участников эксперимента.
| МОУ «Школа № 48 города Донецка»
| Изучены теоретические аспекты внедрения моделей инклюзивного образования, обсуждены и утверждены планы на текущий период.
| Проект реализации экспериментальной деятельности.
План-график проведения эксперимента
| Проведены совещания, педсоветы, учеба участников (ПДС «Инклюзивное образования – качественное образование для всех), проведена стартовая диагностика прибывших детей с ОВЗ.
| Разработан методический сборник «Педагогический навигатор» для педагогов-участников эксперимента.
| Организовано внедрение модели частичной интеграции.
Разработаны индивидуальные образовательные маршруты для детей с ОВЗ.
| Статьи.
Решения педсовета.
Рабочий учебный план.
| Обработаны первые результаты эксперимента, скорректирован дальнейший ход эксперимента.
| Изменения в план реализации и состав участников эксперимента.
| ГУВК «ДОУ для детей с нарушениями зрения № 1 – ОШ І ступени № 31 с инклюзивным обучением «Созвездие»»
| Изучен контингент детей в 2017-2018 уч. году, составлены, обсуждены и утверждены планы.
| Откорректирована программа эксперимента.
План-график проведения эксперимента на 2017-2018 уч. г.
| Консультативная работа с педагогическим коллективом, с молодыми, начинающими работу учителями и воспитателями.
| Методические рекомендации для участников эксперимента.
| Проведены заседания МО, педсоветы, заседания коррекционно-психологической службы ГУВК, курсовая переподготовка участников.
| Методические рекомендации для участников эксперимента.
| Подобраны материалы для диагностики, проведена стартовая диагностика в текущем году.
| Диагностический инструментарий.
| Организовано внедрение, применение предложенных новых методов и форм работы с детьми с ОВЗ, разработок, проведена промежуточная диагностика.
| Статья Артемова Ю.А. «Адаптивная образовательная среда как фактор успешной реализации принципов инклюзии»
Решения педсовета.
| Проведен республиканский семинар-практикум по проблеме "Адаптивная образовательная среда как фактор успешной реализации принципов инклюзии"15.02.2017 г.
| Методический кейс с материалами семинара.
| Проведены открытые уроки в инклюзивных классах для педагогов школы и города.
| Методические разработки открытых уроков.
| Обработаны первые результаты эксперимента, скорректирована программа дальнейшего хода эксперимента.
| Изменения в программу, план реализации и состав участников эксперимента.
| Проведены ПМП консилиумы ГУВК.
| Индивидуальные адаптированные программы по русскому языку и математике 2, 3 классы школа 8 вида.
Индивидуальные адаптированные программы по математике 3, 4 классы школа 4 вида.
| - Описать в текстовом формате:
· Степень достижения цели эксперимента в текущем году: все цели текущего этапа достигнуты.
· Степень реализации задач, поставленных в рамках эксперимента.
- Созданы авторские модели инклюзивного обучения; отрабатываются индивидуальные планы и образовательные маршруты детей с особенностями развития, учитывая их структуру дефекта; проводится целенаправленная работа по формированию социально-адаптированной личности; распространяется опыт работы педагогических коллективов; разрабатываются методические рекомендации по проблеме;
- Создана система коррекционно-психологической и лечебно-восстановительной работы с детьми со сложной структурой дефекта (ГУВК «Созвездие»);. Выработана определенная структура организации учебно-воспитательного процесса с учетом особенностей урока в классе с инклюзивным обучением; Отрабатываются индивидуальные программы развития, индивидуальные адаптированные программы по отдельным предметам, индивидуальные планы и образовательные маршруты детей со сложной структурой дефекта; проводится целенаправленная работа по формированию социально-адаптированной личности; распространяется опыт работы педагогического коллектива; разрабатываются методические рекомендации по проблеме;
- Разработана система работы по формированию толерантного отношения окружающих к детям с ограниченными возможностями здоровья, положительного межличностного отношения детей с ограниченными возможностями здоровья и их ровесников во время воспитательного процесса.
· Уровень достижения ожидаемых результатов за отчетный период: удовлетворительный.
· Статистика результативности:
- Горловский учебно-воспитательный комплекс «Дошкольное образовательное учреждение для детей с нарушениями зрения № 1 – общеобразовательная школа І ступени № 31 с инклюзивным обучением «Созвездие»: Полина К., имеет умственную отсталость легкой степени, нарушение зрения, нарушение речи, неврологическую патологию. Социально активна, любознательна, хорошо идет на контакт и принимает помощь взрослых; повысился уровня самоконтроля, школьная мотивация стала более стойкой; наблюдаются ускорение темпа деятельности, усидчивость в классе, тенденции к улучшению в рассуждениях. Она активно привлекается к участию в классных и общешкольных мероприятиях. Заметно развитие уровня мелкой моторики. Снизился уровень аутоагрессии. Внимание стало более устойчивое. В отношениях с одноклассниками Полина ведет себя более сдержанно, наблюдается принятие Полины коллективом во внеурочной деятельности. В 2017-2018 учебном году продолжает обучаться в 3 классе по инклюзивной форме в рамках модели частичной интеграции. Виктория Б., имеет нарушение зрения (слабовидящая), задержку психического развития, нарушение речи, нарушение опорно-двигательного аппарата, инвалид детства (ДЦП). Заметна существенная динамика в повышении уровня мыслительной деятельности, улучшились процессы памяти, восприятия, значительный прогресс в развитии речи и письма. Девочка может одна находиться на индивидуальных занятиях, способна эмоционально отпустить бабушку. Улучшились навыки самоконтроля. Благодаря кропотливой работе логопедов и дефектологов речь ребенка стала членораздельной и понятной. В 2017-2018 учебном году продолжает обучаться в 4 классе по инклюзивной форме в рамках модели частичной интеграции. Роман В., нарушение зрения высокой степени тяжести (глубоко слабовидящий на оба глаза), инвалид детства по зрению, интеллект норма. В настоящее время у него наблюдаются высокий уровень познавательной активности, хорошо развиты логические процессы адекватная самооценка. Формирование универсальных учебных действий на высоком уровне, занимается музыкой, хорошо поет. Ребенок открыт к общению, умеет дружить со сверстниками, строить конструктивный диалог со взрослыми. На положительный результат повлиял тот факт, что ребенок посещал наш специализированный д/с ГУВК. В 2017-2018 учебном году продолжает обучение в 5 классе массовой школы по месту жительства, однако из-за проблем со зрением и отсутствием условий в школе, ребенку предложена индивидуальная форма обучения с возможностью посещения некоторых уроков гуманитарного цикла.
- Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №22 имени Маршала Сергеева города Макеевки»: С 2015-2016 учебного года с целью обеспечения равного доступа к качественному образованию был открыт класс с инклюзивной формой обучения с учетом особенностей диагноза ученицы А. (двусторонняя нейросенсорная глухота ΙVст.). Обучение организовано с введением должности воспитателя (ассистента учителя) для работы с учащимися, имеющими недостатки физического развитии. С девочкой проводят работу: практический психолог (психолого-коррекционные развивающие занятия), сурдопедагог, на учебных занятиях присутствует ассистент учителя (тьютор). Разработала индивидуальную программу, индивидуальный рабочий план (плей-лист) работы с ученицей. В 2017 году ученица инклюзивного класса Алистратова Евгения заняла ІІ место в Республиканском конкурсе для детей инвалидов «Все можем» по декоративно-прикладному искусству. В этом же учебном году стала победителем городского, республиканского этапов Республиканского конкурса – выставки декоративно - прикладного творчества детей инвалидов «Мы всё можем!». Обучение и социализация детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве дает возможность оказывать обучающимся качественную психолого-педагогическую помощь, учитывая их индивидуальные особенности. Адаптация и социализация детей с ОВЗ осуществляется через проведение психологических тренинговых занятий, индивидуальную работу, участие ребят, как в классных, так и общешкольных мероприятиях.
- Макеевская общеобразовательная школа I-III ступеней № 108 имени Первой Гвардейской Армии: 4-В класс (2016-2017 учебный год) – Нестеренко Илья, ученик не был адаптирован к жизнедеятельности в коллективе, имел низкий уровень качества знаний. Успешно освоил программу общеобразовательной школы, полностью адаптирован в ученическом коллективе. В 2017-2018 учебном году статус инклюзивного класса снят. Ученик успешно обучается в 5-В классе по основной общеобразовательной программе. 3-В класс (2017-2018 учебный год). Пищук Василий, успешно осваивает программу общеобразовательной школы, полностью адаптированный в ученическом коллективе, имеет друзей, одноклассники оказывают посильную помощь в учебной и внеклассной деятельности. Понимает инструкции учителя, темп деятельности соответствует темпу работы класса в целом, сформированы навыки самоконтроля. Усваивает учебный материал на достаточном уровне, остаются затруднения при изучении предметов гуманитарного цикла (особенно литературного чтения), что снижает качественные показатели и по другим предметам. Несмотря на речевые дефекты, уверенно выступает в аудитории, принимает участие в инсценировках художественных произведений и сказок. Имеются значительные изменения в педагогическом сопровождении ученика учителем-дефектологом. Педагог контролирует процесс обучения, эпизодически помогает воспитаннику, корректирует его деятельность (ранее ребенок ждал дополнительной инструкции к выполнению задания, подсказки, боялся самостоятельно принимать решения). Мальчик чувствуют себя успешными среди одноклассников, что повышает его внутреннюю оценку и личностные достижения.
- Муниципальное общеобразовательное учреждение «Школа № 48 города Донецка»: на данный момент в школе нет обучающихся с ОВЗ, обучающихся в инклюзивных классах (выпускники, а также изменили место жительства). Продолжается работа над формированием толерантного отношения окружающих к детям с ограниченными возможностями здоровья, интеграция детей, находящихся на индивидуальной форме обучения, во внеурочную деятельность со здоровыми сверстниками.
· Прогностическая часть
· Перспективы развития эксперимента.
Достижение высокого уровня эффективности работы управленческих, педагогических, методических кадров в создании инклюзивной образовательной среды. Организация системного эффективного мониторинга. Реализация вариативных моделей инклюзивного образования, отработанных в ходе экспериментальной деятельности, в образовательных организациях Республики, их отражение в нормативно-правовой документации в сфере обучения детей с ОВЗ в Донецкой Народной Республике.
· Рекомендации по транслированию промежуточных результатов эксперимента:
регулярное освещение хода и промежуточных результатов эксперимента на сайтах образовательных организаций, ЦСИО и РИДПО.
+ SWOT-анализ хода эксперимента
Сильные стороны
| Слабые стороны
| Семьи активно участвуют в жизни школы.
| Система нормативно-правового обеспечения, психолого-педагогического, тьюторского сопровождения, специальная подготовка педагогических кадров.
| Вовлеченные педагоги настроены позитивно и понимают свои обязанности. Высокая мотивация педагогов в непрерывном обучении.
| Психологическое принятие инклюзии родительским сообществом (родителями здоровых детей)
| У учащихся есть возможность активного и постоянного участия во всех мероприятиях общеобразовательного процесса. Активное участие детей с ОВЗ в конкурсах и проектах городского, республиканского уровня.
| Кадровые проблемы (отсутствие узких специалистов, изменения кадрового состава, сложности с введением необходимых ставок узких специалистов).
| Педагоги регулярно повышают профессиональную компетентность в рамках курсовой и межкурсовой подготовки.
| Отсутствие возможности организации оздоровительных и лечебных мероприятий.
| Сформирована новая материальная и духовная образовательная среда, в которой
дети с проблемами здоровья могут чувствовать себя комфортно.
| Не все родители готовы сделать выбор в пользу инклюзивного образования.
| Учебный процесс построен с учетом возрастных особенностей обучающихся (индивидуальная траектория обучения)
| Несоответствие учебных планов и содержания обучения массовой школы особым образовательным потребностям ребенка.
| Наличие команды специалистов, осуществляющих коррекционно-развивающую работу. Создана сеть социального партнерства.
| Недостаточное материально-техническое оснащение общеобразовательного учреждения под нужды детей с ОВЗ (отсутствие пандусов, лифтов, специального учебного, реабилитационного, медицинского оборудования, специально оборудованных учебных мест, столовой, туалетов и т.д.).
| Положительная динамика в развитии по результатам мониторинга качества обучения. Положительная динамика развития речевого и коммуникативного компонента, активное формирование социальной комптентности обучающихся со сложной структурой дефекта в условиях совместного обучения.
| Отсутствие финансирования в соответствии со специальными образовательными потребностями различных категорий детей.
| Современное материально-техническое обеспечение учебного процесса (одноместные парты, спортивное оборудование).
| Отсутствие оборудования со специализированными программами дистанционного обучения.
| Потенциальные возможности
| Потенциальные угрозы
| Формирование позитивного имиджа образовательных организаций, внедряющих инклюзивное образование
| Оказание влияния на снижение качества образования в классе.
| Расширение возможностей для использования инновационных технологий обучения.
| Тяжелый психологический фон социальной нестабильности.
| Дети с ОВЗ - активные участники жизни общества.
| Ученик проживает в микрорайоне другой образовательной организации, требуется время и финансовые расходы.
| Размещение на учительских порталах практико-ориентированных разработок уроков, проектов, вариантов внеурочной деятельности для широкого распространения инновационного опыта.
| Отказ родителей детей с ОВЗ (умственная отсталость) от преимуществ обучения данной категории детей в школах-интернатах, что существенно ограничивает возможности дальнейшего обучения ребенка (среднее звено).
| Возможность обучения детей со сложной структурой дефекта, имеющих интеллектуальное развитие в пределах возрастной нормы, в инклюзивных классах.
| Нехватка финансирования. Низкая вероятность привлечения спонсорских средств.
| Стабильная востребованность данной услуги.
| Социально-психологические барьеры. Стереотипы общества и нетерпимое отношение к человеческому разнообразию.
|
|