Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 3. Самолеты, вертолеты, ракеты, космические станции




Одмила Викторовна Куцакова —

Высококвалифицированный педагог-методист, старший преподаватель инсти-тута, отличник просвещения, лауреат международного конкурса «Школа 2000», автор более 20 методических пособий, посвященных проблемам художе-венно-эстетического, интеллектуального и нравственного воспитания детей.

Куцакова Л. В.

Занятия по конструированию из строительного материала в старшей группе дет­ского сада.Конспекты занятий. — М.: Мозаика-Синтез, 2006. — 48 с.

Предлагаемое методическое пособие поможет педагогам и родителям в организации за-нятий по конструированию из строительного материала и конструкторов с детьми 5-6 лет. В книгу включен разнообразный познавательный и развивающий материал (по развитию пространственной ориентации, по обучению построению схем, планов, чертежей; формированию элементарных географических, астрономических и прочих представлений), а также занимательные игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию умений детей.

Книга адресована педагогам дошкольных образовательных учреждений, родителям, гувернерам.



Введение

Конструирование из строительного материала и конструкторов полностью отвечает интересам детей, их способностям и возможнос­тям, поскольку является исключительно детской деятельностью. Сле­довательно, благодаря ей ребенок особенно быстро совершенствуется в навыках и умениях, в умственном и эстетическом развитии. Извест­но, что тонкая моторика рук связана с центрами речи, значит, у про­двинутого в конструировании ребенка быстрее развивается речь. Лов­кие, точные движения рук дают ему возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма.

Ребенок — прирожденный конструктор, изобретатель и исследова­тель. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуют­ся и совершенствуются в конструировании, ведь ребенок имеет нео­граниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя при этом любознательность, сообразитель­ность, смекалку и творчество.

Ребенок на опыте познает конструктивные свойства деталей, воз­можности их скрепления, комбинирования, оформления. При этом он как дизайнер творит, познавая законы гармонии и красоты. Детей, ув­лекающихся конструированием, отличает богатые фантазия и вообра­жение, активное стремление к созидательной деятельности, желание экспериментировать, изобретать; у них развито пространственное, ло­гическое, математическое, ассоциативное мышление, память, что яв­ляется основой интеллектуального развития и показателем готовнос­ти ребенка к школе.

В настоящее время специалисты в области педагогики и психоло­гии уделяют особое внимание детскому конструированию. Не случай­но в современных программах по дошкольному воспитанию эта дея­тельность рассматривается как одна из ведущих.

Предлагаемое методическое пособие поможет педагогам и родите­лям в организации работы с дошкольниками по новым технологиям. В него органически включен разнообразный познавательный и разви-


вающий материал (по развитию пространственной ориентации, по обучению построению схем, планов, чертежей; формированию элемен­тарных географических, астрономических и прочих представлений, а также включены занимательные игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию умений детей).

При разработке данного материала использовались исследования Н. Н. Поддъякова, Л. И. Парамоновой, А. Л. Венгера, А. Н. Давидчук, О. М. Дьяченко, В. В. Холмовской и др.

Материал апробирован в ДОУ № 32, 1415, 1039, 1268 и других до­школьных образовательных учреждениях г. Москвы и является техно­логией к программе «Конструирование и ручной труд», рекомендован­ной Министерством общего и профессионального образования РФ (1998 г.)

Организуя работу с детьми, учитывайте их способности и возмож­ности. Предлагаемая система занятий рассчитана на учебный год. Каждая тема может быть реализована в течение месяца на специально организованных занятиях и в свободное от занятий время. Задания можно варьировать, включать в занятия задачи из игровых заданий; сокращать, перенося в свободную деятельность; проводить по частям в течение дня или нескольких дней или использовать для занятия все время, отведенное для всех занятий в определенный день недели, пере­нося, например, ручной труд, рисование, аппликацию на другой день.

Задания построены с учетом постоянной смены деятельности, на­сыщены игровыми приемами и прочими занимательными моментами, поэтому исключают переутомление детей. Одно занятие в месяц про­водится фронтально. Игровые задания обычно имеют подгрупповую форму организации.




Конспекты занятий

Тема 1. Дома

Цель.Уточнять представления детей о строительных деталях, деталях конструкторов; о способах соединения, свойствах де­талей и конструкций (высокие конструкции должны иметь устойчивые основания); упражнять в плоскостном моделиро­вании, в совместном конструировании; развивать творчество, самостоятельность, инициативу, конструкторские навыки; умение рассуждать, делать самостоятельные выводы, нахо­дить собственные решения; познакомить с понятиями «рав­новесие», «сила тяжести», «карта», «план», «компас», с идеей относительности пространственных направлений; формиро­вать навыки пространственной ориентации. Материал.Ножницы, фломастеры, конверты, строительный материал, базовый набор «Лего-Дакта» (или какой-либо дру­гой, соответствующий возрасту детей).

Ход работы

Работа с иллюстрацией «Карта Формандии».Введите детей в иг­ровую ситуацию: «Это карта. Мы плывем на корабле к острову Форма-дор, на котором находится страна Формандия. Столица страны — город Формадония». Предложите ребятам рассказать, что изображено на кар­те (рис. 1); сколько в стране городов, рек, озер, железных дорог. Пусть дети придумают им названия. Обратите их внимание на компас, объяс­ните способ его действия (как не поворачивай компас, всегда синяя стрелка показывает на север, а красная на юг).

Предложите детям найти на острове Северную, Южную, Западную и Восточную стороны, а затем определить направления между ними: Юго-Западное, Юго-Восточное, Северо-Восточное, Северо-Западное. Спросите, что они видят на Севере острова, на Юго-Западе и т. д. Пред­ложите выбрать любой из путей, чтобы добраться до столицы Форма-донии (по реке на своем корабле, на поезде, по туристской тропе, на са­молете). Пусть дети обозначат свой путь на карте фломастером.


Рис1

 

Работа с иллюстрацией «Жители Формадонии».Познакомьте де­тей с жителями столицы — формадонцами, расскажите, чем они зани­маются (рис. 2,3, 4).

Педагог. Кто и что везет перед собой? Кто и что везет за собой? Кто какой рукой держит кольцо? Кто упал и какой бок он испачкал? На каком боку лежит? Кто звонит по телефону и в какой руке он держит трубку? Кто откуда спускается и над кем? Как изображен Кубик по от­ношению к нам? Кто, что и как несет? У кого и куда бьет струя воды? Где кто-то сидит? В какой руке мочалка? Куда прыгает? Как называют­ся прыжки? Кто и как сидит на лавке? Как называются прыжки? Какое ухо болит? С какой стороны у Пирамиды сердце? В какую щеку и кого поцеловали? Кто вдали за рекой? Кто вблизи за рекой? Кто в какую сторону едет? Что он видит справа от себя, слева от себя?

 


 

Рис.2


 

Рис.3


Рис.4

Предложите детям помочь жителям Формадонии спроектировать красивые, удобные дома и затем построить их.

Работа с иллюстрацией.Подберите иллюстрации, на которых изоб­ражены различные дома. Рассмотрите их с детьми разные; проанализи­руйте, из каких частей построены фундамент, стены, крыши, надстрой­ки; этажность, количество окон, крылечек, оформление домов и т. д.

Работа с иллюстрацией «Геометрические фигуры».Предложите детям вырезать геометрические фигуры (рис. 5) и смоделировать из них фасады домов, а затем построить дома из строительного мате­риала. Обратите внимание детей на на, что дома должны быть объем­ными, что к фасадам необходимо пристроить еще три стены и соору­дить крыши.

По окончании строительства проанализируйте детские постройки, сличите их с плоскостными моделями; обратите внимание ребят на то, какой красивый получился городок; предложите оформить постройки дополнительными материалами (деревьями, цветочками и пр.) и поиг­рать. Не забудьте предложить детям убрать в свои конверты геометри­ческие фигуры, чтобы использовать их в дальнейшем.

Организуйте конструирование различных домов из конструкторов «Лего-Дакта». Побуждайте детей строить по условиям: «Построй трех­этажный дом с подъездом справа, с балконами, с башенкой на крыше». При необходимости объясняйте, показывайте способы конструирова­ния, давайте советы по совершенствованию конструкций. Поощряйте экспериментирование.


Рис.5








Игровые задания

Упражняйте детей в строительстве из строительного материала и конструкторов по самостоятельно созданным плоскостным моделям, по готовым чертежам, схемам, рисункам.

Упражняйте детей в самостоятельном анализе построек и их изоб­ражений; в установлении зависимости строений от функционального назначения, устойчивости конструкций от их формы и соотношения тяжелых и легких частей. Формируйте представление о том, что про­странственные взаимоотношения частей построек не зависят от их по­ложения на плоскости, например: «Построй такой же домик (предла­гается чертеж), но разверни его фасадом к этому фонтану».

Строительство зданий старинной и современной архитектуры. Знакомство с понятием «план» (план — это вид сверху). Построение планов и сооружение построек по ним («Территория детского сада», «Спорткомплекс», «Парк» и т.д.).

Конструирование внутренних интерьеров («Театр», «Цирк», «Универсам», «Квартира», «Офис» и т.д.).

Советы воспитателю

Упражняйте детей в построении планов. Дайте представление о том, что план — это изображение сверху (как будто с самолета); что обычно планы принято делать штриховыми (не раскрашивать), мелкие детали не изображать (трубы на крышах), а показывать только те части, которые сооружения занимают на поверхности. Подвести детей к построению планов проще всего через моделиро­вание геометрическими фигурами (дети раскладывают их, объеди­няя на поверхности листа и обозначая: это бассейн, это клумба и т. д.; затем обводят фломастерами и убирают). Дети быстро научатся об­ходиться без фигур и рисовать на глаз. Построение планов упражняет в планировании своей деятельности, умении организовывать прост­ранство для нее.

Игра «Отбери детали». Предложите детям рассмотреть иллюстра­цию (рис. 6) со схемами сооружений. В верхней части рисунка изоб­ражены строительные детали, которые используются для их конст­руирования (каждая в одном экземпляре). Предложите детям отбирать по рисунку необходимые детали (по 4-5 штук каждого ви­да) и моделировать, выкладывая изображения из деталей, начиная с наиболее простых схем, изображенных в первом ряду.

Игра «Башни». Сооружение высоких башен из конструкторов «Ле-го-Дакта» и др. Спросите у детей: «Почему башни падают? Как сделать их более устойчивыми?».

Ключевые слова

Надстройка, перекрытие, равновесие, карта, план, схема, компас, направление.

11



12


Рис.6






Тема 2. машины

Цель.Формировать представления детей о различных маши­нах, их функциональном назначении, строении; упражнять в плоскостном моделировании, в умении самостоятельно строить элементарные схемы с несложных образцов построек и исполь­зовании их в конструировании; формировать представление о колесах и осях, о способах их крепления. Материал.Фломастеры, ножницы, геометрические фигуры, простые карандаши, ластики, коробочки, строительный мате­риал, набор «Инструменты Л его-Дупло» или другие конст­рукторы.

Ход работы

Работа с иллюстрацией.Подберите иллюстрации, на которых изоб­ражены различные машины. Рассмотрите их с детьми, определите их на­значение, выделите зависимость их строения от способа использования.

Предложите детям смоделировать и сконструировать для жителей Формандии различные необходимые им машины.


Игра «Из волшебных полосок». Предложите ребятам вырезать пред­лагаемые полоски (рис. 7), разрезать их по разметкам и выложить из получившихся фигурок различные машины (сначала по предлагае­мым расчлененным, затем по контурным схемам, а затем придумать свои модели) (рис. 8, 9, 10). По окончании игры предложите ребятам сложить фигуры в коробочки.

 

 

Рис.7

 

 

Рис.8

 

 

Рис.9

 

 


Рис. 10

Предложите детям создать схемы машин с образцов построек. Со­орудите 3-4 варианта несложных машин и предложите детям выло­жить их изображения (вид сбоку) из геометрических фигур, а затем обвести фигуры, чтобы получилась нерасчлененная (контурная) схема машины.

Игра «Поиграем с компьютером». Предложите детям придумать и нарисовать на экране компьютера (рис. 11) по клеточкам расчленен­ные схемы машин, а затем сконструировать смоделированные машины из строительного материала. Проанализируйте постройки с позиции их схожести со схемами.

16


Рис. 11

Предложите детям для конструирования машин конструкторы и дайте возможность применить в работе имеющиеся знания и пред­ставления о транспортных средствах. Пусть дети придумают свои машины.

Организуйте конструирование на темы «Спортивные машины», «Для игры в гонки». Дайте ребятам возможность продемонстрировать свои конструкции в действии, рассказать о них.




Игровые задания

Упражняйте детей в строительстве различных машин из строитель­ного материала и конструкторов; в преобразовании построек по усло­виям («Перестрой машину в панелевоз (бензовоз, машину для пере­возки леса, труб и пр.)», «Построй машину для перевозки мебели (контейнеров, блоков и др. грузов», «Сконструируй такую же машину, как на этом рисунке, но так, чтобы она ехала в противоположную сто­рону (к углу стола, от тебя, к тебе и т. д.)»). Упражняйте детей в пред­варительной зарисовке машин перед их конструированием.

17


Игра «Что изменилось?». Предложите детям внимательно посмот­реть на сооруженную машину, затем закрыть глаза или отвернуться. Произведите в постройке незначительное преобразование и предло­жите ребятам угадать, что в ней изменилось.

Игра «Что получилось?». Каждый ребенок сооружает любую мо­дель из конструктора. Затем все дети угадывают, у кого что получи­лось и где это можно применить.

Игра «Дострой конструкцию». Один ребенок начинает собирать мо­дель, передает ее другому ребенку, тот продолжает сборку и т. д. Затем дети обсуждают, что получилось. Играть дети могут парами и группами.

Ключевые слова

Моделирование, контурная схема, расчлененная схема.


тема 3. Самолеты, вертолеты, ракеты, космические станции

Цель.Расширять представления детей о различных летатель­ных аппаратах, их назначении (пассажирский, военный, спор­тивный, научно-исследовательский, грузовой и пр.); форми­ровать обобщенные представления о данных видах техники; развивать конструкторские навыки; упражнять в создании схем будущих построек; развивать пространственное мышле­ние, умение делать умозаключения; формировать критичес­кое отношение к своим действиям, стремление исправлять свои ошибки.

Материал.Геометрические фигуры, фломастеры, простые ка­рандаши, ластики, строительный материал, конструкторы «Лего-Дупло», «Лего-Дакта».

Ход работы

Работа с иллюстрацией.Подберите иллюстрации, на которых изо­бражены различные летательные аппараты. Рассмотрите и проанали­зируйте их с детьми. Предложите им сконструировать для формащ|цев разные самолеты, вертолеты, ракеты, космические станции.

Работа с иллюстрацией «Летательные аппараты». Дайте детям за­дание по плоскостному моделированию из геометрических фигур. Сначала дети моделируют летательные аппараты по предложенным схемам (рис. 12), затем придумывают свои модели.

Работа с иллюстрацией «Космические корабли и станции».Рас­смотрите с детьми изображения космических кораблей и станций (рис. 13), спросите: «Сколько космических кораблей и станций изоб­ражено на картинке? Найдите одинаковые. Покажите станции, у кото­рых носы одинаковой формы».

18


Рис. 12

Предложите детям придумать и смоделировать из геометрически фигур различные космические корабли и станции.

Игра «Поиграем с компьютером». Попросите детей нарисовать п представлению схемы будущих конструкций летательной техники (п клеточкам) (рис. 11). (Обучение построению графических моделе может быть организовано на настоящих компьютерах.) Предложит им отобрать для воплощения в конструировании своих идей любы строительные материалы и конструкторы.

19


Рис. 13

По окончании работы проанализируйте постройки с позиции схоже­сти с «конструкторскими проектами». Пусть дети продемонстрируют свои постройки и расскажут о том, как сооружали их; придумают исто­рии о них.



Игровые задания

Развивайте способности детей к моделированию и конструированию; упражняйте в построении планов, схем, чертежей для строительства;

20


способствуйте развитию экспериментирования и изобретательства; уп­ражняйте детей в строительстве летательных аппаратов по рисункам, чертежам, схемам, фотографиям, игрушкам; в совместном конструирова­нии («Аэродром», «Космодром»), в умении строить по условиям («Пост­рой ракету, на которой можно вывести груз на орбиту космической стан­ции, и перегрузи на нее груз»).

Игра «Поиграем с компьютером». Предложите ребятам построить с помощью «компьютера» (рис. 11) (или настоящего компьютера) чер­теж ограждения для космодрома (дети должны стереть предыдущее изображение и разделить экран пополам — по горизонтали — чертой).

Соорудите несколько ограждений на столе (рис. 14). Пусть дети вы­берут любое ограждение и изобразят на экране компьютера (по кле­точкам) вид постройки спереди (на нижней части) и вид сверху (на верх­ней части).

Игра «Сложи фигуру». Предложите детям вырезать любую геомет­рическую фигуру и разрезать ее на несколько разных по размеру и форме частей. Затем дети снова собирают исходную фигуру из час­тей, снова разбирают и приступают к созданию из фигур различных образов. Дайте детям возможность самостоятельно установить зако­номерности: чем больше частей, тем труднее сложить исходную фи­гуру, но зато можно придумать больше образов. Усложните задание предложив ребятам поменяться фигурами.

Игра «Построй такую же». Один ребенок строит модель самолете из конструктора, демонстрирует ее, а затем прячет. Остальные дета воспроизводят модель.

Ключевые слова


Рис. 14


21


Чертеж, вид спереди, вид сверху.







Тема 4. Роботы

Цель.Упражнять детей в создании схем и чертежей (в трех проекциях); в моделировании и конструировании из строи­тельного материала и деталей конструкторов; развивать вооб­ражение, внимание, сообразительность, стремление к экспери­ментированию, понятливость; умение строить умозаключения на основе своего опыта и здравого смысла, внимание, сосредо­точенность; формировать представления об объемных телах, их форме, размере, количестве.

Материал.Геометрические фигуры, фломастеры, простые ка­рандаши, ластики, строительный материал, конструкторы.

Ход работы

Работа с иллюстрацией.Подберите иллюстрации, на которых изо­бражены различные роботы. Рассмотрите их с детьми, проанализируй­те строение роботов. Предложите смастерить роботов для формандцев (для оказания им помощи в умственном и физическом труде).


Рис 15


22


Работа с иллюстрацией «Роботы».Рассмотрите с детьми картин­ку с роботами (рис. 15) и проанализируйте ее.


Педагог. На какие строительные детали похожи части роботов? Сколько роботов изображено на картинке? Найдите роботов, собран ных из деталей одинаковой формы. Найдите двух одинаковых робо тов. Покажите роботов, которых можно (нельзя) построить из дан ных деталей, и объясните почему.

Предложите детям смоделировать разных роботов из геометричес ких фигур, раскладывая их на бумаге; обвести фигуры фломастерами и получить контурные схемы роботов, затем расчленить их, конкрети зировать. Затрудняющимся детям предложите соорудить такого робо та из строительного материала и сделать чертеж с данного образца по стройки.

Советы воспитателю

Соберите детские работы и оформите из них пособие по плоскост ному моделированию «Роботы». Предлагайте его детям для игр.


Рис.16


23


Игра «Поиграем с компьютером». Предложите детям сделать чер теж робота с аксонометрического чертежа (рис. 16): «Рассмотрите изображение, проанализируйте его. Изобразите его вид спереди в левом нижнем квадрате экрана, вид сбоку в левом верхнем, вид свер ху в правом верхнем». Предложите им выбрать строительный мате риал или конструкторы и сконструировать роботов по своему за мыслу.


Рис. 17

При анализе детских работ обратите внимание на оригинальность решений и на то, какие функции могут выполнять изображенные роботы.









Игровые задания

Развивайте конструкторские навыки детей ц качества, необходи­мые для практической деятельности, являющейся основой интеллек­туального развития (удовлетворение от умственной деятельности,

24


стремление к выполнению заданий познавательного характера, твор­ческая активность). Упражняйте детей в конструировании из строитель­ных наборов, конструкторов «Лего» и др. по замыслу, по условиям, по те­мам («Космическая станции», «Планета Венера»), по готовым планам, чертежам, рисункам, схемам; в самостоятельном построении объектов, строительстве по условиям («Построй робота, похожего на человека (на собачку, на паука, на Чудо-юдо и т. д.)»), сборке конструкций по изобра­жениям объемных моделей. Упражняйте в анализе построек; уточняйте представления детей о геометрических фигурах и телах.

Работа с иллюстрацией.Рассмотрите с детьми модели (рис. 17), про­анализируйте, предложите соорудить по ним постройки, посоветуйте начать с наиболее простых моделей, изображенных в первом ряду.

Работа с иллюстрацией «Строительные детали».Дети раскраши­вают детали карандашами в разные цвета (рис. 18).


Рис. 18


25


Педагог. Рассмотрите строительные детали, изображенные на картинке, найдите и назовите одинаковые по форме детали. Найдите детали, одинаковые по форме, цвету, величине. Покажите детали, оди­наковые по форме, но расположенные по-разному. Найдите детали, одинаковые по форме и величине. Покажите детали, которые изобра­жены в таком положении, в котором они не могут стоять на столе.


Игра «Поиграем с компьютером». На иллюстрации (рис. 19) изоб­ражены разные многоугольники.

Педагог. Рассмотрите и сосчитайте фигуры. Почему эти фигуры называют многоугольниками? Сколько углов у этого многоугольника? Покажите фигуру, у которой углов больше, чем у других фигур. Най­дете многоугольник, у которого угол направлен внутрь. Нарисуйте фи­гуру, у которой три угла (четыре угла, нет углов).

Обратите внимание детей на три фигуры, у которых углы выделе­ны толстыми линиями. Спросите: «Одинаковые углы или разные?». Предложите нарисовать такие углы и запомнить, какой угол называ­ется прямым (острым, тупым). Нарисуйте ромб. Обратите внимание детей на то, что у этой геометрической фигуры два тупых и два ост­рых угла.

Игра «Придумай робота». Предложите детям придумать и нари­совать роботов, используя при этом все знакомые им геометрические фигуры.

Игра «Сконструируйробота по памяти». Один ребенок конструиру­ет робота из конструктора, предлагает рассмотреть его в течение 1 мину­ты, затем прячет. Остальные дети должны собрать такого же робота.

Ключевые слова

Вид сбоку, объемная модель, многоугольник, ромб; прямой, острый, тупой угол.

.






Тема 5. микрорайон города

Цель.Упражнять детей в рисовании планов; учить воплощать задуманное в строительстве; совершенствовать конструкторский опыт, развивать творческие способности, эстетический вкус, вос­приятие формы, глазомер. Развивать умение на основе зритель­ного анализа соотносить предметы по толщине, ширине, длине; рассуждать, доказывать свое мнение.

Материал.Бумага, карандаши, ластики, строительный мате­
риал, конструкторы.                                                           


Ход работы

Предложите детям спроектировать микрорайоны нового города для острова Формадор, самостоятельно определить на своих картах его местоположение (отметить фломастером), обосновать, почему именно это место подходит для строительства нового города, и дать городу название.

Работа с иллюстрацией.Подберите иллюстрации, на которых изо­бражен современный квартал города. Рассмотрите их с детьми, побесе-

26


дуйте о специфике расположения зданий и прочих сооружений, о необ­ходимости разместить постройки так, чтобы создать комфортные усло­вия для жителей (торговый центр, детский сад, школа, бытовые служ­бы— в центре города; административные здания, бензоколонки — на окраинах; микрорайоны разделяют земельные зоны и т. д.).

Предложите детям бумагу и карандаши для построения планов мик­рорайонов. Обсудите детские «проекты» (рассказы детей по своим пла­нам о том, что они будут строить и как). Предлагайте ребятам давать друг другу советы по улучшению их «проектов», изменениям, дополне­ниям. Соедините все планы вместе — получится общий план города.

Определите место для конструирования. Пусть ребята по желанию выберут материал (строительный или конструкторы), планы и при­ступают к строительству.

Для реализации детских замыслов могут понадобиться ножницы, цветная бумага и различные дополнительные материалы для оформ­ления сооружений (например, дети могут вырезать клумбы, вывески, опознавательные знаки, пешеходные дорожки, шоссейные дороги, реч­ки, пруды и т. д.).

Советы воспитателю


Рис. 19


27


Наблюдая за деятельностью детей, обратите внимание на их взаи­модействие в совместном строительстве (как договариваются, распре­деляют функции, добиваются положительного результата, играют, разрешают конфликты). Отмечайте уровень развития конструктор­ских навыков; необычные, интересные конструктивные решения.


Диагностическое задание «Пеньки»(рис. 20)

Педагог. Для благоустройства детских площадок во дворы завез­ли песок. Нужно смастерить песочные дворики, оградив их пеньками разной длины и толщины. Подберите пеньки по высоте, начиная с са­мого высокого. Карандашом проставьте цифры возле каждого пенька. Подберите пеньки по толщине, начиная с самого тонкого.

Диагностическое задание«Автобусы»(рис. 21)

Педагог. В автобусный парк завезли разные по ширине автобу­сы. Для их размещения на стоянке нужно определить самый широ­кий автобус, автобус поуже, еще уже и самый узкий и отметить их цифрами.

Диагностическое задание«Дома»(рис. 22)

Педагог. На проекте уличной застройки изображены разные до­ма. Найдите самый высокий, самый низкий, самый длинный дом. По­кажите дома, имеющие форму кирпичика, бруска.






Игровые задания

Упражняйте детей в построении планов, схем, чертежей. В процес­се коллективного строительства совершенствуйте их конструктор­ские способности. Развивайте желание выполнять задания познава­тельного характера, обдумывать практические действия, рассуждать, доказывать свою идею; аналитическое и пространственное мышле­ние. Дайте детям представление о рычаге (подъемные машины); о том, что рычаг позволяет приводить в движение элементы конструк­ций. Упражняйте детей в конструировании по их планам («Порт», «Птицеферма», «Цирк»), в строительстве по рисункам («Дворцы», «Сказочные терема»).

Игра «Построй здание». Покажите детям рисунки на тему «Зда­ния», которые они рисовали на занятиях по рисованию. Пусть они от­берут (по желанию) понравившиеся рисунки. Проанализируйте изоб­ражения с точки зрения их строения и оформления. Сначала дети рисуют схемы зданий, а затем воспроизводят по ним постройки.

Игра «Что можно построить?». Ребята делятся на две команды. У каждой команды 1 кубик и 1 кирпичик. Задание: придумайте, что можно построить из этих двух деталей. Команды по очереди называют постройки (стол, стул, телевизор на столике, трюмо, аквариум, табло, машины, подиум и пр.). Выигрывает та команда, ответ которой ока­жется, последним.

Игра «Установи детали внутри контура». Предложите каждому ре­бенку отобрать 6 разных деталей из строительных наборов, взять лист бумаги и фломастер, найти себе партнера по игре и сесть с ним за стол спиной друг к другу.

Дети должны расположить детали на листе бумаги так, чтобы они лежали или стояли плотно друг к другу по одной из граней (желатель­но, чтобы получился какой-нибудь образ— лодка, домик, машина,

28





29


Рис. 20

Рис. 21

Рис. 22


птичка и т. д.), обвести вокруг все детали фломастером и снять их с ли­ста—получится контурное изображение. Затем дети должны снова уложить детали точно в пределах контура. Выигрывает тот, кто быст­рее соберет изображение по схеме. Усложнение задания: для выклады­вания поменяться схемами и деталями с партнером; увеличить коли­чество деталей.

Игра «Проекты, дачных домиков». Предложите каждому ребенку взять лист бумаги, карандаш, ластик и дайте задание по условиям: «Постройте расчлененные схемы домиков (одноэтажный с треуголь­ной крышей, слева крылечко; двухэтажный, справа веранда, крыша плоская; трехэтажный с двумя крылечками)».

Игра «Подъемные машины». Предложите детям соорудить из конст­рукторов машины с подъемными устройствами, используя принцип рычага. В процессе анализа построек уточняйте способы уравновеши­вания конструкций (противовес), придания конструкциям большей устойчивости (укрепление оснований) и особенность работы рычага: усилие направлено вниз, а груз поднимается вверх.

 Ключевое слово

Рычаг.







Тема 6. мосты

Цель.Расширять представления детей о мостах (их назна­чение, строение); упражнять в конструировании мостов. Со­вершенствовать конструкторские навыки; способность к экспериментированию; умение понимать, расчленять, кон­кретизировать, строить схемы. Развивать внимание, сообра­зительность; умение быстро находить ход решения задачи на основе анализа ее условий, аргументировать решение, до­казывать его правильность или ошибочность. Упражнять в выделении несоответствий, сравнении, обобщении. Материал.Фломастеры, простые и цветные карандаши, лас­тики, строительный материал, конструкторы.

Ход работы

Педагог. На острове Формадор протекает река. На ней только один узкий мост. Это очень неудобно для жителей. Вы должны помочь формадосцам спроектировать и построить мосты.

Работа с иллюстрацией.Подберите иллюстрации, на которых изо­бражены разные мосты. Рассмотрите их с детьми, побеседуйте об их назначении (пешеходные, железнодорожные, автомобильные); строе­нии (устои, перекрытия, спуски).

30



Рис. 23


31


Работа с иллюстрацией «Схемы мостов».Предложите детям рас­смотреть нерасчлененные схемы мостов (рис. 23, 24), проанализировать строение и возможное назначение мостов; затем расчленить схемы, кон­кретизировать их, раскрашивая карандашами. Затем предложите им сконструировать по своим схемам мосты из строительного материала, конструкторов. Пусть дети экспериментируют с деталями, изобретают свои мосты.



32


Рис. 24


Диагностическое задание «Зачеркни лишнюю деталь».На кар

тинке (рис. 25) изображены ряды геометрических фигур (4-5 деталей, имеющих общие существенные признаки). Предложите детям рассмо треть их, определить, какая деталь лишняя, и обосновать почему, а за тем зачеркнуть лишние детали.

Работа с иллюстрацией «Строительные детали».На картинке (рис. 26) изображены различные строительные детали, над ними ряд геометрических фигур.


Рис.25


33


Педагог. Покажите детали, у которых есть грани, имеющие круг лую (квадратную, прямоугольную, треугольную, многоугольную форму. Сколько круглых граней у цилиндра и у конуса? Сколько пря моугольных граней у призмы? Покажите детали, у которых есть длин ные грани. Сколько граней у пирамиды и какой они формы?


Рис. 26

Упражняйте детей в умении делать зарисовки мостов, в рисовании схем мостов по замыслу.













Игровые задания

Упражняйте детей в строительстве различных мостов из строи­тельного материала и конструкторов (по готовым чертежам, схемам, рисункам, фотографиям, по замыслу, по условиям («Построй мост через эту реку, чтобы под ним проплывал этот кораблик, а по нему разъезжались эти машины; чтобы один спуск был крутой, другой по-

34


логий и т. д.»)); в построении чертежей мостов в трех проекция: (рис. 27) с аксонометрического чертежа. Игра «Конструкторские задачи»

1. Представьте кубик. Сколько у него сторон?

2. Что вы можете сказать о всех сторонах кубика (кирпичика)?

3. Чем отличается цилиндр от бруска?

4. Отберите все детали, у которых есть квадратная сторона (круг
лая, прямоугольная, треугольная).

5. Чем отличается конус от цилиндра?

6. Какие стороны одинаковые у кирпичика и короткой пластины?

7. Что можно сказать о сторонах призмы?

8. Чем отличается плоская пластина от толстой?

9. Сколько кирпичиков (кубиков) изображено на чертеже? (Даето
любой чертеж с разными деталями, в том числе и кирпичиками.)


Рис. 27


35


10. Сколько деталей на чертеже установлено на узкую длиннун
грань (на узкую широкую грань)?

11. Чем отличается кубик от кирпичика?

12. Сколько нужно таких больших призм (показ), чтобы собрать и:
них большой куб?

13. Сколько потребуется полукубов, чтобы собрать один куб?

14. Сколько нужно брусков, чтобы собрать один куб?

15. Соберите куб из кирпичиков (из кубиков, из маленьких призм)

16. Кто быстрее соберет куб из разных деталей?

17. Какие две детали нужно соединить вместе, чтобы получило
брусок?


18. Из каких деталей можно сложить маленький кубик?

19. Если распилить вдоль цилиндр (конус, шар) на две одинаковые
части, сколько получится деталей и как их можно назвать? Найдите
такую деталь в строительном наборе.













Тема 7. Метро

Цель.Упражнять детей в построении схем; развивать прост­ранственное мышление, фантазию, воображение; формирова­ть конструкторские навыки, элементарную учебную деятель­ность (понимание задачи, самостоятельность выполнения, самоконтроль, определение способов действий, установление логических связей).

Материал.Бумага, простые карандаши, ластики, строитель­ный материал, конструкторы.

Ход работы

Педагог. В городах Формандии еще нет метро. Вы должны по­мочь жителям планеты спроектировать и построить его.

Работа с иллюстрацией.Подберите иллюстрации, на которых изо­бражено метро. Рассмотрите их с детьми, обратите их внимание на вход в метро, проанализируйте строения. Побеседуйте о значимости данного вида транспорта для крупных городов. Рассмотрите схему московского метро.

Предложите детям рассмотреть план города разработанный ими на предыдущих занятиях (склеенные планы микрорайонов), и нарисо­вать схемы метрополитена для данного плана города. Предложите ре­бятам рассказать о своих схемах; объяснить, почему они разместили станции в данных точках города, как назвали станции. Дайте детям за­дание: придумать и нарисовать схемы входов в метро, изобразив вид спереди, сбоку (учитывая отдельные входы и выходы).

По окончании работы предложите ребятам соорудить конструкции в соответствии со схемами. Проанализируйте с ними постройки, выде­лите удачные решения, способы построения; прочность, оригиналь­ность, эстетичность сооружений.

Организуйте конструирование входов в метро и схем метрополите­на из конструкторов.

Игра «Лего живопись». Составление узоров на плате «Лего» для оформления станций метрополитена.

Работа с иллюстрацией «Керамические плитки».Предложите де­тям разделить на части керамические плитки для облицовки станций метро, чтобы создавать из них геометрические узоры (рис. 28). Слева на листе изображены фигуры, справа — возможные ответы. Предложите

36


детям взять карандаши и ластики, закрыть листом бумаги ответы и приступить к выполнению заданий.


Рис. 28


37


1. Раздели круг на 2 (на 4, 8) равные части. Впиши в круг 8 тре­
угольников.

2. Как получить из квадрата 2 (3, 4) треугольника? Как получить из
квадрата 1 треугольник и 1 пятиугольник?

3. Как из прямоугольника получить 2 квадрата (2 треугольника,
3 треугольника, 4 треугольника, 1 квадрат и 4 треугольника, 8 треу­
гольников)?

4. Как разделить треугольник на 2 (3, 4, 5, 6) треугольника? Впиши
в большой треугольник маленький так, чтобы получилось 4 одинако­
вых треугольника.

5. Раздели многоугольник так, чтобы получился 1 треугольник и 1 че­
тырехугольник. Раздели многоугольник так, чтобы получилось 3 (4, 5)
треугольников. Впиши в многоугольник звезду.


Советы воспитателю

Побуждайте ребят, сверяя свои решения с предлагаемыми ответа­ми, убеждаться, таким ли способом они разделили или по-другому, до­казывать правильность своего подхода к решению, признавать свои ошибки, если они были совершены.

Работа с иллюстрацией «Найди несоответствие».На иллюстра­ции (рис. 29) изображены геометрические фигуры; внутри каждой фи­гуры нарисовано какое-либо геометрическое тело.

При этом учтена закономерность — одна из граней тела имеет фор­му фигуры, на которой оно нарисовано. Не открывая сразу детям эту закономерность, предложите найти несоответствие.














Игровые задания

Упражняйте детей в рисовании расчлененных схем с образцов пост­роек, рисунков, иллюстраций, фотографий различных строений; в придумывании и схематическом изображении невидимых сторон объ­ектов (боковые и противоположные стороны зданий); в конструирова­нии различных объектов из различных видов строительных материа­лов и конструкторов (по условиям). Развивайте конструкторские способности детей, стремление к экспериментированию и изобрета­тельству. Содействуйте формированию совместного конструкторского и игрового творчества.


Игра «Угадай, что это?». Дети конструируют из конструктора по замыслу любые модели так, чтобы они были не сразу узнаваемы и можно было бы угадать предмет с помощью нескольких вопросов, пре­дусматривающих односложные ответы (да, нет).

 

 

           Рис. 29

 

 

Рис. 30

 

 


Рис.31

Рис.32

Игра «Лабиринт». Начните строить лабиринт из конструктора «Ле-го». Пусть дети разделятся на команды и каждая команда построит свой лабиринт. Выигрывает та команда, которая сделает лабиринт с наиболь­шим количеством тупиков и без ошибок зарисует его (вид сверху).

Затем предложите командам разобрать сооружения, поменяться схемами и собрать лабиринты снова.

Выигрывает команда, которая быстрее и правильнее воспроизведет сооружение.

Поиграйте с детьми в игру «Кто быстрее выберется из лабиринта (проведет по лабиринту машинку, зверюшку, человечка и пр.)».



Тема 8. суда

Цель.Расширять обобщенные представления детей о разных видах судов, зависимости их строения от назначения; упраж­нять в построении схематических изображений судов и конст­руировании по ним, в построении элементарных чертежей су­дов в трех проекциях, в умении рассуждать и устанавливать причинно-следственные связи и логические отношения, аргу­ментировать решения; развивать внимание, память. Материал.Геометрические фигуры, простые карандаши, лас­тики; строительный материал, конструкторы.

Ход работы

Педагог. Ребята, на острове Формадор есть река, озеро и океан во­круг, но нет судов. Давайте поможем жителям острова в постройке судов.

Работа с иллюстрациями.Подберите иллюстрации, на которых изображены различные суда. Рассмотрите их с детьми; определите на­значение, проанализируйте строение судов.

Побеседуйте о том, какие бывают суда и корабли (пассажирские, грузовые, специального назначения, военные). Подведите детей к обобщению: у всех судов имеется нос, корма, днище, палуба, трюм, ка­юты, капитанский мостик, рубка.

Расскажите ребятам, что у судов бывают разные виды двигателей; в зависимости от этого суда называют по-разному (пароходы, теплоходы, атомоходы); скорость судов в значительной степени зависит от их фор­мы (чем уже днище, тем маневреннее и быстроходнее судно).

Работа с иллюстрацией «Суда».Предложите детям смоделировать суда из геометрических фигур по предложенным схемам (рис. 30, 31) и определить их назначение.

Дайте детям задание: сделать чертеж судна в трех проекциях (рис. 32) с образцов построек или с их изображений либо придумать свою схему судна (исходя из способностей детей).

39


Затем организуйте построение судов из конструкторов, совместные игры «Порт», «Морской бой» и др.


Игровые задания

Упражняйте детей в конструировании судов разного назначения из строительного материала и конструкторов; в конструировании по усло­виям (например: «Построй научно-исследовательское судно (пароход, двухэтажное, на верхней палубе две надстройки, на которых размеще­ны разнообразные приборы для изучения моря, у кормы находится ба­тискаф с приспособлением для спуска в морские глубины и т. д.»)).

Упражняйте в предварительной зарисовке будущих конструкций. Развивайте конструкторские способности детей, логическое и простран­ственное мышление.

Дайте детям задание: нарисовать схемы различных судов и кораб­лей (пассажирские, железнодорожные пароходы-паромы, суда для пе­ревозки леса, сухогрузы, контейнеровозы, нефтеналивные, промысло­вые, вертолетоносцы, крейсера, катера и пр.).

В процессе рисования дети должны учитывать количество палуб, судовых кранов, размещение палубных надстроек и прочие индивиду­альные особенности судов.

Предложите детям сконструировать из строительного материала судна по их схемам. В процессе анализа построек отметьте их сходство со схемами.

Игра «Найди ошибку в чертеже». Дети должны быстро найти ошиб­ки в надстройках для судов и обосновать свои решения (рис. 33, 34). Игру можно провести в форме соревнования между двумя детьми «Кто быстрее найдет как можно больше ошибок».

Игра «Собери такой же». Ребенок конструирует кораблик из конст­руктора, показывает товарищу, прячет и предлагает построить такой же.

Тема 9.

Архитектура и дизайн

Цель.Развивать творческие и конструкторские способности детей, фантазию, изобретательность; упражнять в моделиро­вании и конструировании, в построении схем; учить самосто­ятельно находить способы выполнения заданий и выполнять их; развивать образное пространственное мышления. Материал.Бумага, карандаши, ластики, строительный мате­риал, конструкторы.

Ход работы

Педагог. Для жителей острова Формадор необходимо еще многое построить. Нужно сделать архитектурные проекты зданий, мостов;

42




43


Рис. 33

Рис. 34


чертежи для производства различного транспорта и машин. Давайте откроем проектно-конструкторское бюро и начнем работать в нем ин­женерами-конструкторами.

Работа с иллюстрациями.Подберите иллюстрации, на которых изображены различные здания, мосты, транспортные средства, маши­ны разного назначения. Рассмотрите их с детьми.

Работа с иллюстрациями.Предложите ребятам рассмотреть иллю­страции (рис. 35, 36, 37), разрезать их по толстым линиям на части и вырезать различные элементы. Из полученных деталей дети констру­ируют. Из деталей, вырезанных из первого листа (рис. 35), можно по­строить разные архитектурные сооружения — дворцы, дома, церкви, терема, станции метро, мосты разного назначения и прочие современ­ные и старинные постройки. Из деталей, вырезанных из второго листа (рис. 36), получатся всевозможные транспортные средства: автомоби­ли, вездеходы, самолеты, вертолеты, катера, ракеты, космические стан­ции, а из элементов, вырезанных из третьего листа (рис. 37), дети смо­гут создать много разных роботов.


Рис. 35


44


Игра «Меняемся схемами». Раздайте детям выполненные ими на предыдущих занятиях рисунки на темы «Дом», «Машина», «Мост», «Самолет» и др. Пусть они выберут любые рисунки и преобразуют их в схемы, затем поменяются друг с другом схемами и соорудят по ним постройки. В процессе игры предложите детям договориться об ее ус-




45


Рис. 36

Рис. 37


ловиях (например, можно ли вносить в схемы изменения и дополне­ния; каким строительным материалом можно пользоваться; можно ли использовать дополнительные материалы для оформления и т. д.).














Игровые задания

У детей в рисовании схем; развивайте стремление к творческой де­ятельности, желание придумывать и воплощать свои замыслы в пост­ройках, конструкциях. Расширяйте представления о конструируемых объектах; совершенствуйте конструкторский опыт, развивайте техни­ческое мышление. Формируйте совместную конструкторско-игровую деятельность детей.

Игра «Анализ объекта». Предложите детям нарисовать на листе бу­маги схему любого объекта, а затем положить лист в указанное место изображением вниз. Дети берут рисунки, кому какие попадутся, рассма­тривают, анализируют изображения, выбирают материал, из которого можно создать тот или иной объект.

Игра «Нарисуй план». Предложите детям темы для создания плано-в («Ярмарка», «Универсам», «Кафе», «Театр», «Цирк», «Спорткомп­лекс», «Аэродром», «Парк» и др.). Каждый ребенок выбирает любую тему и рисует план.

Рассмотрите, обсудите детские работы и предложите их детям для совместного конструирования из конструкторов.



Содержание

Введение........................................................................................................ 3

Конспекты занятий.......................................................................................... 5

Тема 1. Дома............................................................................................. 5

Тема 2. Машины....................................................................................... 13

Тема 3. Самолеты, вертолеты, ракеты, космические станции............... 18

Тема 4. Роботы......................................................................................... 22

Тема 5. Микрорайон города.................................................................... 26

Тема 6. Мосты.......................................................................................... 30

Тема 7. Метро........................................................................................... 36

Тема 8. Суда............................................................................................. 39

Тема 9. Архитектура и дизайн................................................................. 42


Людмила Викторовна Куцакова










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 750.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...