Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методика наблюдения и анализа урока теоретического обучения  




Виды методической деятельности бакалавра профессионального

Обучения

 

 Вид методической деятельности– устойчивые процедуры осуществления моделирования, проектирования, конструирования и внедрения в процесс обучения педагогически полезного дидактическогообеспечения по конкретной учебной дисциплине, обусловливающее их развитие и совершенствование.

Виды методической деятельности:

-анализ учебно-программной документации, учебных методических комплексов, дидактического обеспечения по данной области знаний;

-планирование системы занятий теоретического и практического обучения;

-построение деятельности обучающихся по формированию знаний и практических умений и навыков;

-конструирование методики обучения по конкретной учебной дисциплине;

-разработка видов и форм контроля успешности учебной деятельности обучающихся;

-координация учебной деятельности обучающихся на занятии;

-подготовка дидактико-методического сопровождения учебной дисциплины (учебники, учебное пособие, учебно-методических комплексов, комплект тестов различного назначения и др.);

- рефлексия собственной деятельности при подготовке к занятию и при анализе его результатов.

Результатыметодической деятельности: написание методических разработок и методических рекомендаций, учебно-методические комплексы, рабочие учебные программы по разнообразным учебным дисциплинам; комплексы средств обучения; методы обучения; методика обучения по отдельным учебным дисциплинам; педагогические технологии и т.д

Методика наблюдения и анализа урока теоретического обучения  

 

Анализ урока – необходимый метод, направленный на повышение педагогической квалификации учителя и опосредованно - радикальное улучшение (выполнение действия через посредника, решительно, кардинально) результативности учебно - воспитательного процесса.

Назначение анализа урока — выявление позитивных и негативных сторон непосредственного дидактического взаимодействия учителя и учащихся.

Основные задачи:

· проверка качества теоретического обучения учащихся, выявление уровня их знаний, навыков и умений;

· воздействие на образовательный процесс с целью повышения его эффективности; оказание помощи преподавателям и мастерам производственного обучения;

· выявление лучшего опыта работы с целью обобщения и распространения его в педагогическом коллективе.

Цели анализа урока:

1. Контроль, за качеством преподавания, качеством знаний, умений и навыков учащихся.

2. Контроль, за состоянием учебно-воспитательного процесса.

3. Инструктирование педагога.

4. Помощь в овладении более высоким педагогическим мастерством.

5. Выяснение причин успехов и неудач преподавателя, преодоление недостатков в его работе.

6. Выявление системы работы преподавателя.

Анализ урока, как правило, начинается с определения его места в системе уроков по теме, разделу и формулировки темы урока — насколько она соответствует его содержанию.

Анализ целей урока. Здесь отмечаются два момента: насколько полно и четко сформулированы цели урока — образовательная, вос­питательная, развивающая в поурочном плане преподавателя и как они реализованы непосредственно на уроке.

Анализ структуры и организации урока. Оценивая рациональность структуры урока, руководитель должен учитывать место и роль данного урока в системе уроков по изучаемой теме программы, его дидактическую, воспитательную и развиваю­щую цель, особенности содержания и характер учебного материала, состав учащихся, оснащенность учебного кабинета. Необходимо так­же оценить соответствие реальной структуры урока запланирован­ной, целесообразность отступлений преподавателя от плана, если такие имели место.

Наряду с оценкой рациональности избранной последовательности элементов урока важно оценить оптимальность количества времени, выделенного на каждый из них.

Анализ содержания урока. Анализируя урок по содержанию учебного материала, необходимо определить соответствие его требованиям учебной программы. При этом важно, во-первых, установить полноту, целостность охвата содержани­ем урока соответствующих положений программы, во-вторых, — не упустить из виду нежелательное превышение программных требова­ний, что порою имеет место и ведет к перегрузке учащихся.

Анализ методики проведения урока. Центральным звеном анализа урока является оценка выбора и эффективности применения методов и приемов учебной работы пре­подавателя и учащихся, их сочетания.

С этой целью выясняются следующие вопросы: какие методы и методические приемы были использованы на уроке, в какой степени эти методы соответствовали учебно-воспитательным задачам данно­го урока, содержанию учебного материала, степени его сложности, уровню подготовленности учащихся; какие сочетания методов ис­пользовались и насколько они рациональны; в какой степени осуще­ствлялись обучающие, воспитывающие и развивающие функции ме­тодов, применяемых преподавателем на уроке; как используемые методы способствовали развитию мышления, памяти, речи учащих­ся, углублению интереса к изучаемому предмету; в какой степени методы преподавания стимулировали познавательную активность учащихся; как они формировали навыки и умения самостоятельной учебной работы (умения самостоятельно приобретать знания).

Важными компонентами педагогического анализа урока являются оценка его воспитательного влияния на учащихся, анализ содержа­ния, методики и организации контроля и оценки знаний и умений учащихся, содержания и процедуры выдачи учащимся домашних за­даний.

Необходимым элементом педагогического анализа урока является заключение о его эффективности. Из других способов проверки ре­зультатов урока можно выделить краткий опрос учащихся проверяю­щим, выполнение учащимися миниконтрольных работ по заданию руководителя, ознакомление с тетрадями учащихся.

Типы анализа:

1. Полный – проводится с целью контроля качества организации учебно-воспитательного процесса и для изучения стиля деятельности преподавателя. Является наиболее сложным, так как включает в себя все аспекты урока.

2. Комплексный – предполагает всестороннее рассмотрение в единстве и взаимосвязи целей, содержания, форм и методов организации урока. Близок к полному анализу и применению при анализе нескольких уроков по одной теме.

3. Краткий анализ – проводится с целью общей оценки качества урока, его научно-теоретического уровня и отражает основные дидактические категории.

4. Аспектный анализ – может быть анализ воспитательной стороны урока, психологической.

Такой анализ проводится при жестком лимите времени и необходимо более глубокое рассмотрение какой-то одной стороны урока с целью выявления недостатков или выявления эффективности определенных действий преподавателя.

Виды анализа:

1. Дидактический

2. Воспитательный

3. Методический

4. Организационный

Метод педагогического наблюдения - это целенаправленный и планомерный процесс сбора, обобщения и оценки информации о характере деятельности учителя и учащихся путем прямой и непосредственной регистрации показателей, которые в совокупности отражают изучаемое явление (обучение, воспитание, развитие, оздоровительное влияние на учащихся).

Схема анализа урока:

1. Качество (содержание) плана (плана -конспекта или конспекта) урока.

2. Начало урока; своевременность начала.

3. Проведение урока.

а) вводная часть (мин),

б) основная часть (мин),

в) заключительная часть (мин).

Оценка и анализ деятельности учащихся:

• интерес к уроку в целом и к упражнениям;

• учебная дисциплина (причины ее нарушения);

• отношение к учителю и уроку физической культуры;

• выполнение указаний и распоряжений учителя;

• познавательная активность, сознательность, инициативность;

• оценка выполнения упражнений школьниками;

• выполнение ими обязанностей старосты и дежурного, руководителей групп, помощников учителя, судей, физорга класса.

Характеристика и оценка деятельности учителя на уроке:

o руководящая роль;

o внешний вид;

o речь;

o взаимоотношения с учащимися;

o индивидуальный подход к учащимся;

o проведение воспитательной работы на уроке;

o умение использовать на

o уроке методы нравственного воспитания, их целесообразность и эффективность;

o работа по воспитанию физкультурного актива класса;

o работа с учащимися по установке и уборке снарядов, раздаче и сбору инвентаря, проведение

o построений и перестроений во время урока;

o установление типа и вида урока, определение степени соответствия его содержания и структуры классификационным особенностям (как осуществлена взаимосвязь частей урока).

6. Выводы и предложения (в какой мере удалось учителю выполнить задачи и достичь цели урока).

Сущность педагогического наблюдения заключается в:

- планомерном анализе;

- оценке деятельности учителя по реализации им цели и задач урока;

- определении позитивных и негативных сторон этой деятельности;

- выявлении их причин и обосновании рекомендаций для дальнейшего повышения учебной деятельности учителя на уроках.

Данный вид наблюдения отличается от повседневных наблюдений наличием четкого плана, в котором обозначены:

1.  Объект наблюдения;

2.  Цель, задачи, время наблюдения;

3. Деятельность и предполагаемы результат;

4.  Ожидаемые изменения в учебно - воспитательном процессе и его результатах;

5.  Документы, в которых фиксируются результаты наблюдения;

6.  Рекомендации, нацеленные на улучшение наблюдаемого процесса.

 

        

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 298.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...