Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Особенности речевого развития старших дошкольников




Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3

Глава I. Современные аспекты исследования проблемы фонетико-фонематического недоразвития речи в дошкольном возрасте

1.1.Особенности речевого развития старших дошкольников…………………5

1.2.Роль фонематического восприятия в развитии речи……………………….8

1.3. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи…………………...............15

Вывод по главе 1…………………………………………………………………22

Глава II . Использование компьютерных технологий в коррекции

фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего

дошкольного возраста

2.1Использование компьютерных технологий влогопедической

практике…………………………………………………………………………..24

2.2. Компьютерные программы применяемые в коррекции фонетико- фонематического недоразвития речи…………………………………………..30

2.3.Теоретическое обоснование использования компьютерных технологий при коррекции фонетико- фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………..35

Выводы по главе 2……………………………………………………………….38

Заключение…………………………………………………………………….…39

Список литературы……………………………………………………….……...41

 

Введение

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет.

Нарушение фонетики родного языка, затрагивающее большое количество звуков, которые и замещаются и смешиваются между собой, рассматривается сегодня как недостаток отчетливого слухового восприятия или как фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР). Имея полноценный слух и интеллект, такие дети, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из-за недостаточного развития фонематического восприятия. Они составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что недостаточность фонематического слуха и восприятия у детей с ФФНР приводит к появлению стойких ошибок при овладении устной и письменной речью. Полноценная речь ребенка — непременное условие его успешного обучения в школе. Поэтому важно устранить нарушения речи ещё в дошкольном возрасте, до того как оно превратится в сложный, стойкий дефект. Важно помнить, что именно в дошкольный период речь ребенка развивается наиболее интенсивно, а главное — она гибка и податлива. Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно построить предложение, одна из насущных проблем, стоящих перед логопедами дошкольного учреждения.

Вопросом фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста занимались выдающиеся специалисты в области логопедической науки и практики, физиологии и психологии речи - Р.М.Боскис, Р.Е.Левина, А.Р.Лурия, Ф.А.Рау, Е.Ф.Рау, М.Е.Хватцев, Л.Ф.Чистовец, Н.Х.Швачкин. Преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции произносительной стороны речи и фонематического недоразвития.

Одним из компонентов комплексной коррекционно-педагогической работы можно рассматривать применение компьютерных технологий.

Коррекционно-воспитательная работа с детьми предполагает использование специализированных или адаптированных компьютерных программ (главным образом обучающих, диагностических и развивающих). Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать КТ в систему обучения каждого ребенка, создавая большую мотивацию и психологический комфорт, а также предоставляя воспитаннику свободу выбора форм и средств деятельности.

Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, может служить и мощным техническим средством обучения и играть роль незаменимого помощника в воспитании и общем психическом развитии дошкольников.

Цель курсовой работы: теоретически изучить применение компьютерных технологий в работе логопеда со старшими дошкольниками с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Задачи курсовой работы:    

1.Охарактеризовать особенности речи старших дошкольников в норме.

2.Изучить роль фонематического восприятия в развитии речи.

3. Изучить использование компьютерных технологий в логопедической пактике.

4. Теоретическое обоснование использования компьютерных технологий при коррекции фонетико- фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста.

Глава I. Современные аспекты исследования проблемы фонетико-фонематического недоразвития речи в дошкольном возрасте

 

Особенности речевого развития старших дошкольников

 

В старшем дошкольном возрасте (5,5 – 7 лет) отмечается слуховое бурное развитие самостоятельно и перестройка в работе правильные всех физиологических общей систем организма параллельно ребенка: нервной, устной сердечно-сосудистой, эндокринной, соблюдая опорно-двигательной. Ребенок способны быстро прибавляет затем в росте и весе, время изменяются пропорции взрослых тела. Происходят день существенные изменения усвоение высшей нервной фонематическим деятельности.

По своим характеристикам головной мозг шестилетнего ребенка в большей степени приближается к показателям мозга взрослого человека. Организм ребенка в период от 5,5 до 7 лет свидетельствует о готовности к переходу на более высокую ступень возрастного развития, предполагающую более интенсивные умственные и физические нагрузки, связанные с систематическим школьным обучением [4;5].

Психологи (Д.Б. Эльконин, говорить А.Н, Гвоздев, слова Л.С. Выготский может и др.) и методисты (О.С. Ушакова, недоразвития О.М. Дьяченко, научный Т.В. Лаврентьева, изучена А.М. Бородич, десятилетия М.М. Алексеева, слова В.И. Яшина восприятия и др.) выделяют логопедических следующие особенности функциональных развития речи ударений старших дошкольников:

1.Звуковая пропуски культура речи.

- Дети процессе этого возраста изучена способны четко речи произносить трудные общей звуки: шипящие, произносить свистящие, сонорные. Дифференцируя настоящее их в речи, они настоящее закрепляют их в произношении. Отчетливая функциональных речь становиться работе нормой для логопеду пятилетнего дошкольника позволяют в повседневной жизни, этом а не только во время соответствии специальных занятий помимо с ним.

- У детей детей совершенствуется слуховое этот восприятие и развивается детей фонематический слух. Дети речевыми могут различать позволяют определенные группы степень звуков, выделять однако из группы слов, особенности фраз слова, нарушение в которых есть доступном заданные звуки [22;35].

- Дети компьютере свободно используют еханизм в своей речи восприятия средства интонационной уникальными выразительности: могут ффнр читать стихи успехом грустно, весело, звуков торжественно. Кроме наличие того, дети объективная в этом возрасте серебря уже легко несовершенное владеют повествовательной, соблюдая вопросительной и восклицательной наличии интонациями.

- Старшие возможности дошкольники способны речевыми регулировать громкость целью голоса в различных детей жизненных ситуациях: своей громко отвечать рассказ на занятиях, тихо нарушение разговаривать в общественных звуковой местах, дружеских скатерть беседах и т.д. Они обучению умеют уже доступном пользоваться темпом достаточно речи: говорить обучению медленно, быстро нарушение и умеренно при произносит соответствующих обстоятельствах.

- У программой детей пяти ической лет хорошо фонематическим развито речевое ффнр дыхание: они начать могут протяжно десятилетия произносить не только первичный гласные звуки, овладению но и некоторые согласные (сонорные, предъявляемый шипящие, свистящие).

- Дети более пяти лет моторного могут сравнивать звуков речь сверстников общения и свою с речью общей взрослых, обнаруживать процессе несоответствия: неправильное остановимся произношение звуков, моторного слов, неточное усвоение употребление ударений произношением в словах [49;52]. также

2.Грамматический строй звуки речи.

- Речь усмотрению детей пяти теоретическое лет насыщается дети словами, обозначающими именно все части жизненных речи. В этом структуры возрасте они развитие активно занимаются многие словотворчеством, словоизменением пропуски и словообразованием, создавая невозможность множество неологизмов.

- В образования старшем дошкольном остановимся возрасте дети также совершают первые общения попытки произвольного помощи использования грамматических пополнение средств и анализа слогов грамматических фактов.

-Пятилетние помогаядети начинают основе овладевать и синтаксической начать стороной речи. Правда, десятилетия это трудно полноценного дается, и поэтому обязательную взрослый как слогов бы ведет за собой образования ребенка, помогая наращения ему устанавливать затем причинно-следственные и временные постепенно связи при необходимый рассматривании объектов.

- Дети повышения этого возраста звучащуюумеют самостоятельно затем образовывать слова, данным подбирая нужный ведущие суффикс.

- У детей слияние пяти лет фонематической появляется критическое компьютерный отношение к грамматическим сопоставления ошибкам, умение начать контролировать свою предметы речь.

- В этом речью возрасте возрастает делают удельный вес картина простых распространенных развитие предложений, сложносочиненных процессе и сложноподчиненных предложений [33].

3. Лексическая дети сторона речи.

- К несколько пяти годам чтении прием сравнения перспективным и сопоставления сходных компьютерные и различных предметов (по визуализация форме, цвету, своей величине) прочно повысить входит в жизнь логопедическая детей и помогает ргпу им обобщать признаки, большее и выделять из них младших существенные. Дети токаревой свободно пользуются известного обобщающими словами, подготовке группируют предметы работы в категории по родовому признаку начать [34].

- Развивается скатерть смысловая сторона удлиняется речи: появляются серебря обобщающие слова, исследования синонимы, антонимы, грибова оттенки значений развитие слов, происходит функцию выбор точных, невозможность подходящих выражений, токаревой употребление слов речью в разных значениях, программой использование прилагательных, снизить антонимов.

4. Связная удлиняется речь.

- Дети компьютерные хорошо понимают детей прочитанное, отвечают выводы на вопросы по содержанию поступательном и способны пересказать выбрать сказку, короткие современной рассказы.

- Дети нарушений способны выстроить правильного рассказ по серии способность картин, изложив способность завязку, кульминацию умеющим и развязку. Кроме восприятии того, они позволяют могут вообразить близких события, предшествовавшие этапах изображенному на картине, восприятия а также и последующие, картина то есть выйти именно за ее пределы. Иначе ребенка говоря, дети вместо учатся составлять старшего рассказ самостоятельно.

- Дети звуковую пяти лет теоретически уже способны звуков не только увидеть ютерные в картине главное помощи и существенное, но и заметить пропуски частности, детали, невозможно передать тон, помощи пейзаж, состояние дружеских погоды и т.п.[11;12]. помогая

- Дети схемы также могут входит дать описание логопедических игрушки, составить воздействия сюжетный рассказ звуки об одной или школу нескольких игрушках, ухудшаться показать рассказ - инсценировку полноценного по набору игрушек.

- В делают диалогической речи повышения дети пользуются, речи в зависимости от контекста, слуховое краткой или только развернутой формой речи высказывания.

- Наиболее способность яркой характеристикой синтез речи детей учетом шестого года соблюдая является активное благодаря освоение разных усвоение типов текстов (описание, звуков повествование, рассуждение).

- В вторичные процессе развития вместо связной речи кроме дети начинают параллельно активно пользоваться произносить различными типами затем связи слов старшего внутри предложения, интерес между предложениями постановки и между частями письменной высказывания, соблюдая работа при этом особенности его структуру[28]. свободу

Таким звуков образом, мы выяснили усвоение особенности развития вместо речи детей выявляется старшего дошкольного детей возраста. Для будет них характерен просодических достаточно высокий способным уровень развития которых речи.


1.2. Роль разнообразные фонематического восприятия удлиняется в развитии речи

 

Поступление способствует ребёнка в школу – важный образов этап в жизни, мплекса который меняет фонем социальную ситуацию развивается его развития. К функцию обучению в 1-ом речи классе ребёнка овладению необходимо готовить. Важно, выполнения чтобы дети 7-летнего годам возраста владели, слова прежде всего, компьютера грамотной фразой, применять развёрнутой речью, характерен объёмом знаний, искажению умений, навыков, работы определённых программой занятии подготовительной группы занятии дошкольных учреждений образования общего типа. Детский программой сад является дети первой ступенью сопоставления в системе народного произношения образования и выполняет дружеских важную функцию основе в подготовке детей планированию к школе.

Во многих «общеобразовательных» детских особенности садах существуют свою логопедические группы, анализу где детям звуки оказывают помощь функцию логопед и воспитатели. Помимо есть коррекции речи логопедическая с детьми занимаются удлиняется развитием памяти, преимуществ внимания, мышления, есть общей и мелкой одно моторики, обучают усвоение грамоте, и математике.

Ведущие перспективным учёные (Р.Е.Левина, Н.А.Никашина, восприяти Г.А.Каше, Л.Ф.Спирова, элементами Г.Е.Чиркина, И.К.Колпоковская, передать А.В.Ястебова и др.) доказали, детей что существует годам прямая зависимость школу между уровнем подготовке речевого развития настоящее ребёнка и его единый возможностями овладения таким грамотой.
Одной из основных искажение задач педагогической данным работы с детьми, воздействия испытывающими трудности коррекционной в обучении грамоте, предназначена является формирование речь у них психологической научный готовности, достаточного близких уровня общего настоящее развития и умственных вместо способностей.

В современной дети методике обучения слуха грамоте общепризнанным только является положение ргпу о том, что единый практическое ознакомление дошкольников со звуковой стороной слуховое слова – необходимая применять предпосылка для обучения овладения чтением, раздражения а впоследствии и письмом годам на языках, письменность слогов которых построена того по звукобуквенному принципу.

Исследования орудием ряда психологов, компьютерных педагогов, лингвистов (Д.Б.Эльконина, программы А.Р.Лурия, Д.Н.Богоявленского, этот Ф.А.Сохина, А.Г.Тамбовцевой, значит Г.А.Тумаковой и др.) подтверждают, называемый что элементарное моторики осознание фонетических установление особенностей звучащего способствует слова влияет ффнр и на общеречевое развитие программы ребёнка – на усвоение работать грамматического строя, называемый словаря, артикуляции звуковыми и дикции. И будет фонематической лучше для которым ребёнка с речевыми речи нарушениями прийти только в школу не только свои с фонетически чистой рименения речью, грамматически способно правильной, лексически развитие развёрнутой, но и умеющим успехом читать.
Навык чтения различия формируется у ребёнка поступательном только после котором овладения слиянием функцию звуков речи согласные в слоги и слова. По таким мнению известного восприятия психолога Д.Б.Эльконина, «чтение – есть связи воссоздание звуковой поскольку формы слова несколько по его графической (буквенной компьютерного модели)». К.Д.Ушинский сочетания отмечал, что «сознательно выполнения читать и писать соблюдая может только затем тот, кто наметила понял звуко-слоговое вторичные строение слова» [19].

То есть воздействия мы хотим, чтобы благодаря ребёнок усвоил знание письменную речь (чтение преодоление и письмо) быстро, теоретическое легко, а также фонематическим избежал многих определяет ошибок, следует детей обучить его звуковому объем анализу и синтезу.

В некоторая свою очередь логопедическая звуковой анализ будет и синтез должны дополнительный базироваться на устойчивом ффективность фонематическом восприятии выражены каждого звука компьютером родного языка.
Фонематическим работе восприятием или процессов фонематическим слухом, рассказ что по данным многих раннее современных исследователей восприятия одно и тоже, будет принято называть орудием способность воспринимать указывает и различать звуки научиться речи (фонемы).

Эта только способность формируется детей у детей постепенно, своей в процессе естественного развернутой развития. Ребёнок значений начинает реагировать современной на любые звуки обучения со 2-4 недели подготовить от момента рождения, еханизм в 7-11 месяцев соответствии откликается на слово, новые но только на его условии интонационную сторону, служит а не на предметное значение. Это велосипед так называемый близких период дофонемного речь развития речи.

К усмотрению концу первого многие года жизни (по компьютера данным Н.Х.Швачкина) слово средств впервые начинает роль служить орудием изучена общения, приобретает звуковой характер языкового этот средства, и ребёнок взрослых начинает реагировать адресована на его звуковую процессе оболочку (фонемы, входящие отечественными в его состав) [51]. произносить

Далее словесным фонематическое развитие условии происходит бурно, возможностями постоянно опережая шестого артикуляционные возможности многих ребёнка, что позволяют и служит основой контролировать совершенствования произношения (А.Н.Гвоздев) [7]. способствует

Н.Х.Швачкин ргпу отмечает, что маскировать уже к концу звуковой второго года таких жизни (при вследствие понимании речи) ребёнок правильное пользуется фонематическим целью восприятием всех создают звуков родного языка которых [51].

Несовершенное компьютерный фонематическое восприятие, преимуществ с одной стороны, слуховое отрицательно влияет дети на становление детского именно звукопроизношения, с другой – тормозит, ребенка усложняет формирование нарушениями навыков звукового процесс анализа, без отечественными которых полноценное восприятие чтение и письмо условии невозможны.

Формирование правильного создавая произношения зависит поступательном от способности ребёнка побуквенное к анализу и синтезу невозможность речевых звуков, разных т.е. от определённого развитие уровня развития перспективным фонематического слуха, совершают обеспечивающего восприятие фонем незрелости данного языка.

Фонематическое научиться восприятие звуков рушения речи происходит позволяют в ходе взаимодействия глухих поступающих в кору общей слуховых и кинестетических развитии раздражений. Постепенно логопедической эти раздражения период дифференцируются, и становится затем возможным вычленение рамках отдельных фонем. При правильные этом большую передачи роль играют первичные детей формы аналитико-синтетической схемы деятельности, благодаря работе которым ребёнок слуховое обобщает признаки научный одних фонем рименения и отличает их от других.

При называемый помощи аналитико-синтетической изучена деятельности происходит включились сравнение ребёнком самостоятельно своей несовершенной благодаря речи с речью уникальными старших и формирование заучивание звукопроизношения. Недостаточность закономерности анализа и синтеза поэтому сказывается на развитии назвал произношения в целом. Однако, фонематическим если наличия завершение первичного фонематического помогает слуха достаточно кроме для повседневного занятия общения, то его удлиняется недостаточно для произносит овладения чтением недостатки и письмом. А.Н.Гвоздев, устанавливать В.И.Бельтюков, Н.Х.Швачкин, Г.М.Лямина характерным доказали, что наличие необходимо развитие развитие более высоких процессе форм фонематического удлиняется слуха, при компьютерных которых дети следующие могли бы делить рассмотрим слова на составляющие средств их звуки, устанавливать компьютер порядок звуков уникальными в слове, т.е. производить удлиняется анализ звуковой основные структуры слова [7;2;51;27].

Д.Б.Эльконин деятельности назвал эти только специальные действия слуха по анализу звуковой значений структуры слов детей фонематическим восприятием. В развернутая связи с обучением рассказ грамоте эти восприятие действия формируются также в процессе специального фонематическое обучения, при детей котором детей свою обучают средствам звуков звукового анализа. Развитие произносить фонематического слуха является и фонематического восприятия существуют имеет большое усвоение значение для общей овладения навыками период чтения и письма близких [53].

Готовность компьютер к обучению грамоте полноценного заключается в достаточном моментом уровне развития может аналитико-синтетической деятельности одной ребёнка, т.е. умений особенности анализа, сравнения, перспективным синтеза и обобщения близких языкового материала.

Звуковой развитиианализ в отличие постепенно от фонематического восприятия (при чтении нормальном речевом также развитии) требует коррекции планомерного специального удлиняется обучения. Подвергаемая передать звуковому анализу нарушений речь из средства более общения превращается в объект визуализация познания.

А.Н.Гвоздев отмечает, многие что «хотя мотивационной ребёнок замечает восприятия разницу в отдельных совершают звуках, но разложение других слов на звуки диалогической им самостоятельно не производиться». И слияние действительно, самостоятельно различение выделить последний подготовке звук в слове, делают несколько гласных старшего звуков одновременно, удлиняется установить позицию благодаря заданного звука значит или количество слов слогов вряд функцию ли доступно малышу предметы без помощи взрослых. И звучащую очень важно, детей чтобы эта ударений помощь была является квалифицированной, обоснованной, своевременной [7].

Д.Б.Эльконин объективная определяет фонематическое моторики восприятие как «слышание мелкой отдельных звуков изучено в слове и умение начинает производить анализ детей звуковой формы чтении слов при внутреннем произношение их проговаривании». Он же указывает: «Под основе звуковым анализом работе понимается:
1) определение различия порядка слогов процесс и звуков в слове,
2) установление детей различительной роли условии звука,
3) выделение наличие качественных основных логопедическая характеристик звука». элькониным [53]

Фонематическое данной восприятие – первая однако ступень в поступательном звуковую движении к овладению компьютерного грамотой, звуковой называемый анализ – вторая. Ещё один курсовая фактор: фонематическое пополняется восприятие формируется каждом в период от года старший до четырёх лет, может звуковой анализ – в только более позднем речи возрасте. И наконец, вторичные фонематическое восприятие – способность своевременной различить особенности компьютерных и порядок звуков, проговаривании чтобы воспроизвести несколько их устно, звуковой обработка анализ – способность обозначающими различить то же самое, научиться чтобы воспроизвести простых звуки в письменной форме [10].

Остановимся таких подробнее на связи есть фонематического восприятия грибова и произношения.
По данным еханизм Р.Е.Левиной, Н.Х.Швачкина помощи в период от одного функцию года до четырёх учетом лет развитие знание фонематического восприятия взрослых происходит параллельно фонематической с овладением произносительной достаточного стороны речи [23;51].

А.Н.Гвоздев целью отмечаeт, что звука особенностью передачи диалогической звуков в начальный различными период их усвоения теоретическое является неустойчивость раздражения артикуляции и произношения. Но состоит благодаря слуховому компьютерных контролю двигательный фонетических образ звука детского соотносится, с одной различные стороны, с произношением котором взрослого (с образцом), ргпу а с другой – с собственным способствует произношением. Различение являются этих двух представляетобразов и лежит слогов в основе совершенствования функцию артикуляции и произношения середине звуков ребёнком [7].

Правильное развитие произношение возникает процесс только тогда, начинает когда оба незрелости образа совпадают (Д.Б.Эльконин) [53].

Р. Е. Левина какой замечает, что очень акт произношения искажение в норме следует формируется рассматривать как старшего завершение акустического усвоение процесса, направленного затем на выделение соответствующего слогов звука и его различия процессе среди других[23].

В поступательном детей развитии фонематического недостатки восприятия ребёнок жизненных начинает со слуховой каждом дифференцировки далёких далее звуков (например, низкой гласных -согласных), затем восприятии переходит к различению день тончайших нюансов возможности звуков -(звонких – глухих есть или мягких – твёрдых произно согласных). Сходство ффнр артикуляции последних средств побуждает ребёнка «заострить» слуховое компьютерные восприятие и «руководствоваться могут слухом и только способность слухом». Итак, отмечают ребёнок начинает повысить с акустической дифференцировки глухих звуков, затем мплекса включается артикуляция речи и, наконец, процесс выражены дифференцировки согласных логопеды завершается акустическим помогает различением (Д.Б.Эльконин, функцию Н.Х.Швачкин) [51;53].

Одновременно десятилетия с развитием фонематического речевых восприятия происходит пополнение интенсивное развитие интеграции словаря и овладение затем произношением. Уточним, дошкольников что чёткие ребенка фонематические представления слуховое о звуке возможны таким только при устанавливать правильном его процесса произнесении, правильно образов мы слышим только объективная те звуки, которые недоразвитие умеем правильно коррекции произносить.

Только при сокращения чётком, правильном коррекции произношении, возможно, речи обеспечить однозначную умение связь между совершают звуком и соответствующей детей буквой. Заучивание владеют букв, когда только их названия воспроизводятся произношением неправильно, способствует именно закреплению у ребёнка может существующих дефектов первичный речи, а также чтении тормозит усвоение ютерные им письменной речи.

Необходимыми моментом предпосылками для случаев обучения грамоте именно дошкольника являются: пополняется сформированное фонематическое таким восприятие, правильное пополнение произношение всех звука звуков родного детей языка, а так ударений же наличие элементарных проговаривании навыков звукового уровень анализа.

Подчеркнём, что произносит все названные будет процессы взаимосвязаны фонетических и взаимообусловлены. коррекцииПри чтении условии у детей, занятия только с которыми велись различные без учёта осуществлению указанных факторов, нарушение наиболее типичны некоторая следующие ошибки:
- трудности отмечают слияния звуков готовность в слоги и слова;
- взаимные логопеду замены фонетически рамках или артикуляционно стороны близких согласных ютерные звуков (свистящих – шипящих, случае твёрдых – мягких, дети звонких – глухих)
- побуквенное функциональных чтение ([Р] - [Ы] - [Б] - [А])
- искажение затем слоговой структуры названные слов;
- слишком различными медленный темп слогов чтения;
- нарушения программой понимания прочитанного.

К приобщает числу типичных устной недостатков письма уникальными у таких детей внести относятся:
- замены совершают букв, указывающие недоразвитие на незаконченность процесса уникальными дифференцировок соответствующих детьми звуков, близких только по акустическим или взрослых артикуляционным признакам;
- пропуски ускорить гласных;
- пропуски особенности согласных в их стечении;
- слияние середине слов на письме;
- раздельное трудности написание частей слоговая одного слова;
- пропуски, обучения наращения или принимать перестановки слогов;
- орфографические ведущие ошибки.

Известно, что целью вторичные отклонения построе легче предупредить, каждом чем исправить этот уже сформировавшиеся рассказ нарушения. Поэтому компьютерные Левиной Р.Е. был, подготовке выдвинут принцип обозначающими предупредительного подхода посвященные к детям дошкольного уровень возраста. Этот несколько принцип нашёл повышения свою практическую графической реализацию в открытии современной логопедических групп[24].

Задачи преимуществ коррекционного обучения обучению включают в себя роль не только исправление раздражения первичного дефекта, развивается но и обязательную подготовку несколько детей к обучению процесса в школе, т.е. усвоение которых элементов грамоты.

Таким доступном образом, без ребенка способности ребенка есть к осуществлению фонематического словесным восприятия, ребенок будет не может овладеть функцию речью, понимание процессе обращенной речи повторении затруднено, у него образов не формируется правильное значит звукопроизношение, грамматический младших строй и не пополняется готовность словарный запас выявляется ребенка. Сформированность современной фонематического восприятия необходимыйявляется необходимым еханизм условием для обучения исследования грамоте дошкольника.


        1.3. Фонетико-фонематическое речи недоразвитие речи

 

Язык звуковую является средством дружеских общения людей фонематической в силу своей общения материальной звуковой серебря природы. Усвоение назвал звуковой системы научиться речи представляет скатерть собой ту основу, компьютерных на которой строится позволяют овладение языком как вместо основным средством недоразвитие общения.

В усвоение только звуковой стороны слуховое языка входят разработана два взаимосвязанных слуховое процесса: процесс звуковым развития произносительной только стороны речи поступательном и процесс развития стороны восприятия звуков недостатки речи.

Развитие произносительной могут стороны речи ффнр берёт начало речевых от первых голосовых старший проявлений (крик затем и лепет). Однако уровень средством общения соответствии язык начинает планированию служить с появления глухие первых слов (к планированию одному году). К детей двум годам выполнения произношение ещё несовершенно: возможностями нечётко произносятся следующие многие звуки, рушения смягчаются согласные вместо звуки, неточно развитие передаётся слоговая стороны структура слов. К закономерности трём годам слова сохраняется несовершенство основные произнесения многосложных говорить слов, наблюдаются картина частые замены также звуков, сокращения перспективным слов, пропуски одновременно слогов. К четырем настоящее годам почти детей исчезает общая дополнительный картина смягчения способствует речи, появляются настоящее шипящие звуки, правильного но ещё часты удлиняется замены ([р]-[л], [р]-[ч]), условия удлиняется структура испытывающими многосложных слов. К только пяти-шести годам работы ребёнок должен программой правильно произносить обучению все звуки, усмотрению отчетливо воспроизводить звуко-слоговую речевых структуру слов.

Для оценки полноценного усвоения тренажер звуковой структуры глухие речи большое день значение имеет подготовке фонематическое восприятие.
Раннее достаточно понимание ребёнком дети слов и фраз, этой произносимых взрослым, речи строится не на восприятии касается их фонематического состава, работы а на улавливании общей различают ритмико-мелодической структуры только слова или образов фразы. Слово дети на этой стадии осмысленным воспринимается ребёнком доказали как единый компьютерных нерасчленённый звук, условия обладающий определённой пополнение ритмико-мелодической структурой. Период включились дофонемного развития только речи длится компьютерных до одного года, фонематическим затем сменяется картине периодом фонематического чтении развития речи. Р.Е.Левина схемы наметила несколько старшего этапов развития языкового передачи сознания детей: компьютерного от различия далёких строй друг от друга речи фонем до формирования помимо тонких и дифференцированных звуковых которым образов слов [23].

Выделяют звучащую несколько уровней большую фонематического развития значит детей. Первоначально овпадают формируется фонематическое воздействия восприятие, под общей которым понимается задание процесс узнавания качество и различения звуков побуквенное речи. При ухудшаться восприятии речи время слова не расчленяются, соответствии их звуковой состав способность не осознаётся. Позднее обработка дети овладевают есть фонематическим анализом может и синтезом.
Фонетико-фонематическое недоразвитие формируется речи – это коррекции нарушение процессов звуки формирования произношения очень у детей с различными письменной речевыми расстройствами сочетания из-за дефектов процессе восприятия и произношения фонем [29]. планированию

Дети данным с ФФН – это отсутствует дети с ринолалией, касается дизартрией, дислалией единый акустико-фонематической и артикуляторно-фонематической слияние формы.
Р.Е.Левина, Г.А.Каше детей отводят большую восприятия роль формированию некоторая фонематического восприятия, процесса т.е. способности детских воспринимать звуки входит речи (фонемы) [13,45].

По сложностью данным Т.А.Ткаченко развитие развитие фонематического пользоваться восприятия положительно передать влияет на формирование единый всей фонетической разработана стороны речи процессе и слоговой структуры слов слуховое [44].

Несомненна технические связь в формировании правильного лексико-грамматических и фонематических детей представлений. При только специальной коррекционной процессе работе по развитию осмысленным фонематического слуха параллельно дети намного еханизм лучше воспринимают затем и различают окончания элементы слов, приставки возможности в однокоренных словах, фонематическим общие суффиксы, анализу предлоги, слова левина сложной слоговой произношением структуры.
Без достаточной строй сформированности фонематического звуки восприятия невозможно элькониным становление его произносит высшей ступени - звукового развитием анализа. Звуковой представляет анализ – это только операция мысленного выводы разделения на составные выводы элементы (фонемы) разных произношения звукокомплексов: сочетаний старший звуков, слогов речью и слов.
Р.Е.Левина писала, сокращения что «узловым начать образованием, ключевым подготовить моментом в коррекции известного речевого недоразвития еханизм является фонематическое обработка восприятие и звуковой анализ» [23].

У логопедическая детей с сочетанием детей нарушения произношения этап и восприятия фонем нарушениях отмечается незаконченность детей процессов формирования слова артикулирования и восприятия занятии звуков, отличающихся анализа акустико-артикуляционными признаками.
Р.Е.Левина, недели Н.Х.Швачкин, Л.Ф.Чистович, левина А.Р.Лурия считают, перспективным что при когда нарушении артикуляции дополнительный слышимого звука повысить может в разной предполагает степени ухудшаться слоги и его восприятие именно [23;51;48;26].

Уровень осмысленным развития фонематического детьми слуха детей дети влияет на овладение овладения звуковым анализом. Степень помогая недоразвития фонематического нарушений восприятия может компьютерных быть различна. Можно завершение выделить следующие процессу его уровни:
1. Первичный отечественными уровень. Фонематическое звука восприятие нарушено велосипед первично. Предпосылки несколько к овладению звуковым других анализом и уровень объективная действий звукового фонематический анализа сформированы звуковой недостаточно.

Вторичный уровень. Фонематическое развитии восприятие нарушено грибова вторично. Наблюдаются левиной нарушения речевых этом кинестезий вследствие рассказ анатомических дефектов фонематическое органов речи. Нарушено интеграции нормальное слухопроизносительное существуют взаимодействие важнейший интерес механизм развития компьютерных произношения.

Характер нарушенного процессе звукопроизношения у детей достаточного с ФФН указывает работы на низкий уровень пополнение развития фонематического недостатки восприятия. Они могут испытывают трудности, ютерные когда им предлагают, ведущие внимательно слушая, дети поднимать руку способны в момент произнесения условия того или пользоваться иного звука правильные или слога. Такие обучению же трудности возникают различия при повторении усмотрению за логопедом слогов своей с парными звуками, правильном при самостоятельном совершают подборе слов, передачи начинающихся на определённый важным звук, при звуковыми выделении начального компьютером звука в слове, дети при подборе своей картинок на заданный соответствии звук.

В фонетико-фонематическом является недоразвитии детей первичный выявляется несколько младших состояний:
трудности в анализе нарушениями нарушенных в произношении только звуков;
при сформированной контролировать артикуляции неразличение боре звуков, относящихся является к разным фонетическим визуализация группам;
невозможность определить восприяти наличие и последовательность коррекции звуков в слове.

Рассмотрим развивается особенности речи моторики детей с ФФН.
Состояние условия звукопроизношения этих картина детей характеризуется произносит следующими особенностями:

Отсутствие близких в речи тех слуха или иных речью звуков и замены произно звуков. Сложные может по артикуляции звуки артикуляции заменяются простыми рушения по артикуляции, например: которые вместо [с], [ш] - [ф], наличии вместо [р], [л] - [ль], [й], скатерть вместо – глухих; связи свистящие и шипящие (фрикативные) заменяются уровень звуками [т], [ть], [д], [дь]. Отсутствие логопедическая звука или различать замена его котором другим по артикуляционному оценки признаку создаёт речевыми условия для своей смешения соответствующих процессе фонем. При готовность смешении звуков, детей близких артикуляционно глухие или акустически, формируется у ребёнка формируется еханизм артикулема, но сам выражены процесс фонемообразования адресована не заканчивается. Трудности звуковую различения близких современной звуков, принадлежащих помогая разным фонетическим развитие группам, приводят полноценного к их смешению при процессу чтении и на письме. Количество таким неправильно употребляемых начинает в речи звуков данным может достигать велосипед большого числа – до 16 – 20. Чаще обучению всего оказываются какой несформированными свистящие мира и шипящие ([с]-[сь],[з]-[зь], [ц],[ш],[ж],[ч],[щ]);[ть] и [дь]; особенности звуки [л],[р],[рь]; будет звонкие замещаются обучения парными глухими; обучению недостаточно противопоставлены несовершенное пары мягких программу и твёрдых звуков; совершаютотсутствует согласный [й];гласный [ы].
Замены контролировать группы звуков работа диффузной артикуляцией. Вместо фонематическим двух или является нескольких артикуляционно замечает близких звуков деятельности произносится средний, звуки неотчётливый звук, далее вместо [ш] и [с] - мягкий соответствии звук [ш], предъявляемый вместо [ч] и [т] - нечто обозначающими вроде смягчённого [ч].

Причинами принцип таких замен подготовке является недостаточная дети сформированность фонематического слоги слуха или деятельности его нарушения. Такие овпадают нарушения, где следующие одна фонема орудием заменяется другой, восприятия что ведёт речевыми к искажению смысла слова, важным называют фонематическим.

Нестойкое опорой употребление звуков подготовке в речи. Некоторые развитие звуки по инструкции единый изолированно ребёнок программой произносит правильно, объем но в речи они возраста отсутствуют или заменяются характеристик другими. Иногда визуализация ребёнок одно близких и тоже слово отсутствует в разном контексте способность или при постепенно повторении произносит средств различно. Бывает, различать что у ребёнка значений звуки одной середине фонетической группы концу заменяются, звуки произношением другой - искажаются. Такие адресована нарушения называются одному фонетико-фонематическими.

Искажённое произношение программы одного или маскировать нескольких звуков. Ребёнок только может искаженно параллельно произносить 2-4 звука пополняется или говорить пропуски без дефектов, контролировать а на слух не различать характерен большее число своей звуков из разных речью групп. Относительное фонематический благополучие звукопроизношения этап может маскировать сокращения глубокое недоразвитие логопеды фонематических процессов. Причиной овладение искажённого произношения возраста звуков обычно возможностей является недостаточная только сформированность артикуляционной многих моторики или связи её нарушения. Это таким фонетическое нарушения, обучению которые не влияют визуализация на смысл слов [55].

Знание полноценного форм нарушения определяет звукопроизношения помогает учетом определить методику день работы с детьми. При дети фонетических нарушениях очень большое внимание начинает уделяют развитию обучения артикуляционного аппарата, завершение мелкой и общей учитывать моторики, при звуковой фонематических нарушениях развитию совершают фонематического слуха. При слуховое наличии большого настоящее количества дефектных отмечают звуков у детей мелкой с ФФНР нарушается фонематическое слоговая структура восприятие слова и произношение орудием слов со стечением формируется согласных: вместо письменной скатерть – они целью говорят «катиль» или «катеть», форма вместо велосипед – «сипед».

Кроме повторении перечисленных особенностей помогает произношения и фонематического теоретическое восприятия у детей курсовая с ФФН наблюдаются: компьютерных общая смазанность выделять речи, нечеткая различают дикция, некоторая приобщает задержка в формировании решению словаря и грамматического детей строя речи (ошибки ведь в падежных окончаниях, обучению употребление предлогов, способствует согласовании прилагательных компьютером и числительных с существительными).
Проявления нарушениями речевого недоразвития самоконтроля у данной группы детей детей выражены одной в большинстве случаев обозначающими не резко. И только звуков при специальном постановки обследовании речи мотивационной выявляются разнообразные согласные ошибки.

Таким образом, произносить Фонетико-фонематическое недоразвитие близких речи – это которой нарушение процессов слова формирования произношения рименения у детей с различными речевыми преимуществ расстройствами из-за элькониным дефектов восприятия произносит и произношения фонем. При слоговая фонетико-фонематических нарушениях ухудшаться дети нестойко передачи употребляют звуки остановимся в речи. Так рассказ как нарушен готовность фонематический слух, произно то страдает и понимание способствует речи. Без повышения достаточной сформированности теоретическое фонематического восприятия лексическая невозможно становление соответствии его высшей восприяти ступени - звукового детей анализа. Без помогая фонематического анализа слухового невозможно полноценное испытывающими чтение и письмо. Чтобы вербальной ребенок не испытывал слияние трудности в обучении, письменной важно как несомненна можно раньше начинает выявить эти выполнения нарушения и начать помощи коррекционную работу маскировать по устранению этих «пробелов».

 

 

Выводы детей по 1 главе

1.Дети старшего качество дошкольного возраста процессе отличаются достаточно наметила высоким уровнем выполнения умственного развития. В ведь это время ребенка формируется определенный создавая объем знаний вместо и навыков, интенсивно слуховое развивается произвольная степень форма памяти, несомненна мышления, воображения. Старший звука дошкольный возраст трудности является периодом затем интенсивного развития основные процессов познавательной фонетическое деятельности. Что одной касается речи, операция к концу дошкольного индивидуальной возраста дети помощи практически владеют рамках почти всеми падежных законами словообразования процесс и словоизменения. Появляется различают связная контекстная различия речь - развернутая является и грамматически оформленная.

2. Фонематическое только восприятие — это усвоение способность воспринимать подготовке звуковой состав более слова. Сколько свою слогов в слове? Сколько процессе в нем звуков? Какой коррекции согласный звук котором стоит в конце одному слова? Какой своей гласный звук процесс в середине слова? Именно только фонематическое восприятие которых помогает ответить звуков на эти вопросы. Сформированное коррекции фонематическое восприятие программы является залогом побуквенное четкого произнесения дополнительный звуков, правильной перспективным слоговой структуры применять слов и основой звуковой легкости овладения низкой грамматическим строем токаревой языка, а значит развитие успешного освоения самостоятельно письма и чтения.

3.Фонетико-фонематическое многие недоразвитие речи - нарушение ухудшаться процессов формирования левиной произносительной системы слогов родного языка ухудшаться у детей с различными чтении речевыми расстройствами время вследствие дефекта звука восприятия и произношения визуализация фонем. К этой помощи категории относятся научиться дети с нормальным единый слухом и интеллектом. В входит картине фонетико-фонематического важным недоразвития речи усвоение на первый план программой выступает несформированность своей звуковой ее стороны. Характерным дети для этих общей детей является звуковым незаконченность процесса параллельно формирования фонематического данным восприятия. Недостатки детей речи при указывает этом не ограничиваются речи неправильным произношением слогов звуков, но выражены осмысленным недостаточным их различением данной и затруднением в звуковом компенсаторные анализе речи. При компьютерный этом задерживается дети и лексико-грамматическое развитие.

Глава именно II. Использование компьютерных звуковой технологий трудно в коррекции фонетико-фонематического данным недоразвития речи принимать у детей старшего велосипед дошкольного возраста

2.1. Использование детей компьютерных технологий мов логопедической есть практике

 

Современный этап искажение развития общества развитие свидетельствует о формировании «информационной детей культуры». Создание, подготовке обработка и передача процессе информации становится ухудшаться одним из главных поступательном видов операций. Технические соответствии устройства используются чтении в деятельности как речи непосредственно связанной качество с техникой, так слуховое и в других сферах, внедрение в том числе выполнения и образовательной [1].

Как вследствие отмечают (Р.Ф. Абдеев, овладения В.П. Беспалько, научный Е.И. Машбиц, случае О.И. Кукушкина и затем др.), применение звуковой компьютерной техники постановки позволяет оптимизировать назвал педагогический процесс, коррекции индивидуализировать обучение моторики детей с нарушениями восприятие развития и значительно совершают повысить эффективность которым любой деятельности. строй Внедрение речи компьютерных технологий являются сегодня является более новой ступенью удлиняется в образовательном процессе. Логопеды отсутствие не только не остались компьютерных в стороне, но и активно компьютерных включились в процесс обучения широкого использования КТ ргпу в своей практике [1;3;32;21].

В произносит последние десятилетия раннее отмечается увеличение сложную частоты встречаемости следующие различных нарушений программой развития и явлений картине физиологической незрелости компьютерных у новорожденных. В дальнейшем слухового такие отклонения возраста в развитии часто орудием проявляются в виде некоторая недоразвития различных логопедическая уровней функциональной заучивание системы речи.

Исследования авторов (Т.В. Гуровец, согласные С.И. Маевская, Л.В. Лопатина, ютерные Н.В. Серебрякова, эффективно И.И. Мамайчук и детей др.), посвященные своей проблеме изучения элементарное и коррекции нарушений логопедическая речи у детей, речевыми показывают, что приобщает преодоление речевого способны недоразвития, как остановимся правило, имеет произношением длительную и сложную звуковой динамику[9;25;30].

Поэтому применение свободу в коррекционно-образовательном процессе постепенно специализированных компьютерных средств технологий, учитывающих слуховог закономерности и особенности открывает развития детей слуховое с нарушениями речи, того позволит повысить пропуски эффективность коррекционного боре обучения, ускорить преодоление процесс подготовки процессе дошкольников к обучению произно грамоте, предупредить слова появление у них компьютерных вторичных расстройств общения письменной речи, также а, следовательно, снизить указывает риск социальной снизить дезадаптации младших планированию школьников.

Компьютерные технологии уровень должны поддерживать обучению работу педагога, образования помогая ему предполагает решать самые способствует трудные в традиционной принимать практике задачи, развития связанные с развитием словесным и коррекцией нарушений предметы у детей.

Компьютерные сокращения технологии (КТ) стали недостатки перспективным средством пропуски коррекционно-развивающей работы единый с детьми, имеющими таким нарушения речи. Повсеместная практическое компьютеризация открывает детей новые, еще компьютерных не исследованные варианты невозможность обучения. Они занятия связаны с уникальными преодоление возможностями современной научиться электроники и телекоммуникаций.

В остановимся основу использования владеют КТ в отечественной педагогике рассмотрим положены базовые обозначающими психолого-педагогические и методологические могут положения, разработанные середине Л.С. Выготским, замечает П.Я. Гальпериным, одно В.В. Давыдовым, следующие А.В. Запорожцем, объем А.Н. Леонтьевым, выражены А.Р. Лурия, речью Д.Б. Элькониным обработка и др.

Персональный компьютер, тренажер укомплектованный разнообразным значит прикладным программным тренажер обеспечением, в руках существует подготовленного специалиста таким является мощным которых развивающим средством, планированию способным быстро логопедическая реализовывать задачи, слов на которые в традиционных элементами подходах уходили сложностью годы.

Благодаря компьютеру, названные в более короткие выделяют сроки можно значит решить такие трудно задачи как ребенка пополнение словарного существующих запаса, формирование развитием грамматического строя, скатерть восполнение пробелов стороны в развитии звуковой технология стороны речи, помощи формирование связной построе речи. У дошкольников первичный повышается интерес логопедическая к процессу обучения, логопеды развиваются навыки речью самостоятельной работы фонетическое и самоконтроля.

Использование компьютера слова в логопедической работе названные позволяет заниматься работы с несколькими группами теоретически детей одновременно, также способствует активизации разработана непроизвольного внимания, обучению повышению мотивации отечественной к учению, расширению контролировать возможностей работы дифференциации с наглядным материалом, восприятия что способствует обучению достижению поставленных основные целей и решению детей задач на логопедических кафедрой занятиях и в целом ударений оптимизирует работу детей учителя-логопеда.

Компьютер предоставляет правильные широкие возможности важным использования различных также анализаторных систем которых в процессе выполнения мира и контроля над достаточно деятельностью. В частности компьютерных визуализация основных дети компонентов устной коррекции речи в виде своей доступных для затем ребенка образов детей позволяет активизировать произношение компенсаторные механизмы фонетических на основе зрительного степень восприятия. Этому технология способствует и совместная знание координированная работа отечественной моторного, слухового испытывающими и зрительного анализаторов называемый при выполнении возможности заданий компьютерной которых программы.

Недоразвитие вербальной нарушениями памяти и нарушения основные внимания в виде вместо их неустойчивости и низкой возраста концентрации у детей всего с недоразвитием языковых овладения компонентов речевой приобщает системы делают основе необходимым проведение овпадают целенаправленной работы пополняется по преодолению этих существует расстройств. А поскольку грибова у дошкольников хорошо возможности развито непроизвольное устной внимание, то учебный достаточно материал, предъявляемый пропуски в ярком, интересном подготовке и доступном для обучению ребенка виде таким вызывает интерес просодических и обращает на себя чтении внимание. В этом начинает случае применение слогов компьютерных технологий развитии становится особенно ютерные целесообразным, так различают как позволяет помимо предоставлять информацию усмотрению в привлекательной форме, звуковой что не только речью ускоряет запоминание коррекции содержания, но и делает способно его осмысленным и долговременным [30;31].

Важнейшей новые составляющей теоретической звуковой основы использования ходе КТ в коррекционно-развивающей деятельности дети являются уровень эффективно актуального развития развитие ребенка и зона связи его ближайшего группа развития (по звуки Л.С. Выготскому). Логопедическая развитии работа с детьми, своей имеющими нарушения слова речи, должна годам проводиться с учетом процессу их психофизиологических особенностей, уникальными детально исследованных отечественными учеными (Е.Ф. Архиповой, внедрение Л.А. Даниловой, взрослых М.В. Ипполитовой, устанавливать Р.И. Мартыновой, детей Е.М. Мастюковой, стороны И.И. Панченко, различение О.В. Правдиной, слухового К.А. Семеновой, обучению О.А. Токаревой наращения и др.).

Анализ литературы нечто показывает, что наличие компьютерные средства котором представляют для развернутой специалиста не часть обозначающими содержания коррекционного формирование обучения, а дополнительный способность набор возможностей роль коррекции отклонений в применение развитии ребенка. Логопеду, звуковой применяющему в работе период компьютерную технику, вторичные необходимо решить свою две основные ргпу задачи специального проявляются обучения: сформировать мплекса у детей умения подготовке пользоваться компьютером возраста и уникальными применять компьютерные будет технологии для компьютерные их развития и коррекции группа психофизиологических нарушений [21].

Коррекционно-воспитательная работать работа с детьми, детей имеющими отклонения звуковыми в развитии, предполагает других использование специализированных время или адаптированных жизненных компьютерных программ (главным вторичные образом обучающих, одно диагностических и развивающих). Эффект предполагает их применения зависит научиться от профессиональной компетенции материала педагога, умения самоконтроля использовать новые именно возможности, включать знание КТ в систему обучения программы каждого ребенка, детей создавая большую постановки мотивацию и психологический звука комфорт, а также кроме предоставляя воспитаннику овпадают свободу выбора комплекс форм и средств овладения деятельности. Приоритетная моментом задача применения процесса КТ в специальной педагогике кафедрой состоит детей не в обучении детей только адаптированным основам роль информатики и вычислительной недоразвитие техники, а в комплексном восприятие преобразовании их среды данным обитания, создании речевых новых научно дети обоснованных средств предъявляемый развития активной чтении творческой деятельности.

Внедрением очень в логопедическую практику наличие инновационных компьютерных падежных технологий в настоящее овладению время активно развернутая занимается Лизунова выбрать Л.Р. - к.п.н., испытывающими гл. методист младших научно-методического центра структуры специального образования [58].

Кроме открывает того, элементы согласные компьютерного обучения развито помогают формировать возможностями у детей знаковую школу функцию сознания, развитие что является сформированное крайне важным синтез для их языкового речи и интеллектуального. У дошкольников научиться начинает развиваться обучения понимание того, постепенно что есть выполнения несколько уровней всеми окружающею нас основе мира - это компьютерных и реальные вещи, детей и картинки, слова, письменной схемы и т.д. Формирование логопеды и развитие знаковой нарушениях функции сознания, единый развитие вербальной слухового памяти и внимания, значит словесно-логического мышления усвоение создают предпосылки входит для коррекции этом лексико-грамматических нарушений позволяют и способствуют формированию полноценного и развитию языковых картине средств у детей речевых старшего дошкольного произношения возраста.

Одним из преимуществ визуализация специализированных компьютерных отмечают средств обучения самоконтроля является то, подготовке что они предметы позволяют значительно известного повысить мотивационную этом готовность детей теоретически к проведению коррекционных формирование занятий путем образов моделирования коррекционно-развивающей правильное компьютерной среды. В многие ее рамках ребенок рименения самостоятельно осуществляет осмысленным свою деятельность, выполнения тем самым, работы развивая способность коррекции принимать решения, принципу учится доводить фонематическим начатое дело синтез до конца. Общение серебря с компьютером вызывает начинает у дошкольников живой помимо интерес, сначала устанавливать как игровая, дополнительный а затем и как речи учебная деятельность. Этот пополнение интерес и лежит одной в основе формирования логопеды таких важных особенности структур, как моторного познавательная мотивация, устной произвольные память вторичные и внимание, а именно завершение эти качества одновременно обеспечивают психологическую требует готовность ребенка позволяют к обучению в школе.

В принципу процессе занятий эффект с применением компьютера необходимый дети учатся звучащую преодолевать трудности, остановимся контролировать свою моторного деятельность, оценивать работы результаты. Благодаря построе этому, становится только эффективным обучение самоконтроля целеполаганию, планированию основе и контролю через восприятии сочетание различных соответствии приемов. Решая, особенности заданную компьютерной технические программой проблемную проявляются ситуацию, ребенок простых стремиться к достижению функцию положительных результатов, речевыми подчиняет свои звука действия поставленной свои цели. Таким школу образом, использование постепенно компьютерных средств характерным обучения помогает скатерть развивать у дошкольников звуки такие волевые моторного качества, как работе самостоятельность, собранность, дополнительный сосредоточенность, усидчивость, лексическая а так же приобщает выявляется их к сопереживанию, помощи слов герою программы.

Занятия какой на компьютере имеют многих большое значение старшего и для развития которых произвольной моторики графической пальцев рук, названные что особенно восприятии актуально при стороны работе с дошкольниками. В фонематический процессе выполнения школу компьютерных заданий обозначающими им необходимо в соответствии вместо с поставленными задачами коррекции научиться нажимать таким пальцами на определенные предъявляемый клавиши, пользоваться недоразвития манипулятором «мышь». Кроме указывает того, важным есть моментом подготовки правильном детей к овладению речи письмом, является мелкой формирование и развитие эффективно совместной координированной дети деятельности зрительного таким и моторною анализаторов, компьютером что с успехом удлиняется достигается на занятиях детей с использованием компьютера.

Появление мелкой компьютера, активное недоразвития применение его создавая в учебной деятельности общей значительно экономит пополнение силы учителя маскировать при подготовке стороны к уроку или работы занятию, ведь таким многие задания недоразвития можно заранее нарушении подготовить на компьютере вместо и в нужный момент может продемонстрировать их для особенности выполнения детям. Ранее речью приходилось готовить фонематическим их в качестве раздаточного компьютерных или демонстрационного диалогической материала для наращения каждого ребенка предъявляемый в отдельности.

Кроме того, программы благодаря высокой позволяет скорости обновления таким дидактического материала незрелости на экране значительно прикладным экономится время опорой на занятии и появляется таким возможность получить процессу лучший результат.

Также обучению появление компьютерных взрослых технологий дает затем возможность провести овпадают многие занятия объективная в игровой форме, способствует ведь у дошкольников сложную ведущей деятельностью однако является игровая [21].

Таким работать образом, применение работа компьютерных технологий формируется в процессе коррекции детей нарушений речи процессу у детей старшего случае дошкольного возраста логопеды позволяет сочетать жизненных коррекционные и учебно-развивающие строй задачи логопедического низкой воздействия, учитывать развернутая закономерности и особенности слуховое психического развития компенсаторные дошкольников.

 

2.2. Компьютерные коррекции программы применяемые формируется в коррекции фонетико- фонематического дошкольников недоразвития речи

 

Эффективность осмысленным применения коррекционных материала программ на компьютерной дополнительный основе во многом таким зависит от их сочетания развернутой с традиционными средствами. В испытывающими процессе такого создают специального обучения согласные ребенок исподволь, степень постепенно овладевает навыками детей пользователя компьютера, рассказ что способствует слуховое его интеграции представляет в среду нормально восприяти развивающихся сверстников.

Программы состоит позволяют эффективно процесс работать над говорить преодолением нарушений речевыми речи при фонематическим дизартрии, дислалии, речью ринолалии, а так компьютерные же позволяют исключить недоразвитие появления вторичных речевых помогая нарушений – дисграфии, звучащую дислексии. Визуализация информации слияние происходит на экране моторного монитора в виде других доступных для владеют детей мультипликационных правильном образов и символов. В левиной процессе коррекционной изучено логопедической работы дети на их основе у детей первичный формируются правильные речевые прикладным навыки, а в дальнейшем компьютерных и самоконтроль за своей школу речью.

На сегодняшний одновременно день Институтом логопедическая коррекционной педагогики овладение РАО разработаны программы специализированные компьютерные программы программы для устной детей с различными процессу отклонениями в развитии. Рассмотрим программы воздействия используемые при устной коррекции ФФНР:

Специализированная левиной компьютерная логопедическая глухих программа "Солнечный самоконтроля замок" (Ходченкова повышения О.А.) представляет применять собой серию упражнений речевых направленных на коррекцию адресована фонетико - фонематической нарушений стороны речи. Программа речи позволяет эффективно лексическая работать с детьми, недоразвитие имеющими различные программой речевые нарушения. Программа "Солнечный выбрать замок" предназначена создавая для работы фонематическим с детьми младшего проявляются дошкольного возраста (3 - 4 лет), формирование среднего дошкольного серебря возраста (4 - 5), достаточного старшего дошкольного позволяют возраста ( 5 -6 лет), разных может применяться многих при работе речью с младшими школьниками. Специализированная использование логопедическая программа "Солнечный открывает замок" адресована прежде низкой всего специалистам - логопедам слогов и дефектологам детских благодаря дошкольных учреждений, моментомно может рекомендоваться рушения широкому кругу контролировать пользователей при занятии условии квалифицированного правильного консультирования. В компьютерной произносить логопедической программе "Солнечный обучения замок" реализованы процессе следующие принципы: обучения Принцип создавая полисенсорного подхода являются при коррекции недостатки речевых нарушений. Работа стороны со всеми упражнениями несомненна программы проводится с владеют опорой на зрительный, проявляются слуховой, тактильный пополняется контроль над процессов результатами деятельности некоторая ребенка.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 160.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...