Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Психологическая и социолокультурная адаптация мигрантов.




Факультет журналистики и социологии

Кафедра социологии

КУРСОВАЯ РАБОТА

«Отношение населения Республики Татарстан к мигрантам (на примере Пестречинского района)»

                                                

Студент2 курса 13-1111 группы

Я.В.Дорофеева

Научный руководитель

канд. социол. наук, доцент каф. социологии

Г.Я. Гузельбаева

« » марта 2013 г.

 

Казань-2013

 

Раздел 1

Адаптация мигрантов в местным условиям социальной жизни, трудоустройство, устройство жизни.

       Миграция в наше время это нормальное, привычное явление для современного народа. В наше время совершается множество миграционных процессов. Мне бы хотелось подробнее изучить, как мигранты адаптируются к местным условиям, к жизни данного региона (села), также как мигранты трудоустраиваются в данном регионе. Я решила изучить данную тему на примере Пестречинского района Республики Татарстан (села Пестрецы).

       Данной теме уделено много внимания, она изучалась многими учеными, социологами проводилось много исследований по этой теме.

 

Раздел 2.

Психологическая и социолокультурная адаптация мигрантов.

       Также немаловажно психическое состояние людей, мигрирующих в другие города, села и т.д. Мигранты могут быть ошибочны в своем предположении о представителях данного региона, следовательно, у них могут возникнуть трудности в результате взаимоотношений с ними. Благоприятность взаимодействия мигрантов с представителями данного региона зависит от многих факторов: например, равенство социального статуса; «общая» или «своя» территория для одной из групп; взаимодействие индивидов, их продолжительность; вовлечение индивидов в социальную жизнь, а также различные признаки такие как, религия, язык и т.д.( http://www.dom.no/forum/viewtopic.php&p=617587)

       Выделяют два типа адаптации:

· Психологическая – связана с благоприятным ощущением индивида, с его удовлетворенностью, ощущение определенности, также ощущением себя своим в новом социальном обществе. Данная адаптация включает необходимость социальной поддержки, благоприятных условий в семье и т.д.

· Социокультурная адаптация – подразумевает связь людей с культурной средой. Здесь всё зависит от того как индивид взаимодействует с окружающей средой. Сюда входит получение различных навыков, которые впоследствии помогут решать проблемы в социокультурной жизни. Также большое значение имеет старая культура, обычаи индивида и приобретенные, новые.

· С недавнего времени выделяют третий вид адаптации: экономическая адаптация – связана с работой, её отсутствием либо наличием, с достижениями в рабочей сфере, удовлетворенностью или не удовлетворенностью занимаемой должностью индивидом.

       Со временем, индивид достигает адаптации, которая является стабильной для жизни в данном обществе, которая отвечает всем требованиям данной среды, такая адаптация называется – долговременной адаптацией.

       Индивид может выразить и сопротивление в результате адаптации. Так как не каждый индивид может вписаться в общество, в окружающую среду, отсюда и возникают трудности адаптации. В настоящее время выделяют групповые и индивидуальные факторы. Среди индивидуальных выделяют такие характеристики как пол, образование, возраст, индивидуальность индивида, ожидаемые поступки от него, способность индивида контактировать с другими членами общества.

       Первая характеристика – возраст. Доказано, что взрослые люди адаптируются гораздо медленнее детей. Взрослым тяжелее принять новые нормы уже принятые в данной культуре. Что касается подростков, то период адаптации у них проходит также тяжело, как и у взрослых. В это время у них как раз происходит формирование новых ценностей, идентичности, у каждого ребенка в данный период жизни возникают трудности в отношении со сверстниками, родителями и т.д. И когда подросток вынужден адаптироваться в новом обществе, в новой среде перед ним возникают дополнительные трудности. Когда же подросток меняет место жительства, вся его семья переживает этот нелегкий период адаптации к новым условиям. Поэтому поддержку семьи чаще всего родители ему дать не могут. И подростку приходится самостоятельно решать возникшие проблемы, без чьей – либо помощи. Благополучия в данном периоде добиваются скорее подростки, которые более активны, не замкнуты.

       Если говорить о пожилых людях, то адаптация происходит у них особо тяжело. Пожилые люди не всегда преодолевают данное испытание, так как их ценности уже приняты, и отказываться чаще всего они от них не хотят, а в некоторых случаях уже не могут. Они часто вспоминают прошлое, в связи с адаптацией у пожилых людей теряется смысл жизни. Легче переживают период адаптации общительные, разносторонние пенсионеры.

       Вторая характеристика – пол. Женщины реагируют на адаптацию более тревожно, неуверенно. Но также можно сказать, что благодаря семье, детям у женщины появляется потенциал.(http://www.bestreferat.ru/referat-3021.html)

       Третья характеристика – образование.

 

Образование. Высокий образовательный уровень считают фактором, снижающим уровень стресса адаптации к новой культуре. Более высокий уровень социальной компетентности, запас знаний, опыт интеллектуальной работы и общения, знание иностранных языков способствуют более успешным контактам. Мигранты с низким уровнем образования склонны объяснять свою неуспешность и неудачи внешними обстоятельствами, а мигранты с высоким уровнем образования – брать ответственность за свою жизненную ситуацию на себя. Однако сам по себе уровень образования не обеспечивает успешность адаптации, т.к. не гарантирует получение работы, соответствующей специальности и квалификации. Статус «уезжающего» чаще выше, чем статус «въезжающего», т.к. образование и опыт работы обесцениваются по прибытии. Это может быть связано с различными представлениями о квалификации, а также с предубеждениями.

2). Личностные особенности. Мотивация. Мотивация оказывается очень важным фактором успешной адаптации у добровольных мигрантов. Наши исследования, проведенные в Германии, показали, что те, кто в качестве причин перемещения в другую культуру указывают на возможности профессионального роста, будущее детей, стремление более полно реализовать себя демонстрируют большую активность в изучении языка, поиске работы и т.д. Те, кто принимал решение о межкультурном перемещении по примеру своих друзей и знакомых, а также надеялся быстро приобрести материальное благополучие, как правило, решают сиюминутные задачи и не склонны к активной деятельности.
Ожидания тесно связаны с мотивацией. Неблагоприятно влияют на процесс адаптации иммигрантов как завышенные, так и заниженные ожидания (перемещение под давлением, вынужденное – опасность стресса; очень сильные и излишне высокие ожидания – также стресс). Главное – реализм ожиданий, их соответствие реальному опыту пребывания в другой культурной среде. Адекватность ожиданий мигрантов от жизни в новой стране прямо влияет на их адаптацию. Есть данные о том, что низкие ожидания приводят к лучшему приспособлению, однако низкие ожидания не способствуют социальной мобильности. В исследовании Гуриевой и Киннунен, выполненном на факультете психологии СПбГУ и посвященном изучению проблемы адаптации мигрантов на примере ингерманладских финнов, было обнаружено, что по мере приближения даты эмиграции у потенциальных эмигрантов происходит «приукрашивание» образа финна и Финляндии, что в дальнейшем вызывает определенные трудности в адаптации. При реэмиграции наблюдался обратный процесс – приписывание отрицательных характеристик как финнам, так и Финляндии в целом.
3). Знание о новой культуре. Изучение языка, культуры и истории страны перемещения, знание об условиях жизни в этой стране, ее законов – важнейшие составляющие благоприятного протекания процесса адаптации. Знание языка не только уменьшает чувство беспомощности и зависимости, но и помогает заслужить уважение местных жителей. Язык как «дверь» в новую культуру.
4). Социальная поддержка - один из основных факторов, способствующих успешной психологической адаптации и сохранению психического здоровья индивида в процессе межкультурных перемещений. При миграции человек теряет значимые социальные связи, поддерживавшие его в прошлом. Отсутствие социальной поддержки повышает вероятность физических и психических заболеваний у мигрантов. Важным становится вопрос о преимуществах поддержки со стороны соотечественников или местного населения. Поддержка со стороны соотечественников важна с точки зрения общности опыта в новой стране, связанного с решением адаптационных задач, может быть источником полезных сведений, а также содержать эмоциональную поддержку, сопереживание. Однако существование культурных анклавов может препятствовать стремлению к интеграции с новой культурой, препятствовать приобретению функциональных навыков решения проблем, способствовать замыканию индивида на более понятной для него среде.
Важное влияние на процесс адаптации оказывают взаимоотношения с представителями доминирующей культурной группы. Так, наличие знакомых и друзей среди местного населения сокращает количество психологических проблем у иммигрантов. Подтверждена взаимосвязь между количеством социальных контактов с местным населением и показателями общей адаптации и удовлетворенности у мигрантов. Более успешно адаптируются иммигранты, избравшие дисперсный тип расселения и активно взаимодействующие с коренными жителями, по сравнению с теми, кто поселился компактно (например, этнические немцы переселенцы на территории Германии; Израиль).
Социальная поддержка может иметь разные направления, содержать эмоциональный, информационный и инструментальный (помощь в поведении) компоненты. Разные направления социальной поддержки могут быть важными для разных людей в различные периоды жизни. Таким образом, эффективную поддержку могут оказывать как соотечественники, так и местное население, при этом некоторые исследователи обращают большее внимание на адекватность, своевременность поддержки, чем на источник поддержки, а также на ее влияние на межкультурную адаптацию.

 


К групповым факторам межкультурной адаптации относятся характеристики взаимодействующих культур.
Степень сходства или различия между культурами определяет культурную дистанцию. Различия между культурами в языке, религии, структуре семьи, уровне образования, материальном комфорте, климате, пище, одежде и пр. (Например, более успешная адаптация выходцев из европейской части бывшего СССР в Германии, по сравнению с Израилем: различия в климатических условий, жизненном укладе и др.).
Субъективное восприятие степени сходства и различия между культурами может не совпадать с реальностью. На субъективное восприятие влияют: наличие или отсутствие конфликтов в истории отношений между народами; степень знакомства с культурой и языком. Человек, с которым мы можем свободно общаться на одном языке, воспринимается как более похожий на нас. На восприятие культурной дистанции также влияет равенство или неравенство статусов и наличие или отсутствие общих целей.
Особенности культуры, к которой принадлежат переселенцы и особенности культуры пребывания. Менее успешно в другой культуре адаптируются представители культуры, где сильна власть традиций; представители т.н. «великих держав» из-за распространенного у них убеждения, что другие должны учиться у них, а не они у других. При проведении опроса в странах Европейского союза выяснилось, что, чем меньше государство, тем больше языков знают его жители, а, следовательно, имеют больше возможностей для успешной межкультурной адаптации. Так, 42% граждан Люксембурга и только 1% французов, англичан и немцев указали, что могли бы объясниться на четырех языках.
Намного легче адаптироваться иммигрантам в странах, где на государственном уровне провозглашена политика культурного плюрализма, который предполагает равенство, свободу выбора и партнерство представителей разных культур: канадское правительство проводит такую политику с 1971 года.


В работах, посвященных изучению адаптации мигрантов, рассматриваются различные типы стратегий поведения групп и индивидов в условиях новой культурной среды
- интеграция, когда каждая из взаимодействующих групп и их представители сохраняют свою культуру, но одновременно устанавливают тесные контакты между собой;
- ассимиляция, когда группа и ее члены теряют свою культуру, но поддерживают контакты с другой культурой;
- сепаратизм/сегрегация, когда группа и ее члены, сохраняя свою культуру, отказываются от контактов с другой культурой либо отвергнуты ею;
- маргинализация, когда группа и ее члены теряют свою культуру, но не устанавливают тесных контактов с другой культурой.

Между стратегиями аккультурации и успешностью адаптации в инокультурном окружении существуют прочные связи: наибольший успех достигается в результате интеграции, наименьший – в результате маргинализации, а ассимиляция и сепаратизм занимают промежуточное положение.


Социальная идентификация.
Изменения в процессе аккультурации касаются многих областей, но самые фундаментальные проблемы связаны с культурной идентичностью. Обычно проблемы культурной идентичности актуализируются, когда люди вступают в непосредственный контакт с представителями другой культуры.
В самом общем виде культурная идентичность включает осознание индивидом своего членства в определенной этнокультурной группе. Однако идентификация имеет и другой аспект, она связана с самоутверждением, гордостью и позитивной оценкой группы, к которой принадлежит индивид, а также предполагает определенный характер поведения, свойственный данной этнокультурной группе, определенную систему ценностей.
Перед иммигрантом встают два основных вопроса: идентификация с унаследованной и новой культурами и отношения с окружающими: «Стоит ли сохранить культурное наследие?» и «Стоит ли поддерживать отношения с другими группами?» Два возможных ответа на каждый из этих вопросов позволяют выделить четыре стратегии усвоения новой культуры: интеграция, сепарация, ассимиляция и маргинализация.
Но группы меньшинства не всегда свободны в выборе стратегии аккультурации. Только интеграция может быть добровольно выбранной и успешной стратегией у групп этнических меньшинств, когда основные установки доминирующей группы по отношению к культурным различиям – открытость и принятие. Для достижения интеграции требуется взаимное приспособление, включающее в себя принятие обеими группами права всех этнических групп жить как культурно различные народы. Эта стратегия требует от меньшинства адаптации к основным ценностям доминирующего общества, а доминирующее большинство должно быть готово адаптировать свои социальные институты к потребностям всех этнических групп мультикультурного общества.
Однако есть данные, которые говорят о том, что представители принимающего общества обычно позитивно относятся к сохранению иммигрантами своих культурных традиций, связанных с пищей, музыкой, одеждой, и более настороженно реагируют на сохранение традиционных ценностных, которые могут противоречить их собственным. Таким образом, правомерно говорить и об ожиданиях коренного населения по отношению к иммигрантам. В каком качестве они готовы видеть приехавших, в какие сферы деятельности готовы их допустить? Проблема взаимного приспособления сегодня является одной из наиболее острых в странах, принимающих мигрантов.

Особое значение для успешной межкультурной адаптации имеет социально-экономический статус иммигранта. Стресс аккультурации прежде всего связан с низким социально-экономическим статусом. Наличие работы, особенно соответствующей образованию, специальности, уровню квалификации не только создает материальное благополучие иммигранта и его семьи, но и реально включает его в социальные структуры нового общества, в реализацию общих целей, во взаимодействие с коренным населением. Однако многие иммигранты имели низкий социально-экономический статус у себя на родине и межкультурное перемещение эту проблему, как правило, не решает. В среде иммигрантов наблюдается тенденция уклонения от активной деятельности, которая требует больших усилий, и ориентация на социальное обеспечение (например, этнические немцы – переселенцы в Германии).
Эмпирические исследования, в том числе и выполненные нами, устойчиво показывают связь трудностей, с которыми сталкиваются иммигранты в процессе адаптации, с потерей чувства контроля над результатами своих усилий. В итоге это приводит к тому, что они объясняют свои жизненные проблемы причинами внешнего порядка, как бы снимают с себя ответственность. Это выражается сначала в снижении интенсивности их усилий по улучшению своих жизненных обстоятельств, а затем приводит и вообще к отказу от каких-либо действий, направленных на преодоление жизненных трудностей. Люди, чувствующие себя беспомощными в одной ситуации, скорее будут проявлять беспомощность и в других подобных ситуациях, особенно если они припишут свои неудачи общим и продолжающим действовать причинам внешнего порядка. В некоторых случаях это приводит к реэмиграции.
Важным субъективным свидетельством адаптированности иммигранта к новой культуре является его удовлетворенность актуальной жизненной ситуацией, а объективным показателем – его физическое и психическое здоровье.

Аккультурационный стресс – это реакция индивидов на события жизни (в межкультурных контактах), когда индивид испытывает ощущение беспомощности, невозможности справиться с ситуацией. Часто такие реакции сопровождаются депрессивными состояниями (что связано с опытом культурной утраты) и беспокойства (что связано с неуверенностью в том, как нужно жить в новом обществе). Преодоление стресса аккультурации – это не только индивидуальная проблема отдельного человека. Это проблема всех, кто вовлечен в жизненное пространство иммигрантов: от представителей коренного населения до социальных служб и организаций, ответственных за полноценное включение иммигрантов в жизнь нового сообщества. Организация приема иммигрантов и создание условий для их успешной интеграции – это задачи, оптимальное решение которых возможно при совместных усилиях широких слоев общественности и участия специалистов.
Разработка системы сопровождения мигрантов с момента принятия решения об эмиграции и на протяжении всего периода социокультурной адаптации предполагает комплексный подход, включающий научно-исследовательские проекты в области межкультурной психологии, образовательные программы, направленные на подготовку специалистов в области психологии миграции, а также организацию практической помощи мигрантам (правовое и психологическое сопровождение, социальная поддержка).

 

 

           

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 170.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...