Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Понятие финансовой системы и её функции
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине: «Финансовое право»
на тему«Финансовая система»
Выполнил: Ароев М.Д студент 4-го курса заочной формы обучения юридического факультета, группа Ю142Зсб Руководитель: (инициалы, фамилия преподавателя) Оценка: _____________________
Подпись_____________________
«____» _________2018 г.
Люберцы 2018 Содержание Введение___________________________________________________3 1.1 Понятие финансовой системы и её функции__________________4 1.2 Структура финансовой системы государства_________________10 1.3 Финансовая система РФ__________________________________13 Заключение________________________________________________15 Список использованных источников___________________________16
ВВЕДЕНИЕ Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования государства и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции. Следовательно, хотя структурный переход от в основном централизованно планируемой и контролируемой экономики к экономике, функционирующей в соответствии с рыночными принципами, включает в себя многие элементы, самое важное – создать надежную финансовую систему. После того, как создана надежная финансовая система, могут развиваться рынки денег и капитала, особенно первичный и вторичный рынки национальных государственных ценных бумаг. В последние годы вопросами создания надежной финансовой системы и проведения государственной финансовой политики посвящается значительное количество публикаций, что говорит об актуальности данной темы. Цели и задачи работы. Целью исследования является раскрытие сущно-сти и структуры современной финансовой системы в рыночной экономике и тенденции ее развития. Цель исследования определяет постановку следующих задач: - раскрытие основных звеньев финансовой системы; - рассмотрение главного звена финансовой системы государственного бюджета на примере Российской Федерации; - выявить основной принцип формирования финансо-вой политики государства. В данной работе рассматривается: понятие финансовой системы и её функции, структура и основы функционирования.
Понятие финансовой системы и её функции Финансы – являются исторической категорией. По своей природе они тесно связаны с государством, которому для выполнения своих функций необходимы денежные средства. В докапиталистических формациях государственные доходы и расходы носили преимущественно натуральный характер. Большая часть государственных потребностей удовлетворялась за счет различного рода повинностей и поступлений от натуральных сборов. С разложением феодализма и постепенным развитием капиталистического способа производства все большее значение стали приобретать денежные доходы и расходы государства; доля натуральных сборов и повинностей резко сократилось. Этот процесс усиливается с расширением сферы товарно-денежных отношений, ростом и усложнением функций государства[1]. Функции финансовой системы: У финансовой системы функции имеют более устойчивую характеристику, чем ее институты. Это значит, что проходит определенное время и функции значительно изменяются, причем это соотносится как страна к стране. Из функций системы логически вытекает форма финансовых институтов. К повышению эффективности функционирования финансовой системы приводят инновации институтов в технологической деятельности. Главной функцией финансовой системы заключается правильное и выгодное распределение ресурсов для производства на предприятии, если проводить более обширный анализ, то можно говорит уже о нескольких ключевых функциях этой системы. реализация способов для перемещения экономических ресурсов во времени, из одних частей экономики в другие через границы стран. Управление риском обеспечение различными способами. Обеспечение торговли, клиринга. Объединение финансовых ресурсов построение механизма для этого и в различных предприятиях разделение имущества. Еще одна функция финансовой системы это снабжение ценовой информацией, которая позволяет контролировать различные финансовые решения в области экономики. Реализация способов для устранения проблемы финансового стимулирования. В основном такие проблемы появляются, когда один из участников сделки знает информацию, которую не знает больше никто, в основном такой информацией владеют специальные агенты (комиссионеры) которые представляются от другого имени. Все что выше перечислено, являются основными функциями финансовой системы и описывается смысл этих функций. На ранних стадиях развития государства не существовало разграничения между ресурсами государства и ресурсами его главы: монархи распоряжались средствами страны как своей собственностью С отделением государственной казны от личной кассы и собственности монарха возникают понятия государственных финансов, государственного бюджета, государственного кредита. В условиях капиталистического способа производства товарно-денежные отношения получают наиболее широкое развитие. Они охватывают все сферы и функции общественного хозяйства. В свою очередь финансы, выражающие движение стоимости, играют все большую роль в жизнедеятельности государства. По своей сущности финансы – это экономические отношения, связанные с образованием, распределением использованием фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения национального дохода. Финансовая система представляет собой совокупность финансовых звеньев, признанных обеспечить государству осуществление своих политических и экономических функций, и состоит, с одной стороны, из государственных финансов, а с другой – из финансов частных предприятий, корпораций, монополий. В эпоху домонополистического капитализма государственная финансовая система имела два звена – государственный бюджет и местные финансы. Они давали возможность формировать фонды денежных средств, с помощью которых государство выполняло свои функции. Под влиянием развития производственных сил, глубоких изменений в экономике структура финансовой системы меняется. Происходит выделение и развитие новых финансовых звеньев, рост их самостоятельности. На современном этапе государственная финансовая система в развитых зарубежных странах включает четыре звена: государственный бюджет; местные финансы; специальные внебюджетные фонды и финансы государственных предприятий. Ведущим звеном государственных финансов выступает государственный бюджет. По своему материальному содержанию – это главный централизованный фонд денежных средств государства. Согласно проведенному анализу (на примере РФ) государственный бюджет – основное средство перераспределения национального дохода. Через это звено финансовой системы перераспределяется согласно статистике за 2017 г. до 60% национального дохода страны[2]. В госбюджете сосредотачиваются крупнейшие доходы и наиболее важные в политическом и экономическом отношении общественные расходы. В нем находят органическую увязку основные финансовые институты – налоги, внутренние займы, расходы. Основными доходами государственного бюджета выступают налоги, составляющие от 40% до 60% и более общей суммы его доходов[3]. За государственным бюджетом в странах с развитой рыночной экономикой закреплены главные налоги – подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль корпораций, акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины. Из государственного бюджета производятся и основные расходы на: военные цели, вмешательство в экономику, содержание государственного аппарата, социальные расходы, субсидии и кредиты развивающимся странам. Государственный бюджет в силу своего положения тесно связан с другими звеньями финансовой системы. Он выступает координирующим центром, оказывающим в условиях рыночной экономики необходимую помощь. Эта помощь в форме бюджетных субсидий, кредитов, гарантий обеспечивает нормальное функционирование остальных звеньев финансовой системы, решение ими возложенных на них задач. Следующим по своему значению финансовым звеном является система местных финансов. В современных условиях под влиянием развития производительных сил, научно-технического прогресса происходит повышение роли и влияния местных органов власти. Растут масштабы местного хозяйства, их связь и зависимость от крупного капитала, расширяются и усложняются функции местных властей. Все это усиливает значение местных финансов, повышает их роль и удельный вес в финансовой системе. Местные финансы охватывают широкую группу второстепенных налогов, систему местного кредита, специальных фондов. Центральное место в этом звене принадлежит местным бюджетам, которые не входят в состав государственного бюджета и имеют определенную самостоятельность и представляют (на примере РФ) 19.5% от общего бюджета[4]. Структура местных финансов определяется государственным устройством и соответствующим административным делением государства. В современных условиях это звено финансовой системы все больше используется в экономических целях, для регулирования хозяйственных процессов. С этой целью значительная часть средств местных бюджетов направляется на развитие экономической и социальной инфраструктуры. Особое финансовое звено образуют специальные правительственные фонды, которые имеют определенную самостоятельность, отделены от государственного бюджета и управляются непосредственно центральными, а в отдельных случаях – и местными властями. К ним относятся фонды социального страхования, различные целевые фонды, а также государственные и полугосударственные финансово-кредитные учреждения. Первоначальной задачей этих фондов являлось финансирование отдельных целевых мероприятий. Впоследствии они приобретают значение резерва, к которому правительства прибегают в случаях финансовых затруднений, т.е. используются для повышения маневренности финансовой системы. В отличие от государственных бюджетов специальные фонды подлежат значительно меньшему контролю со стороны парламентов, что облегчает их использование и повышает заинтересованность правительств в их росте. Самостоятельное финансовое звено образуют финансы государственных предприятий. Его возникновение связано с развитием государственного сектора в экономике ряда стран Западной Европы (Великобритания, Франция, Италия, ФРГ, Австрия) – процессом, который получил наибольшее распространение после второй мировой войны. Его главной задачей является оказание поддержки частному хозяйству путем сохранения и развития важных отраслей производства, которые в силу своей специфики имеют низкую рентабельность и тем самым невыгодны для предпринимательства (железнодорожный, воздушный транспорт, электроэнергетическая, газовая, угольная промышленности и т.п.). Государственные предприятия, таким образом, представляют собой попытку разрешить противоречие между частнопредпринимательскими интересами и общенациональными экономическими проблемами. В то же время финансы государственных предприятий – это звено финансовой системы, посредством которого государство участвует в первичном распределении национального дохода, аккумулируя в своих руках часть дохода, создаваемого на этих предприятиях. Государственные предприятия имеют закрепленные за ними основные и оборотные фонды, находятся на самостоятельной смете и осуществляют регламентированные законом взаимоотношения с государственным бюджетом. В зависимости от типа предприятия они обладают различной степенью автономности, производственной и финансовой самостоятельности. Второй сферой финансовой системы развитых зарубежных стран выступают финансы частных предприятий, корпораций, монополий, которые возникают в ходе экономической деятельности и обеспечивают процесс производства и получения прибыли. Они материализуются в виде денежного капитала, различных денежных фондов предприятия. В связи с тем, что деятельность предприятий осуществляется на основе индивидуального кругооборота капитала, эти денежные фонды носят обособленный, децентрализованный характер. В то же время государство имеетнепосредственные взаимоотношения с финансами частных предприятий. Они выражаются в виде взимания платежей в государственный бюджет, формирования амортизационного фонда, регламентации кредитных отношений, предоставления государственных субсидий. Частные предприятия составляют подавляющую часть материального производства, на них приходится главная доля создаваемого валового внутреннего продукта и национального дохода. Поэтому государство использует различные методы (в частности финансовые) для стимулирования деятельности этих предприятий, роста их накоплений, различных денежных фондов, связанных с ускорением научно-технического прогресса, созданием резервов, повышением квалификации работающих. Государство устанавливает льготный режим налогообложения прибыли, систему ускоренной амортизации, предоставляет в ряде случаев бюджетные кредиты, оказывает другие формы финансовой поддержки. В свою очередь, частные предприятия своими платежами участвуют в формировании доходной базы государственного бюджета, других государственных фондов[5]. С учетом выше изложенного можно расширить определение финансовой системы. Каждое звено финансовой системы представляет собой определенную сферу финансовых отношений, а эта система в целом – совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств. Вывод:Другими словами, финансовая система – это система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежныхсредств государства и предприятий. Существует целый ряд причин, исходя из которых в разных странах финансовые институты существенно отличаются друг от друга. В их число входят уровень доступности и сложности технологии и различные размеры, а еще отличие в историческом и культурном, политическом развитии определенного государства. Функции финансовой системы кроме того трансформируются в течении определенного времени, т.е. подлежат изменению. Изменяться функции в финансовых институтах могут значительно и расширяться несмотря на то, что учреждение как имело свое раньше название так и имеет сейчас. Сегодня современные банки США, которые существуют, уже значительно отличаются от банков, которые были во второй половине XX века, название то может их и осталось прежним, а вот смысл поменялся значительно, т.е. функции самой системы изменились, они отличаются еще от институтов, которые называются банками в Германии и Великобритании. Структура финансовой системы – это совокупность звеньев, блоков, финансовых отношений и под звеньев. Структура финансовой системы состоит из трех крупных блоков: финансы государственные; местные финансы; физических и финансы юридических лиц. Государственные финансы означают экономические отношения по использованию централизованных фондов денежных средств и формированию, нужных для реализации выполнения государством его функций. Государственные финансы включают в себя государственные внебюджетные фонды и государственный бюджет. По месту, осуществляемому в структуре финансовой системе государства, государственный бюджет обуславливает собой основной финансовый план государства на определенный финансовый год, имеющий силу закона. По своему содержанию материальному государственный бюджет — это фонд денежных средств (централизованный) государства. По социально-экономической сущности он реализует собой основной инструмент перераспределения ВНП, национального дохода государства и распределения. Государственный бюджет реализует следующие функции: парораспределительную; регулирующую; стимулирующую (бюджетные отношения имеют своей целью стимулирование в первую очередь, бюджетных средств и эффективное использование всех экономических ресурсов); контрольную (через госбюджет реализуется контроль за рациональным использованием финансовых ресурсов). По уровню управления государственный бюджет подразделяется на бюджеты субъектов государства и федеральный бюджет. Федеральный бюджет — это республиканский бюджет государства. Бюджеты субъектов страны включают бюджеты автономных областей и округов, республиканские бюджеты республик в составе страны, бюджеты столиц, областные бюджеты. Местное самоуправление отделено от государственной системы управления. Местные бюджеты — это окружные, районные бюджеты, городские, бюджеты поселков и сельских населенных пунктов; районные бюджеты в городах. Структура финансовой системы – государственные внебюджетные фонды — это форма перераспределения денежных средств и аккумуляции, используемых для дополнительного финансирования территориальных нужд и удовлетворения социальных потребностей. Внебюджетные фонды создаются на территориальном уровнях и имеют целевое назначение и федеральных уровнях. Внебюджетные фонды включают в себя Фонд социального страхования, Пенсионный фонд, Фонд занятости населения ,Фонд обязательного медицинского страхования. Финансы юридических и физических лиц — это совокупность экономических отношений по формированию использованию денежных фондов организаций и предпринимателей, физических лиц, предназначенных для обеспечения процесса расширенного воспроизводства. Финансы юридических лиц делятся на две группы: финансы некоммерческих организаций и финансы коммерческих. В составе финансов физических лиц можно выделить финансы других физических лиц и предпринимателей, не зарегистрированных в качестве юридического лица. Вывод: Структура финансовой системы — это не просто сумма звеньев и под звеньев, блоков. Это действительно система, которая представляет собой единственное целое, все составные части этой системы тесно связаны между собой многочисленными видами отношений и экономических связей[6]. Финансовая система РФ Финансовая система России претерпевает убытки из-за собственного несовершенства и нуждается в развитии. Без принятия определённых мер, финансовая система может столкнуться с тяжкими последствиями. При этом 19 субъектов уже имеют долг выше половины годового ВРП. Это даст возможность увеличить дефицит и расходы федерального бюджета и задаст более динамичный вектор развития на последующие годы.
Негативными тенденциями развития малого бизнеса являются: снижение количества хозяйствующих субъектов, снижение количество работников на микро предприятиях и снижение темпов роста данного показателя на предприятиях малого бизнеса; снижение оборота малых предприятий; снижение темпов роста выручки малых предприятий. В системе обязательного медицинского страхования остаются нерешенными и практические задачи. Страховой рынок, также, характеризуется рядом проблем. От решения, которых зависит не только его стабильность сегодня, но и существование завтра.
Заключение Финансовая система это совокупность финансовых отношений, связанных с товарообменом. Финансовая система позволяет наиболее эффективно достичь одной из главных целей, ради которых создавалось государство разделение труда. На современном этапе выделяют четыре основных составляющих финансовой системы: государственный бюджет, местные финансы, финансы государственных предприятий и специальные правительственные фонды. Государственный бюджет основное звено финансовой системы в любом государстве. Устройство бюджетной системы страны определяется ее государственным устройством. Бюджетная система России состоит из трех уровней: федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты. С принятием нового БК РФ внебюджетные фонды были включены в первый уровень бюджетной системы. Финансовая политика играет важнейшую роль для достижения целей, поставленных перед государством. Финансовая политика определяет основные направления использования финансов. С помощью финансовой политики реализуется цель повышения эффективности использования финансовых ресурсов, достижение более высокого уровня жизни. Процесс «финансизации» заключается в том, что современная финансовая система отодвинула на второй план свои функции по отношению к реальной сфере экономики. Меняется и роль населения в финансовой системе. Произошло увеличение числа лиц, самостоятельно инвестирующих некоторые суммы в акции предприятий.
Список использованной литературы 1. Вахрин, П. И. Финансы / П. И. Вахрин. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2012. 2. Гарбузова В. Ф. Финансы и статистика / В.Ф. Гарбузова – М.: 2014. 3. Гиляровская Л.Т. Финансовый анализ / Л.Т. Гиляровская – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. 4. Грязнова А.Г. – М.: Финансы и статистика, 2010. 5. Дробозина А. Финансы. Денежное обращение. Кредит / А. Дробозина – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2010. 6. Жученко, О.А. Инструменты финансовой системы и их использование [Текст] / О.А. Жученко // Вестник государственного гуманитарного университета. – 2014. 7. Камаева В. Д. Экономическая теория [Текст] / В. Д. Камаева – М: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 8. 2012. Ковалев В.В. Управление финансами [Текст] / В.В. Ковалев – М.: Ф.Б.К. Пресса, 2012. 9. Ковалева А.Н. Финансы в управлении [Текст] / А.Н. Ковалева – М.: 2012. Колчиной Н. В. Финансы [Текст] / Н. В. Колчиной – М.: ЮНИТИ,2006. Интернет ресурсы: 1. www.consultant.ru 2. www.minfin.ru мониторинг за 2017 год. 3. Федеральный бюджет России на 2017 год. Инфографика 4. http://nalog-nalog.ru данные за 2017 год. [1]Вахрин, П. И. Финансы / П. И. Вахрин. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2012. Гарбузова В. Ф. Финансы и статистика / В.Ф. Гарбузова – М.: 2014.
[2]Федеральный бюджет России на 2017 год. Инфографика [3]http://nalog-nalog.ru данные за 2017 год. [4]www.minfin.ru мониторинг за 2017 год. Гиляровская Л.Т. Финансовый анализ / Л.Т. Гиляровская – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. [5]Грязнова А.Г. – М.: Финансы и статистика, 2010. Дробозина А. Финансы. Денежное обращение. Кредит / А. Дробозина – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2010. Жученко, О.А. Инструменты финансовой системы и их использование / О.А. Жученко // Вестник государственного гуманитарного университета. – 2014.
[6]Камаева В. Д. Экономическая теория / В. Д. Камаева – М: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2012. Ковалев В.В. Управление финансами / В.В. Ковалев – М.: Ф.Б.К. Пресса, 2012. [7]Ковалева А.Н. Финансы в управлении / А.Н. Ковалева – М.: 2012. Колчиной Н. В. Финансы / Н. В. Колчиной – М.: ЮНИТИ,2006.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 518. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |