Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие финансовой системы и её функции




КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Финансовое право»

 

на тему«Финансовая система»

 

                                                           Выполнил: Ароев М.Д

                  студент 4-го курса

                                                           заочной формы обучения

                                                           юридического факультета,     

группа Ю142Зсб

              Руководитель:

(инициалы, фамилия преподавателя)

                                                           Оценка: _____________________

 

                                                           Подпись_____________________

 

       «____» _________2018 г.

 

Люберцы

                                               2018

Содержание

Введение___________________________________________________3

1.1 Понятие финансовой системы и её функции__________________4

1.2 Структура финансовой системы государства_________________10

1.3 Финансовая система РФ__________________________________13

Заключение________________________________________________15

Список использованных источников___________________________16

 

 

                                                                                        

 

ВВЕДЕНИЕ

Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования государства и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции. Следовательно, хотя структурный переход от в основном централизованно планируемой и контролируемой экономики к экономике, функционирующей в соответствии с рыночными принципами, включает в себя многие элементы, самое важное – создать надежную финансовую систему. После того, как создана надежная финансовая система, могут развиваться рынки денег и капитала, особенно первичный и вторичный рынки национальных государственных ценных бумаг.

В последние годы вопросами создания надежной финансовой системы и проведения государственной финансовой политики посвящается значительное количество публикаций, что говорит об актуальности данной темы.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования явилась — финан-совая система как экономическая категория. Предметом исследования явилась — финансовая система в рыночной экономике.

   Цели и задачи работы. Целью исследования является раскрытие сущно-сти и структуры современной финансовой системы в рыночной экономике и тенденции ее развития. Цель исследования определяет постановку следующих задач: - раскрытие основных звеньев финансовой системы; - рассмотрение главного звена финансовой системы государственного бюджета на примере Российской Федерации; - выявить основной принцип формирования финансо-вой политики государства.

В данной работе рассматривается: понятие финансовой системы и её функции, структура и основы функционирования.

 


Понятие финансовой системы и её функции

  Финансы – являются исторической категорией. По своей природе они тесно связаны с государством, которому для выполнения своих функций необходимы денежные средства. В докапиталистических формациях государственные доходы и расходы носили преимущественно натуральный характер. Большая часть государственных потребностей удовлетворялась за счет различного рода повинностей и поступлений от натуральных сборов. С разложением феодализма и постепенным развитием капиталистического способа производства все большее значение стали приобретать денежные доходы и расходы государства; доля натуральных сборов и повинностей резко сократилось. Этот процесс усиливается с расширением сферы товарно-денежных отношений, ростом и усложнением функций государства[1].

Функции финансовой системы: У финансовой системы функции имеют более устойчивую характеристику, чем ее институты. Это значит, что проходит определенное время и функции значительно изменяются, причем это соотносится как страна к стране. Из функций системы логически вытекает форма финансовых институтов. К повышению эффективности функционирования финансовой системы приводят инновации институтов в технологической деятельности. Главной функцией финансовой системы заключается правильное и выгодное распределение ресурсов для производства на предприятии, если проводить более обширный анализ, то можно говорит уже о нескольких ключевых функциях этой системы. реализация способов для перемещения экономических ресурсов во времени, из одних частей экономики в другие через границы стран. Управление риском обеспечение различными способами. Обеспечение торговли, клиринга. Объединение финансовых ресурсов построение механизма для этого и в различных предприятиях разделение имущества. Еще одна функция финансовой системы это снабжение ценовой информацией, которая позволяет контролировать различные финансовые решения в области экономики. Реализация способов для устранения проблемы финансового стимулирования. В основном такие проблемы появляются, когда один из участников сделки знает информацию, которую не знает больше никто, в основном такой информацией владеют специальные агенты (комиссионеры) которые представляются от другого имени. Все что выше перечислено, являются основными функциями финансовой системы и описывается смысл этих функций. На ранних стадиях развития государства не существовало разграничения между ресурсами государства и ресурсами его главы: монархи распоряжались средствами страны как своей собственностью С отделением государственной казны от личной кассы и собственности монарха возникают понятия государственных финансов, государственного бюджета, государственного кредита. В условиях капиталистического способа производства товарно-денежные отношения получают наиболее широкое развитие. Они охватывают все сферы и функции общественного хозяйства. В свою очередь финансы, выражающие движение стоимости, играют все большую роль в жизнедеятельности государства.

По своей сущности финансы – это экономические отношения, связанные с образованием, распределением использованием фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения национального дохода. Финансовая система представляет собой совокупность финансовых звеньев, признанных обеспечить государству осуществление своих политических и экономических функций, и состоит, с одной стороны, из государственных финансов, а с другой – из финансов частных предприятий, корпораций, монополий. В эпоху домонополистического капитализма государственная финансовая система имела два звена – государственный бюджет и местные финансы. Они давали возможность формировать фонды денежных средств, с помощью которых государство выполняло свои функции. Под влиянием развития производственных сил, глубоких изменений в экономике структура финансовой системы меняется. Происходит выделение и развитие новых финансовых звеньев, рост их самостоятельности.

На современном этапе государственная финансовая система в развитых зарубежных странах включает четыре звена: государственный бюджет; местные финансы; специальные внебюджетные фонды и финансы государственных предприятий. Ведущим звеном государственных финансов выступает государственный бюджет. По своему материальному содержанию – это главный централизованный фонд денежных средств государства.

Согласно проведенному анализу (на примере РФ) государственный бюджет – основное средство перераспределения национального дохода. Через это звено финансовой системы перераспределяется согласно статистике за 2017 г. до 60% национального дохода страны[2]. В госбюджете сосредотачиваются крупнейшие доходы и наиболее важные в политическом и экономическом отношении общественные расходы. В нем находят органическую увязку основные финансовые институты – налоги, внутренние займы, расходы.

Основными доходами государственного бюджета выступают налоги, составляющие от 40% до 60% и более общей суммы его доходов[3].

За государственным бюджетом в странах с развитой рыночной экономикой закреплены главные налоги – подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль корпораций, акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины. Из государственного бюджета производятся и основные расходы на: военные цели, вмешательство в экономику, содержание государственного аппарата, социальные расходы, субсидии и кредиты развивающимся странам. Государственный бюджет в силу своего положения тесно связан с другими звеньями финансовой системы. Он выступает координирующим центром, оказывающим в условиях рыночной экономики необходимую помощь. Эта помощь в форме бюджетных субсидий, кредитов, гарантий обеспечивает нормальное функционирование остальных звеньев финансовой системы, решение ими возложенных на них задач.

Следующим по своему значению финансовым звеном является система местных финансов. В современных условиях под влиянием развития производительных сил, научно-технического прогресса происходит повышение роли и влияния местных органов власти. Растут масштабы местного хозяйства, их связь и зависимость от крупного капитала, расширяются и усложняются функции местных властей. Все это усиливает значение местных финансов, повышает их роль и удельный вес в финансовой системе. Местные финансы охватывают широкую группу второстепенных налогов, систему местного кредита, специальных фондов. Центральное место в этом звене принадлежит местным бюджетам, которые не входят в состав государственного бюджета и имеют определенную самостоятельность и представляют (на примере РФ) 19.5% от общего бюджета[4]. Структура местных финансов определяется государственным устройством и соответствующим административным делением государства. В современных условиях это звено финансовой системы все больше используется в экономических целях, для регулирования хозяйственных процессов. С этой целью значительная часть средств местных бюджетов направляется на развитие экономической и социальной инфраструктуры.

Особое финансовое звено образуют специальные правительственные фонды, которые имеют определенную самостоятельность, отделены от государственного бюджета и управляются непосредственно центральными, а в отдельных случаях – и местными властями. К ним относятся фонды социального страхования, различные целевые фонды, а также государственные и полугосударственные финансово-кредитные учреждения. Первоначальной задачей этих фондов являлось финансирование отдельных целевых мероприятий. Впоследствии они приобретают значение резерва, к которому правительства прибегают в случаях финансовых затруднений, т.е. используются для повышения маневренности финансовой системы. В отличие от государственных бюджетов специальные фонды подлежат значительно меньшему контролю со стороны парламентов, что облегчает их использование и повышает заинтересованность правительств в их росте. Самостоятельное финансовое звено образуют финансы государственных предприятий. Его возникновение связано с развитием государственного сектора в экономике ряда стран Западной Европы (Великобритания, Франция, Италия, ФРГ, Австрия) – процессом, который получил наибольшее распространение после второй мировой войны. Его главной задачей является оказание поддержки частному хозяйству путем сохранения и развития важных отраслей производства, которые в силу своей специфики имеют низкую рентабельность и тем самым невыгодны для предпринимательства (железнодорожный, воздушный транспорт, электроэнергетическая, газовая, угольная промышленности и т.п.). Государственные предприятия, таким образом, представляют собой попытку разрешить противоречие между частнопредпринимательскими интересами и общенациональными экономическими проблемами. В то же время финансы государственных предприятий – это звено финансовой системы, посредством которого государство участвует в первичном распределении национального дохода, аккумулируя в своих руках часть дохода, создаваемого на этих предприятиях. Государственные предприятия имеют закрепленные за ними основные и оборотные фонды, находятся на самостоятельной смете и осуществляют регламентированные законом взаимоотношения с государственным бюджетом. В зависимости от типа предприятия они обладают различной степенью автономности, производственной и финансовой самостоятельности.

Второй сферой финансовой системы развитых зарубежных стран выступают финансы частных предприятий, корпораций, монополий, которые возникают в ходе экономической деятельности и обеспечивают процесс производства и получения прибыли. Они материализуются в виде денежного капитала, различных денежных фондов предприятия. В связи с тем, что деятельность предприятий осуществляется на основе индивидуального кругооборота капитала, эти денежные фонды носят обособленный, децентрализованный характер. В то же время государство имеетнепосредственные взаимоотношения с финансами частных предприятий. Они выражаются в виде взимания платежей в государственный бюджет, формирования амортизационного фонда, регламентации кредитных отношений, предоставления государственных субсидий. Частные предприятия составляют подавляющую часть материального производства, на них приходится главная доля создаваемого валового внутреннего продукта и национального дохода. Поэтому государство использует различные методы (в частности финансовые) для стимулирования деятельности этих предприятий, роста их накоплений, различных денежных фондов, связанных с ускорением научно-технического прогресса, созданием резервов, повышением квалификации работающих. Государство устанавливает льготный режим налогообложения прибыли, систему ускоренной амортизации, предоставляет в ряде случаев бюджетные кредиты, оказывает другие формы финансовой поддержки. В свою очередь, частные предприятия своими платежами участвуют в формировании доходной базы государственного бюджета, других государственных фондов[5].

С учетом выше изложенного можно расширить определение финансовой системы. Каждое звено финансовой системы представляет собой определенную сферу финансовых отношений, а эта система в целом – совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств.

Вывод:Другими словами, финансовая система – это система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежныхсредств государства и предприятий.
1.2 Структура финансовой системы

Существует целый ряд причин, исходя из которых в разных странах финансовые институты существенно отличаются друг от друга. В их число входят уровень доступности и сложности технологии и различные размеры, а еще отличие в историческом и культурном, политическом развитии определенного государства. Функции финансовой системы кроме того трансформируются в течении определенного времени, т.е. подлежат изменению. Изменяться функции в финансовых институтах могут значительно и расширяться несмотря на то, что учреждение как имело свое раньше название так и имеет сейчас.

Сегодня современные банки США, которые существуют, уже значительно отличаются от банков, которые были во второй половине XX века, название то может их и осталось прежним, а вот смысл поменялся значительно, т.е. функции самой системы изменились, они отличаются еще от институтов, которые называются банками в Германии и Великобритании.

Структура финансовой системы – это совокупность звеньев, блоков, финансовых отношений и под звеньев. Структура финансовой системы состоит из трех крупных блоков: финансы государственные; местные финансы; физических и финансы юридических лиц. Государственные финансы означают экономические отношения по использованию централизованных фондов денежных средств и формированию, нужных для реализации выполнения государством его функций.

 Государственные финансы включают в себя государственные внебюджетные фонды и государственный бюджет. По месту, осуществляемому в структуре финансовой системе государства, государственный бюджет обуславливает собой основной финансовый план государства на определенный финансовый год, имеющий силу закона. По своему содержанию материальному государственный бюджет — это фонд денежных средств (централизованный) государства. По социально-экономической сущности он реализует собой основной инструмент перераспределения ВНП, национального дохода государства и распределения.

Государственный бюджет реализует следующие функции: парораспределительную; регулирующую; стимулирующую (бюджетные отношения имеют своей целью стимулирование в первую очередь, бюджетных средств и эффективное использование всех экономических ресурсов); контрольную (через госбюджет реализуется контроль за рациональным использованием финансовых ресурсов). По уровню управления государственный бюджет подразделяется на бюджеты субъектов государства и федеральный бюджет.

Федеральный бюджет — это республиканский бюджет государства. Бюджеты субъектов страны включают бюджеты автономных областей и округов, республиканские бюджеты республик в составе страны, бюджеты столиц, областные бюджеты. Местное самоуправление отделено от государственной системы управления.

Местные бюджеты — это окружные, районные бюджеты, городские, бюджеты поселков и сельских населенных пунктов; районные бюджеты в городах. Структура финансовой системы – государственные внебюджетные фонды — это форма перераспределения денежных средств и аккумуляции, используемых для дополнительного финансирования территориальных нужд и удовлетворения социальных потребностей.

Внебюджетные фонды создаются на территориальном уровнях и имеют целевое назначение и федеральных уровнях. Внебюджетные фонды включают в себя Фонд социального страхования, Пенсионный фонд, Фонд занятости населения ,Фонд обязательного медицинского страхования. Финансы юридических и физических лиц — это совокупность экономических отношений по формированию использованию денежных фондов организаций и предпринимателей, физических лиц, предназначенных для обеспечения процесса расширенного воспроизводства. Финансы юридических лиц делятся на две группы: финансы некоммерческих организаций и финансы коммерческих. В составе финансов физических лиц можно выделить финансы других физических лиц и предпринимателей, не зарегистрированных в качестве юридического лица.

Вывод: Структура финансовой системы — это не просто сумма звеньев и под звеньев, блоков. Это действительно система, которая представляет собой единственное целое, все составные части этой системы тесно связаны между собой многочисленными видами отношений и экономических связей[6].


Финансовая система РФ

Финансовая система России претерпевает убытки из-за собственного несовершенства и нуждается в развитии. Без принятия определённых мер, финансовая система может столкнуться с тяжкими последствиями.
В настоящих условиях можно с полным основанием утверждать, что в России отсутствует единая система оценки государственных финансов.
В федеративном государстве, которым является Россия, бюджетная система имеет сложную конструкцию, и от обоснованности ее отдельных региональных частей, их взаимосвязей с федеральным центром зависит устойчивое развитие страны. Нынешняя конструкция основана на увеличении полномочий региональных и местных органов власти, особенно в образовании, здравоохранении, культуре. Расходы консолидированных бюджетов субъектов РФ в 2014-2016 гг. превысили расходы из федерального бюджета. Однако возрастающие расходы не обеспечены соответствующими объемами их доходов. По оценке ряда экспертов, в течение ближайших двух лет из-за нехватки средств около половины российских регионов будут вынуждены занимать деньги, что потенциально может привести к банкротству некоторых из них.

При этом 19 субъектов уже имеют долг выше половины годового ВРП.
   На мой взгляд наиболее реальным путем существенного увеличения бюджетных расходов является непопулярная и, конечно, вызывающая резкое отторжение финансового лобби мера как увеличение дефицита бюджета. Представляется возможным предусмотреть дефицит федерального бюджета на весь текущий трехлетний период в размере 2,5% к ВВП.

Это даст возможность увеличить дефицит и расходы федерального бюджета и задаст более динамичный вектор развития на последующие годы.

 

Негативными тенденциями развития малого бизнеса являются: снижение количества хозяйствующих субъектов, снижение количество работников на микро предприятиях и снижение темпов роста данного показателя на предприятиях малого бизнеса; снижение оборота малых предприятий; снижение темпов роста выручки малых предприятий.

В системе обязательного медицинского страхования остаются нерешенными и практические задачи.

Страховой рынок, также, характеризуется рядом проблем. От решения, которых зависит не только его стабильность сегодня, но и существование завтра.
Таким образом, решение данных проблем зависит от плотного экспертного взаимодействия и непрерывной дискуссии специалистов, представителей власти и всех заинтересованных лиц. Указанные проблемы в значительной мере взаимосвязаны и взаимообусловлены. Следовательно, необходимо обеспечить комплексный подход к их решению, как на региональном, так и на муниципальном уровне, а также посредством межведомственного взаимодействия[7].

 

                                                                                        

 





Заключение

Финансовая система это совокупность финансовых отношений, связанных с товарообменом. Финансовая система позволяет наиболее эффективно достичь одной из главных целей, ради которых создавалось государство разделение труда. На современном этапе выделяют четыре основных составляющих финансовой системы: государственный бюджет, местные финансы, финансы государственных предприятий и специальные правительственные фонды. Государственный бюджет основное звено финансовой системы в любом государстве. Устройство бюджетной системы страны определяется ее государственным устройством. Бюджетная система России состоит из трех уровней: федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты. С принятием нового БК РФ внебюджетные фонды были включены в первый уровень бюджетной системы. Финансовая политика играет важнейшую роль для достижения целей, поставленных перед государством. Финансовая политика определяет основные направления использования финансов. С помощью финансовой политики реализуется цель повышения эффективности использования финансовых ресурсов, достижение более высокого уровня жизни. Процесс «финансизации» заключается в том, что современная финансовая система отодвинула на второй план свои функции по отношению к реальной сфере экономики. Меняется и роль населения в финансовой системе. Произошло увеличение числа лиц, самостоятельно инвестирующих некоторые суммы в акции предприятий.

 

 

Список использованной литературы

1. Вахрин, П. И. Финансы / П. И. Вахрин. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2012.

2. Гарбузова В. Ф. Финансы и статистика / В.Ф. Гарбузова – М.: 2014.

3. Гиляровская Л.Т. Финансовый анализ / Л.Т. Гиляровская – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.

4. Грязнова А.Г. – М.: Финансы и статистика, 2010.

5. Дробозина А. Финансы. Денежное обращение. Кредит / А. Дробозина – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2010.

6. Жученко, О.А. Инструменты финансовой системы и их использование [Текст] / О.А. Жученко // Вестник государственного гуманитарного университета. – 2014.

7. Камаева В. Д. Экономическая теория [Текст] / В. Д. Камаева – М: МГТУ им. Н. Э. Баумана,

8. 2012. Ковалев В.В. Управление финансами [Текст] / В.В. Ковалев – М.: Ф.Б.К. Пресса, 2012.

9. Ковалева А.Н. Финансы в управлении [Текст] / А.Н. Ковалева – М.: 2012. Колчиной Н. В. Финансы [Текст] / Н. В. Колчиной – М.: ЮНИТИ,2006.

Интернет ресурсы:

1. www.consultant.ru

2. www.minfin.ru мониторинг за 2017 год.

3. Федеральный бюджет России на 2017 год. Инфографика

4.   http://nalog-nalog.ru данные за 2017 год.


[1]Вахрин, П. И. Финансы / П. И. Вахрин. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2012.

Гарбузова В. Ф. Финансы и статистика / В.Ф. Гарбузова – М.: 2014.

 

[2]Федеральный бюджет России на 2017 год. Инфографика

[3]http://nalog-nalog.ru данные за 2017 год.

[4]www.minfin.ru мониторинг за 2017 год.

Гиляровская Л.Т. Финансовый анализ / Л.Т. Гиляровская – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.

[5]Грязнова А.Г. – М.: Финансы и статистика, 2010.

Дробозина А. Финансы. Денежное обращение. Кредит / А. Дробозина – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2010.

Жученко, О.А. Инструменты финансовой системы и их использование / О.А. Жученко // Вестник государственного гуманитарного университета. – 2014.

 

[6]Камаева В. Д. Экономическая теория / В. Д. Камаева – М: МГТУ им. Н. Э. Баумана,

2012. Ковалев В.В. Управление финансами / В.В. Ковалев – М.: Ф.Б.К. Пресса, 2012.

[7]Ковалева А.Н. Финансы в управлении / А.Н. Ковалева – М.: 2012. Колчиной Н. В. Финансы / Н. В. Колчиной – М.: ЮНИТИ,2006.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 518.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...