Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Развитие и воспитание воли у детей
Формирование способности к волевым действиям начинается с раннего детства, с овладения ребенком произвольными движениями, в манипуляциях с игрушками и доступными предметами. Собственно волевое поведение начинает складываться тогда, когда ребенок выполняет такие элементарные действия, которые связаны с преодолением трудностей, а также такие, которые диктуются необходимостью, когда ему впервые приходится делать не то, что хочется, а то, что надо. Большое значение имеют в этом плане систематические указания и требования взрослых. Взрослые умело ставят ребенка перед необходимостью преодолевать различные, конечно, посильные, препятствия и трудности, проявлять при этом волевые усилия. Воля дошкольника развивается при выполнении простейших трудовых поручений, когда ребенок делает что-то для себя и для других, преодолевая при этом определенные трудности. Воля дошкольника развивается и в коллективных играх, когда приходится подчиняться коллективу, правилам игры, сдерживать непосредственные побуждения. Подчинение своего поведения дисциплине игры есть важная школа волевых действий ребенка. С поступлением в школу начинается новый этап в развитии воли ребенка. Волевая деятельность школьника развивается в значительной степени под влиянием учебной деятельности, предъявляющей ребенку все новые и более серьезные требования. Учебная деятельность, во-первых, требует от школьника умения управлять своей психической деятельностью: делать умственные усилия для овладения знаниями, запоминать нужный, но порой трудный и малоинтересный материал, непременно заканчивать работу, доводя ее до конца. Во-вторых, учебная деятельность требует от школьника умения управлять своим поведением: он должен выполнять то, что от него требуется, а это далеко не всегда совпадает с тем, что он хочет. Ребенок должен уметь отказаться от занимательной игры, прогулки, интересной телепередачи ради учебных обязанностей. Решающее значение в воспитании воли ребенка имеет руководство взрослых. В первую очередь учитель, затем родители и окружающие ребенка взрослые начинают применять определенные приемы и средства по воспитанию воли школьника и направлять ее развитие. Воля воспитывается только в процессе преодоления трудностей, поэтому стремление отдельных родителей устранить все трудности с жизненного пути ребенка не способствует проявлению волевых усилий, умения преодолевать трудности и препятствия. Воспитание ответственности, долга — важное условие воспитания воли. Основной путь воспитания воли школьника — организация его деятельности, в процессе которой ребенок учится делать волевые усилия. Большую роль в формировании воли школьников играет систематически организуемая учителем тренировка детьми волевого усилия. Только тот может проявить сильную волю в "большом деле, кто долгим упражнением закалил ее на многих малых делах. Причем здесь имеются в виду не искусственные упражнения, а тренировка волевых усилий в процессе выполнения повседневных обязанностей. Например, учительница II класса обратила внимание на то, что некоторые ученики, не закончив одно задание, прекращают его и переключаются на другое. В течение нескольких уроков учительница, специально упражняя таких учащихся, неуклонно требует, чтобы они всегда доводили дело до конца, заканчивали работу и проверяли ее. Некоторые учащиеся в классе слишком громко и развязно разговаривают, кричат, не умеют сдерживать себя. Учительница также организует упражнения — учит их говорить тихо, сдерживать свои порывы, контролировать друг друга. Воспитанию воли у школьников способствует личный пример взрослых, в первую очередь учителя и родителей. Воля младшего школьника воспитывается и через подражание делам и поступкам волевых людей, волевому поведению учителей, родителей, героев книг, кинофильмов. Велика роль коллектива в воспитании воли. Целеустремленный, трудолюбивый коллектив положительно влияет на школьника, помогает ему преодолевать трудности, вырабатывает умение правильно соотносить личные и общественные цели. Немалую помощь в воспитании воли школьников оказывают физкультура, спорт и правильный решим. Иногда школьники бывают слабовольными отчасти потому, что у них нет достаточного запаса нервных и физических сил для преодоления препятствий. Физически слабый, с расстроенной нервной системой ребенок быстрее может потерять самообладание. Выдержка, выносливость, настойчивость более присущи физически здоровым, с крепкими нервами людям. Определенное значение имеет и самовоспитание школьников, упорнаяработа над развитием у себя волевых качеств. Основное правило, которое при этом должен усвоить школьник,— постепенность развития волевых усилий и постоянство работы над собой. Ученик должен знать, что и маленькие победы над собой делают человека более волевым. Необходимо неуклонно воспитывать привычку строго следить за собой, стараться преодолевать свои недостатки (плохие привычки, лень, импульсивность и т. д.).
Вопросы для повторения
1. Что такое воля? 2. На примере, взятом из жизни (или на литературном примере), дайте анализ волевого действия. 3. Охарактеризуйте основные волевые качества. 4. Каковы важнейшие пути и условия воспитания воли у школьников? 5. В чем проявляются негативизм, внушаемость и упрямство школьников? Укажите причины появления этих недостатков и пути их преодоления. 6. Что означает морально воспитанная воля и в чем она проявляется?
Практические задания
1. Организуйте наблюдения за волевыми проявлениями одного из учеников I — 1!! класса. Дайте развернутую характеристику воли этого ученика. 2. Понаблюдайте за тем, как учитель создает условия для тренировки волевого усилия, организованности, настойчивости учащихся на уроках. Раздел пятый. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ
Глава XIV. ТЕМПЕРАМЕНТ Понятие о темпераменте
Еще в глубокой древности ученые, наблюдая внешние особенности поведения людей, обратили внимание на большие индивидуальные различия в этом отношении. Одни очень подвижны, эмоционально возбудимы, энергичны. Другие медлительны, спокойны, невозмутимы. Одни общительны, легко вступают в контакты с окружающими, жизнерадостны, другие замкнуты, скрытны. Причем имелись в виду чисто внешние проявления, безотносительно к тому, умен человек или ограничен, трудолюбив или ленив, смел или труслив, правдив или лжив, чем он занимается, каковы его интересы и т. д. Например, два человека делают одну и ту же работу и делают ее одинаково хорошо, но один трудится со страстью, увлеченно, нетерпеливо, проявляет инициативу, другой — неторопливо, зато методично, основательно, деловито, строго по инструкции. Такие индивидуальные особенности были названы темпераментом (от латинского слова «темпераментум»— соотношение, пропорция). Такого рода различия действительно существуют. Наблюдая за поведением детей и взрослых, за тем, как они трудятся, учатся, играют, как реагируют на внешние воздействия, как переживают радости и горести, мы, несомненно, обратим внимание на большие индивидуальные различия между ними в отношении активности, подвижности, эмоциональности, т. е. различия их темпераментов. Темперамент — это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику его психической деятельности и поведения. В настоящее время выделяют два основных показателя динамики психических процессов и поведения: активность и эмоциональность. Активность психической деятельности и поведения человека выражается в различной степени стремления активно действовать, проявлять себя в разнообразной деятельности, в различной быстроте и силе протекания психических процессов, в различной степени двигательной (или моторной) подвижности, быстроте или замедленности реакций. Проявление активности у различных людей различно. Можно отметить две крайности: с одной стороны, большая энергия, страстность и стремительность в психической деятельности, движениях и речи, а с другой — пассивность, инертность, медлительность, вялость психической деятельности, движений и речи. Второй показатель динамичности — эмоциональность — выражается в различной степени эмоциональной возбудимости, в быстроте возникновения и сило эмоций человека, в эмоциональной впечатлительности (восприимчивости к эмоциональным воздействиям). С древнейших времен различали четыре основных типа темперамента, которые получили следующие названия: сангвинический (живой), флегматический (медленный, спокойный), холерический (энергичный, страстный) и меланхолический (замкнутый, склонный к глубоким переживаниям). Отсутствие необходимых знаний не позволяло дать в то время подлинно научную основу учению о темпераментах. Древнегреческий врач Гиппократ (V—IV вв. до н. э.) считал, что темпераменты объясняются различным соотношением основных видов жидкости в организме и тем, какая из них преобладает: кровь (по-латински «саигвис»), слизь (по-гречески «флегма»), красно желтая желчь (по-гречески «холе») или черная желчь (по-гречески «мелайн холе»). Теперь ясно, откудавзялись и названия темпераментов, и сам термин «темперамент». Если вы понаблюдаете за школьниками на занятиях или на перемене, во время игры, в мастерских на уроках труда, то вы ясно увидите различные проявления их активности и эмоциональности. Одни очень подвижны, на уроке или в мастерской работают нетерпеливо и порывисто, моментально реагируют на изменения обстановки, эмоции их (радость, досада, обида) проявляются ярко и несдержанно. Другие спокойны и деловиты, темп работы у них замедленный, речь тягучая и однообразная, эмоции почти не проявляются, дети внешне безразлично относятся ксвоим успехам и неудачам. Выделите вы и школьников, живых, жизнерадостных, очень общительных, но несколько беззаботных и беспечных, подвижных, но без резкости, легко поддающихся чувствам, но не сильным и не глубоким. Наконец, обратят на себя ваше внимание и застенчивые, замкнутые, малообщительные ученики с тихой, робкой речью, эмоционально уязвимые, обидчивые. Это и будет значить, что вы выделили школьников — представителей разных темпераментов — холерического, флегматического, сангвинического и меланхолического. Темперамент характеризует динамичность (подвижность) личности, но не характеризует ее убеждений, взглядов, интересов, не является показателем большей или меньшей общественной ценности личности, не определяет ее возможности (не следует смешивать свойства темперамента со свойствами характера или со способностями). Люди самого различного темперамента могут добиться очень высоких достижений в одном и том же виде деятельности. Если взять крупнейших писателей, то А. И. Герцен был типичным сангвиником, И. А. Крылов — флегматиком, А. С. Пушкин — холериком, а Н. В. Гоголь — меланхоликом. - Примерно в одно и то же время прославили себя на военном поприще великие русские полководцы — холерик А. В. Суворов и флегматик М. И. Кутузов.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 264. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |