Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Раздел первый. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮСтр 1 из 63Следующая ⇒
ПСИХОЛОГИЯ Допущено Министерством просвещения СССР В качестве учебника Для учащихся педагогических училищ
МОСКВА «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 1989
ББК 88 К84
Рецензенты: 1. Доктор психологических наук, профессор П. А. Просецкий. 2. Преподаватель Истринского педагогического училища Л. К. Кикоин.
Крутецкий Вадим Андреевич ПСИХОЛОГИЯ Редактор С. Д. Крекова. Художник В. В. Кошмин Художественный редактор Е. Л. Сеорина Технические редакторы Л. Е. Пухова, Н. А, Киселева. Корректор Т. Ф. Алексина. ИБ JVs 3583 Сдано в набор 16.04.79. Подписано к печати 24.12.79. Формат 60x90/16. Бум. типограф. № 2. Гарн. обыкн. нов. Печать высокая с фотополимерных форм. Усл. печ. л. 22,0. Уч.-изд. л. 24,45. Тираж 257 000 экз. Завда 96. Цена 80 коп. Ордена Трудового Красного Знамени издательство «Просвещение» Государственного комитета РСФСР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли. Москва, 3-й проезд Марьиной рощи, 41. Саратовский ордена Трудового Красного Знамени полиграфический комбинат Росглавполиграфпрома Государственного комитета РСФСР по делам издательств, полиграфии и книжной торговля. Саратов, ул. Чернышевского, 59.
Крутецкий В. А. К84 Психология: Учебник для учащихся пед. училищ.— М.: Просвещение, 1980.—352 с, ил. Книга написана в соответствии с программой курса педагогии в педагогических училищах. В учебнике раскрыты общие вопросы психологии, рассмотрены закономерности психических процессов, психической деятельности, эмоционально-волевая сфера личности, ее индивидуальные особенности, освещены вопросы возрастной и педагогической психологии, содержится материал для проведения практических работ. К 60602 — 305 _з_80 4308022100 103(03) – 80 ББК 88 15 Издательство «Просвещение», 1980 г. Содержание ОТ АВТОРА............................................................................................................................................. 6 Раздел первый. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ............................................................................. 7 Глава I. ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ, ЕЕ ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ................................................... 7 § 1. Общее понятие о психике и психологии....................................................................................... 7 § 2. Материалистическое понимание психики.................................................................................... 9 § 3. Значение и задачи психологии..................................................................................................... 13 § 4. Методы психологии....................................................................................................................... 14 Глава II. МОЗГ И ПСИХИКА............................................................................................................ 23 § 1. Строение нервной системы........................................................................................................... 23 § 2. Кора больших полушарий мозга................................................................................................... 26 § 3. Работа нервной системы человека................................................................................................ 29 Глава III. РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ И СОЗНАНИЯ ....................................................................... 36 § 1. Развитие психики в животном мире............................................................................................ 36 § 2. Сознание человека и его общественная природа........................................................................ 40 Раздел второй. ЛИЧНОСТЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.............................................................................. 44 Глава IV. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ЛИЧНОСТИ И ПУТЯХ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ...................... 44 § 1. Понятие о личности....................................................................................................................... 44 § 2. Общественная природа личности и ее формирование............................................................... 45 § 3. Направленность личности............................................................................................................. 48 § 4. Личность и коллектив.................................................................................................................... 50 Глава V. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ .................................................................................................................. 53 § 1. Понятие о деятельности................................................................................................................. 53 § 2. Структура деятельности................................................................................................................. 54 § 3. Виды деятельности......................................................................................................................... 55 § 4. Умения и навыки человека............................................................................................................ 59 § 5. Привычки........................................................................................................................................ 63 Глава VI. ВНИМАНИЕ ....................................................................................................................... 66 § 1. Внимание и его физиологические основы.................................................................................. 66 § 2. Виды и свойства внимания........................................................................................................... 69 § 3. Развитие и воспитание внимания школьников.......................................................................... 75 Раздел третий. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ ЛИЧНОСТИ................................................ 79 Глава VII. ОЩУЩЕНИЕ..................................................................................................................... 79 § 1. Понятие об ощущении.................................................................................................................. 79 § 2. Анализаторы как органы ощущений............................................................................................ 79 § 3. Виды ощущений............................................................................................................................. 81 § 4. Общие закономерности ощущений.............................................................................................. 85 § 5. Развитие ощущений....................................................................................................................... 86 Глава VIII. ВОСПРИЯТИЕ................................................................................................................. 89 § 1. Восприятие и его физиологические основы............................................................................... 89 § 2. Основные особенности восприятия............................................................................................. 90 § 3. Развитие восприятия и наблюдательности у детей.................................................................... 93 Глава IX.ПАМЯТЬ............................................................................................................................... 96 § 1. Память и ее значение ........................................................................ 96 § 2. Физиологические основы памяти................................................................................................. 97 § 3. Процессы памяти............................................................................................................................ 98 §4. Виды памяти.................................................................................................................................. 100 § 5. Запоминание и условия его эффективности............................................................................. 104 § 6. Забывание и борьба с ним........................................................................................................... 108 § 7. Индивидуальные особенности памяти...................................................................................... 110 § 8. Развитие памяти у детей.............................................................................................................. 111 Глава X. МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ ....................................................................................................... 114 § 1. Понятие о мышлении.................................................................................................................. 114 § 2. Речь и ее функция......................................................................................................................... 116 § 3. Операции мышления.................................................................................................................... 117 § 4. Основные формы мышления....................................................................................................... 119 § 5. Индивидуальные особенности мышления человека................................................................ 121 § 6. Виды речи...................................................................................................................................... 123 § 7. Развитие мышления и речи у детей............................................................................................ 125 Г л а в а XI. ВООБРАЖЕНИЕ .......................................................................................................... 129 § 1. Понятие о воображении............................................................................................................... 129 § 2. Виды воображения....................................................................................................................... 130 § 3. Развитие воображения у детей.................................................................................................... 134 Глава XII. ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА................................................................................................. 136 § 1. Общее понятие об эмоциях и чувствах...................................................................................... 136 § 2. Особенности эмоций.................................................................................................................... 138 § 3. Виды чувств.................................................................................................................................. 142 § 4. Развитие эмоций и чувств у детей.............................................................................................. 144 Глава XIII. ВОЛЯ.............................................................................................................................. 146 § 1. Общее понятие о воле.................................................................................................................. 146 § 2. Анализ волевого действия........................................................................................................... 148 § 3. Волевые качества личности........................................................................................................ 150 § 4, Развитие и воспитание воли у детей.......................................................................................... 152 Раздел пятый. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ................................... 155 Глава XIV. ТЕМПЕРАМЕНТ............................................................................................................. 155 § 1. Понятие о темпераменте.............................................................................................................. 155 § 2. Физиологические основы темперамента................................................................................... 156 § 3. Характеристика темпераментов.................................................................................................. 158 § 4. Учет темпераментов детей в учебно-воспитательной работе.................................................. 160 Глава XV. ХАРАКТЕР........................................................................................................................ 163 § 1. Понятие о характере..................................................................................................................... 163 § 2. Черты характера............................................................................................................................ 165 § 3. Формирование характера и пути его воспитания..................................................................... 168 Глава XVI. СПОСОБНОСТИ ........................................................................................................... 171 § 1. Понятие о способностях и их природе...................................................................................... 171 § 2. Виды способностей...................................................................................................................... 174 § 3. Способности и личность.............................................................................................................. 176 § 4. Условия развития способностей у детей.................................................................................... 177 Раздел шестой. ОСНОВЫ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ...................................................... 181 Глава XVII. ВВЕДЕНИЕ В ВОЗРАСТНУЮ ПСИХОЛОГИЮ .................................................... 181 § 1. Общие закономерности психического развития...................................................................... 181 § 2. Понятие возраста и возрастных особенностей.......................................................................... 183 Глава XVIII.......................................................................................................................................... 185 § 1. Развитие ребенка в раннем и преддошкольном возрасте........................................................ 185 § 2. Развитие ребенка в дошкольном возрасте................................................................................. 186 § 3. Готовность ребенка к обучению в школе.................................................................................. 187 Глава XIX. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА.............. 190 § 1. Общая характеристика возраста................................................................................................. 190 § 2. Учебная деятельность младшего школьника............................................................................. 191 § 3. Особенности развития познавательных процессов.................................................................. 193 § 4. Формирование личности в младшем школьном возрасте........................................................ 196 Глава XX. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКА И СТАРШЕГО ШКОЛЬНИКА............................................................................................................................................................... 201 § 1. Общая характеристика подросткового возраста...................................................................... 201 § 2. Учебная деятельность и труд подростка.................................................................................... 202 § 3. Формирование личности в подростковом возрасте................................................................. 204 § 4. Развитие эмоционально-волевой сферы и общения................................................................. 207 § 5. Интересы и способности подростков......................................................................................... 209 § 6. Некоторые психологические особенности старшего школьника........................................... 210 § 7. Трудовая деятельность и выбор профессии старшими школьниками.................................... 212 Раздел седьмой. ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ......................................... 215 Глава XXI. ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ..................................................................... 215 § 1. Учение и era закономерности...................................................................................................... 215 § 2. Формирование у школьников научных понятий...................................................................... 218 § 3. Формирование активного, самостоятельного, творческого мышления................................. 221 § 4. Индивидуализация обучения...................................................................................................... 223 Глава XXII. ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯ............................................................ 226 § 1. Общие закономерности формирования личности школьника............................................... 226 § 2. Психологические основы воспитательного воздействия........................................................ 229 § 3. Роль коллектива в процессе воспитания................................................................................... 234 § 4. Психологические основы воспитательного воздействия труда.............................................. 236 § 5. Индивидуальный подход в воспитании.................................................................................... 239 Глава ХХIII. НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ УЧИТЕЛЯ ........................................ 243 § 1. Личность советского учителя..................................................................................................... 243 § 2. Педагогические способности...................................................................................................... 244 НЕКОТОРЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ 248 Примерная программа изучения учащихся...................................................................................... 248 Общие сведения об учащемся............................................................................................................ 248 Направленность личности учащегося............................................................................................... 249 Воля и характер учащегося................................................................................................................. 249 Психолого-педагогическая характеристика..................................................................................... 250 Программа изучения ученического коллектива (III класс)............................................................ 251 ЛИТЕРАТУРА..................................................................................................................................... 252 ОТ АВТОРА Предлагаемая вниманию читателей книга представляет собой учебник по курсу «Психология» для учащихся педагогических училищ, написанный в полном соответствии с действующей программой по психологии для педагогических училищ. В данном учебнике автор стремился реализовать принцип, на который указывается в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду» (1977),— сочетание достаточно высокого уровня научности материала с доступностью его для понимания учащимися при разгрузке от второстепенного материала. Учебник предусматривает изучение основ общей, детской и педагогической психологии. Основная задача, которую преследовал автор,— ориентировать учащихся педагогических училищ будущих учителей — на правильное понимание сущности психических процессов и явлений и их развития в связи с формированием личности ребенка, школьника, сообщить учащимся сведения о возрастных психических особенностях детей и школьников, дать учащимся основные знания в области психологии обучения и воспитания и на этой базе обосновать важнейшие положения педагогики, помочь будущим учителям разбираться в собственной психической жизни и психической жизни детей, целенаправленно руководить их поведением и деятельностью. При изложении фактического материала автор последовательно старался исходить из принципа диалектического единства психического и физиологического (в связи с чем расширен раздел, посвященный нервной системе и мозгу), а также из принципа материалистического детерминизма — причинной обусловленности формирования и развития психических явлений условиями жизни и деятельности, обучения и воспитания. В соответствии с программой психологии для педагогических училищ в книге принята такая система изложения материала, когда рассмотрение вопросов развития у школьника тех или иных познавательных процессов и состояний (внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения), а также воли и характера начинается при прохождении соответствующих тем раздела общей психологии, при этом указывается лишь на общие условия и направление развития. В разделе «Основы возрастной психологии» полученные ранее данные обобщаются, систематизируются и синтезируются. Данное учебное пособие ориентировано согласно "единой программе на все специальности, по которым осуществляют подготовку педагогические училища (учителя начальных классов, учителя черчения, рисования, труда и физкультуры в IV—VIII классах, музыкального воспитания в дошкольных учреждениях и в IV— VIII классах). Однако освещение некоторых специальных вопросов, которые не включены в единую программу и рассмотрение которых представляется на усмотрение преподавателей психологии, не входило в задачи автора. В предлагаемом учебнике значительно расширен раздел, посвященный методам психологического исследования. Это объясняется, во-первых, тем, что в настоящее время повышаются требования к умению учителя проводить психологическое изучение школьников, а во-вторых, тем, что в учебнике в соответствии с программой предусмотрено выполнение большого количества практических заданий и наблюдений в школе; с этой же целью в учебнике имеется специальный раздел «Некоторые методические указания к выполнению практических заданий». Предлагаемый список рекомендуемой литературы поможет учащимся в выборе книг для более углубленного изучения психологии. Автор будет благодарен всем, кто пожелает сделать критические замечания и предложения по совершенствованию учебника.
Автор Раздел первый. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ
Глава I. ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ, ЕЕ ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 243. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |