Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Государственные учреждений, занимающихся профилактикой правонарушений несовершеннолетних




Процесс превращения подростка в правонарушителя или преступника занимает длительное время. По мере нарастания выраженности социальной дезадоптации девиантный подросток становится объектом воздействия разных государственных учреждений, занимающихся профилактикой правонарушений несовершеннолетних. Эти учреждения в зависимости от выполняемых ими функций могут быть разделены на четыре уровня:

1. Учреждения первичной социальной профилактики (детские сады, школы, учреждения дополнительного образования, медицинские учреждения и т.д.), деятельность которых направлена на обеспечение адекватной социализации основной массы детей, реализацию их прав и законных интересов

2. Учреждения первичной специальной профилактики (социальные приюты, реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями, центры социальной помощи семье и детям, психолого-медико-социальные центры, центры постинтернатной адаптации и т.д.), которые оказывают помощь социально дезадаптированным детям и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

3. Учреждения вторичной специальной профилактики (отделы предупреждения правонарушений несовершеннолетних органов внутренних дел, открытые и закрытые специальные учебно-воспитательные учреждения), которые должны осуществлять ресоциализацию несовершеннолетних правонарушителей и детей, совершивших общественно опасные деяния до достижения возраста наступления уголовной ответственности.

4. Учреждения уголовно-правовой и уголовно-исполнительной профилактики (воспитательные колонии), главной задачей которых является предупреждение рецидивной преступности несовершеннолетних.

Очевидно, что подросток должен становиться объектом воздействия профилактических учреждений более высокого уровня только в том случае, если деятельность учреждения более низкого уровня не принесла желаемого результата.

В настоящее время нет ни одного субъекта Федерации, в котором были бы учреждения всех уровней профилактики, то есть имеется полностью сформированная инфраструктура профилактического пространства.

Широкий и разноплановый характер деятельности по предупреждению правонарушений и преступлений несовершеннолетних, вовлечения в нее учреждений разных ведомств (образования, здравоохранения, социальной защиты, внутренних дел и др.) и органов управления этими учреждениями разного уровня (федерального, субъектов Федерации и муниципального) определяет чрезвычайную важность задачи координации их усилий. Единственным путем решения этой проблемы является разработка государственной политики предупреждения правонарушений несовершеннолетних, основные положения которой должны быть закреплены законодательно.

В отделе по предупреждению правонарушений несовершеннолетних Института при Генеральной прокуратуре РФ основные положения концепции государственной политики предупреждения преступлений несовершеннолетних были разработаны Г. И. Забрянским. Предложенная им концепция включает: определение понятия государственная политика предупреждения преступлений несовершеннолетних; обоснование целей этой политики; описание элементов, объектов и субъектов, средств реализации, уровней и принципов государственной политики предупреждения преступлений несовершеннолетних; предложены подходы к программированию предупреждения преступности несовершеннолетних как интегрированной формы реализации государственной политики.


 Цели и обстоятельства при формировании задач государственной политики предупреждения преступности несовершеннолетних

Принципиальное значение имеет выбор двух целей государственной политики предупреждения преступлений несовершеннолетних. С одной стороны - это защита прав и интересов несовершеннолетних, ослабление негативного влияния дисфункции институтов социализации, а с другой стороны - защита общества от правонарушений и преступных посягательств несовершеннолетних. Такая интегрированная конструкция цели политики предупреждения преступности несовершеннолетних позволяет концептуально решать многие проблемы криминологической и правовой практики.

Конкретные задачи этой политики должны формулироваться на основе указанных выше целей с учетом следующих обстоятельств:

а) социально-экономического состояния общества, его позитивных и негативных тенденций;

6) социально-психологического состояния общества, включая преобладающее в общественном мнении отношение к преступности несовершеннолетних;

в) криминогенной ситуации и ее прогноза на ближайшее и отдаленное будущее;

г) развитости социального контроля (формального и неформального, внутреннего и внешнего) и тенденций его развития;

д) состояния инфраструктуры криминологической профилактики и реабилитационного пространства и возможностей (финансовых, организационных, правовых) ее реформирования и развития.

Государство располагает многими средствами реализации своей политики предупреждения преступности несовершеннолетних: социальная профилактика, правовое сдерживание, криминологическая профилактика, виктимологичекая профилактика и уголовно-правовое предупреждение. Важнейшим вопросом в политике является выбор приоритетных из перечисленных выше средств. Поскольку преступность - явление социальное, то и основную роль в ее предупреждении должна играть социальная профилактика. Однако на практике предпочтение отдается мерам правового сдерживания. В последние годы число несовершеннолетних, привлеченных к уголовной ответственности, росло более высокими темпами, чем число выявленных лиц, совершивших преступления; а число осужденных к лишению свободы подростков росло более высокими темпами, чем число осужденных. Особо подчеркнем, что тенденция к росту числа осужденных к лишению свободы подростков имеет .место при сокращении числа выявленных подростков, совершивших наиболее тяжелые преступления (убийства, причинение тяжких телесных повреждений, изнасилования, разбои и грабежи).

В условиях дезорганизации общества особое место среди средств реализации политики предупреждения преступности несовершеннолетних должно принадлежать праву, поскольку право - главное средство преодоления дезорганизации общества. Однако несогласованность и противоречивость Федерального законодательства, относящегося к разным областям права, (например, Законы Российской Федерации «Об образовании», «О занятости населения в Российской Федерации»), а также законов разных уровней (Федеральных и субъектов Федерации) превращает право из фактора интеграции в фактор дезинтеграции. В последние годы в Российской Федерации отмечается постоянное нарастание региональных различий. Эти различия проявляются как в социально-экономической сфере, так и в уровне преступности и распространенности других форм девиантного поведения. Например, число учтенных в органах здравоохранения несовершеннолетних наркоманов и токсикоманов в расчете на 100 тыс. подросткового населения между самыми благополучными и самыми неблагополучными регионами России отличается на два порядка. Из этого следует необходимость регионального подхода к формированию государственной политики предупреждения преступлений несовершеннолетних.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 143.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...