Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА




ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СИБИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»

 

Н. Н. богдан

И. Ю. Парфенова

 

 

ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

Рабочая тетрадь
для самостоятельной работы студентов, обучающихся по специальностям


Государственное и муниципальное управление»,

Управление персоналом», 351200 «Налоги и налогообложение»

ЧАСТЬ 2

 

НОВОСИБИРСК 2011


Издается в соответствии с планом учебно-методической работы СибАГС




ББК

 

 

Рецензенты:

 

О. В. Горшкова — кандидат социологических наук, доцент, заведующая кафедрой управления персоналом и документоведения ВГУЭС;

 

И.В. Доронина – кандидат психологических наук, доцент, заместитель заведующей кафедрой управления персоналом СибАГС

 

 

Богдан, Н. Н.

Парфенова, И. Ю.

 

 

Б Основы управления персоналом: рабочая тетрадь / Н. Н. Богдан, И. Ю. Парфенова. — Новосибирск: СибАГС, 2011. — с.

 

Дать студентам возможность успешно освоить основные закономерности одного из важнейших видов управленческой деятельности – управления персоналом, содействовать формированию профессионально важных качеств и интеллектуальных способностей, преподнести учебный материал в форме, способствующей самостоятельному и творческому его усвоению, — таковы главные установки авторов при создании данной рабочей тетради. Изучение преимущественно иллюстративного материала к лекциям, выполнение на практических занятиях и во время домашней работы заданий различного характера и уровня сложности, несомненно, будет способствовать не только качественному освоению курса, но и формированию интереса и творческого отношения к будущей профессиональной деятельности.

Для студентов всех форм и технологий обучения, изучающих дисциплину федерального компонента «Основы управления персоналом» и «Управление персоналом» в рамках освоения специальностей «Управление персоналом», «Государственное и муниципальное управление», «Налоги и налогообложение», слушателей курсов повышения квалификации и переподготовки специалистов, а также руководителей и работников различных отраслей, заинтересованных в формировании компетентности в сфере управления персоналом.

ББК

 

                                © СибАГС, 2011



Оглавление


 

 

Предисловие ………………………………………………………………………………………..4

 

РАЗДЕЛ 6. Развитие персонала……………………………………….6

6.1 Понятие и формы развития персонала……………………………..7

6.2 Виды, формы и технологии обучения персонала …………....13

6.3 Карьера как способ развития персонала………………………….20

6.4 Управление карьерой………………………………………………………28

6.5 Формирование кадрового резерва…………………………………..34

РАЗДЕЛ 7. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности…………………………………………………………………………………..41

7.1 Понятие мотивации и стимулирования……………………………..42

7.2 Классические теории мотивации………………………………………48

7.3 Управление мотивацией персонала…………………………………..55

7.4 Изучение мотивации работников и мотивационного климата организации………………………………………………………………………62

7.5 Демотивация, ее проявления и преодоление……………………68

РАЗДЕЛ 8. Управление организационной культурой и конфликтами в организации……………………………………………77

8.1 Понятие, структура и функции организационной культуры..78

8.2 Типологии организационной культуры………………………………85

8.3 Организационная культура как фактор управления персоналом………………………………………………………………………..92

8.4 Понятие и причины организационных конфликтов………….100

 

РАЗДЕЛ 9. Кадровая работа в сфере государственного и муниципального управления……………………………………………115

9.1 Государственная и муниципальная служба как вид профессиональной деятельности………………………………………….116

9.2 Специфика деятельности и кадрового состава государственных и муниципальных служащих……………………………………………………..124

9.3 Государственная кадровая политика и механизмы ее реализации……………………………………………………………………………..132

9.4 Законодательное регулирование кадровой работы в государственных органах………………………………………………………136

9.5 Особенности управления кадрами в муниципальной службе..147

РАЗДЕЛ 10. Особенности управления персоналом в различных сферах деятельности…………………………………………………………154

10.1 Специфика работы с персоналом в консалтинговых компаниях……………………………………………………………………………..155

10.2 Специфика работы с персоналом в банковской сфере…………..167

10.3 Управление персоналом в сфере информационных технологий………………………………………………………………………………177

10.4 Особенности работы с персоналом в сфере малого бизнеса…..184

10.5 Современные подходы к управлению персоналом предпринимательских организаций инновационного типа……192

ПодвОдИм итоги……………………………………………………………198

 


8.5 Способы предупреждения и разрешения организационных конфликтов………………………………………………………………………..107



ПРЕДИСЛОВИЕ

Представленные во второй части рабочей тетради материалы логически продолжают содержание курса, изложенное в первой части. Студентам предстоит изучить не менее важные и интересные темы в разделах: «Развитие персонала», «Мотивация и стимулирование трудовой деятельности», «Управление организационной культурой конфликтами в организации», «Кадровая работа в сфере государственного и муниципального управления», «Особенности управления персоналом в различных сферах деятельностми». Последний раздел особенно ценен для обучающихся, так как в настоящее время нет учебников или учебных пособий, раскрывающих данную проблему, и материалы, которые в содержатся в этом разделе, собраны «по крупицам», представляют собой научное осмысление собственных исследований, а также многочисленных исследований, проведенных студентами в рамках дипломных работ, выполненных под руководством авторов.

В результате систематической работы с тетрадью студенты могут приобрести следующие компетенции:

– знать виды, формы и методы обучения персонала в организациях;

– владеть методами и навыками сбора информации для выявления потребностей в обучении и развитии персонала;

– знать методы управления карьерой;

– уметь осуществлять диагностику организационной культуры;

– владеть навыками управления конфликтами;

– уметь обеспечивать соблюдение этических норм взаимоотношений;

– знать особенности управления персоналом в разных сферах деятельности;

– уметь выявлять специфические особенности деятельности и понимать закономерности построения управления персоналом в различных отраслях;

– владеть навыками учета особенностей профессиональной деятельности в управлении персоналом.

Вторая часть тетради построена по тому же принципу, что и первая часть, – в каждом разделе выделены рубрики:

Рассматриваем — вопросы, рассматриваемые в теме;

Обсуждаем — вопросы для семинарских занятий;

Читаем — список литературы, рекомендуемойпри изучении темы;

Запоминаем — определения основных терминов и понятий, рассматриваемых в теме;

Записываем — для записи комментариев по ходу лекции, семинара или изучения литературных источников во время домашних занятий;

Изучаемтекстовые и иллюстративные материалы к лекциям;

Делаем выводы — основные выводы по теме;

Выполняем — творческие задания и практические ситуации для выполнения во время домашней работы;

Улыбнитесь! — интересные философские высказывания, забавные анекдоты и рисунки юмористического характера «в тему» — известно высказывание: нет ничего серьезнее глубокого юмора.

Заканчивается тетрадь (и, соответственно, изучение курса) заданиями под рубрикой Подводим итоги, выполняя которые студент может провести не только самооценку приобретенных знаний и умений, но и себя как будущего профессионала.

Использованный при создании рабочей тетради нумерологический принцип числа 5 помогает определенным образом ритмизировать работу с ней, придать особую энергетику и гармонию.

Работа со второй частью тетради строится по тому же алгоритму.

Студенту необходимо:

1. ознакомиться ДО лекции по определенной теме с тем, какие вопросы в ней будут рассмотрены, и какие литературные источники следует изучить;

2. ВДУМЧИВО изучить предлагаемый учебный материал, определения понятий и постараться выявить взаимосвязи между понятиями, данными в таблицах и схемах;

3. записать на отведенном поле тетради свои комментарии к учебному материалу или возникшие вопросы, чтобы задать их преподавателю;

4. ПОДУМАТЬ НАД вопросАМИ, которые будут обсуждаться на практическом занятии, подготовить ответы;

5. ВЫБРАТЬ И ВЫПОЛНИТЬ те задания, что рекомендованы для домашней работы или вызвали особый интерес.

 

 

Авторы выражают уверенность, что традиционное содержание курса, поданное в необычная форме, поможет студентам и слушателям в творческом освоении дисциплины и в целом в профессиональном становлении в такой интересной деятельности, как управление персоналом!              

 

 


 


 

 

РАЗДЕЛ 6.

РАЗВИТИЕ ПЕРСОНАЛА

 

 

 


                                                                          

 

Рассматриваем 6.1 Понятие и формы развития персонала 6.2 Виды, формы и технологии обучения персонала 6.3 Карьера как способ развития персонала 6.4 Управление карьерой работников в организации 6.5 Формирование кадрового резерва   Читаем  1. Богдан Н.Н. Управление карьерой : учеб. пособие / Н.Н. Богдан; СибАГС. — Новосибирск, 2009. — 144 с.  2. Магура, М.И., Курбатова, М.Б. Современные персонал-технологии. — М.: Интеллект-Синтез, 2001. — 376с. 3. Могилевкин Е.А. Карьерный рост: диагностика, технологии, тренинг. Монография. — СПб.: Речь, 2007. — 336 с. 4. Управление персоналом / Под ред. Т.Ю. Базарова и др. — М.: ЮНИНИ, 2003. 5. Шекшня, С.В., Ермошкин, Н.Н. Стратегическое управление персоналом в эпоху Интернета./ С.В. Шекшня. — Изд. 6-е, перераб. и доп. (Серия «Библиотека журнала «Управление персоналом») — М. : ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2002. — 336 с.   Обсуждаем 6.1. Чем обусловлена актуальность развития персонала в организации? 6.2. В каких формах осуществляется развитие персонала? 6.3. Каково современное понимание карьеры? 6.4. Каковы цели управления карьерой работников в организации? 6.5. Какие подходы к кадровому резерву наиболее современны?  

ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА

 Запоминаем Развитие — закономерное и целенаправленное изменение во времени какого-либо объекта, направленное на его совершенствование и выраженное в количественных, качественных и структурных преобразованиях; не смешивать с ростом — изменением, выраженном в количественных показателях. Развитие персонала (кадров)—целенаправленная деятельность по совершенствованию кадрового потенциала организации. Профессиональное развитие — процесс целенаправленной активности человека в сфере профессиональной деятельности, направленный на рост профессиональной компетентности и позитивные изменения в системе профессиональных ценностей и профессионально важных качеств. Профессионально-должностное развитие — позитивные изменения в профессиональном уровне и качествах работника, которые служат основанием для его должностного продвижения. Управление профессиональным развитием — система взаимосвязанных действий, элементами которой являются выработка стратегии, прогнозирование и планирование потребности в обучении и формировании требуемых компетенций, управление карьерным ростом работников.     Записываем    

 Изучаем

1.Факторы, влияющие на потребность организации в развитии персонала

– изменение условий внешней среды;

– развитие технологий и техники;

– изменение стратегии развития организации;

– освоение новых видов деятельности;

– изменение организационной структуры.

 

2. Первый шаг в деятельности по развитию персонала — определение и конкретизация потребностей в развитии — требует совместных усилий службы персонала, самого работника и его руководителя. У каждого из субъектов профессионального развития своя роль и видение данного процесса.

 

 


3. Технология определения потребности в развитии предусматривает этапы:

1) определение методов получения информации и выявление несоответствия между «желаемым» и «действительным» в деятельности организации/работника;

2) выявление причин недостатков в работе и/или направлений совершенствования деятельности организации;

3) определение приоритетов в развитии по степени важности;

4) разработка путей и форм профессионального развития;

5) реализация программ профессионального развития. 

 

4.Управление профессиональным развитием предполагает планирование и контроль выполнения планов.План индивидуального развития представляет собой перечень мер по обучению и должностному продвижению работника. Форма плана разрабатывается кадровой службой и, как правило, включает в себя разделы: конкретные задачи и мероприятия по их решению, сроки исполнения, формы отчетности.

 

5.Взаимосвязь профессионального развития, обучения и карьеры.

 

 


 Делаем выводы

1. Ключевой задачей в управлении профессиональным развитием является определение потребностей организации и персонала.

2. Способом определения потребности в развитии является оценка эффективности текущей деятельности организации (работника) и сравнение с планируемыми результатами деятельности.

3. Отличие профессионального развития от обучения состоит в том, что обучение предполагает ликвидацию разрыва между тем, что человек знает и умеет, и тем, что ему необходимо знать и уметь, а профессиональное развитие направлено на расширение возможностей и раскрытие способностей человека в профессиональной деятельности.

4. Эффективным способом развития персонала является обеспечение его карьерного продвижения.

5. Профессиональное развитие, обучение и карьера работника взаимосвязаны и должны реализовываться в комплексе.

 

Выполняем 

Задание 1.  Приведите примеры факторов, влияющих на формирование потребности организации в развитии персонала

Факторы Примеры
Изменения условий внешней среды
Развитие технологий и техники
Изменение стратегии развития организации
Освоение новых видов деятельности
Изменение организационной структуры

Задание 2.

Напишите, какие конкурентные преимущества и риски приобретает организация при реализации работы по развитию персонала или отказе от соответствующей деятельности

Конкурентные преимущества организации при управлении профессиональным развитием Риски организации при отказе от профессионального развития
1. 1.
2. 2.
3. 3.
4. 4.
5. 5.

Задание 3. Создайте схему технологии определения потребности в развитии.












Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 146.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...