Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ТЕМА 1. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ АНАЛИЗА СТАТИСТИЧЕСКИХ ДАНЫХ И ВЗАИМОСВЯЗИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ.




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ 

ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ

 ЭКОНОМИКИ И ТОРГОВЛИ

Кафедра математики, экономического анализа и статистики

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

Для практических занятий по дисциплине

«АНАЛИЗ ДАННЫХ»

( 2 курс, 4 семестр)

 

 

Выполнил студент (ка)

Факультета учета и информационных технологий

 Курс 2

Группа 21БИ

ФИО_________________________________________________________

 

Орел- 2013

 

ТЕМА 1. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ АНАЛИЗА СТАТИСТИЧЕСКИХ ДАНЫХ И ВЗАИМОСВЯЗИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ.

Задача 1.Приведены данные, характеризующие реализацию продукции и производительность труда торгового предприятия

№ предприятия выполнение плана реализации продукции, % производительность труда, тыс. руб.
1 103,5 5,34
2 97,6 5,22
3 101,1 5,44
4 84,6 4,42
5 103 5,5
6 100,2 4,99
7 90,5 4,55
8 102,8 5,49
9 99,3 5,29
10 100,1 5,31
11 104 5,72
12 100,8 5

1) построить уравнение регрессии, считая форму связи этих показателей линейной;

2) измерьте тесноту корреляционной связи между производительностью труда и выполнением плана реализации;

3) выполнить проверку правильности построения уравнения регрессии;

4) проанализировать рассчитанные показатели;

 

Решение:

  1. Построим расчетную таблицу:
x y xy x2 y2 yx (y- yx)2
5,34 103,5          
5,22 97,6          
5,44 101,1          
4,42 84,6          
5,5 103          
4,99 100,2          
4,55 90,5          
5,49 102,8          
5,29 99,3          
5,31 100,1          
5,72 104          
5 100,8          
62,27 1187,5          

,

 

 

=        

=

 

 

В нашем уравнении регрессии параметр a1=______показывает, что

 

Таким образом, уравнение регрессии по данному примеру примет вид: =_____+_______x

Средний коэффициент эластичности определим по формуле:

=

 

 

Коэффициент эластичности, равный _____ показывает, что

 

 

Измерим тесноту корреляционной связи между производительностью труда и выполнением плана реализации линейным коэффициентом парной корреляции, теоретическим корреляционным отношением, индексом корреляции:

=

 

=

 

= =

 

 

= = =

 

 

Коэффициент детерминации η2 равен ____. Это означает, что вариация выполнения плана реализации на _____% объясняется вариацией производительности труда и на _____ % - прочими факторами. Индекс корреляции определим по формуле:

=

Все показатели тесноты корреляционной связи показывают тесную связь между производительностью труда и выполнением плана реализации.

Так как, r=R=η, то можно сделать заключение, что гипотеза о линейной форме связи подтверждена.

Проведем оценку адекватности регрессионной модели

=______+_______x,

выражающей зависимость между производительностью труда и выполнением плана реализации, с помощью F-критерия Фишера:

=    

Эмпирическое значение F больше табличного, следовательно, уравнение регрессии можно признать адекватным.

Оценим значимость параметров уравнения регрессии с помощью t-критерия Стьюдента:

=

=

=

Табличное значение t-критерия с уровнем значимости 0,05 и числом степеней свободы (n-2) равно 2,307. Так как, tэмп>tтабл,, то параметры Уравнения регрессии признаются значимыми.

Значимость коэффициента корреляции оценим с помощью t- критерия Стьюдента по формуле:

=

Эмпирическое значение t больше табличного, следовательно, коэффициента корреляции можно признать значимым.

Вычислим ошибку аппроксимации по формуле:

=

На основании данных расчетов можно сделать заключение, что построенная регрессионная модель зависимости производительности труда от выполнения плана реализации может быть использована для анализа и прогноза.

 

 

Задача 2. По территории регионов имеются следующие данные:

№ региона Прожиточный min в день одного трудоспособного, в руб. Среднедневная заработная плата в руб.
1 78 133
2 82 148
3 87 134
4 79 154
5 89 162
6 106 195
7 67 139
8 88 158
9 73 152
10 87 162
11 76 159
12 115 173

Требуется:

1) построить уравнение парной регрессии;

2) рассчитать линейный коэффициент парной корреляции и сред­нюю ошибку аппроксимации;

3) определить статическую значимость коэффициента корреля­ции.

Решение:

1) для определения параметров уравнения линейной регрессии

             построим расчетную таблицу:

1 78 133              
2 82 148              
3 87 134              
4 79 154              
5 89 162              
6 106 195              
7 67 139              
8 88 158              
9 73 152              
10 87 162              
11 76 159              
12 115 173              
Итого 1027 1869              

 

 

   

          

 

Определим дисперсию

Определим среднеквадратичное отклонение:

 

Определим дисперсию

 

Определим параметры уравнения регрессии

        

 

               

 

 

 

Коэффициент регрессии  показывает, что с увеличением среднедуше­вого прожиточного минимума на 1 руб. среднедневная заработ­ная плата возрастает на ________ руб.

2) Определим тесноту связи с помощью линейного коэффициента парной корреляции.

=

 

Шкала степени тесноты связи:

0-0,3 – слабая

0,31-0,5 – умеренная

0,51-0,8 – высокая

0,81-1 – тесная

Определим коэффициент детерминации:

Коэффициент детерминации показывает, что вариация результативного признака  на ____% зависит от ва­риации факторного признака

Определим среднюю ошибку аппроксимации:

                 

Данный показатель отражает, что изучаемая модель является качественной и пригодной для анализа.

 

 

3) Определим статистическую значимость коэффициента корреляции с по­мощью t – критерия Стьюдента.

Для этого сравним расчетные и табличные значения t – критерия.

=

 

При заданных степенях свободы  и уровне значимости ,  табл. = 2,3       

Так как  расч. >  табл., то коэффициент корреляции признается статистически значимым и надежным, следовательно, подтверждается ги­потеза о наличии связи между изучаемыми показателями  и .

Задача 3.В результате обследования работников организации получены следующие данные (чел.):

Образование Удовлетворены своей работой Не удовлетворены своей работой Итого
Высшее Среднее 300 200 50 250 350 450
Итого 500 300 800

Требуется оценить тесноту связи между уровнем образования и удовлетворенностью своей работой с помощью коэффициентов ассоциации и контингенции.

 

Решение:

Коэффициент ассоциации

=

 

Коэффициент контингенции

=

 

Полученные коэффициенты подтверждают наличие существенной связи между исследуемыми признаками.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 120.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...