Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Классическая политэкономия (А.Смит и Д. Рикардо)




Маржинализм и неоклассики (А, Маршалл)

Кейнсианство

Монетаризм (неоконсервативное течение)

Институционализм (старый) и неоинституционализм

 

Б. Какие возможности дают экономисту следующие методы ?Опишите их в соответствующих клетках таблицы

Эмпирический метод Статистический метод Метод научных абстракций
      Наблюдение за количественной стороной экономических процессов    
Причинно-следственный метод Функциональный метод Эконометрические методы
         

Тесты

Тест

Обоснование

1. Экономическая теория: это наука: a) о том, как улучшить личное экономическое положение; b) о регулировании государством национальной экономики; c) о средствах удовлетворения человеческих потребностей; d) о том, как общество решает вопросы "что, как и для кого" производить; e) о законах функционирования рыночной экономики.

 

2. Фундаментальную проблему экономической теории отражает следующая пара понятий: a) спрос и предложение; b) эффективность и справедливость; c) предпринимательство и прибыль; d) ограниченность и выбор; e) производство и потребление.

 

3. Редкость (ограниченность) ресурсов — это проблема, которая: a) существует только в бедных странах; b) связана с определенными типами цивилизаций; c) типична для социализма (экономика дефицита); d) никогда не возникает в богатых странах; e) существует при всех экономических системах независимо от степени богатства.

 

4 . Если экономика изучается как целостная система, то это анализ:

a) макроэкономический;

b) нормативный;

c) описательный;

d) микроэкономический;

e) позитивный.

 

5. Микроэкономику можно определить как раздел экономической теории, который изучает:

a) как обществу достигнуть полной занятости;

b) экономическое поведение потребителей, фирм и собственников ресурсов;

c) проблемы ускорения экономического роста;

d) вопросы экономической безопасности;

e) организацию деятельности отдельных фирм.

 

6. Полное использование всех ресурсов общества показывает:

a) сдвиг кривой производственных возможностей вправо;

b) точка вне кривой производственных возможностей;

c) точка внутри кривой производственных возможностей;

d) точка на кривой производственных возможностей;

e) сдвиг кривой производственных возможностей влево.

 

7. Кривая производственных возможностей показывает:

a) все возможные комбинации выпуска продуктов;

b) все возможные комбинации выпуска продуктов при условии полной загрузки имеющихся факторов производства;

c) оптимальную комбинацию выпуска продуктов;

d) фиксированный объем выпуска продукции с помощью разных комбинаций факторов производства;

e) степень социального неравенства в обществе

 
     

Задачи

Задача 1.Производственные возможности выпуска военной продукции и гражданских товаров в одной из стран

                                                      П р о и з в о д с т в е н н ы е а л ь т е р н а т и в ы

Вид продукта A   B      C   D    E
Автомобили (млн) 0   2      4   6    8
Управляемые ракеты (тыс) 30 27     21 12    0

А) Изобразите данные о производственных возможностях графически. Какую кривую Вы получили? Что показывают точки на этой кривой?

Б) Как отражается на кривой закон возрастающих вмененных издержек? Объясните: если экономика в данный момент находится в точке С, каковы будут издержки на производство дополнительного миллиона автомобилей или дополнительной тысячи управляемых ракет?

В) Обозначьте точку G внутри кривой. Что она показывает? Обозначьте точку H вне кривой. Что показывает эта точка? Что должно произойти, прежде чем экономика сможет достичь уровня производства, который показывает точка H?

Г) Что произойдет с кривой, если усовершенствуется технология производства управляемых ракет?

Д) Или усовершенствуется технология производства автомобилей?

Е) А если усовершенствуются технологии производства обоих продуктов?

Задача 2.

 Из чего складывается вмененная стоимость учебы в вузе?

Задача 3.

Объясните, почему: «Выбор положения на кривой производственных возможностей для настоящего времени служит важнейшим фактором экономического роста».

Задача 4.

В 1984-1985 гг. британская угольная промышленность практически бездействовала из-за забастовки. Можете ли вы высказать свои соображения о том, как это могло повлиять: а) на положение кривой производственных возможностей английской экономики и б) на место точки по отношению к кривой, отражающей реальное функционирование английской экономики.

ЭССЕ       

 А. Проблемный вопрос (может использоваться как тема эссе):

Объективно ли экономическое знание?

Можно ли четко разграничить нормативный и позитивный подходы к экономике? Ведь рекомендации по проведению той или иной экономической политики (нормативный подход) всегда базируются на определенном понимании фактического состояния экономики (позитивный подход).

· С другой стороны, существует и обратная взаимосвязь. Представления о том, как должна выглядеть «идеальная экономика» (нормативный подход), сами влияют на оценку реальной экономики страны (на позитивный подход). Приведем пример. Сторонник социального равенства неизбежно увидит в современной России раздираемую имущественным расслоением страну, возможно, стоящую на пороге гигантских потрясении и предложит соответствующую программу преобразований (например, перераспределение доходов с помощью государства). Сторонник либеральной экономики увидит в том же расслоении источник сильной мотивации и зачатки здорового предпринимательства. Его рекомендации будут противоположными (например, сократить вмешательство государства в экономику).

· Как известно, экономическая теория не является точной наукой. В частности, она не может (в отличие, скажем, от астрономии) делать точные количественные предсказания. Как, в таком случае, можно проверить экономические теории? Не являются ли они бездоказательными?

· Способен ли в этих условиях честный исследователь сохранить объективность (личные симпатии или антипатии мешают непредвзятому взгляду на вещи, а проверка теорий путем проверки сделанных на их основе предсказаний затруднена)? И не является ли вся экономическая теория искаженной и политизированной картиной мира, созданной в угоду определенным слоям или классам общества?

· Способны ли методы экономической теории снизить риск необъективности?

Может ли здесь помочь история? или статистика? другие дисциплины?

Б. Примерные темы эссе:

1. Существуют ли три отдельных фундаментальных проблемы экономики или все они сводятся к одной?

2. Свободное эссе по вводным проблемам курса (истории экономической науки, ее предмета, метода, связи с другими дисциплинами). Требования к свободному эссе см. в методических указаниях к рабочим тетрадям.

 


[1]         Рабочую тетрадь на электронном носителе старосты групп могут получить у преподавателя










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 192.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...