Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Составление периодизационной таблицы на основе работы с научными трудами




Факультет дополнительного профессионального образования

              Кафедра документоведения и библиотековедения     

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

для проведения практических занятий и самостоятельной работы по дисциплине «История отечественной литературы»

для студентов направления подготовки

44.03.01 Педагогическое образование

профиля: Педагогика и методика начального образования

образовательного уровня бакалавр

 

Донецк 2018


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНЕЦКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

 

 


Факультет дополнительного профессионального образования

Кафедра документоведения и библиотековедения

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

для проведения практических занятий и самостоятельной работы по дисциплине «История отечественной литературы» для студентов направления подготовки 44.03.01 Педагогическое образование

профиля: Педагогика и методика начального образования

образовательного уровня бакалавр

 

 

 

УТВЕРЖДЕНО На заседании кафедры документоведения и библиотековедения Протокол № __ от «__» ______ 2018г.  

 

Донецк 2018


 

 

Методические рекомендации для проведения практических занятий и самостоятельной работы по дисциплине «История отечественной литературы» для студентов направления подготовки 44.03.01 Педагогическое образованиепрофиля: Педагогика и методика начального образованияобразовательного уровня бакалаврориентированы на формирование у студентов знаний об истории возникновения и развития отечественной литературы от ХІ векадо наших дней, ее периодизации, специфике стилей и жанров и их динамике в каждом из изучаемых периодов, особенностях творческой деятельности представителей той или иной литературной эпохи

Результаты освоения данного курса предполагают знание студентами: закономерностей развитияотечественной литературы с древних веков до наших дней, ее периодизации, жанровой системы, проблематики, основных социокультурных тенденций, формирующих особенности литературы определенной эпохи, ее национальное своеобразие; творчества выдающихся представителей отечественной литературы различных эпох;

 

Методические рекомендации составлены на кафедре документоведения и библиотековедения

 

Составитель:

к. филол. наук, доц. Майборода Н.В.

 

 

© Донецкий педагогический институт, 2017    




Содержание

Темы практических занятий 5
Задания длясамостоятельной работы 12
Индивидуальные задания по курсу 19
Система оценивания 21
Критерии оценивания 22
Учебно-методическое обеспечение дисциплины 23

 


 


Методические указания к практическим занятиям

При

 

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине

Самостоятельная работа студентов включает в себя следующие виды работы:

1. Подготовка к практическим занятиям (согласно планам ПЗ).

2. Чтение художественной литературы по курсу и оформление читательского дневника.

3. Подготовка к написанию контрольной работы.

4. Подготовка к зачету (экзамену) согласно контрольным вопросам для самоподготовки.

 

Список литературы для прочтения

Древнерусская литература. Литература классицизма и сентиментализма. 

1. Слово о полку Игореве.

2. Иван Грозный. Первое письмо Курбскому.

3. Аввакум. Житие.

4. Ломоносов М. В. Оды.

5. Фонвизин Д. И. Недоросль.

6. Державин Г. Р. Оды.

7. Карамзин Н. М. Бедная Лиза.

8. Радищев А. Н. Путешествие из Петербурга в Москву.

Литература ХІХ века

9. Крылов И. А. Басни.

10. Грибоедов А. С. Горе от ума.

11. Пушкин А. С. Лирика. Евгений Онегин. Медный всадник. Борис Годунов. Маленькие трагедии. Повести Белкина. Пиковая дама. Капитанская дочка.

12. Лермонтов М. Ю. Лирика. Демон. Мцыри. Маскарад. Герой нашего времени.

13. Гоголь Н. В. Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород. Ревизор. Женитьба. Мертвые души.

14. Тургенев И. С. Записки охотника. Дворянское гнездо. Накануне. Отцы и дети.

15. Толстой Л. Н. Детство. Война и мир. Анна Каренина. Воскресенье. Смерть Ивана Ильича. Живой труп.

16. Достоевский Ф. М. Преступление и наказание. Идиот. Бесы. Братья Карамазовы.

17. Герцен А. И. Былое и думы (главы по выбору).

18. Чернышевский Н. Г. Что делать?

19. Гончаров И. А. Обломов.

20. Салтыков-Щедрин М. Е. Господа Головлевы.

21. Лесков Н. С. Левша.

22. Некрасов Н. А. Лирика. Кому на Руси жить хорошо?

23. Фет А. А. Лирика.

24. Островский А. Н. Гроза. Бесприданница. Волки и овцы. На всякого мудреца довольно простоты. Горячее сердце. Таланты и поклонники. Лес. Снегурочка. Без вины виноватые. (По выбору.)

25. Чехов А. П. Рассказы (По выбору.) Дама с собачкой. Чайка. Дядя Ваня. Три сестры. Вишневый сад.

Литература ХХ века

26. Горький М. Старуха Изергиль. Песня о Соколе. Песня о Буревестнике. На дне. Мать. Жизнь Клима Самгина (главы по выбору). Егор Булычов и другие.

27. Куприн А. И. Поединок. Гранатовый браслет.

28. Бунин И. А. Легкое дыхание. Антоновские яблоки. Солнечный удар.

29. Лирика поэтов «Серебряного века» (А. Ахматова, А. Белый, В. Брюсов, Д. Бурлюк, М. Волошин, З. Гиппиус, Н. Гумилев, С. Есенин, Вяч. Иванов, М. Кузмин, О. Мандельштам, В. Маяковский, Д. Мережковский, И. Северянин, Ф. Сологуб, В. Хлебников, В. Ходасевич, М. Цветаева и др.). (По выбору.)

30. Блок А. А. Незнакомка. На железной дороге. «О, я хочу безумно жить» и другие стихи (По выбору.) Скифы. Возмездие. Двенадцать.

31. Маяковский В. В. Стихи и поэмы (По выбору.)

32. Есенин С. А. Стихи и поэмы (По выбору.)

33. Произведения писателей 1920-х — начала 1930-х гг. (В. Хлебников, поэты-обериуты, Д. Фурманов, А. Серафимович, А. Фадеев, Вс. Иванов, И. Бабель, Б. Лавренев, В. Вишневский, 30 К. Тренев, Е. Замятин, А. Платонов, И. Ильф и Е. Петров, М. Зощенко и др.). (По выбору.)

34. Шолохов М. А. Тихий Дон. Поднятая целина (главы из романов). Судьба человека.

35. Булгаков М. А. Собачье сердце. Дни Турбиных. Мастер и Маргарита.

36. Произведения писателей 1930-х гг. (А. Н. Толстой, Н. Островский, А. Макаренко, В. Катаев и др.). (По выбору.)

37. Произведения периода Великой Отечественной войны и о войне (К. Симонов, Л. Леонов, А. Фадеев, А. Твардовский, А. Ахматова, О. Бергольц, П. Антоколький, Ю. Бондарев, В. Розов и др.). (По выбору.)

38. Поэзия периода «оттепели» (А. Вознесенский, Б. Ахмадулина, Е. Евтушенко, Б. Окуджава, Р. Рождественский и др.). (По выбору.)

39. Пастернак Б. Л. Лирика. Доктор Живаго.

40. Солженицын А. И. Один день Ивана Денисовича. (И другие произведения по выбору).

41. Произведения 1970–1980-х гг. (Ч. Айтматов, В. Астафьев, В. Распутин, В. Шукшин, В. Ерофеев, Ф. Искандер и др.). (По выбору.)

42. Литература русского зарубежья (З. Гиппиус, Б. Зайцев, Е. Замятин, Вяч. Иванов, А. Куприн, Д. Мережковский, М. Осоргин, А. Ремизов, И. Северянин, В. Ходасевич, М. Цветаева, Саша Черный, И. Шмелев и др.). (По выбору.)

43. Набоков В. В. Защита Лужина. Приглашение на казнь. Лолита.

44. 2–3 произведения современной русской литературы (постсоветский период). (По выбору.)

 

Читательский дневникведется в отдельной тетради. Главная составляющая в нем – это прочитанные тексты. В читательском дневнике нужно отразить такие составляющие текста, как: автор, название произведения, год написания, главные герои, цитаты, короткий пересказ.

Не допускаются какие-либо комментарии к тексту, указание темы, проблематики, специфики сюжет и композиции и прочие элементы анализа произведения (следует различать форму ведения читательского дневника и анализ произведения).

При успешном ведении читательского дневника студент может воспользоваться им на экзамене (зачете).



Контрольные вопросы для самоподготовки

1. Специфические черты древнерусской литературы.

2. Проблема художественного метода древнерусской литературы.

3. Периодизация древнерусской литературы.

4. Система жанров древнерусской литературы.

5. Переводная древнерусская литература.

6. Оригинальная древнерусская литература.

7. История открытия, опубликования и изучения "Слова о полку Игореве".

8. Идейное содержание "Слова о полку Игореве".

9. Общая характеристика и периодизация русской литературы XVIII века.

10. Особенности русского классицизма.

11. М.В.Ломоносов – теоретик русского классицизма.

12. Система жанров русского классицизма. Жанр оды.

13. Система жанров русского классицизма. Жанр комедии.

14. Творчество Д.И.Фонвизина. Комедия "Недоросль".

15. Сентиментализм в русской литературе. "Бедная Лиза" Н.М.Карамзина.

16. Место А.Н.Радищева в истории русской литературы.

17. Художественное своеобразие русского романтизма.

18. Романтизм в творчестве В.А.Жуковского. Баллады Жуковского.

19. Первая реалистическая комедия в русской литературе "Горе от ума".

20. Романтизм и реализм в творчестве А.С.Пушкина.

21. Основные мотивы лирики А.С.Пушкина (анализ одного из стихотворений).

22. Роман А.С. Пушкина "Евгений Онегин": идейно-художественные особенности.

23. Идейные и художественные особенности лирики М.Ю.Лермонтова.

24. Жанровое и тематическое своеобразие творчества Н.В.Гоголя.

25. Основная тема комедии Н.В.Гоголя "Ревизор"

26. Души "мертвые" и "живые" в произведении Н.В.Гоголя "Мертвые души".

27. Отражение эпохи в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети".

28. Тема "маленького человека" в произведениях Ф.М.Достоевского.

29. Социальные и философские истоки преступления Родиона Раскольникова в произведении Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

30. Основные темы и идеи лирики Ф.И.Тютчева.

31. Природа и любовь в лирике А.А.Фета.

32. Своеобразие гражданской лирики Н.А.Некрасова.

33. "Война и мир" Л.Н.Толстого и проблема эпического.

34. Тема духовного падения человека в рассказах А.П.Чехова.

35. Стиль чеховских рассказов: юмор и сатира, реалистическая деталь, лаконизм и другие стилевые черты.

36. Общая характеристика русского модернизма.

37. Русский символизм: эстетические принципы.

38. Футуризм как явление русского авангарда.

39. Акмеизм как литературное течение.

40. Черты экспрессионизма в рассказах Л. Андреева 1900-х годов. ("Бездна", "Мысль", "Тьма", "Красный смех" и др.).

41. Библейские мотивы и образы в творчестве Л. Андреева ("Иуда Искариот", "Елеазар").

42. Характеры революционеров в повестях А.Н. Толстого "Голубые города" и "Гадюка".

43. Лирическая героиня первых книг А.Ахматовой.

44. Поэтический мир А. Ахматовой. Лирическое и эпическое.

45. "Реквием" А. Ахматовой: личное и общечеловеческое.

46. К.Бальмонт – символист. Анализ одного из стихотворений (по выбору студента).

47. Поэтика модернизма на примере романа Андрея Белого «Петербург».

48. Анализ одной из баллад Н. Гумилева.

49. Сатира В.Маяковского.

50. "Облако в штанах" - программное произведение В. Маяковского-футуриста.

51. Образ поэта в творчестве В. Маяковского.

52. Лирический герой в дооктябрьском творчестве В. Маяковского.

53. "Конармия" И. Бабеля. Особенности стиля. Авторская позиция.

54. Тема революции и гражданской войны в литературе 1920-х годов.

55. Проблематика и особенности поэтики повести Е.Замятина «На куличках»

56. Повесть А. Куприна "Поединок" в контексте традиций русского реализма.

57. Цикл стихов А.Блока «Стихи о Прекрасной Даме».

58. Актуальная проза и «Несвоевременные мысли» М. Горького (место писателя в отечественной литературе).

59. Ранняя драматургия М. Горького: проблематика, драматургическое новаторство.

60. Борьба литературных группировок как характерная черта литературного процесса 1920-х годов.

61. Особенности поэтики прозы первой половины 1920-х годов.

62. Цикл стихов Е.Есенина «Персидские мотивы». Анализ одного из стихотворений.Мотивы, образность, стиль ранней лирики С. Есенина.

63. Лирическое и эпическое в творчестве С. Есенина 1924-1925 годов.

64. Мотивы русской классики в романе М.Булгакова «Белая гвардия».

65. Гражданская тема и новая поэтика в стихах О.Мандельштама 1930-х годов.

66. Творческая история и проблематика романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита".

67. Евангельские мотивы в романе М. Булгакова "Мастер и Маргарита".

68. Изображение народной жизни в повестях И. Бунина "Суходол" и "Деревня".

69. Философская проблематика в рассказах И.А. Бунина 1910-х годов

70. Тема любви в рассказах И. Бунина.

71. Эволюция лирического героя А.Блока.

72. «Двенадцать» А.Блока. Образ России в поэме.

73. Мотивы цикла А. Блока "На поле Куликовом".

74. Анализ одного из стихотворений из книги стихов О. Мандельштама "Камень".

75. Человек и история в романе М. Булгакова "Белая гвардия".

76. Особенности художественного мира А. Платонова (анализ одного из рассказов).

77. Первый съезд советских писателей и его роль в формировании литературы соцреализма.

78. Личность в водовороте истории в романе М.Шолохова «Тихий Дон».

79. Мотив странствий в повести А. Платонова "Сокровенный человек".

80. Военная тема в литературе второй половины 1940 – первой половины 1950-х годов.

81. "Деревенская проза" 1960-70-х гг. и ее место в литературе.

82. Быт и нравы казачества в романе М.Шолохова «Тихий Дон».

83. Народный характер в поэме А. Твардовского "Василий Теркин".

84. Место и роль стихов в романе Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго». Анализ одного стихотворения.

85. Русский народный характер в рассказе А.Солженицына «Один день Ивана Денисовича».

86. Поэма А.Т. Твардовского "Василий Теркин": герой, язык; композиция.

87. Общая характеристика реализма в современной русской литературе.

88. Общая характеристика «деревенской прозы» и «тихой лирики» (проблематика, типы героев, художественные средства).

89. Общая характеристика «городской прозы» (проблематика, типы героев, стиль).

90. Общая характеристика поэзии 1980-2000-х гг. (течения, темы, жанры).

91. Общая характеристика «лагерной прозы» (жизненный материал и его художественное воплощение).

92. Философские мотивы в лирике И. Бродского.

93. Проблема исторической правды в творчестве А. Солженицына.

94. Общая характеристика современного литературного процесса в России (направления, течения, основные тенденции развития).

95. Анализ современного произведения (по выбору студента).

 

 



Индивидуальные задания по курсу

Составление периодизационной таблицы на основе работы с научными трудами

Таблица состоит из трех столбцов:

  Литературное направление Основные признаки направления Представители и их произведения
1 сентиментализм    
2 классицизм    
3 романтизм    
4 реализм    
5 модернизм    
6 соцреализм    
7 постмодернизм    

 

Таблица заполняется краткоот руки или в печатном варианте на листах формата А4.

 

Написание реферата

Темы рефератов

Первая часть

1. Мир житий в литературе Древней Руси.

2. Национальный идеал в «Повести о Петре и Февронии».

3. Тенденции классицизма в творчестве Д.И. Фонвизина.

4. Тенденции классицизма в творчестве А.Д. Кантемира.

5. Тенденции классицизма в творчестве А.П. Сумарокова.

6. Тенденции классицизма в творчестве М.В. Ломоносова.

7. Тенденции классицизма в творчестве Г.Р. Державина.

8. Тенденции классицизма в творчестве А.Н. Радищева.

9. М. Карамзин и русский сентиментализм.

10. Тенденции предромантизма в творчестве В.А. Жуковского.

11. Традиции романтизма в творчестве А.С. Пушкина.

12. Традиции романтизма в творчестве М.Ю. Лермонтова.

13. Традиции романтизма в творчестве Н.В. Гоголя.

14. Традиции романтизма в творчестве А.А. Фета.

15. От романтизма к реализму: творчество Ф.И. Тютчева.

16. Традиции реализма в творчестве И.С. Тургенева.

17. Традиции реализма в творчестве Л.Н. Толстого.

18. Традиции реализма в творчестве А.И. Герцена.

19. Традиции реализма в творчестве Ф.М. Достоевского.

20. Традиции реализма в творчестве Н.Г. Чернышевского.

21. Традиции реализма в творчестве А.И. Гончарова.

22. Традиции реализма в творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина.

23. Традиции реализма в творчестве Н.С. Лескова.

24. Традиции реализма в творчестве Н.А. Некрасова.

25.Традиции реализма в творчестве А.Н. Островского.

26. Тенденции символизма в творчестве … (автор на выбор студента).

27. Тенденции акмеизма в творчестве … (автор на выбор студент).

28. Тенденции футуризма в творчестве … (автор на выбор студента).

29. Тенденции соцреализма в творчестве … (автор на выбор студента).

30. Тенденции постмодернизма в творчестве … (автор на выбор студента).

Авторы не должны повторяться в работах разных студентов!

Требования к оформлению рефератов:

Темы рефератов не должны дублироваться в группе.

Темы второго блока выбираются с учетом предложенных для рассмотрения вопросов и с учетом выбранного индивидуально автора.

 

Реферат выполняется на листах формата А4 в компьютерном варианте. Поля: верхнее, нижнее – 2 см, левое – 3 см, правое – 1,5 см, шрифтTimesNewRoman, размер шрифта – 14, интервал – 1,5, абзац – 1,25, выравнивание по ширине. 

Объем реферата 15-20листов.

Нумерация страниц обязательна. Номер страницы ставится в правом верхнем углу страницы. Титульный лист не нумеруется.

Рефераты сдаются преподавателю не позднее, чем за две недели до экзаменационной сессии, вместе с контрольной работой и таблицей.

Реферат не будет зачтен в следующих случаях:

а) при существенных нарушениях правил оформления (отсутствует содержание или список литературы, нет сносок, номеров страниц и т.д.)

б) из-за серьезных недостатков в содержании работы (несоответствие структуры работы ее теме, неполное раскрытие темы, использование устаревшего фактического материала).

Не принимаются работы, скачанные из сети Интернет.

 



Система оценивания по курсу

В течение семестра студент может набрать максимально 100 баллов за аудиторную и самостоятельную работу. При этом баллы распределяются таким образом:

Для очной формы

Вид работы Макс. количество баллов за работу Общее макс. количество баллов
Ответы на практических занятиях 3 48
Составление читательского дневника 22 22
Составление периодизационной таблицы на основе работы с научными трудами 5 5
Написание реферата 10 10
Контрольная работа 15 15
Итого   100

 

Для заочной формы

Вид работы Макс. количество баллов за работу Общее макс. количество баллов
Ответы на практических занятиях 5 20
Составление читательского дневника 25 25
Составление периодизационной таблицы на основе работы с научными трудами 20 20
Написание реферата 20 20
Контрольная работа 15 15
Итого   100

 

Итоговое количество баллов на зачете выставляется в соответствии с общепринятой шкалой оценивания.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 211.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...