Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Представление данных. Системы счисленияСтр 1 из 8Следующая ⇒
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Н. Э. БАУМАНА» Исаев Андрей Львович КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ИНФОРМАТИКЕ
Для студентов 1-го курса Машиностроительных специальностей Москва 2016 УДК 004
Рецензент: доц., к.т.н., Владислав Антонович Велданов
Исаев А.Л. Конспект лекций по информатике. Электронное учебное издание. - М.: МГТУ имени Н.Э. Баумана, 2016, 60 с. В конспекте представлены разделы информатики, охватывающие основные вопросы теории информации, функционирования аппаратного обеспечения, алгоритмизации, принципов работы различных программных продуктов, устройства вычислительных сетей и основы теории баз данных. Изложены основные приемы программирования, используемые студентами на практических занятиях, а также при индивидуальной и самостоятельной работе студентов.
Рекомендовано Учебно-методической комиссией НУК «Информатика и системы управления» МГТУ им. Н.Э. Баумана в качестве электронного учебного издания для студентов первого семестра первого курса машиностроительных специальностей, изучающих дисциплину «Информатика».
Исаев Андрей Львович
Конспект лекций по информатике
© 2016 МГТУ имени Н.Э. Баумана
Оглавление Введение.. 5 Лекция 1. 7 Информация и информатика. 7 Представление данных. Системы счисления. 10 Лекция 2. 14 История развития вычислительной техники. 14 Классификация и состав ЭВМ. 16 Лекция 3. 20 Типы запоминающих устройств. Хранение и обработка информации. 20 Принцип работы компьютера. 23 Лекция 4. 26 Программное обеспечение. 26 Операционные системы.. 26 Системы программирования. 29 Лекция 5. 31 Технология разработки программного обеспечения. 31 Тестирование и отладка программ.. 36 Лекция 6. 38 Вычислительные комплексы и сети. 38 Сеть Интернет. 41 Лекция 7. 45 Базы данных. 45 Объекты предметной области и связи между ними. 45 Отношения. 46 СУБД.. 50 Лекции 8, 9. 52 Некоторые приёмы программирования. 52 Вопросы для самопроверки.. 58 Заключение.. 60 Список литературы... 61
Введение В конспекте представлен материал лекций, читаемых студентам машиностроительных специальностей МГТУ им. Н.Э. Баумана (факультеты МТ, СМ, Э), изучающим дисциплину “Информатика”. Информатика является базовой учебной дисциплиной, охватывающей сведения о технических, программных и алгоритмических средствах организации современных информационных систем и формирующей у обучаемого определенный кругозор, объем знаний, уровень алгоритмического мышления, а также практические навыки работы с конкретными программными системами. Цель преподавания дисциплины состоит в освоении студентами современных информационных технологий, формирование представления о задачах, реализуемых с их помощью, методах их решения, формирование алгоритмического мышления. Дисциплина реализует базовую подготовку по программированию, рассчитанную на студентов младших курсов. Студент, приступающий к изучению дисциплины должен обладать следующими компетенциями: § владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, целей и выбору путей их достижения; § способностью владеть основными методами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией, в том числе в глобальных компьютерных сетях; § владением английским языком, способностью воспринимать научно-техническую информацию из зарубежных первоисточников; § готовностью учитывать современные тенденции развития вычислительной техники, информационных технологий; § способностью применять современные программные средства выполнения и редактирования изображений; § способностью строить математические модели технологических процессов и оборудования, а также использовать стандартные программные средства их компьютерного моделирования. Задачами преподавания дисциплины является изучение: § современных технических и программных средств взаимодействия с компьютером; § современных технологий сбора, представления, хранения, обработки и передачи информации с использованием компьютеров; § методов разработки алгоритмов и приложений; § особенностей технологий структурного и объектно-ориентированного программирования; § языка программирования высокого уровня; § методов тестирования и отладки разрабатываемых приложений. Изучение дисциплины предполагает предварительное освоение следующих дисциплин (в рамках школьного курса): § основы информатики; § математика; § иностранный язык (английский). В предлагаемом конспекте лекций рассмотрены разделы информатики, определяющие базовый уровень подготовки специалистов: основы информационной культуры, современные технические средства и программный инструментарий новых информационных технологий (системное и прикладное программное обеспечение, инструментарий создания программных продуктов), принципы функционирования вычислительных сетей и основы теории баз данных. Изложены также базовые основы алгоритмизации, необходимые студентам для освоения программирования. Приведены примеры типовых алгоритмов.
Автор выражает признательность студентам, принявшим участие в оформлении этого конспекта: Аносову Артёму, Арбузову Петру, Воронцову Владимиру, Ишмаеву Руслану, Пивоваровой Светлане, Юркову Евгению.
Лекция 1. Информация и информатика
Информация – это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях, процессах независимо от формы их представления. Свойства информации: 1) атрибутивные (без них информация не существует): a) непрерывность (возможность «сливаться» с ранее накопленной информацией); b) дискретность (информация характеризует отдельные данные и свойства объектов); 2) прагматические (характеризуют степень полезности): a) новизна; b) ценность; c) полнота; d) актуальность; e) доступность; f) достоверность 3) динамические (характеризуют изменение информации с течением времени): a) накопление информации; b) старение информации.
Объём используемой человеком информации в мире постоянно растёт. В таблице 1 показана динамика роста человеческих знаний. Таблица 1 – Увеличение человеческих знаний
Этому способствовали информационные революции (таблица 2), в ходе которых существенно менялись средства и способы хранения, распространения информации, её доступность.
Таблица 2 – Информационные революции
Современное общество называется информационным, поскольку большинство работающих людей занято обработкой информации.
При накоплении большого объёма информации и неспособности человека её обработать возникает информационный кризис. Преодоление информационного кризиса обеспечивается информатизацией общества, которая представляет собой процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей человека. В этом процессе базовой технической составляющей является вычислительная техника, которая позволяет автоматизировать (то есть ускорить и упростить) обработку информации.
Формы представления информации (рисунок 1):
1) Непрерывная (аналоговая) – характеризует процесс, который не имеет перерывов и может изменяться в любой момент времени на любую величину (например - музыка); 2) Прерывистая (дискретная, цифровая) – характеризует процесс, который может изменяться лишь в определённые моменты времени и принимать лишь заранее обусловленные значения.
Рисунок 1 – Представление информации различными типами сигналов
Большинство современных компьютеров обрабатывают информацию в виде последовательности электрических сигналов только двух определенных уровней (например – высокого и низкого) – двоичных сигналов, то есть являются цифровыми.
Аналогом такого сигнала в информатике является бит (binary digit – двоичный разряд), который может принимать только одно из двух возможных значений (например - 0 и 1, + и – и т.д.). Бит – минимальная единица информации. Более крупная единица – байт (последовательная комбинация из 8 бит). Байт позволяет получать уже не две, а 256 возможных комбинаций.
Другие более крупные единицы: 1 Килобайт = 1024 байта; 1 Мегабайт = 1024 килобайт; 1 Гигабайт = 1024 мегабайт; 1 Терабайт = 1024 гигабайт и т.д. Информатика – техническая наука, занимающаяся способами создания, хранения, воспроизведения, обработки и передачи информации средствами вычислительной техники, принципами функционирования этих средств и методами управления ими. Термин информатика произошел от слияния двух французских слов Informacion (информация) и Automatique (автоматика) и дословно определял новую науку об «автоматической обработке информации». В англоязычных странах информатика называется Computer Science (наука о компьютерной технике).
Информационная технология – процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи первичной информации для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта). Данные – это зарегистрированная (зафиксированная) определенным образом информация, представленная в некоторой форме (формализованном виде), что обеспечивает ее хранение, обработку и передачу. Регистрация информации возможна различными способами – изменением магнитных, оптических, химических свойств материалов. Основные операции с данными: 1) сбор данных; 2) фильтрация; 3) преобразование; 4) транспортировка; 5) архивация и т.д. Представление данных. Системы счисления
Наиболее распространенные - числовые данные могут быть представлены в различном виде. Вид этот определяется используемой системой счисления. Система счисления (СС) – совокупность приемов и правил представления чисел в виде конечного числа символов. СС имеет свой алфавит (упорядоченный набор цифр и букв) и совокупность операций образования чисел из этих символов. Системы счисления разделяют на не позиционные и позиционные. Не позиционная система счисления – это система, в которой цифры не меняют своего количественного эквивалента в зависимости от местоположения (позиции) в записи числа. К не позиционным системам счисления относится, например, система римских цифр, основанная на употреблении латинских букв: I – 1; V – 5; X – 10; L – 50; C – 100; D – 500; M – 1000. Значение числа в этой системе определяется как сумма или разность цифр в числе (если меньшая цифра стоит перед большей, то она вычитается, а если после - прибавляется). Например, число 1998 записывается как MCMXCVIII. Не позиционные системы счисления обладают следующими недостатками: - сложность представления больших чисел (больше 10000); - сложность выполнения арифметических операций над числами, записанными с помощью этих систем счисления. Позиционная система счисления – это система, в которой количественный эквивалент цифры зависит от ее положения в числе (чем «левее» цифра в записи числа, тем её значение больше). Основание позиционной системы счисления – это количество разных символов в ее алфавите. Например, в двоичной системе счисления используется две цифры (0 и 1), в восьмеричной – восемь (0,1,…,6,7), а в десятичной системе счисления используется десять цифр (0,1,…,8,9). Сравнение записи чисел в разных системах счисления представлено в таблице 3.
Таблица 3 – Сравнение записи чисел в трёх системах счисления
Наиболее используемой системой счисления является десятичная система счисления, а для представления чисел в большинстве современных ЭВМ используется двоичная система счисления
Правило перевода числа из десятичной системы в двоичную систему счисления: перевод целой части – делением на основание системы, в которую переводим (на 2), а дробной части – умножением на это основание. Операции выполняются в десятичной системе. Остатки от деления собираются в обратном порядке.
Пример: перевести число 100 в двоичную систему счисления (рисунок 2). Решение: представим перевод числа в виде столбца, каждая строка которого содержит частное и остаток от деления данного числа на основание двоичной системы счисления n = 2. Рисунок 2 – Перевод числа из десятичной системы в двоичную
В результате получим число 11001002 – результат перевода числа 10010 в двоичную систему счисления (индекс – основание системы счисления).
Как было уже сказано, в вычислительной технике используется двоичная система счисления (данные представляются в виде закодированной последовательности двоичных сигналов). Это обеспечивает высокую надёжность и помехоустойчивость вычислительной системы, так как в ней реализованы устройства лишь с двумя устойчивыми состояниями (чем проще устройство, тем оно надежнее).
При этом для описания логики функционирования аппаратных и программных средств используется алгебра логики (Булева алгебра). Она оперирует с логическими переменными, которые могут принимать тоже только два возможных значения (true — истина и false - ложь). Это очень удобно, так как обеспечивается универсальность (однотипность) процесса обработки информации на компьютере. Лекция 2. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 267. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |