Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Общее представление о наукеСтр 1 из 3Следующая ⇒
РЕФЕРАТ по теме: "Психология как наука"
Выполнил:ст-т гр.АД-1-14 Шашлов Н.А. Проверила: Доцент,к.н. Дашкова С.В.
Волгоград 2018
1. Общее представление о науке 2. Место психологии среди других наук 3. Методы психологии Список использованных источников
Общее представление о науке
Психология - наука об общих психических закономерностях взаимодействия человека со средой. Предметом психологии являются факты психической жизни, механизмы и закономерности психики человека и формирование психологических особенностей его личности как сознательного субъекта деятельности и активного деятеля социально-исторического развития общества. Современная психология представляет собой ряд научных дисциплин, находящихся на разных степенях формирования, связанных с различными областями практики. Как же классифицировать эти многочисленные отрасли психологии? Одна из возможностей классификации содержится в сформулированном выше принципе развития психики в деятельности. Исходя, из этого в качестве основания классификации отраслей психологии может быть избрана психологическая сторона: 1. конкретной деятельности; 2. развития; 3. отношения человека (как субъекта развития и деятельности) к обществу (в котором осуществляется его деятельность и развитие). Можно считать что психология зародилась в Древней Греции. (Анимизм (от лат. anima - душа) - первое мифологическое учение о душе) Идея организации (системности) Анаксагора, идея причинности Демокрита и идея закономерности Гераклита, открытые две с половиной тысячи лет назад, стали на все времена основой познания душевных явлений. Поворот от природы к человеку был совершён группой философов, названных софистами ("учителями мудрости"). Ибн Сина был одним из первых исследователей в области возрастной психологии. Он изучал связь между физическим развитием организма и его психологическими особенностями в различные возрастные периоды. В это время в европейской схоластике стали адаптироваться некоторые положения античного естествознания, прежде всего - интеллектуального наследия Аристотеля. Они наиболее убедительно раскрыты в учении Фомы Аквинского (1225-1274), которое было канонизировано как истинно католическая философия (и психология). Это учение получило название томизма (несколько модернизированное в наши дни - неотомизма). Фома Аквинский распространил иерархический шаблон на описание душевной жизни: каждое явление имеет своё место; в ступенчатом ряду расположены души (растительная, животная, человеческая); внутри самой души иерархически располагаются способности и их продукты (ощущение, представление, понятие). В эпоху Просвещения Декарт ввёл понятие о рефлексе, ставшее фундаментальным для психологии. Попытки опровергнуть дуализм Декарта, утвердить единство мироздания, покончить с разрывом телесного и духовного, природы и сознания, предпринял целый ряд великих мыслителей XVII века. К 70-м годам прошлого века появилась потребность в том, чтобы разрозненные знания о психике для изучения объединить в особую научную дисциплину. Превращение психологии в самостоятельную науку стало возможно потому, что психология постепенно превращалась из науки описательной в науку экспериментальную. Начало в построении психологии как самостоятельной науки положили В. Вундт (1832-1920гг.)и Ф. Брентано (1838-1917гг.). Зарубежные направления психологии: функционализм- рассматривают психику как средство адаптации; бихевиоризм- буквально, "наука о поведении"; гештальтпсихология- исследует психическую деятельность субъекта, строящуюся на основе восприятия окружающего мира; психоанализ- метод исследования психических процессов; гуманистическая психология. Основные принципы гуманистической психологии заключаются в следующем: 1) подчеркивание роли сознательного опыта; 2) убеждение в целостном характере природы человека; 3) акцент на свободе воли, спонтанности и творческой силе индивида; 4) изучение всех факторов и обстоятельств жизни человека. Трансперсональная психология. Профессионалыданной области" наукидостаточно едины вомнении, чтотрансперсональная психологияпредставляетсобой "четвертуюсилу" впсихологии (первыми тремя сипами при этом считаются: бихевиоризм, психоанализ и гуманистическаяпсихология). Самоопределениетрадиционно, с первого номера JournalofTranspersonalPsychology, даетсяввиде перечислениявопросов,рассматриваемыхтрансперсональными психологами. Основныетемыисследований, попавшиевбольшинство перечислений, были: 1) состояния сознания, 2)высшие (предельные) способности, 3)преодоление личностного "Я" (эго), 4)трансцендентное, 5)духовное. Многиеавторывключилиитемы: медитация, новое видениечеловека, глубиннаясамость, интуиция, основы бытия. Направления отечественной психологии: рефлексология (В.М. Бехтерев) - учение об условно-сочетательных рефлексах цельной личности; культурно-историческаятеория (Л.С. Выготский); В культурно-исторической теории Выготского деятельность и сознание человека социальны и неотрывны от исторически возникающих культурных средств управления ими. теория деятельности (А.Н. Леонтьева); Понятие деятельности, по А.Н. Леонтьеву, трактуется следующим образом. В его основе лежит понятие действия, то есть процесса, предмет и мотив которого не совпадают между собой. Оба они - мотив и предмет - должны быть отображены в психике субъекта: иначе действие лишается для него своего смысла. Далее вводится понятие операции. Психологическое слияние в единое действие отдельных частных действий представляет собой превращение последних в операции. теория проникающего действия (С.Л. Рубинштейн); Одним из важных методологических стержней теории становится рассмотрение психики, сознания и личности с позиций принципа развития. В трудах Рубинштейна раскрываются в единстве все существующие аспекты развития: от исторического и онтогенетического до жизненно-биографического. концепция установки (Д.Н. Узнадзе); Теория установки Узнадзе зародилась и развивалась как теория, пытающаяся объяснить явления восприятия (отражения действительности) и поведения живого существа, но далее все очевиднее становилось, что рассматриваемые ей факты и закономерности по своей природе общепсихологические. Поэтому теория установки стала претендовать на роль общепсихологической концепции. В общепсихологической теории Д.Н. Узнадзе установка считается бессознательным психическим явлением и делается попытка ее обоснования. человекознание (Б.Г. Ананьев); Ананьев Борис Герасимович, следуя традициям В.М. Бехтерева, выступил с идеей создания единой концепции человекознания как комплексной дисциплины, синтезирующей достижения широкого круга наук о человеке (Человек как предмет познания, 1969), которые группируются в четыре раздела: 1)человек как биологический вид; 2)онтогенез и жизненный путь человека как индивида; 3)изучение человека как личности; 4)проблема человечества. Ананьев выделял иерархически соподчиненные уровни организации человека: индивид, личность, индивидуальность. Он считал, что индивидуальность складывается на основе взаимосвязи особенностей человека как личности и как субъекта деятельности, которые обусловлены природными свойствами человека как индивида. теория отношений (В.Н. Мясищев); В.Н. Мясищев разработал теорию личности на основе ее отношений.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 158. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |