Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Общее представление о науке




РЕФЕРАТ

по теме: "Психология как наука"

 

 

Выполнил:ст-т гр.АД-1-14

Шашлов Н.А.

Проверила:

Доцент,к.н.

Дашкова С.В.

 

Волгоград 2018
Содержание

 

1. Общее представление о науке

2. Место психологии среди других наук

3. Методы психологии

Список использованных источников

 




Общее представление о науке

 

Психология - наука об общих психических закономерностях взаимодействия человека со средой.

Предметом психологии являются факты психической жизни, механизмы и закономерности психики человека и формирование психологических особенностей его личности как сознательного субъекта деятельности и активного деятеля социально-исторического развития общества.

Современная психология представляет собой ряд научных дисциплин, находящихся на разных степенях формирования, связанных с различными областями практики.

Как же классифицировать эти многочисленные отрасли психологии? Одна из возможностей классификации содержится в сформулированном выше принципе развития психики в деятельности.

Исходя, из этого в качестве основания классификации отраслей психологии может быть избрана психологическая сторона:

1. конкретной деятельности;

2. развития;

3. отношения человека (как субъекта развития и деятельности) к обществу (в котором осуществляется его деятельность и развитие).

Можно считать что психология зародилась в Древней Греции. (Анимизм (от лат. anima - душа) - первое мифологическое учение о душе)

Идея организации (системности) Анаксагора, идея причинности Демокрита и идея закономерности Гераклита, открытые две с половиной тысячи лет назад, стали на все времена основой познания душевных явлений.

Поворот от природы к человеку был совершён группой философов, названных софистами ("учителями мудрости").

Ибн Сина был одним из первых исследователей в области возрастной психологии. Он изучал связь между физическим развитием организма и его психологическими особенностями в различные возрастные периоды.

В это время в европейской схоластике стали адаптироваться некоторые положения античного естествознания, прежде всего - интеллектуального наследия Аристотеля.

Они наиболее убедительно раскрыты в учении Фомы Аквинского (1225-1274), которое было канонизировано как истинно католическая философия (и психология).

Это учение получило название томизма (несколько модернизированное в наши дни - неотомизма).

Фома Аквинский распространил иерархический шаблон на описание душевной жизни: каждое явление имеет своё место; в ступенчатом ряду расположены души (растительная, животная, человеческая); внутри самой души иерархически располагаются способности и их продукты (ощущение, представление, понятие).

В эпоху Просвещения Декарт ввёл понятие о рефлексе, ставшее фундаментальным для психологии. Попытки опровергнуть дуализм Декарта, утвердить единство мироздания, покончить с разрывом телесного и духовного, природы и сознания, предпринял целый ряд великих мыслителей XVII века.

К 70-м годам прошлого века появилась потребность в том, чтобы разрозненные знания о психике для изучения объединить в особую научную дисциплину.

Превращение психологии в самостоятельную науку стало возможно потому, что психология постепенно превращалась из науки описательной в науку экспериментальную.

Начало в построении психологии как самостоятельной науки положили В. Вундт (1832-1920гг.)и Ф. Брентано (1838-1917гг.).

Зарубежные направления психологии:

функционализм- рассматривают психику как средство адаптации;

бихевиоризм- буквально, "наука о поведении";

гештальтпсихология- исследует психическую деятельность субъекта, строящуюся на основе восприятия окружающего мира;

психоанализ- метод исследования психических процессов;

гуманистическая психология.

Основные принципы гуманистической психологии заключаются в следующем:

1) подчеркивание роли сознательного опыта;

2) убеждение в целостном характере природы человека;

3) акцент на свободе воли, спонтанности и творческой силе индивида;

4) изучение всех факторов и обстоятельств жизни человека.

Трансперсональная психология.

Профессионалыданной области" наукидостаточно едины вомнении, чтотрансперсональная психологияпредставляетсобой "четвертуюсилу" впсихологии (первыми тремя сипами при этом считаются: бихевиоризм, психоанализ и гуманистическаяпсихология).

Самоопределениетрадиционно, с первого номера JournalofTranspersonalPsychology, даетсяввиде перечислениявопросов,рассматриваемыхтрансперсональными психологами.

Основныетемыисследований, попавшиевбольшинство перечислений, были:

1) состояния сознания,

2)высшие (предельные) способности,

3)преодоление личностного "Я" (эго),

4)трансцендентное,

5)духовное.

Многиеавторывключилиитемы: медитация, новое видениечеловека, глубиннаясамость, интуиция, основы бытия.

Направления отечественной психологии:

рефлексология (В.М. Бехтерев) - учение об условно-сочетательных рефлексах цельной личности;

культурно-историческаятеория (Л.С. Выготский);

В культурно-исторической теории Выготского деятельность и сознание человека социальны и неотрывны от исторически возникающих культурных средств управления ими.

теория деятельности (А.Н. Леонтьева);

Понятие деятельности, по А.Н. Леонтьеву, трактуется следующим образом. В его основе лежит понятие действия, то есть процесса, предмет и мотив которого не совпадают между собой.

Оба они - мотив и предмет - должны быть отображены в психике субъекта: иначе действие лишается для него своего смысла. Далее вводится понятие операции.

Психологическое слияние в единое действие отдельных частных действий представляет собой превращение последних в операции.

теория проникающего действия (С.Л. Рубинштейн);

Одним из важных методологических стержней теории становится рассмотрение психики, сознания и личности с позиций принципа развития.

В трудах Рубинштейна раскрываются в единстве все существующие аспекты развития: от исторического и онтогенетического до жизненно-биографического.

концепция установки (Д.Н. Узнадзе);

Теория установки Узнадзе зародилась и развивалась как теория, пытающаяся объяснить явления восприятия (отражения действительности) и поведения живого существа, но далее все очевиднее становилось, что рассматриваемые ей факты и закономерности по своей природе общепсихологические.

Поэтому теория установки стала претендовать на роль общепсихологической концепции. В общепсихологической теории Д.Н. Узнадзе установка считается бессознательным психическим явлением и делается попытка ее обоснования.

человекознание (Б.Г. Ананьев);

Ананьев Борис Герасимович, следуя традициям В.М. Бехтерева, выступил с идеей создания единой концепции человекознания как комплексной дисциплины, синтезирующей достижения широкого круга наук о человеке (Человек как предмет познания, 1969), которые группируются в четыре раздела:

1)человек как биологический вид;

2)онтогенез и жизненный путь человека как индивида;

3)изучение человека как личности;

4)проблема человечества. Ананьев выделял иерархически соподчиненные уровни организации человека: индивид, личность, индивидуальность.

Он считал, что индивидуальность складывается на основе взаимосвязи особенностей человека как личности и как субъекта деятельности, которые обусловлены природными свойствами человека как индивида.

теория отношений (В.Н. Мясищев);

В.Н. Мясищев разработал теорию личности на основе ее отношений.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 130.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...