Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ФОРМИРОВАНИЕ ЗВУКОВОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ. ЗАДАЧИ




Под обучением произношению понимается обучение сово­купности всех звуковых средств, которые составляют матери­альную сторону звукового строя языка: звукам, звукосочетани­ям, ударению, интонации.

Формирование звукопроизношения предполагает опору на восприятие звуковых элементов речи и их воспроизведение. Однако полноценное восприятие звуков и слов невозможно без активного участия артикулирования.

Сложность постановки коррекционной задачи обучения, или коррекции звуковой стороны речи у учащихся, объясняется тем, что часто внешне одинаковые проявления нарушений звукопро­изношения обусловлены различными этиопатогенетическими факторами. Поэтому важной задачей, предваряющей коррекци-онное воздействие, является тщательное обследование звуковой стороны речи, в результате которого учитель-логопед должен уяс­нить, обусловлен ли данный дефект нарушением артикуляции, фонематического восприятия или связан с нарушениями более сложного уровня организации речи.

Таким образом, обследование звуковой стороны речи должно быть направлено на квалификацию нарушения как:

— самостоятельного дефекта;

— одного из проявлений фонематического недоразвития;

— одного из проявлений общего недоразвития речи.

В каждом из этих случаев должны быть выявлены качествен­ные особенности нарушения.

Обследование звуковой стороны речи состоит из нескольких этапов:

— ознакомление с данными медицинского обследования, анамнестическими данными;

— предварительная беседа с ребенком и ориентировочное экспресс-обследование звукопроизношения;

— выявление особенностей строения и функции артику­ляционного аппарата и фонематического восприятия;

— тщательное обследование произношения звуков, слов различной слоговой структуры и составление заключе­ния. (Данный этап проводится в первые две недели учебного года.)

28


Результатом должны быть:

— выделение основного дефекта;

— описание его проявлений;

— указание патофизиологических или анатомических факторов, лежащих в его основе;

— определение путей коррекционного воздействия.

Нарушения звуковой стороны речи ребенка носят многообраз­ный характер в зависимости от обусловивших их причин и имеют широкий диапазон проявлений (от одного-двух дефектно произно­симых звуков до полного искажения звуко-слогового состава речи).

Некоторые индивидуальные отклонения звукопроизноше­ния, орфоэпические искажения, неправильное ударение, не­четкая дикция и др. могут развиться у ребенка под влиянием диалектных или иноязычных норм (в особенности у детей-би-лингвов), речевой среды или вследствие постоянного контакта с близкими, имеющими недостатки произношения.

Нарушения звукопроизношения могут быть обусловлены и анатомическими отклонениями в строении артикуляторного аппарата (губ, зубов, челюстей, нёба, языка).

При неправильном строении губ не происходит достаточно полное их смыкание. При этом прежде всего страдает произно­шение губных и щелевых звуков (П—П', Б—Б', Ф—Ф', В—В').

При нарушении зубного ряда, при отсутствии зубов обыч­но нарушается произношение многих звуков (С—С', 3—3', Ц, Т-Т',Д-Д').

Нарушения в строении челюстей (неправильные прикусы) также могут быть причиной неправильного звукопроизношения.

Различаются следующие виды дефектных прикусов: откры­тый передний, открытый боковой с одной или двух сторон, про-гнатия (выступает верхняя челюсть), прогения (выступает ниж­няя челюсть).

Анатомо-физиологические нарушения нёба значительно вли­яют на звукопроизношение и голос, т.к. нарушается нёбно-гло-точный затвор, отделяющий носоглоточную и носовую полости от глоточной и ротовой при произнесении всех звуков речи, кро­ме носовых (М—М', Н—Н').

Вибрирующий звук проникает в носовую полость, при этом изменяется тембр звуков, особенно гласных. Речь приобретает выраженный назальный оттенок.

29


Отклонения в движениях языка могут быть обусловлены короткой или приросшей подъязычной связкой, ее увеличен­ными размерами. В этих случаях может страдать произноше­ние многих звуков, т.к. дифференцированным движениям язы­ка принадлежит основная роль в их артикулировании.

Перечисленные дефекты нарушают анатомо-физиологические условия речеобразования.

Различные нарушения иннервации артикуляционного ап­парата могут также привести к неправильному развитию зву­ковой стороны речи.

Недостаточность моторики артикуляционного аппарата у детей нередко наблюдается при дизартрии. В зависимости от локализации поражения выделяют различные формы дизарт­рии, при которых по-разному страдает не только звукопроизно-шение, но и просодическая сторона речи. При подкорковой ди­зартрии в расстройстве двигательной сферы преобладают гипер-кинезы, которые приводят к прерывистой речи, нарушению модуляции голоса. При мозжечковой дизартрии наблюдается скандированная речь. В других формах (бульварная, псевдо-бульбарная дизартрия) выявляются спастические парезы мышц артикуляционной мускулатуры, приводящие к специфическим тяжелым расстройствам звуковой стороны речи.

У детей с алалией также отмечаются значительные отклоне­ния от нормального звукопроизношения. Недостатки звуковой стороны речи в этих случаях имеют различную характеристику в зависимости от уровня развития речи.

На первом (низком) уровне дети владеют лишь начатками фразовой речи. Звуковое оформление ее очень нечетко и неста­бильно, звуки произносятся по-разному в зависимости от пози­ции в слове, от сложности слоговой структуры слова и т.п. Дети владеют артикуляцией самых простых звуков, которые явля­ются для них заменителями отсутствующих. Их речь отличает­ся не только непостоянным характером звуков, но и отсутстви­ем слов двусложной и трехсложной структуры (за исключени­ем наиболее обиходных). Дети не способны воспроизвести слоговую структуру слов, уровень фонематического развития также низкий.

На втором уровне речевого развития дефекты звуковой сто­роны речи имеют несколько иную характеристику. Возможно

30


более четкое вычленение дефектных и усвоенных звуков. Чис­ло дефектных звуков нередко достигает 16-20. Умея правильно произносить звуки изолированно, дети продолжают их искажать в словах. Отчетливо выявляются затруднения в воспроизведе­нии слоговых структур. Детям доступно воспроизведение одно­сложных и в некоторых случаях двухсложных слов, состоящих из прямых слогов.

Наибольшие затруднения вызывает произношение одно­сложных, двусложных и трехсложных слов со стечением соглас­ных в слоге. Многосложные структуры часто редуцируются.

Все названные искажения слоговой структуры более ярко проявляются в самостоятельной речи.

На третьем уровне развития речи изолированное произно­шение звуков может приближаться к нормальному. Ярко про­является смешение звуков, близких по артикуляционным и акустическим признакам. Развивается умение пользоваться в речи словами сложной слоговой структуры. Одним из типич­ных проявлений затруднений в овладении слоговой структурой слова является перестановка звуков и слогов. Именно эти про­явления наиболее характерны для учащихся 2-го класса.

Таким образом, нарушения звуковой стороны речи часто име­ют сходные проявления при различных формах патологии детс­кой речи, и только тщательное сопоставление проявлений, ха­рактеризующих строение и функцию артикуляционного аппа­рата, уровень фонематического восприятия, качественные особенности дефектов звукопроизношения могут помочь выяс­нить причину нарушения и определить адекватные коррекци-онные приемы. От итогов обследования звуковой стороны речи и сопоставления с данными обследования других сторон речи зависит постановка конкретных коррекционных задач. Наибо­лее специфические проявления несформированности произно­сительной стороны речи устраняются прежде всего на индиви­дуальных логопедических занятиях.

В течение всего коррекционного обучения необходимо про­водить анализ состояния произносительных навыков детей, осуществлять их оценку, что позволяет определить содержа­ние индивидуальной работы по формированию произношения и найти соответствующие коррекционные приемы, а также в динамике развития произносительных навыков проследить за-

31


кономерности, характерные для различных форм речевых рас­стройств. Важно также учитывать улучшение в слитности и темпе произношения, в ударении, в соблюдении орфоэпичес­ких норм.

Важными критериями сформированности речевых навыков являются:

— автоматизация их использования;

— соответствие норме русского языка;

— устойчивость (т.е. одинаковое произношение звука в разных словах или при многократном повторении в одном слове);

— нормальный темп выполнения. Так, показателем сте­пени автоматизированности артикуляционных навыков являются темпоральные характеристики речи: темп речи или скорость артикулирования (в норме скорость артикуляции составляет от 9 до 10 фонем в 1 секунду);

— наличие или отсутствие пауз «нерешительности» (хези-тации), т.е. пауз продолжительностью от 0,25 секунды и выше, длительных пауз (более 1 секунды). Очевидно, что сформированные речевые навыки еще не обеспечивают полноценной речи. Необходимо их включать в систему высказываний, т.е. формировать коммуникативно-речевые умения. Овладев этими умениями, ученик сможет употреблять языковые средства и в различных условиях об­щения. Эта задача частично решается на уроках произноше­ния, но достаточная сформированность этих умений достига­ется в тесном взаимодействии с другими разделами русского языка.

Данные обследования должны дополняться наблюдениями за спонтанной речью детей на уроках и во внеурочное время.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 171.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...