![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Коэффициенты физической активности
Теоритическая часть
Рациональное питание Питание – приобретение энергии и материалов, необходимых для жизни Диета – режим питания человека (количество и качество потребляемой им пищи и соблюдение времени приема пищи) Рациональное питание– это питание, обеспечивающее рост, нормальное развитие и жизнедеятельность человека, способствующее улучшению его здоровья и профилактике заболеваний. Рациональное питание предполагает: • Энергетическое равновесие • Сбалансированное питание • Соблюдение режима питания Основы рационального питания К основным требованиям, предъявляемым к рациональному питанию относятся: • достаточная энергетическая ценность пищи; • оптимальный качественный и в меньшей степени количественный состав пищи; • достаточный объем пищи и жидкости; • деление суточного рациона на части; • прием совместимых пищевых продуктов; • употребление свежих продуктов, не подвергнутых различным обработкам; • максимальное исключение из употребления соли, сахара, алкоголя, кофе, какао, чая, шоколада; • систематическое очищение организма от шлаков.
Принципы рационального питания Первый принцип: энергетическое равновесие Энергетическая ценность суточного рациона питания должна соответствовать энергозатратам организма. Энергозатраты организма зависят от: • пола(для парней 14 – 18 лет около 2750 ккал, для девушек этой же возрастной группы – 2110 ккал), • возраста(для мужчин 19 – 50 лет – 2550 ккал, для женщин этой же возрастной категории – 1940 ккал) • физической активности, • профессии(для лиц умственного труда энергозатраты составляют 2000 - 2600 ккал, а для спортсменов или лиц, занимающихся тяжелым физическим трудом, до 4000 - 5000 ккал в сутки). Второй принцип: сбалансированное питание Каждый организм нуждается в строго определенном количестве пищевых веществ, которые должны поступать в определенных пропорциях (белки, жиры, углеводы, витамины и мин. в-ва). Согласно принципу сбалансированного питания: • Белками должно обеспечиваться 10 - 15 %суточной калорийности (доля животного белка = доле растительного белка). Оптимальное количество белков должно равняться 0,8-1,5 г на 1 кг веса. Так для человека весом 70 кг суточная норма потребления белков около 70 г. • Оптимальный объем потребленияжира– 15 - 30 %калорийности. Нормальным считается соотношение растительных и животных жиров, обеспечивающее 7 - 10 % калорийности за счет насыщенных, 10 - 15 % - мононенасыщенных и 3 - 7 % полиненасыщенных жирных кислот. На практике это означает потребление в равном соотношении растительных масел и животных жиров, содержащихся в продуктах. Оптимальное количество жиров должно равняться 1 г на 1 кг веса (60 - 80 граммов). • Углеводами должно обеспечиваться 55 - 75 %суточной калорийности, основная их доля приходится на сложные углеводы (крахмалосодержащие, некрахмалосодержащие и клетчатка) и только 5 - 10 % - на простые углеводы (сахара) (350 - 400 граммов). Третий принцип: режим питания Питание должно быть дробным (3 - 4 раза в сутки), регулярным (в одно и то же время) и равномерным, последний прием пищи должен быть не позднее, чем за 2 - 3 часа до сна Организация рационального питания студентов
Студенты — это молодежь в возрасте 18—26 лет, еще с незаконченными процессами роста и формирования организма. В соответствии с физиологическими рекомендациями энергетическая потребность студентов-мужчин оценена в пределах 2585 ккал, студенток —2434,5 ккал. Поэтому, для сохранения здоровья и работоспособности студентов в течение дня имеет значение: • соответствие калорийности пищевого рациона суточным энергозатратам, • распределение калорийности между приемами пищи, • разовость питания, • время и интервалы между приемами пищи. Для студентов наиболее оптимальным режимом питания является четырехразовое питание. Абсолютно недопустимо двухразовое и, конечно же, прием пищи раз в день! Последний прием пищи рекомендуется не позднее чем за два часа до сна. При четырехразовом питании должно быть следующее распределение калорийности: • первый завтрак — 25%, • второй завтрак—15%, • обед — 35%, • ужин — 25%. Виды неправильного питания и его влияние на здоровье человека • Недоедание – состояние, обусловленное потреблением в течение более или менее продолжительного времени недостаточного по калорийности количества пищи. • Переедание – состояние, связанное с потреблением избыточного количества пищи. Специфическая форма недостаточности – состояние, вызванное относительным или абсолютным недостатком в рационе одного или нескольких пищевых веществ (например, всем известный дефицит йода). • Несбалансированность питания– состояние, возникающее при неправильном соотношении в рационе необходимых пищевых веществ. • Неадекватное питание- энергетическая ценность суточного пищевого рациона не покрывает/чрезмерно перекрывает производимые в течение суток затраты энергии, это приводит к развитию отрицательного/положительного энергетического баланса.
Практическая часть Задание 1. Рассчитать величину суточного обмена веществ A. Рассчитать величину основного обмена (ВОО) (3мя способами). Основной обмен – обмен веществ в состоянии полного покоя.
Способ №1.Формула Гарриса-Бенедикта(ВОО на основе общей массы тела) Формула учитывает рост, вес, возраст и пол для определения основного обмена (ВОО). Не задействован критерий – величина мышечной массы. Таким образом, это уравнение будет точным для всех, за исключением людей с чрезмерно большой мышечной массой (потребность в калориях будет занижена), и людей с ожирением (потребность в калориях будет завышена). Мужчины: ВОО = 66,47 + (13.7 * вес в кг) + (5 * рост в см) - (6.8 * возраст в годах) Женщины: ВОО = 655,1 + (9.6 * вес в кг) + (1.8 * рост в см) - (4.68 * возраст в годах) Пример: мужчина, 37 лет, рост 180 см, вес 86 кг ВОО = 66,47 + (13.7 * 86) + (5 * 180) - (6.8 * 37) = 1893 ккал
Способ № 2. Формула Маффина-Джеора(ВОО на основе общей массы тела, современный метод расчета) Мужчины:ВОО = (9,99 * вес кг) + (6.25 * рост см) – (4,92 * возраст в годах) + 5 Женщины:ВОО = (9,99 * вес кг) + (6.25 * рост см) – (4,92 * возраст в годах) – 161 Пример: мужчина, 37 лет, рост 180 см, вес 86 кг ВОО = (9,99 * 86) + (6.25 * 180) – (4,92 * 37) + 5 = 1807 ккал
Способ № 3. Формула Кетча-МакАрдла(ВОО на основе сухой массы тела) • %жира = 100 – (0,11077*(обьем талии, см) – 0,17666*(рост, м)+0,14354*(вес, кг)+51,033) • СМТ = Текущий вес – (Тв * %жира) • 370+(21,6*СМТ) = СМТ – сухая масса тела B. Рассчитать величину суточного обмена веществ (для каждого способа расчета ВОО). Суточный Обмен Веществ – обмен веществ, учитывающий характер активности. СОВ= ВОО*КФА КФА – коэффициент активности Коэффициенты физической активности Потребность в энергии и пищевых веществах зависит от физической активности, характеризуемой коэффициентом физической активности (КФА), равным отношению энерготрат на выполнение конкретной работы к ВОО. Все взрослое население в зависимости от величины энерготрат делится на 5 групп для мужчин и 4 группы для женщин, учитывающих производственную физическую активность и иные энерготраты. I группа(очень низкаяфизическая активность; мужчины и женщины) – работники преимущественно умственного труда, коэффициент физической активности – 1,4(государственные служащие административных органов и учреждений, научные работники, преподаватели вузов, колледжей, учителя средних школ, студенты, специалисты-медики, психологи, диспетчеры, операторы, в т. ч. техники по обслуживанию ЭВМ и компьютерного обеспечения, программисты, работники финансово-экономической, юридической и административно-хозяйственной служб, работники конструкторских бюро и отделов, рекламно-информационных служб, архитекторы и инженеры по промышленному и гражданскому строительству, налоговые служащие, работники музеев, архивов, библиотекари, специалисты службы страхования, дилеры, брокеры, агенты по продаже и закупкам, служащие по социальному и пенсионному обеспечению, патентоведы, дизайнеры, работники бюро путешествий, справочных служб и других родственных видов деятельности); II группа (низкаяфизическая активность; мужчины и женщины)– работники, занятые легким трудом, коэффициент физической активности – 1,6(водители городского транспорта, рабочие пищевой, текстильной, швейной, радиоэлектронной промышленности, операторы конвейеров, весовщицы, упаковщицы, машинисты железнодорожного транспорта, участковые врачи, хирурги, медсестры, продавцы, работники предприятий общественного питания, парикмахеры, работники жилищно-эксплуатационной службы, реставраторы художественных изделий, гиды, фотографы, техники и операторы радио и телевещания, таможенные инспектора, работники милиции и патрульной службы и других родственных видов деятельности); III группа (средняя физическая активность; мужчины и женщины) – работники средней тяжести труда, коэффициент физической активности – 1,9(слесари, наладчики, станочники, буровики, водители электрокаров, экскаваторов, бульдозеров и другой тяжелой техники, работники тепличных хозяйств, растениеводы, садовники, работники рыбного хозяйства и других родственных видов деятельности); IV группа (высокая физическая активность; мужчины и женщины) – работники тяжелого физического труда, коэффициент физической активности – 2,2(строительные рабочие, грузчики, рабочие по обслуживанию железнодорожных путей и ремонту автомобильных дорог, работники лесного, охотничьего и сельского хозяйства, деревообработчики, физкультурники, металлурги доменщики-литейщики и другие родственные виды деятельности); V группа (очень высокая физическая активность; мужчины) – работники особо тяжелого физического труда, коэффициент физической активности – 2,5(спортсмены высокой квалификации в тренировочный период, механизаторы и работники сельского хозяйства в посевной и уборочный периоды, шахтеры и проходчики, горнорабочие, вальщики леса, бетонщики, каменщики, грузчики немеханизированного труда, оленеводы и другие родственные виды деятельности). Пример: ВОО = 1807 ккал, средняя физическая активность. Коэффициент активности для этого случая - 1,9 и суточная потребность в калориях = 1,9 х 1807 = 3433 ккал в день
C. Рассчитать среднюю величину суточного обмена веществ. Средняя величина суточного обмена веществ= СОВ1+СОВ2+СОВ3/3
Задание 2. На основании проведенных расчетов Задания 1, теоретического материала и приложения рассчитать «идеальный» однодневный рационстудента*. *необходимо учитывать: • Кратность приемов пищи • Общую калорийность • Общее содержание б/ж/у • Распределение калорийности и кол-ва б/ж/у по приемам пищи Вывод: 1. На основании сопоставления полученных в ходе занятия данных и данных фактического однодневного рациона сделать вывод об адекватности/неадекватности своего пищевого поведения по плану: • соответствие/несоответствие фактической диеты нормам питания • определение корректирующих действий; Нормативно-правовая литература Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществ для различных групп населения Российской Федерации: Методические рекомендации МР 2.3.1.2432 -08. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 418. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |