Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопросы и задания к текстам.




Жанрово-стилевые   тенденции в  поэзии Великой Отечественной войны

Практикум к курсу «История русской литературы ХХ века:  

1920 –   1950-е годы»

 

 

                                                                      

   Составитель:  доктор  филол. наук,

профессор О.А. Дашевская

 

Томск – 2011

 

Введение

 

В методическом пособии собран  и систематизирован обширный материал поэзии Великой Отечественной войны, который  представлен в антологиях по поэзии этого исторического периода или в конкретных авторских сборниках  (поэзия А. Твардовского, К. Симонова и т.д.).  Практикум преследует цель  дать общую картину развития поэзии  1941-1945 годов и первых послевоенных лет,  выделить продуктивные тенденции ее развития и жизнеспособные  моменты, важные для   дальнейшего развития литературы, выявить  наиболее значимые имена и произведения.

Развитие  поэзии периода войны как особого  этапа развития литературы  определяется  внеэстетическими факторами: онтологическая миссия человека – спасение нации как этноса (России и советского государства) – определяет перестройку литературного процесса в 1941 – 1945 годах. В  нем ведущее место занимает поэзия:   во-первых, потому что это наиболее мобильный род литературы (отвечающий сверхзадаче исторического времени), во-вторых, наиболее эмоциональный, напрямую выражающий самосознание и мироощущение человека;  в-третьих, массовый, который доступен и понятен  всем, актуален для каждого.    

Распределение  материала обусловлено целью пособия: представить жанрово-стилевую картину развития поэзии Великой  Отечественной войны. В  связи с этим  предложены два принципа систематизации текстов. С одной стороны, выделены жанрово-стилевые тенденции: 1) публицистические жанры, или поэзия публицистического стиля; 2) повествовательные жанры;  3) исповедальные жанры, или лирика индивидуального переживания. С другой стороны, необходимым основанием становится «поколенческий» подход: поэзия «фронтового поколения» и  поэзия «старшего поколения» (стихи о войне Б. Пастернака, А. Ахматовой). Выделяемые жанрово-стилевые тенденции отличаются рядом критериев: а) набором жанров, б) формами воплощения авторского сознания, в) характером мотивов и образов, г) особенностями стихотворной организации, а также лексическими и синтаксическими особенностями.

В отдельный параграф вынесена песня – ключевой жанр поэзии этих лет; она представляет  и особое поэтическое «ответвление», и вместе с тем растворена в других жанрово-стилевых тенденциях.

Структура пособия. Оно включает тексты,  вопросы и задания к ним; развернутый план практического занятия; список литературы.

 

 

Жанрово-стилевая картина  развития  поэзии Великой Отечественной войны

 

 

 Публицистические жанры

 

Василий Лебедев-Кумач

 

Священная война

 

Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой

С фашистской силой темною,

С проклятою ордой!

     Пусть ярость благородная

     Вскипает, как война,

     Идет война народная,

     Священная война!

Дадим отпор душителям

Всех пламенных идей,

Насильникам, грабителям,

Мучителям людей!

 

Не смеют крылья черные

Над родиной летать.

Поля ее просторные

Не смеет враг топтать.

 

Гнилой фашистской нечисти

Загоним пулю в лоб,

Отребью человечества

Сколотим крепкий гроб!.

1941

 

Алексей  Сурков

 

Человек склонился над водой

И увидел вдруг, что он седой.

Человеку было двадцать лет.

Над лесным ручьем он дал обет:

Беспощадно, яростно казнить

Тех убийц, что рвутся на восток.

Кто его посмеет обвинить,

Если будет он в бою жесток?

1941

 

 

Анна  Ахматова

 

            Мужество

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова, -

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки!

1942                                                 

Михаил  Светлов

                                  

                                       КЛЯТВА

 

Вор сорвал с нашей двери запор.

Мы из тех, кто стреляет в упор!

Старожилы победных боев,

Мы из племени большевиков!

Всей земли боевая пора!

Встанут древние воды Днепра

И, пока не затопят врага,

Никогда не войдут в берега!

И земля за врагом поползет

Всеми топями пинских болот,

Всею пылью широких дорог,

Чтоб пути разглядеть он не мог.

Это нашей республики дом!

Это все мы скопили трудом

Разве гору с собой унесешь?

Разве русскую землю возьмешь?

В нашем доме врагу не житье!

Я клянусь, государство мое, -

Ярость воина, тяжесть свинца

Во врага погрузить до конца!

Жизнь моя, пронесись, пролети,

Выполняя приказ, сквозь бои,

Закаляясь в дыму и в огне,

В общей клятве родимой стране!

1941год.

 

                    

Вопросы и задания к текстам:

 

1.      Определите жанры публицистического стиля в приведенных примерах.  

2. Проанализируйте  1 – 2   стихотворения и покажите миромоделирующую функцию жанра в аспекте особенностей выражения авторской позиции, форм реализации конфликта, образа национального мира и образа врага, характер развития лирического сюжета, пространственно-временную организацию. 

3. Назовите   основные образы и мотивы (призыва и воззвания, ненависти и мести), а также особенности языковой структуры (изобразительные средства, лексико-семантические, синтаксические и ритмико-интонационные особенности). 

4.  Выявите общие черты публицистического стиля и их индивидуальное  проявление.          

5. Покажите общее и отличное в клятве А. Ахматовой. Сохраняется ли связь поэта с  мировоззрением и эстетикой акмеизма и в чем она выражается?

 

 

 

Повествовательные жанры

 

Александр Твардовский

                         РАССКАЗ ТАНКИСТА

 

Был трудный бой. Все нынче, как спросонку,

И только не могу себе простить:

Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,

А как зовут, забыл его спросить.

Лет десяти - двенадцати. Бедовый,

Из тех, что главарями у детей,

Из тех, что в городишках прифронтовых

Встречают нас как дорогих гостей,

Машину обступают на стоянках,

Таскать им воду ведрами - не труд,

Приносят мыло с полотенцем к танку

И сливы недозрелые суют...

Шел бой за улицу. Огонь врага был страшен,

Мы прорывались к площади вперед.

А он гвоздит - не выглянуть из башен, -

И черт его поймет, откуда бьет.

Тут угадай-ка, за каким домишкой

Они примостился, - столько всяких дыр,

И вдруг к машине подбежал парнишка:

-Товарищ командир, товарищ командир!

Я знаю, где их пушка. Я разведал...

Я подползал, они вон там, в саду...

-Да где же, где?... - А дайте я поеду

На танке с вами. Прямо приведу.

Что ж, бой не ждет. - Влезай сюда, дружище! -

И вот мы катим к месту вчетвером.

Стоит парнишка - мины, пули свищут,

И только рубашонка пузырем.

Подъехали. - Вот здесь. - И с разворота

Заходим в тыл, и полный газ даем.

И эту пушку, заодно с расчетом,

Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозем.

Я вытер пот. Душила гарь и копоть:

От дома к дому шел большой пожар.

И, помню, я сказал: - Спасибо, хлопец! -

И руку, как товарищу, пожал...

Был трудный бой. Все нынче, как спросонку,

И только не могу себе простить:

Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,

Но как зовут, забыл его спросить.

1941 год

БАЛЛАДА ОБ ОТРЕЧЕНИИ

 

Вернулся сын в родимый дом

С полей войны великой.

И запоясана на нем

Шинель каким-то лыком.

Не брита с месяц борода,

Ершится - что чужая.

И в дом пришел он, как беда

Приходит вдруг большая...

Но не хотели мать с отцом

Беде тотчас поверить,

И сына встретили вдвоем

Они у самой двери.

Его доверчиво обнял

Отец, что сам когда-то

Три года с немцем воевал

И добрым был солдатом.

Навстречу гостю мать бежит:

-Сынок, сынок родимый... –

Но сын за стол засесть спешит

И смотрит как-то мимо.

Беда вступила на порог,

И нет родным покоя.

-Как на войне дела, сынок? –

А сын махнул рукою.

А сын сидит с набитым ртом

И сам спешит признаться,

Что ради матери с отцом

Решил в живых остаться.

Родные поняли не вдруг,

Но сердце их заныло.

И край передника из рук

Старуха уронила.

Отец себя не превозмог,

Поникнул головою.

-Ну что ж, выходит так, сынок,

Ты убежал из боя?..-

И замолчал отец-солдат,

Сидит, согнувши спину,

И грустный свой отводит взгляд

От глаз родного сына.

Тогда глядит с надеждой сын

На материн передник.

-Ведь у тебя я, мать, один, -

И первый, и последний.-

Но мать, поставив щи на стол,

Лишь дрогнула плечами,

И показалось, день прошел,

А может год, в молчанье.

И праздник встречи навсегда

Как будто канул в омут.

И в дом пришедшая беда

Уже была как дома.

Не та беда, что без вреда

Для совести и чести,

А та, нещадная, когда

Позор и горе вместе.

Такая боль, такой позор,

Такое злое горе,

Что словно мгла на весь твой двор

И на твое подворье,

На всю родню твою вокруг,

На прадеда и деда,

На внука, если будет внук,

На друга и соседа...

И вот поднялся, тих и строг,

В своей большой кручине,

Отец-солдат: - Так вот, сынок,

Не сын ты мне отныне.

Не мог мой сын, - на том стою, -

Не мог забыть присягу,

Покинуть Родину в бою,

Прийти домой бродягой.

Не мог мой сын, как я не мог,

Забыть про честь солдата,

Хоть защищали мы, сынок,

Не то, что вы. Куда там!

И ты теперь оставь мой дом,

Ищи отца другого.

А не уйдешь, так мы уйдем

Из-под родного крова.

Не плачь, жена. Тому так быть.

Был сын - и нету сына,

Легко растить, легко любить,

Трудней из сердца вынуть... -

И что-то молвил он еще

И смолк. И, подняв руку,

Тихонько тронул за плечо

Жену свою, старуху.

Как будто ей хотел сказать:

- Я все, голубка, знаю.

Тебе еще больней: ты - мать,

Но я с тобой, родная.

Пускай наказаны судьбой, -

Не век скрипеть телеге,

Не так нам долго жить с тобой,

Но честь живет вовеки.

А гость, качнувшись, за порог

Шагнул, нащупал выход.

Вот, думал, крикнут: «Сын, сынок!

Вернись!» Но было тихо.

И, как хмельной, держась за тын,

Прошел он мимо клети,

И вот теперь он был один,

Один на белом свете,

Один, не принятый в семье,

Что отреклась от сына,

Один на всей большой земле,

Что двадцать лет носила.

И от того, как шла тропа,

В задворках пропадая,

Как под ногой его трава

Сгибалась молодая,

И от того, как свеж и чист,

Сиял весь мир окольный

И трепетал неполный лист,

Весенний, - было больно.

И посмотрев вокруг, вокруг

Глазами не своими,

-Кравцов Иван, - назвал он вслух

Свое как будто имя.

И прислонился головой

К стволу березы белой.

-И что ж ты, что ж ты над собой,

Кравцов Иван, наделал?

Дошел до самого конца,

Худая песня спета.

Ни в дом родимого отца

Тебе дороги нету,

Ни к сердцу матери родной,

Поникшей под ударом, .

И кары нет тебе иной,

Помимо смертной кары.

Иди, беги, спеши туда,

Откуда шел без чести,

И не прощенья, а суда

Себе проси на месте.

И на глазах друзей-бойцов,

К тебе презренья полных,

Тот приговор, Иван Кравцов,

Ты выслушай безмолвно.

Как честь, прими тот приговор,

И стой, и будь как воин

Хотя б в тот миг, как залп в упор

Покончит счет с тобою.

А может быть, еще тот суд

Свой приговор отложит

И вновь ружье тебе дадут,

Доверят вновь. Быть может...

1942 год

 

Алексей Сурков

 

                Встреча

Хрустит снежок морозный, жесткий,

Взбегают сосны на бугор.

Сквозь лес, минуя перекрестки,

На запад держит путь дозор.

Таятся лисы в снежных норах.

За тучей «юнкерc» воет зло.

Дозорный ловит каждый шорох,

Входя в отцовское село.

Здесь с детства все ему знакомо,

Здесь тропка каждая мила.

Был дом родной. Не стало дома,

И детства нет. И нет села.

По пепелищу вьюга рыщет,

Под серым пеплом черный сруб.

На тополе, над пепелищем,

Качается тяжелый труп.

Качается понурый, синий,

Опоры нет ему нигде.

Сжат черный рот, и белый иней

Застыл в дремучей бороде.

Как над открытою могилой,

Дозорный сгорбился, скорбя.

Он глухо шепчет: «Батя... милый...

Хороший... как они тебя...»

И, пересиливая муку,

Он гладит зипуна обшлаг,

Целуя ледяную руку,

Упрямо сжатую в кулак.

А русский снег кругом — как море.

А даль зовет: пора идти!

И он идет вперед. И горе

Тому, кто встанет на пути.

Западный фронт 1942

 

  

 

Михаил  Исаковский

 

На позицию девушка

Провожала бойца,

Темной ночью простилася

На ступеньках крыльца.

 

И пока за туманами

Видеть мог паренек

На окошке на девичьем

Все горел огонек.

 

Парня встретила славная

Фронтовая семья,

Всюду были товарищи,

Всюду были друзья.

 

Но знакомую улицу

Позабыть он не мог:

Где ж ты, девушка милая,

Где ж ты мой огоноек?

И подруга далекая

Парню весточку шлет,

Что любовь ее девичья

Никогда не умрет;

 

Все, что было загадано,

В свой исполнится срок, -

Не погаснет без времени

Золотой огонек.

 

И просторно и радостно

На душе у бойца

От такого хорошего

От ее письмеца.

 

И врага ненавистного

Крепче бьет паренек

За советскую родину,

За родной огонек.

1942

 Враги сожгли родную хату

 

Враги сожгли родную хату,

Сгубили всю его семью.

Куда ж теперь идти солдату,

Куда нести печаль свою?

Пошел солдат в глубоком горе

На перекресток двух дорог,

Нашел солдат в широком поле

Травой заросший бугорок.

Стоит солдат - и словно комья

Застряли в горле у него.

Сказал солдат: «Встречай, Прасковья,

Героя - мужа своего.

Готовь для гостя угощенье,

Накрой в избе широкий стол, -

Свой день, свой праздник возвращенья

К тебе я праздновать пришёл...»

Никто солдату не ответил,

Никто его не повстречал,

И только теплый летний ветер

Траву могильную качал.

Вздохнул солдат, ремень поправил,

Раскрыл мешок походный свой,

Бутылку горькую поставил

На серый камень гробовой:

«Не осуждай меня, Прасковья,

Что я пришел к тебе такой:

Хотел я выпить за здоровье,

А должен пить за упокой.

Сойдутся вновь друзья, подружки,

Но не сойтись вовеки нам...»

И пил солдат из медной кружки

Вино с печалью пополам.

Он пил - солдат, слуга народа,

И с болью в сердце говорил:

«Я шел к тебе четыре года,

Я три державы покорил...»

Хмелел солдат, слеза катилась,

Слеза несбывшихся надежд,

И на груди его светилась

Медаль за город Будапешт.

1945 год

 

 

Лев  Ошанин

      

      Баллада о Сергее Кускове

Когда командир, чтоб сдержать врага,

На смерть позвал смельчаков,

Первым из строя на два шага

Вышел Сергей Кусков.

Последний танк в дыму вороном

От его руки запылал,

И, выполнив долг,

Под вражьим огнем

На землю Кусков упал.

Посмертно Героем его нарекли.

Но когда опустилась мгла,

Женщина в пепле родной земли

Живым его нашла.

От вражьего взгляда укрыла его

Густою лесною тьмой.

Прохладой летом лечила его,

Теплом лечила зимой.

-Где я? - очнувшись, спросил Кусков.

Она зашептала:

- Молчи!

Тяжелые звуки чужих шагов

 Он услыхал в ночи,

На дорогах чужого металла звон,

Голоса чужие в селе.

- Не мне их бояться! - воскликнул он. –

Я на родной земле! –

Он сойкой свистнул, запел щеглом,

И вдруг на все голоса

До границы на сотни верст кругом

Зазвенели в ответ леса.

И в селах, прижавшись к русским печам,

Задрожали враги.

Теперь им мерещились по ночам

Повсюду его шаги.

Предатель болтается на столбе,

Мост - на сотни кусков,

Записка в пустой штабной избе:

"Был Сергей Кусков" .

 

 Его ловили в густом бору

 Два отборных полка.

 Его повесили на миру

 На площади городка.

 Палач, довольный, спешит на ночлег,

 Но граната летит из кустов.

 Смеется поднявшийся человек:

 «Я – Сергей Кусков».

 Полк за полком за часом час

 Сровняли полземли.

 Его повесили десять раз

 И десять раз сожгли.

Но когда наши части пришли сюда,

Навстречу шел из лесов

Живой, как огонь, как земля и вода

Русский солдат Кусков.

1945.

 

     Волжская баллада

 

Третий год у Натальи тяжелые сны,
Третий год ей земля горяча.
С той поры, как солдатской дорогой войны
Муж ушел, сапогами стуча.
На четвертом году прибывает пакет.
Почерк в нем незнаком и суров:
«Он отправлен в саратовский лазарет,
Ваш супруг, Алексей Ковалев».

 Председатель дает подорожную ей.
 То надеждой, то горем полна,

На другую солдатку оставив детей,
 Едет в город Саратов она.
А Саратов велик. От дверей до дверей…
Как найти в нем родные следы?

Много раненых братьев, отцов и мужей
На покое у волжской воды.
Наконец ее доктор ведет в тишине
По тропинкам больничных ковров.
И, притихшая, слышит она, как во сне:
— Здесь лежит Алексей Ковалев. 

Нерастраченной нежности женской полна,
И калеку Наталья ждала, Но того, что увидела,

даже она  ни понять, ни узнать не могла.

Он хозяином был ее дум и тревог,
Запевалой, лихим кузнецом.

Он ли –  этот бедняга без рук и без ног,
С перекошенныiм, серым лицом?

И, не в силах сдержаться, от горя пьяна,
Повалившись в кровать головой,

В голос вдруг закричала, завыла она:
Где ты, Леша, соколик ты мой?!
Лишь в глазах у него два горячих луча.
Что он скажет — безрукий, немой!
И сурово Наталья глядит на врача:
— Собирайте, он едет домой.

 

Не узнать тебе друга былого, жена,—
Пусть как память живет он в дому.
— Вот спаситель ваш,— детям сказала она,—
Все втроем поклонитесь ему!

Причитали соседки над женской судьбой,
Горевал ее горем колхоз.
Но, как прежде, вставала Наталья с зарей,
И никто не видал ее слез...
Чисто в горнице. Дышат в печи пироги.
Только вдруг, словно годы назад,

Под окном раздаются мужские шаги,
Сапоги по ступенькам стучат.

И Наталья глядит со скамейки без слов,
Как, склонившись в дверях головой,
Входит в горницу муж Алексей Ковалев —
С перевязанной правой рукой.
— Не ждала? — говорит, улыбаясь, жене.
И, взглянув по-хозяйски кругом,

Замечает чужие глаза в тишине

И другого на месте своем.
А жена перед ним ни мертва ни жива...
Но, как был он, в дорожной пыли,
Все поняв и не в силах придумать слова,
Поклонялся жене до земли.

За великую душу подруге не мстят
И не мучают верной жены.
А с войны воротился не просто солдат,
Не с простой воротился войны.

Если будешь на Волге, припомни рассказ,
Невзначай загляни в этот дом,

Где напротив хозяйки в обеденный  час
два солдата сидят за столом.
1945

 


















































Александр Недогонов

            Гнездо

Высота врезалась в рощу клином

и жила под ветром, на дожде,

с маленьким гнездом перепелиным,

с желторотым птенчиком

в гнезде.

 

Озаряя рощу светом белым,

грозы полыхали над гнездом.

Мать,

прикрыв птенца промокшим телом,

отводила молнии крылом.

 

В клочьях облаков,

как бог, спокойное

поднималось солнце.

Лишь тогда

перепелка в небо знойное

выпорхнула

из гнезда...

 

Дуновенье ветерка залетного

колыхало с пчелами цветы...

 

Пополудни

рота пулеметная

заняла рубеж

у высоты.

 

В полный рост поднявшись над долиною,

русский парень,

бравший города,

вырыл у гнезда перепелиного

ров

для пулеметного гнезда.

 

И когда по ковылю седому

вражий строй пошел на высоту,

птица, возвратившаяся к дому,

вдруг затрепетала на лету

и запела вдруг...

 

И в то мгновенье

пулеметчик прошептал: — Пора...

(Я назвал бы ангелом спасенья

эту птицу серого пера!)

 

Грянул бой.

Она над боем черным

заклинала песней хрупкий дом,

 всем своим издревле непокорным,

гордым материнским существом...

 

А когда свинец поверг пехоту

и опасность обратилась вспять,

человек, приросший к пулемету,

мертвым был.

 

Но продолжал стрелять.

Студенок. Изюмский плацдарм Август 1943 г.

 

              Илья  Эренбург

 

               1941

Мяли танки теплые хлеба,

И горела, как свеча, изба.

Шли деревни. Не забыть вовек

Визга умирающих телег,

Как лежала девочка без ног,

Как не стало на земле дорог.

Но тогда на жадного врага

Ополчились нивы и луга,

Разъярился даже горицвет,

Дерево и то стреляло вслед,

Ночью партизанили кусты

И взлетали, как щепа, мосты,

Шли с погоста деды и отцы,

Пули подавали мертвецы,

И, косматые, как облака,

Врукопашную пошли века.

Шли солдаты бить и перебить,

Как ходили прежде молотить,

Смерть предстала им не в высоте,

А в крестьянской древней простоте,

Та, что пригорюнилась, как мать,

Та, которой нам не миновать.

Затвердело сердце у земли,

А солдаты шли, и шли, и шли,

Шла Урала темная руда,

Шли, гремя, железные стада,

Шел Смоленщины дремучий бор,

Шел глухой зазубренный топор,

Шли пустые, тусклые поля,

Шла большая русская земля.

1942.

 

 

Он пригорюнится, притулится,

Свернет, закурит и вздохнет,

Что есть одна такая улица,

А улицы не назовет.

Врага он встретит у обочины.

А вдруг откажет пулемет,

Он скажет: «Жить кому не хочется», – 

И сам с гранатой поползет.

1942.

 

    Константин  Симонов

 

Майор привез мальчишку на лафете.

Погибла мать. Сын не простился с ней.

За десять лет на том и этом свете

Ему зачтутся эти десять дней.

Его везли из крепости, из Бреста.

Был исцарапан пулями лафет.

Отцу казалось, что надежней места

Отныне в мире для ребенка нет.

Отец был ранен, и разбита пушка.

Привязанный к щиту, чтоб не упал,

Прижав к груди заснувшую игрушку,

Седой мальчишка на лафете спал.

Мы шли ему навстречу из России.

Проснувшись, он махал войскам рукой...

Ты говоришь, что есть еще другие,

Что я там был и мне пора домой...

Ты это горе знаешь понаслышке,

А нам оно оборвало сердца.

Кто раз увидел этого мальчишку,

Домой прийти не сможет до конца.

Я должен видеть теми же глазами,

Которыми я плакал там, в пыли,

Как тот мальчишка возвратится с нами

И поцелует горсть своей земли.

За все, чем мы с тобою дорожили,

Призвал нас к бою воинский закон.

Теперь мой дом не там, где прежде жили,

А там, где отнят у мальчишки он.

1941

Дмитрий Кедрин

                  Колокол

 

В тот колокол, что звал народ на вече,

Вися на башне у кривых перил,

Попал снаряд, летевший издалече,

И колокол, сердясь, заговорил.

Услышав этот голос недовольный,

Бас, потрясавший гулкое нутро,

В могиле вздрогнул мастер колокольный,

Смешавший в тигле медь и серебро.

Он знал, что в дни, когда стада тучнели

И закрома ломились от добра,

У колокола в голосе звенели

Малиновые ноты серебра.

Когда ж врывались в Новгород соседи

И был весь город пламенем объят,

Тогда глубокий звон червонной меди

Звучал, как ныне…Это был набат!

Леса, речушки, избы и покосы

Виднелись с башни каменной вдали.

По большакам сновали крестоносцы,

Скот уводили и амбары жгли…

И рухнули перил столбы косые,

И колокол гудел над головой,

Так, словно то сама душа России

Своих детей звала на смертный бой!

Август 1942.

 

Вопросы и задания к разделу «Повествовательные жанры»:

1. Выделите в стихах конкретные  повествовательные жанры (баллада, рассказ, разговор, история, легенда). Какую функцию они выполняют среди других жанрово-стилевых тенденций, какова их общая семантика, какую сторону жизни человека на войне они отражают?

2. Объясните причины распространения и выявите особенности  жанра баллады.  

а) назовите ее тематические разновидности (баллада о дружбе, баллада о подвиге, баллада о предательстве и др.).

 б)  выявите общие особенности жанра: эпическая основа, наличие фантастического, мистика, трагическое начало.

 в) покажите трансформацию жанровых черт баллады, проанализировав поэтику: особенности субъектно-объектной организации – соотношение субъекта речи и объекта изображения, сочетание конкретности и символического обобщения. Способы раскрытия внутреннего мира личности, интрига и фабула, фантастика и сверхъестественное, трагическое и героическое.

г) Какова онтология войны в балладах А. Недогонова (Гильза, Баллада о железе, Гнездо).

д) Можно ли говорить о новых разновидностях баллады, появившихся в годы войны? Приведите примеры.

 е) Выделите в «Волжской балладе» основные коллизии. Можно ли здесь говорить об ирреальном?

3. Определите особенности воплощения авторского сознания в стихотворениях М. Исаковского и А. Суркова («Враги сожгли родную хату», «Огонек», «В землянке» и др.).

4. Проанализируйте историко-культурные образы в поэзии Д. Кедрина: какие это образы, назовите исторические реалии стихов,  каковы их функции, каков образ национального мира, воссоздаваемый поэтом.

 

 

Исповедальные жанры

 

Александр Твардовский

    

Зачем рассказывать о том

Солдату на войне,

Какой был сад, какой был дом

В родимой стороне?

 

Зачем? Иные говорят,

Что нынче, за войной,

Он позабыл, давно, солдат,

Семью и дом родной;

 

Он ко всему давно привык,

Войною научен,

Он и тому, что он в живых,

Не верит нипочем.

 

Не знает он, иной боец,

Второй и третий год:

Женатый он или вдовец,

И писем зря не ждет…

 

Так о солдате говорят,

И сам порой он врет:

Мол, для чего смотреть назад,

Когда идешь вперед?

 

Зачем рассказывать о том,

Зачем бередить нас,

Какой был сад, какой был дом.

Зачем?

         Затем как раз,

Что человеку на войне

Как будто назло ей,

Тот дом и сад вдвойне, втройне

Дороже и милей.

 

И чем бездомней на земле

Солдата тяжкий быт,

Тем крепче память о земле

И доме он хранит.

 

Забудь отца, забудь он мать,

Жену свою, детей,

Ему тогда и воевать,

И умирать трудней.

 

Живем, не по миру идем,

Есть что хранить, любить.

Есть, где-то есть иль был наш дом,

А нет – так должен быть!

1943.

             

Ветром, что ли, подунуло

С тех печальных полей, -

Что там с ней, как подумаю,

Стороною моей!

С той русской сторонкою,

Захолустной, лесной,

Незавидной, негромкою,

А навеки родной.

Неужели там по небу

Тучки помнят свой шлях?

Неужели там что-нибудь

Зеленеет в полях?

На гнездовья те самые

За Днепром, за Десной

Снова птицы из-за моря

Прилетели весной?

И под небом ограбленной,

Оскорбленной земли

Уцелевшие яблони –

Срок пришел - расцвели?

Люди счетом уменьшены,

Молча дышат, живут.

И мужей своих женщины

Неужели не ждут?

И что было - оплакано, -

Смыло начисто след?

И как будто, что так оно,

И похоже... А - нет!

1943 год

                      Илья  Эренбург

Так ждать, чтоб даже память вымерла,

Чтоб стал непроходимым день,

Чтоб умирать при милом имени

И догонять чужую тень.

Чтоб не довериться и зеркалу,

Чтоб от подушки утаить,

Чтоб свет своей любви и верности

Зарыть, запрятать, затемнить,

Чтоб пальцы невзначай не хрустнули,

Чтоб вздох и тот зажать в руке,

Так ждать, чтоб, мертвый, он почувствовал

Горячий ветер на щеке.

1942.

 

             

 

                 Константин  Симонов

     Жди меня

                                              B.C.

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,

Не желай добра

Всем, кто знает наизусть,

Что забыть пора.

Пусть поверят сын и мать

В то, что нет меня,

Пусть друзья устанут ждать,

Сядут у огня,

Выпьют горькое вино

На помин души...

Жди. И с ними заодно

Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь,

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет: - Повезло.

Не понять, не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой, -

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.

 

                                                    А. Суркову
Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,  
Как шли бесконечные, злые дожди,
Как кринки несли нам усталые женщины,
Прижав, как детей, от дождя их к груди,

 

Как слезы они вытирали украдкою,
Как вслед нам шептали: «Господь вас спаси!» -
И снова себя называли солдатками,
Как встарь повелось на великой Руси.

 

Слезами измеренный чаще, чем верстами,
Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз:
деревни, деревни, деревни с погостами,
Как будто на них вся Россия сошлась,

 

Как будто за каждою русской околицей,
Крестом своих рук ограждая живых,
Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся

За  в бога не верящих внуков своих.


Ты знаешь, наверное, все-таки родина –
Не дом городской, где я празднично жил,
А эти проселки, что дедами пройдены,
С простыми крестами их русских могил.

 

Не знаю, как ты, а меня с деревенскою
     Дорожной тоской от села до села,

Со вдовьей слезою и с песнею женскою
     Впервые война на проселках свела.

 

Ты помнишь, Алеша: изба под Борисовом,
     По мертвому плачущий девичий крик,
    Седая старуха в салопчике плисовом,
     Весь в белом, как на смерть одетый, старик.

 

Ну что им сказать, чем утешить могли мы их?
    Но, горе поняв своим бабьим чутьем,
    Ты помнишь, старуха сказала: - Родимые,

Покуда идите, мы вас подождем.

“Мы вас подождем!» - говорили нам пажити.

 

“Мы вас подождем!» - говорили леса.
     Ты знаешь, Алеша, ночами мне кажется,
     Что следом за мной их идут голоса.

По русским обычаям, только пожарища

 

На русской земле раскидав позади,
    На наших глазах умирали товарищи,
     По-русски рубаху рванув на груди.

Нас пули с тобою пока еще милуют.

 

Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,
   Я все-таки горд был за самую милую,
    За горькую землю, где я родился,

 

За то, что на ней умереть мне завещано,

Что русская мать нас на свет родила,
    Что, в бой провожая нас, русская женщина
     По-русски три раза меня обняла.
     1941

 

Открытое письмо                                    

                           Женщине из г. Вичуга

Я вас обязан известить,
Что не дошло до адресата
Письмо, что в ящик опустить
Не постыдились вы когда-то.

 

Ваш муж не получил письма,
Он не был ранен словом пошлым,
Не вздрогнул, не сошел с ума,
Не проклял все, что было в
прошлом.

 

Когда он поднимал бойцов
В атаку у руин вокзала,
Тупая грубость ваших слов
Его, по счастью, не терзала.

 

Когда шагал он тяжело,
Стянув кровавой тряпкой рану,
Письмо от вас еще все шло,
Еще, по счастью, было рано.

 

Когда на камни он упал
И смерть оборвала дыханье,
Он все еще не получал,
По счастью, вашего посланья.

 

Могу вам сообщить о том,
Что, завернувши в плащ-палатки,
Мы ночью в сквере городском
Его зарыли после схватки.

 

Стоит звезда из жести там
И рядом тополь — для приметы…
А впрочем, я забыл, что вам,
Наверно, безразлично это.

 

Письмо нам утром принесли...

Его, за смертью адресата,

Между собой мы вслух прочли
    Уж вы простите нам, солдатам.

 

Быть может, память коротка
У вас. По общему желанью,
От имени всего полка
Я вам напомню содержанье.

 

Вы написали, что уж год,
Как вы знакомы с новым мужем.
А старый, если и придет,
Вам будет все равно ненужен.

 

Что вы не знаете беды,
Живете хорошо. И кстати,
Теперь вам никакой нужды
Нет в лейтенантском аттестате.

 

Чтоб писем он от вас не ждал
И вас не утруждал бы снова...
Вот именно: «не утруждал»...
Вы побольней искали слова.

 

И все. И больше ничего.
Мы перечли их терпеливо,
Все те слова, что для него
В разлуки час в душе нашли вы.

«Не утруждай». «Муж». «Аттестат»...
     Да где ж вы душу потеряли?

 Ведь он же был солдат, солдат!

Ведь мы за вас с ним умирали.

 

Я не хочу судьею быть,
     Не все разлуку побеждают,
      Не все способны век любить,—

 К несчастью, в жизни все бывает.

 

Ну хорошо, пусть не любим,
     Пускай он больше вам ненужен,
     Пусть жить вы будете с другим,
     Бог с ним, там с мужем ли, не с мужем.

 

Но ведь солдат не виноват

В том, что он отпуска не знает,

Что третий год себя подряд,

Вас защищая, утруждает.

 

Что ж, написать вы не смогли
      Пусть горьких слов, но благородных.
      В своей душе их не нашли —

 Так завяли бы где угодно.

 

В отчизне нашей, к счастью, есть
    Немало женских душ высоких,
    Они б вам оказали честь —

Вам написали б эти строки;

 

Они б за вас слова нашли,
     Чтоб облегчить тоску чужую.
      От нас поклон им до земли,
      Поклон за душу их большую.

 

Не вам, а женщинам другим,

От нас отторженных войною,
    О вас мы написать хотим,
    Пусть знают — вы тому виною,

 

Что их мужья на фронте, тут,
     Подчас в душе борясь с собою,
     С невольною тревогой ждут
     Из дома писем перед боем.

 

Мы ваше не к добру прочли,
     Теперь нас втайне горечь мучит:
     А вдруг не вы одна смогли,
     Вдруг кто-нибудь еще получит?

 

На суд далеких жен своих
     Мы вас пошлем. Вы клеветали
     На них. Вы усомниться в них
     Нам на минуту повод дали.

 

Пускай поставят вам в вину,
    Что душу птичью вы скрывали,
     Что вы за женщину, жену,
     Себя так долго выдавали.

 

А бывший муж ваш — он убит.
     Все хорошо. Живите с новым.
     Уж мертвый вас не оскорбит
      В письме давно ненужным словом.

 

Живите, не боясь вины,
    Он не напишет, не ответит
     И, в город возвратись с войны,
     С другим вас под руку не встретит.

 

Лишь за одно еще простить
     Придется вам его — за то, что,
     Наверно, с месяц приносить
     Еще вам будет письма почта.

 

Уж ничего не сделать тут —

Письмо медлительнее пули.
    К вам письма в сентябре придут,
  А он убит еще в июле.

 

О вас там каждая строка,
     Вам это, верно, неприятно —

Так я от имени полка
     Беру его слова обратно.

 

Примите же в конце от нас
     Презренье наше на прощанье.
     Не уважающие вас
      Покойного однополчане.

 

По поручению офицеров полка К. Симонов
    1943.

                  Алексей Сурков

                             К. Симонову
Лупа висит над опаленным садом.
В ночном тумане тает синий дым,
Рассвет не скоро. Сядь на бурку рядом.
Поговорим. На звезды поглядим.
Здесь, у костра, не скрыть ночному мраку
Всей разницы повадок, вкусов, лет.
Когда я первый раз ходил в атаку,
Ты первый раз взглянул на белый свет.
Своей дорогой шел сквозь годы каждый,
Мечтая счастье общее найти,
Но буря к нам нагрянула однажды,
Слила в одну дорогу все пути.
Тем знойным летом, слыша танков топот,
Мы побратались возрастом в бою,
Помножив мой сорокалетний опыт
На твой порыв и молодость твою.
Когда пробьет урочный  час расплаты,
На запад схлынет черная беда,—
В высоком званье старого солдата
Сольются наши жизни навсегда.
Испытанные пулей и снарядом,
Виски твои украсив серебром,
Мы на пиру победы сядем рядом,
Как в эту ночь сидели над костром.
Под Ржевом
1942

 













































































































































Вопросы и задания к текстам.

1.      Определите варианты исповедальных жанров. Приведите свои примеры.

2.    Выявите типологию мотивов (любви, преданности и неверности, возлюбленной и роли ее любви для воюющего человека, родного дома и войны и т.д.) 

 3. Поэтика женского образа в стихах военных лет. Варианты женских типов.

 4.Раскройте внутренний мир человека, представленный в стихах. В каких ракурсах он раскрывается? Каковы особенности субъектной организации исповедальных жанров?

 5. Цикл К. Симонова «С тобой и без тебя». Выделите основные стихи цикла, раскрывающие лирического героя и его мироощущение. Определите основные психологические коллизии во взаимоотношениях героев. Какая картина мира воссоздается в  поэзии Симонова?

6. Покажите своеобразие дружеского послания военных лет на примере стихов К. Симонова и А. Суркова («Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины» и др).

7. Поэзия О. Берггольц. В цикле «Твой путь» покажите особенности мироощущения лирической героини, выделите основные мотивы, коллизию духовного и телесного (физической смерти и духовного противостояния ей), проанализируйте пространственно-временную организацию, мифопоэтическую символику низа и верха, воды и льда, зимы и весны. 

8.Можно ли утверждать, что любовная лирика военных лет – выражение гуманистических основ национального сознания?  

 

Поэзия «фронтового поколения»

Семен Гудзенко

 Баллада о дружбе

Так

в блиндаже хранят уют

коптилки керосиновой.

Так

дыханье берегут,

когда ползут сквозь минный вой.

Так

раненые кровь хранят,

руками сжав культяпки ног.

... Был друг хороший у меня

и дружбу молча я берег.

И дружбы не было нежней.

Пускай мой след

в снегах простыл, -

среди запутанных лыжней

мою

всегда он находил.

Он возвращался по ночам...

Услышав скрип его сапог,

я знал - от стужи он продрог

или

от пота он промок.

Мы нашу дружбу берегли,

как пехотинцы берегут

метр

окровавленной земли,

когда его в боях берут.

Но стал

и в нашем дележе

сна и консервов на двоих

вопрос:

кому из нас двоих

остаться на войне в живых?

И он опять напомнил мне,

что ждет его в Тюмени сын.

Ну, что скажу!

Ведь на войне

 

я в первый раз

побрил усы.

И, видно,

жизнь ему вдвойне

дороже и нужней, чем мне.

Час дал на сборы капитан.

Не малый срок,

не милый срок...

Я совестью себя пытал:

решил,

что дружбу зря берег.

Мне дьявольски хотелось жить, -

пусть даже врозь,

пусть не дружить.

Ну, хорошо,

пусть мне идти,

пусть он останется в живых.

Поделит

с кем-нибудь в пути

и хлеб

и дружбу на двоих.

И я шагнул через порог...

Но было мне не суждено

погибнуть в переделке этой.

Твердя проклятие одно,

приполз я на КП к рассвету.

В землянке

рассказали мне,

что по моей лыжне ушел он.

Так это он

всю ночь в огне

глушил их исступленно толом!

Так это он

из-за бугра бил наповал из автомата!

Так это он

из всех наград

выбрал одну -

любовь солдата!

Он не вернулся.

Мне в живых

считаться,

числиться по спискам.

Но с кем я буду на двоих

делить судьбу с армейским риском?

Не зря мы дружбу берегли,

как пехотинцы берегут

метр

окровавленной земли,

                                          когда его в боях берут. 

1942 -1943

               

                Перед атакой

Когда на смерть идут – поют,

а перед этим

можно плакать.

Ведь самый страшный час в бою –

час ожидания атаки.

Снег минами изрыт вокруг

и почернел от пыли минной.

Разрыв -

и умирает друг.

И, значит, смерть проходит мимо,

Сейчас настанет мой черед.

За мной одним

идет охота.

Будь проклят

сорок первый год

и вмерзшая в снега пехота. 

Мне кажется, что я магнит,

что я притягиваю мины.

Разрыв – и лейтенант хрипит.

И смерть опять проходит мимо.

Но мы уже

не в силах ждать.

И нас ведет через траншеи 

окоченевшая вражда,

штыком дырявящая шеи.

Был бой коротким.

А потом

глушили водку ледяную,

и выковыривал ножом

из-под ногтей

я кровь чужую.

1942.

 

      Подрывник

К рассвету точки засекут,

а днем начнется наступленье.

Но есть трагедия секунд, и есть

секундные сраженья.

И то,

что может сделать он

и тол

          (пятнадцать килограммов),

не в силах целый батальон,

пусть даже смелых

                             и упрямых.

Он в риске понимает толк.

Уверенно,

с лихим упорством

вступает он в единоборство

с полком.

   И разбивает полк.

И рассыпаются мосты,

и падают в густые травы,

обламывая кусты,

на фронт идущие составы.

И в рельсах, согнутых улиткой,

отражена его улыбка.

1942 г.

 Я был пехотой в поле чистом,

в грязи окопной и огне,

Я стал армейским журналистом,

В последний год на той войне.

В каких я странах побывал!

Считать - не сосчитать.

В каких я замках ночевал!

Мечтать вам и мечтать.

С каким весельем я служил!

Огонь был не огонь.

С какой свободой я дружил!

Ты памяти не тронь.

Но если снова воевать...

Таков уже закон...

пуская меня пошлют

опять в стрелковый батальон.

Быть под началом у старшин

хотя бы треть пути,

потом могу я с тех вершин

в поэзию сойти.

 1945

Мое поколение

 

Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели.

Мы пред нашим комбатом, как пред господом Богом, чисты.

На живых порыжели от крови и глины шинели,

на могилах у мертвых расцвели голубые цветы.

 

Расцвели и опали... Проходит четвертая осень.

Наши матери плачут и ровесницы молча грустят.

Мы не знали любви, не изведали счастья ремесел,

нам досталась на долю нелегкая участь солдат.

 

У погодков моих нет ни жен, ни стихов, ни покоя –

только сила и юность. А когда возвратимся с войны,

все долюбим сполна, и напишем, ровесник, такое,

отцами-солдатами будут гордиться сыны.

 

Ну, а кто не вернется? Кому долюбить не придется?

Ну, а кто в сорок первом первою пулей сражен?

Зарыдает ровесница, мать на пороге забьется, -

 У погодков моих ни стихов, ни покоя, ни жен.

 

Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели.

Кто в атаку ходил, кто делился последним куском,

тот поймет эту правду, - она к нам в окопы и щели

приходила поспорить ворчливым, охрипшим баском.

Пусть живые запомнят и пусть поколения знают

эту взятую с боем суровую правду солдат.

И твои костыли, и смертельная рана сквозная,

и могилы над Волгой, где тысячи юных лежат, -

это наша судьба, это с ней мы ругались и пели,

подымались в атаку и рвали над Бугом мосты.

…Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели.

 Мы пред нашей Россией и в трудное время чисты.

 

А когда мы вернемся, а мы возвратимся с победой,

все как черти упрямы, как люди живучи и злы, -

пусть нам пива наварят и мяса нажарят к обеду,

чтоб на ножках дубовых повсюду ломились столы.

 

Мы поклонимся в ноги родным, настрадавшимся людям,

Матерей расцелуем и подруг, что дождались, любя.

Вот когда мы вернемся и победу штыками добудем –

Все долюбим, ровесник, и работу найдем для себя.

1945 год

 

 

Мы не от старости умрём -

от старых ран умрем.

Так разливай по кружкам ром,

трофейный рыжий ром.

В нем горечь, хмель и аромат

заморской стороны.

Его принес сюда солдат,

вернувшийся с войны.

Он видел столько городов!

Старинных городов.

Он рассказать о них готов.

И даже спеть готов.

Так почему же он молчит?

Четвертый час молчит.

То пальцем по столу стучит,

то сапогом стучит.

А у него желанье есть.

Оно понятно вам?

Он хочет знать, что было здесь,

когда мы были там...

1946 год

 

 

                       Михаил  Дудин

Соловьи

 

О мертвых мы поговорим потом.

Смерть на войне обычна и сурова.

И все-таки мы воздух ловим ртом

При гибели товарищей. Ни слова

Не говорим. Не поднимая глаз,

В сырой земле выкапываем яму.

Мир груб и прост. Сердца горели. В нас

Остался только пепел, да упрямо

Обветренные скулы сведены.

Трехсот пятидесятый день войны.

Еще рассвет по листьям не дрожал,

И для острастки были пулеметы...

Вот это место. Здесь он умирал –

Товарищ мой из пулеметной роты.

Тут бесполезно было звать врачей,

Не дотянул бы он и до рассвета.

Он не нуждался в помощи ничьей.

Он умирал. И, понимая это,

Смотрел на нас, и молча ждал конца,

И как-то улыбался неумело.

Загар сначала отошел с лица,

Потом оно, темнея, каменело.

Ну, стой и жди. Застынь. Оцепеней.

Запри все чувства сразу на защелку.  

Вот тут и появился соловей,

Несмело и томительно защелкал.

Потом сильней, входя в горячий пыл,

Как будто настежь вырвавшись из плена,

Как будто сразу обо всем забыл,

Высвистывая тонкие колена.

Мир раскрывался. Набухал росой.

Как будто бы еще едва означась,

Здесь рядом с нами возникал другой

В каком-то новом сочетанье качеств.

Как время, по траншеям тек песок.

К воде тянулись корни у обрыва,

И ландыш, приподнявшись на носок,

Заглядывал в воронку от разрыва.

Еще минута. Задымит сирень

Клубами фиолетового дыма.

Она пришла обескуражить день.

Она везде. Она непроходима.

Еще мгновенье. Перекосит рот

От сердце раздирающего крика, -

Но успокойся, посмотри: цветет,

Цветет на минном, поле земляника.

Лесная яблонь осыпает цвет,

Пропитан воздух ландышем и мятой...

А соловей свистит. Ему в ответ

Еще - второй, еще - четвертый, пятый.

Звенят стрижи. Малиновки поют.

И где-то возле, где-то рядом, рядом

Раскидан настороженный уют

Тяжелым громыхающим снарядом.

А мир гремит на сотни верст окрест,

Как будто смерти не бывало места,

Шумит неумолкающий оркестр,

И нет преград для этого оркестра.

Весь этот лес листом и корнем каждым,

Ни капли не сочувствуя беде,

С невероятной, яростною жаждой

Тянулся к солнцу, к жизни и к воде.

Да, это жизнь. Ее живые звенья,

Ее крутой, бурлящий водоем.

Мы, кажется, забыли на мгновенье

О друге умирающем своем.v

Горячий луч последнего рассвета

Едва коснулся острого лица.

Он умирал. И, понимая это,

Смотрел на нас и молча ждал конца.

Нелепа смерть. Она глупа. Тем боле

Когда он, руки разбросав свои,

Сказал: «Ребята, напишите Поле:

 нас сегодня пели соловьи».

И сразу канул в омут тишины

Трехсот пятидесятый день войны.

Он не дожил, не долюбил, не допил,

Не доучился, книг не дочитал.

Я был с ним рядом. Я в одном окопе,

Как он о Поле, о тебе мечтал.

И может быть, в песке, в размытой глине,

Захлебываясь в собственной крови,

Скажу: «Ребята, дайте знать Ирине:

У нас сегодня пели соловьи».

И полетит письмо из этих мест

Туда, в Москву, на Зубовский проезд.

Пусть даже так. Потом просохнут слезы,

И не со мной, так с кем-нибудь вдвоем

У той поджигородовскои березы

Ты всмотришься в зеленый водоем.

Пусть даже так. Потом родятся дети

Для подвигов, для песен, для любви.

Пусть их разбудят рано на рассвете

Томительные наши соловьи.

Пусть им навстречу солнце зноем брызнет

И облака потянутся гуртом.

Я славлю смерть во имя нашей –  жизни.

О мертвых мы поговорим потом.

1942 год

 

Борис  Слуцкий

КЕЛЬНСКАЯ ЯМА

 

Нас было семьдесят тысяч пленных

В большом овраге с крутыми краями.

Лежим безмолвно и дерзновенно,

Мрем с голодухи в Кельнской яме.

Над краем оврага утоптана площадь

До самого края спускается криво.

Раз в день на площадь выводят лошадь,

Выводят сталкивают с обрыва.

Вот она свергается в яму,

вот ее делим на доли неравно,

Вот по конине молотим зубами, -

О бюргеры Кельна, да будет вам срамно!

О граждане Кельна, как же так!

Вы трезвые, честные, где же вы были,

Когда зеленее, чем медный пятак,

Мы в кельнской яме с голоду выли?

Собрав свои последние силы,

Мы выскребли надпись на стенке отвесной,

Короткую надпись над нашей могилой -

Письмо солдату Страны советской:

«Товарищ боец, остановись над нами,

Над нами, над нами, над белыми костями!

Нас было семьдесят тысяч, пленных,

Мы пали за Родину в Кельнской яме!

Когда подлецы вербовать нас хотели,

Когда нам о хлебе кричали с оврага,

Когда патефоны о женщинах пели,

Партийцы шептали: «Ни шагу, ни шагу!»

Читайте надпись над нашей могилой!

Да будем достойны посмертной славы!

А если кто больше терпеть не в силах –

Партком разрешает самоубийство слабым.

О вы, кто наши души живые

Хотели купить за похлебку с кашей,

Смотрите, как, мясо с ладони выев,

Кончают жизнь товарищи наши!

Землю роем, скребем ногтями,

Стоном стонем в Кельнской яме,

Но все остается - как было! как было! –

1944 год

 

Воссоздать сумею ли, смогу

Образ человека на снегу?

Он лежит обеими руками

Каша с вами, а души с нами.

Провод, два конца его схватив,

Собственной судьбой соединив

Пустоту, молчание, разрыв,

Тишину

Между двумя кусками.

Пулемет над головою бьет,

слабый снег под гимнастеркой тает...

Только он не встанет, не уйдет,

Провода не бросит, не оставит.

Мат старшин идет через него,

И телефонистку соблазняют...

Больше - ничего.

Он лежит.

Он ничего не знает.

Знает! Бьет, что колокол, озноб,

Судорога мучает и корчит.

Снова он застыл, как сноп, как гроб.

Встать не хочет.

Дотерпеть бы! Лишь бы долежать!

Дотерпел! Дождался. Долежался!

В роты боевой приказ добрался.

Можно умирать - или вставать.

Будто руки окаменели.

Будто вкопан он в грунт, во рву.

Этот парень в серой шинели

Не пропустит врага в Москву.

Александр Межиров

Человек живет на белом свете.

Где — не знаю. Суть совсем не в том.

Я — лежу в пристрелянном кювете.

Он — с мороза  входит в теплый дом.

Человек живет на белом свете.

Он — в квартиру поднялся уже.

Я — лежу в пристрелянном кювете

На перебомбленном рубеже.

 

Человек живет на белом свече.

Он –  в квартире зажигает свет

Я — лежу в пристрелянном кювете,  

 

Я — вмерзаю в ледяной кювет.

 

Снег не тает. Губы, теки, веки

Он засыпал. И  велит дрожать...

С думой о далеком человеке

Легче до атаки мне лежать.

А потом подняться, разогнуться.

От кювета тело оторвать,

На ледовом поле не споткнуться

И пойти в атаку —

Воевать.

Я лежу в пристрелянном кювете.

Снег седой щетиной на скуле.

Где-то человек живет на свете –

 На моей красавице земле!

 

Знаю, знаю – распрямлюсь да встану,

Да чрез гробовую полосу

К вражьему ощеренному стану

Смертную прохладу пронесу.

 

Я лежу в пристрелянном кювете,

Я к земле сквозь тусклый лед приник…

Человек живет на белом свете

Мой далекий отсвет! Мой двойник!

1942

Мы под Колпином скопом стоим,

Артиллерия бьет по своим.

Это наша разведка, наверно,

Ориентир указала неверно.

 

Недолет. Перелет.Недолет.

По своим артиллерия бьет.

 

Мы недаром присягу давали.

За собою мосты подрывали, -

Из окопов никто не уйдет.

По своим артиллерия бьет.

 

Мы под Колпином скопом лежим,

Мы дрожим, прокопченные дымом,

Надо все-таки бить по чужим,

А она - по своим, по родимым.

 

Нас комбаты утешить хотят,

Говорят, что нас родина любит.

По своим артиллерия лупит.

Лес не рубят, а щепки летят.

 

                                 ***

 

После боя в замерзшем Берлине

В тишине почти что гробовой,

Подорвался на пехотной мине

Русский пехотинец-рядовой.

 

Я припомнил все свои походы,

Все мои мытарства на войне,

И впервые за четыре года

Почему-то стало страшно мне.

Сергей Орлов

Его зарыли в шар земной,

А был он лишь солдат,
 Всего, друзья, солдат простой,
Без званий и наград.
Ему как мавзолей земля -
На миллион веков,
И Млечные  Пути пылят
Вокруг него с боков.
На рыжих скатах тучи спят,
Метелицы метут,
Грома тяжелые гремят,
Ветра разбег берут.
Давным-давно окончен бой...
Руками всех друзей
Положен парень в шар земной,
Как будто в мавзолей...
1944

Мы ушли на заре,

Словно тени косые,

Под землей наши руки с корнями сплелись.

И не слышим мы – дождь ли идет по России,

Или дымом сугробы в полях завились.

 

Тишина, о которой мы столько мечтали,

Черным камнем легла на разбитую грудь.

Может быть, петухи на Руси закричали,

Но и им тишины не спугнуть, не вспугнуть.

 

Только хруст корневищ сквозь прогнившие кости,

Только голос подземных ручьев…

На забытом, заросшем крапивой погосте

Мы лежим, может, год, может – тыщу веков.

1944

 

                         ***

 

Я своих фотографий тебе не дарил

И твоих не просил с собой.

О тебе никому я не говорил,

Уходя на рассвете в бой.

 

Это только поэты пишут в стихах,

Это только в песнях поют,

Будто женская верность на дымных полях

Охраняет солдат в бою.

 

Ожиданьем пули не отведешь,

Заклинать судьбу ни к чему.

Будто ты меня силой любви спасешь,

Я не верю совсем тому.

 

Позабудешь, устанешь ждать за года,

Значит, мертвым я упаду?

Схорони, забудь, я живой тогда

Непременно назло приду.

1944










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 175.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...