Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Психоаналитическое направление в психологии (психоанализ З. Фрейда, индивидуальная психология А. Адлера, аналитическая психология К.Г. Юнга).




Основано на глубинной психологии, психоанализе, т.е. на идеях Фрейда о конфликте между бессознательным и сознательным. По Фрейду существует две основные группы врождённых инстинктов: инстинкты Эрос и инстинкты Танатос.Фрейд уделял большое внимание инстинктам первого типа, а именно сексуальным инстинктам. Фрейд рассматривал две модели концепции личности: топографическая (основанный на изучении уровней сознания) и структурная (структура личности). Ф. выделял 3 лвл. сознания:1) сознание (ситуация осознается человеком в данную минуту), 2) предсознание ( то что может быть осознанно, но по каким-либо причинам не осознается в данную минуту), 3) бессознательное (то, что не может быть осознанно человеком самостоятельно: инстинкты, переживания, воспоминания и т.п.). На поздней модели (структурной) Ф. выделил 3 субстанции в личности: Ид(оно), Эго (я), Сверх-Эго(сверх Я). Ид (Оно)- это инстинкты, побуждающие нас к активности и вызывающие напряжение. Сверх-Эго -моральные нормы, стереотипы, идеальное-Я,которому нужно соответствовать. Эго (я)-разум,контролирующий реальную ситуации и соотношение Ид и Супер-Эго. Т.к. благодаря Эго Ид не выходит из-под контроля полностью,т.к. Эго учитывает Сверх-Я (моральные нормы).,т.к. человек как бы удовлетворяет свои потребности в дозволительной норме, в меру. Если напряжение Ид становится слишком сильной и конфликт между Ид и Сверх-я становится сильным и давит на Эго может возникнуть тревога. Ф Чтобы помочь избежать данных тревог человек использует различные «защитные механизмы».

Понятие бессознательного разные ученые рассматривали по-разному и соответственно и в конфликт обуславливающий неврозы тоже понимали по своему. Так в отличие от Фрейда, Адлерсчитал что невроз возникает вследствие конфликта между чувством неполноценности и стремлением к самоутверждению, жаждой власти. Юнгввел понятие коллективное бессознательное, основным содержанием которого являются архетипы (заложенные врожденные образы от мифов, сказок и т.п. наших предков).

 

 

Биогенетические и социогенетические теории развития человека (концепции С. Холла, З. Фрейда, Б. Скиннера, А. Бандуры как примеры этих подходов).

См. вопрос №5 (концепция З. Фрейда). См. вопрос № 4 (концепция Б. Скиннера).

А. Г. Асмолов, анализируя возможные теоретические подходы, объясняющие развитие человека, выделяет три основных. Во-первых, это биогенетический подход, в центре внимания которого «находятся проблемы развития человека как индивида, обладающего определенными антропогенетическими свойствами (задатки, темперамент, биологический возраст, пол.

Во-вторых, это социогенетический подход, представители которого делают акцент на изучении процессов «социализации человека, освоения им социальных норм и ролей, приобретения социальных установок и ценностных ориентации.сюда можно отнести теории научения (Б. Скиннер, А. Бандура)

Представители персоногенетического подхода во главу угла ставят «проблемы активности, самосознания и творчества личности, формирования человеческого "Я", борьбы мотивов, воспитания индивидуального характера и способностей, самореализации личностного выбора.

В рамках биогенетического подхода основными теориями являются теория рекапитуляция С. Холла и теория психосексуального развития 3. Фрейда.

Теория рекапитуляции С. Холла

Исследуя психическое развитие ребенка. Холл пришел к выводу, что в его основе лежит биогенетический закон, сформулированный учеником Дарвина Э. Геккелем. Геккель говорил о том, что зародыши в своем эмбриональном развитии проходят те же стадии, что и весь этот род за время своего существования.  Главным законом психологии развития С. Холл считал биогенетический «закон рекапитуляции», согласно которому индивидуальное развитие, онтогенез, повторяет главные стадии филогенеза. Младенчество воспроизводит животную фазу развития. Детство соответствует эпохе, когда главными занятиями древнего человека были охота и рыболовства. Период от 8 до 12 лет, который называют иногда предподростковым, соответствует концу дикости началу цивилизации; а юность, охватывающая период с начала полового созревания (12 - 13 лет) до наступления взрослости (22 - 25 лет), эквивалентна эпохе романтизма. Это период «бури и натиска», внутренних и внешних конфликтов, в ходе которых у человека появляется «чувство индивидуальности». Ученик Холла Гетчинсон на основании теории рекапитуляции создал периодизацию психического развития, критерием в которой являлся способ добывания пищи. Он выделил пять основных фаз в психическом развитии детей (стадия рытья и копания, охоты, пастушества, земледелия и т.д.), подчеркивая, что только с семи-восьми лет ребенок вступает в эру цивилизованного человека и только с этого возраста его можно систематически обучать. И Холл, и Гетчинсон были убеждены, что прохождение каждой стадии обязательно для нормального развития, а фиксация на какой-то из них ведет к отклонениям и аномалиям в психике. Так как реально ребенок не может перенестись в те ситуации, которые пережило человечество, то переход от одной стадии к другой осуществляется в игре, которая и является таким специфическим механизмом. Так появляются детские игры в войну, в казаков-разбойников и т.д. Важно не стеснять ребенка в проявлении своих инстинктов, которые таким образом изживаются. Созданная Холлом педология - комплексная наука о ребенке. данная наука объединяет все отрасли знаний, связанные с исследованием детского развития. Теория социального научения Концепция социального научения показывает, как ребенок приспосабливается в современном мире, как он усваивает при­вычки и нормы современного общества. Представители этого направления считают, что наряду с классическим обусловлива­ем и оперантным научением существует также научение путем имитации, подражания. А. Бандура выступил против переноса данных, полученных на животных, на анализ челове­ческого поведения. Он считал, что награда и наказание недоста­точны, чтобы научить новому поведению. Дети приобретают но­вое поведение благодаря имитации модели. Научение происхо­дит через наблюдение, имитацию (подражание авторитетным образцам) и идентификацию (процесс, в котором личность за­имствует мысли, чувства или действия от другой личности, вы­ступающей в качестве модели). Бандура провел немало лабораторных и полевых исследова­ний, посвященных детской и юношеской агрессивности. Детям показывали фильмы, в которых были представлены образцы по­ведения взрослого (агрессивные и неагрессивные), имевшие раз­личные последствия (вознаграждение или наказание). Если в фильме агрессивность взрослых поощрялась, то и в игре детей она проявлялась чаще, и наоборот.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 174.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...