Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 7. Социология личности.




1. Понятия «человек», «индивид» и «личность». Социологическое понятие личности.

2. Теории развития личности: марксисткая теория, ролевая теория личности, диспозиционная теория. Структура личности.

3. Социализация как фактор развития личности. Стадии, способы и средства социализации.

4. Девиантное поведение как социологическая проблема: теории девиантного поведения, причины и группы девиантного поведения. Социальный контроль.

Задания:

Укажите соответствие между понятиями и их определениями:

ПОНЯТИЯ

а) личность;

б) социализация первичная;

в) социальный статус;

г) ролевой конфликт;

д)социальная роль;

е) агенты социализации;

ж) «зеркальное я»

з) ресоциализация;

и) аскриптивный статус;

л) достигаемый статус.

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

1) положение, приобретаемое индивидом в обществе благодаря его собственным усилиям;

2) прирожденный, унаследованный статус;

3) система социально значимых черт, характеризующих индивида и делающих его уникальным;

4) процесс усвоения новых ролей, ценностей на каждом этапе жизни;

5) позиция, занимаемая индивидом в обществе, связанная с определенными правами и обязанностями;

6) переживаемые индивидом противоречивые чувства, связанные с одновременным выполнением нескольких ролей;

7) концепция Ч. Кули, утверждающая, что человек познает себя, представляя, что о нем думают другие;

8) люди и учреждения, с помощью которых осуществляется социализация личности;

9) поведение, предписанное в определенных обстоятельствах и ожидаемое другими участниками взаимодействия;

10) формирование у ребенка речи, мышления, сознания, усвоение социальных норм и ценностей.

Вопрос:

Значительный интерес для социологии личности представляет концепция «пассионарности», разработанная Л.Н. Гумилевым. В своей концепции ученый классифицирует всех людей в зависимости от «способности поглощать биохимическую энергию живых существ» (Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии. М., 1993). Первый тип располоагает достаточной энергией для удовлетворения потребностей, диктуемых инчтинктом самосохранения, такой человек работает, чтобы жить. Второй тип располагает избытком энергии. Ее значительно больше, чем требуется для нормальной жизни, и человек в таком случае работает ради более высоких, идеальных целей. Этот тип человека называется «пассионарием». Третий тип человека не стремится к активной жизнедеятельности, живя за счет других, и располагает недостаточной энергией. Таких людей Гумилев называет «субпассионариями».

Основываясь на данной типологии , приведите известные вам примеры «пассионариев» и «субпассионариев» из мировой и российской истории.

Задание:

Раскройте содержание известных вам теорий девиантного поведения. Назовите представителей этих теорий, заполните таблицу.

 

Теории девиантного поведения Представители Основные положения
Социобиологическая    
Социально-психологические    
Аномии    
Стигматизации    
Инкультурации    

 

Темы докладов и рефератов:

1. Типология социального характера Д. Рисмена.

2. Статус маргинала в современном обществе.

3. Модели аномии Э. Дюркгейма и Р. Мертона: внутренние противоречия и эвристический потенциал.

4. Девиантное поведение в современной России.

Литература

1. Бестужев - Лада, И. В. Пьянство как социальная проблема / И. В. Бестужев - Лада .— М. : Физкультура, образование и наука, 1999 .— 181с.

2. Ковалева А.И. Социализация личности: норма и отклонения. – М., 1996.

3. Ковалева А.И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория // Социологические исследования. –2003. - №1, с. 35-44.

4. Ромм, Марк Валериевич. Адаптация личности в социуме : теоретико-методологический аспект : [Монография] / М. В. Ромм .— Новосибирск : Наука, 2002 .— 272 с.

5. Шипунова Т.В. Проблема синтеза теорий девиантности // Социс. – 2004. –№12.

Тема 8. Социальные конфликты

1. Парадигма конфликта в социологии.

2. Понятие конфликта. Типы и виды социальных конфликтов.

3. Внутренняя динамика конфликта. Способы разрешения конфликтов.

4. Социальные конфликты в современной России.

Задания:

Укажите соответствие между понятиями и их определениями:

ПОНЯТИЯ

а) социальный конфликт;

б) конфликты ценностей;

в) субъект конфликта;

г) конфликты интересов;

д) конструктивный конфликт;

е) институционализированный конфликт;

ж) разрешение конфликта;

з) конфликтная ситуация.

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

1) участник конфликтного взаимодействия;

2) конфликты, связанные со стремлением к перераспределению ресурсов;

3) конфликты, основывающиеся на стремлении сторон утвердить и отстоять свою систему ценностей;

4) конфликт, приводящий к позитивным социальным изменениям;

5) преодоление конфликта, основывающееся на изменении конфликтной ситуации, преодолении тех обстоятельств, которые его вызвали;

6) противостояние или противоборство как минимум двух сторон по поводу распределения ценностей, ресурсов или власти;

7) ситуация, когда одна из сторон стремится осуществить желаемые социальные изменения путем воздействия на другую, а вторая – ориентирована на сохранение status gwo и потому стремится блокировать усилия первой;

8)  конфликтное воздействие, основывающееся на существовании общепринятых правил конфликтного поведения, взаимных обязательствах сторон, согласии участников конфликта относительно символов победы или поражения, времени завершения конфликта.

Вопрос:

Немецкому социологу Р. Дарендорфу принадлежит следующее выражение « Кто умеет справиться с конфликтами путем их признания, берет под свой контроль ритм истории. Кто упустит эту возможность – получает ритм себе в сопротивление».

 Объясните и прокомментируйте данное высказывание.

Задание:

Сравните теоритические подходы к анализу конфликта К. Маркса и Г. Зиммеля. Заполните следующую таблицу:

Характеристика различных аспектов конфликта Позиция Маркса Позиция Зиммеля
1. Характер конфликта    
2. Особенности конфликтного взаимодействия    
3. Причины конфликта    
4. Отношение к целям конфликта    

 

Темы докладов и рефератов:

1. Сравнительный анализ теоретических моделей Р. Дарендорфа и Л. Козера.

2. Стратегии конфликтного поведения.

3. Социальный консенсус и способы его достижения.

4. Сравнительный анализ конфликтологических теорий К. Маркса И Г. Зиммеля.

Литература:

1.Вишнякова, М. Ф. Конфликт - это творчество : Тренинговый практикум по конфликтологиии / М. Ф. Вишнякова ; М-во образования и науки респ. Беларусь .— Минск : Б.и., 1996 .— 315с.

2. Дмитриев, А. В. Социальный конфликт: общее и особенное / А. В. Дмитриев .— М. : Гардарики, 2002 .— 524с.

 3. Здравомыслов, А.Г. Социология конфликта:Россия на путях преодоления кризиса : Учеб.пособие для студ.ВУЗов .— 2-е изд.,доп. — М. : Аспект Пресс, 1995 .— 317c.

4. Козер, Л. Функции социального конфликта / Л. Козер ; Пер. с англ. О. Назаровой; Под общ. ред. Л. Г. Ионина .— М. : Идея-Пресс:Дом интеллект.кн., 2000 .— 205с.

5. Модернизация в России и конфликт ценностей / РАН. Ин-т философии .— М. : Б.и., 1994 .— 250с.

6. Светлов, В. А. Управление конфликтом : Новые технологии принятия решений в конфликтных ситуациях : [Учебное пособие] / В. А. Светлов .— СПб. : Росток, 2003 .— 135 с.

7. Сикевич, З. В. Социология и психология национальных отношений : Учеб. пособие / З. В. Сикевич .— СПб. : Изд-во Михайлова В. А., 1999 .— 203с.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 232.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...