Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема: Арабо-израильский конфликт во второй половине ХХ – начале XXI века: эволюция и перспективы разрешения
Степень изученности темы. Феномен конфликта в международных отношениях достаточно основательно освещён как в отечественной, так и в зарубежной литературе. Существует несколько точек зрений на причины возникновения международных конфликтов. Норвежский ученый И. Галтунг считал, что причиной возникновения конфликта является «структурное разбалансирование» между богатыми и бедными странами. Американский политолог К. Уолц, в свою очередь, предлагал рассматривать причины конфликта на трех уровнях: уровень индивида, уровень государства и уровень системы международных отношений. И затем, проанализировав все три уровня, делать выводы о реальных причинах конфликта. Что касается классификаций конфликтов, то этот вопрос изучали А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов, М. Дойч. Классификация американского исследователя М. Дойча строится на критериях истинности и ложности. Классификация Анцупова и Шипилова базируется на основе интересов сторон, в ней выделяются конфликты идеологий, религиозные конфликты. Стоит отметить, что способы урегулирования конфликта рассматриваются в основном в рамках зарубежной конфликтологии, например, в работах Л.М. Оппенгейма и Дж. Старка. Арабо-израильский конфликт как один из ключевых международных конфликтов XX в. неоднократно становился предметом исследования историков, политологов, конфликтологов, специалистов в сфере международных отношений. Исторические истоки арабо-израильского конфликта нашли освещение в трудах М. Барда, Р.О. Фридмана, А.И. Смирнова. М. Бард в своей работе изучает историю возникновения Израиля, утверждая, что Палестинская земля действительно принадлежит евреям. Р.О. Фридман, говоря об истоках конфликта, отмечает, что возможно было избежать конфликта, если бы арабское и еврейское население Палестины заострили свое внимание не на политических, а на экономических проблемах. Военную составляющую арабо-израильского конфликта анализируют в своих работах А.И. Смирнов, Д.В. Кузнецов, К.А. Капитонов. А.И. Смирнов, рассматривая все войны в рамках арабо-израилького конфликта, обращает внимание на особенности ведения военных действий, описывая события поминутно. Д.В. Кузнецов в своей работе обосновывает действия сторон во время вооруженных конфликтов. В работе К.А. Капитонова анализируется роль личности руководителя во время ведения военных действий. Причины и предпосылки арабо-израильского противостояния проанализированы в работах В.В. Григорьева, С.С. Щепелева, Б. Митчелл, А.Д. Эпштейна. Эпштейн, выделяя предпосылки арабо-израильского противостояния, определяет их влияние на развитие конфликта. С.С. Щепелев считает Британский мандат основной причиной противостояния между арабами и евреями Палестины. Григорьев рассматривает влияние деятельности ООН на развитие палестинской проблемы. Изучение собственно палестинской проблемы началось в 80-90 гг. ХХ в.. Этому вопросу посвящены работы И. Хусны, Г. Концельман, Р.Г. Ланды, Б.Г. Сейраняна, Д.Н. Барышникова. Хусны и Ланда в своих работах пишут, что актуальность конфликта обусловлена созданием Организации Освобождения Палестины и развитием палестинского движения сопротивления в 70-е гг. ХХ в. В более современной работе Д.Н. Барышникова отмечается, что значимость арабо-израильского конфликта обусловлена усилением влияния региональных конфликтов на мировую политическую ситуацию в целом. Развитию арабо-израильского конфликта в 1980-е г. свои труды посвятили А.А. Агарышев, Л.Л. Вольнов., А.И. Павлов. Во всех этих работах внимание обращено на войну с Ливаном 1982 г., на её значение и последствия. Однако тема палестинской Интифады почти не освещена. Мирный процесс изучался В. Ефимовым, А.Д. Эпштейном, А.Г. Баклановым, Т.В. Носенко, С. Бромом, Э. Само. Ефимов, Бром и Носенко говорят о перспективах и альтернативах в процессе мирного урегулирования. А.Д. Эпштейн в своей работе «Почему провалилась Дорожная карта» пишет о причинах неудач мирного урегулирования. Бакланов рассматривает причины стагнации мирного процесса. Таким образом, анализ отечественной и зарубежной литературы позволяет сделать вывод о том, что отдельные аспекты арабо-израильского конфликта (военное противостояние, исторические и идеологические предпосылки, исследование отдельных этапов конфликта и т.д.) изучены к настоящему времени достаточно хорошо. Однако комплексного исследования, в котором сочетались бы подробное освещение истории вопроса, анализ современного состояния конфликта и оценка перспектив его разрешения, выявить не удалось, что обусловило новизну темы курсовой работы. Приложение 4
Пример оформления титульного листа курсовой работы студентов, обучающихся
Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» Институт социального образования Факультет международных отношений и социально-гуманитарных коммуникаций Кафедра рекламы и связей с общественностью
Международный терроризм как глобальная проблема современности ОП ВО «41.03.05 – Международные отношения»
Курсовая работа
Екатеринбург 201__ г.
Приложение 5 Содержание
Оглавление
Приложение 6
Методы, используемые для написания работы
Глоссарий Абстрагирование –мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей и одновременное выделение одной или нескольких ключевых для исследования сторон изучаемого объекта. Аксиологический метод –отнесение изучаемых объектов к тем или иным ценностям, посредством чего производится отбор объектов и их оценка. Анализ – расчленение целостного предмета на составляющие части (стороны, признаки, свойства или отношения) с целью их всестороннего изучения. Аналогия – это метод научного познания, который основан на сходстве объектов исследования по некоторым признакам. При этом на основании признаков одного объекта выводится заключение о сходстве по другому объекту. Биографический метод – метод, основанный на исследовании личных документов (писем, автобиографий, дневников, мемуаров), в которых находит выражение личное отношение политического, общественного, исторического деятеля к пережитым или переживаемым событиям. Дедукция – вид умозаключения от общего к частному, когда из массы частных случаев делается обобщенный вывод о всей совокупности таких случаев. Ивент-анализ – метод изучения динамики событий или последовательности событийных данных. Метод анализа событийных данных направлен на обработку публичной информации, показывающей: кто говорит или делает; что говорит или делает; по отношению к кому говорит или делает; когда говорит или делает. Индукция – метод исследования и способ рассуждения, в котором общий вывод строится на основе частных посылок. Интервью – метод, основанный на беседе эксперта с прогнозистом по схеме «вопрос-ответ», причем «ответ» фиксируется в качестве элемента системной модели изучаемого явления. Историко-генетический метод - состоит в последовательном обнаружении свойств, функций и изменений изучаемой реальности в процессе её исторического развития, что позволяет в наибольшей мере приблизиться к воссозданию реальной истории изучаемого объекта. Классификация – разделение всех изучаемых предметов на отдельные группы в соответствии с каким-либо важным для исследователя признаком. Когнитивное картирование – анализ того, как тот или иной политический деятель воспринимает определенную проблему, и прогнозирование его вероятностной реакции на развитие ситуации. При помощи этого метода выявляются основные понятия, которыми оперирует политик, устанавливаются имеющиеся между ними причинно-следственные связи. В результате исследователь получает карту-схему, из которой можно вывести предположительную реакцию политика в той или иной ситуации в целом или в отношении отдельных проблем в ней. Б. Корани предложил 4 индикатора поведения политического деятеля: а) cпособ дипломатического представительства; б) экономические сделки; в) межгосударственные визиты; г) соглашения (договоры). На основании получаемых данных строятся выводы, касающиеся способа поведения международного актора во времени и пространстве: c кем он поддерживает наиболее интенсивные взаимодействия, в какой период и в какой сфере они проходят и т.п. Контент-анализ – метод изучения содержания документов, выступлений и других коммуникативно-значимых материалов. В самом общем виде представляет собой систематизированное изучение содержания письменного или устного текста с фиксацией наиболее часто в нем повторяющихся словосочетаний или сюжетов. Далее установленные данные сравниваются с соответствующими показаниями сообщений, известных как нейтральные, на основе чего делается вывод о политической направленности содержания исследуемого текста. М.А. Хрусталев и К.П. Боришполец выделяют следующие стадии применения контент-анализа: а) структуризация текста как форма первичной обработки информационного материала; б) обработка информационного материала при помощи таблиц; в) квантификация материала. При использовании этого метода, в тексте работы обязательно должна присутствовать интерпретация результатов контент-анализа. Математический метод – метод получения новой информации о событиях путем осуществления математических преобразований количественных данных. Моделирование – изучение объекта (оригинала) путем создания и исследования его копии (модели), замещающей оригинал с определенных сторон, интересующих познание. Модель всегда соответствует объекту-оригиналу в тех свойствах, которые подлежат изучению, но в то же время отличаются от него по ряду других признаков, что делает модель удобной для исследования изучаемого объекта. Наблюдение – целенаправленное восприятие явлений объективной действительности, в ходе которого получают знания о внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемых объектов. Обобщение – прием мышления, в результате которого устанавливаются общий свойства и признаки объектов. Описание – фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах. Причинно-следственный анализ - метод анализа данных, целью которого является выявление причинных связей между условиями и событиями. Проблемно-хронологический метод - изучение последовательности исторических событий во времени, сопровождающееся выявлением причинно-следственных связей. Прогнозирование – специальное научное исследование конкретных перспектив развития какого-либо явления. Проектирование – метод, основанный на создании проекта, то есть прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния, явления. Ретроспективный метод – последовательное погружение в прошлое с целью выявления причин событий, использование знаний о прошлом для понимания и оценки событий современности. Синтез – соединение ранее выделенных частей (сторон, признаков, свойств или отношений) предмета в единое целое. Систематизация - мыслительная деятельность, в процессе которой изучаемые объекты организуются в определённую систему на основе выбранного принципа. Важнейшим видом систематизации является классификация, т.е. распределение объектов по группам на основе установления сходства и различия между ними. Ситуационный анализ – метод, предназначенный для исследования и прогнозирования отдельных конкретных международно-политических ситуаций. Сравнение –структурированное сопоставление характеристик различных явлений. Сравнительно-исторический анализ – сопоставление исторических объектов в пространстве и времени. Статистический метод - совокупность взаимосвязанных приемов исследования массовых объектов и явлений с целью получения их количественных характеристик и выявления общих закономерностей путем устранения случайных особенностей отдельных единичных наблюдений. Структурно-функциональный анализ - метод исследования системных объектов, прежде всего социальных систем, основанный на выделении структурных составляющих и их роли (функции) относительно друг друга. Схематизация– представление информации в обобщенном, упрощенном виде при помощи схем. Терминологический анализ - один из теоретических методов исследования, направленный на раскрытие сущности исследуемых явлений посредством обнаружения и уточнения значений и смыслов терминов (понятий), их обозначающих. Уровневый анализ (К.Уолц, А. Мортон и др.). - предполагает рассмотрение ситуации (конфликта) с точки зрения разных уровней. Данный метод используется при выявлении структуры и сути международной ситуации (конфликта). Могут быть выделены следующие уровни: - глобальный (насколько влияет на систему международных отношений в целом); - региональный (каковы роль и возможные последствия развития ситуации в регионе, культурно-национальные особенности и взаимосвязи); - национальный (национальные интересы государств); - провинциальный (локальный – влияние ситуации на отношения между субъектами государства и государственностью); - институциональный (анализ с точки зрения международных организаций); - социальный (влияние на общество); - индивидуальный. Эксперимент – апробирование, испытание изучаемых явлений в контролируемых и управляемых условиях. В эксперименте стремятся выделить изучаемое явление в чистом виде, с тем, чтобы было как можно меньше препятствий в получении искомой информации. Экспертная оценка – метод, основанный на выявлении объективно обобщенной оценки того или иного события, процесса экспертной группой путем обработки индивидуальных, независимых оценок, вынесенных экспертами, входящими в ее состав.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 220. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |