Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема: Арабо-израильский конфликт во второй половине ХХ – начале XXI века: эволюция и перспективы разрешения




 

Степень изученности темы. Феномен конфликта в международных отношениях достаточно основательно освещён как в отечественной, так и в зарубежной литературе. Существует несколько точек зрений на причины возникновения международных конфликтов. Норвежский ученый И. Галтунг считал, что причиной возникновения конфликта является «структурное разбалансирование» между богатыми и бедными странами. Американский политолог К. Уолц, в свою очередь, предлагал рассматривать причины конфликта на трех уровнях: уровень индивида, уровень государства и уровень системы международных отношений. И затем, проанализировав все три уровня, делать выводы о реальных причинах конфликта.

Что касается классификаций конфликтов, то этот вопрос изучали А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов, М. Дойч. Классификация американского исследователя М. Дойча строится на критериях истинности и ложности. Классификация Анцупова и Шипилова базируется на основе интересов сторон, в ней выделяются конфликты идеологий, религиозные конфликты.

Стоит отметить, что способы урегулирования конфликта рассматриваются в основном в рамках зарубежной конфликтологии, например, в работах Л.М. Оппенгейма и Дж. Старка.

Арабо-израильский конфликт как один из ключевых международных конфликтов XX в. неоднократно становился предметом исследования историков, политологов, конфликтологов, специалистов в сфере международных отношений. Исторические истоки арабо-израильского конфликта нашли освещение в трудах М. Барда, Р.О. Фридмана, А.И. Смирнова. М. Бард в своей работе изучает историю возникновения Израиля, утверждая, что Палестинская земля действительно принадлежит евреям. Р.О. Фридман, говоря об истоках конфликта, отмечает, что возможно было избежать конфликта, если бы арабское и еврейское население Палестины заострили свое внимание не на политических, а на экономических проблемах. Военную составляющую арабо-израильского конфликта анализируют в своих работах А.И. Смирнов, Д.В. Кузнецов, К.А. Капитонов. А.И. Смирнов, рассматривая все войны в рамках арабо-израилького конфликта, обращает внимание на особенности ведения военных действий, описывая события поминутно. Д.В. Кузнецов в своей работе обосновывает действия сторон во время вооруженных конфликтов. В работе К.А. Капитонова анализируется роль личности руководителя во время ведения военных действий.

Причины и предпосылки арабо-израильского противостояния проанализированы в работах В.В. Григорьева, С.С. Щепелева, Б. Митчелл, А.Д. Эпштейна. Эпштейн, выделяя предпосылки арабо-израильского противостояния, определяет их влияние на развитие конфликта. С.С. Щепелев считает Британский мандат основной причиной противостояния между арабами и евреями Палестины. Григорьев рассматривает влияние деятельности ООН на развитие палестинской проблемы.

Изучение собственно палестинской проблемы началось в 80-90 гг. ХХ в.. Этому вопросу посвящены работы И. Хусны, Г. Концельман, Р.Г. Ланды, Б.Г. Сейраняна, Д.Н. Барышникова. Хусны и Ланда в своих работах пишут, что актуальность конфликта обусловлена созданием Организации Освобождения Палестины и развитием палестинского движения сопротивления в 70-е гг. ХХ в. В более современной работе Д.Н. Барышникова отмечается, что значимость арабо-израильского конфликта обусловлена усилением влияния региональных конфликтов на мировую политическую ситуацию в целом.

 Развитию арабо-израильского конфликта в 1980-е г. свои труды посвятили А.А. Агарышев, Л.Л. Вольнов., А.И. Павлов. Во всех этих работах внимание обращено на войну с Ливаном 1982 г., на её значение и последствия. Однако тема палестинской Интифады почти не освещена.

Мирный процесс изучался В. Ефимовым, А.Д. Эпштейном, А.Г. Баклановым, Т.В. Носенко, С. Бромом, Э. Само. Ефимов, Бром и Носенко говорят о перспективах и альтернативах в процессе мирного урегулирования. А.Д. Эпштейн в своей работе «Почему провалилась Дорожная карта» пишет о причинах неудач мирного урегулирования. Бакланов рассматривает причины стагнации мирного процесса.

Таким образом, анализ отечественной и зарубежной литературы позволяет сделать вывод о том, что отдельные аспекты арабо-израильского конфликта (военное противостояние, исторические и идеологические предпосылки, исследование отдельных этапов конфликта и т.д.) изучены к настоящему времени достаточно хорошо. Однако комплексного исследования, в котором сочетались бы подробное освещение истории вопроса, анализ современного состояния конфликта и оценка перспектив его разрешения, выявить не удалось, что обусловило новизну темы курсовой работы.


Приложение 4

 

Пример оформления титульного листа курсовой работы студентов, обучающихся
по направлению подготовки «031900.62 - Международные отношения»

 



Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»

Институт социального образования

Факультет международных отношений и социально-гуманитарных коммуникаций

Кафедра рекламы и связей с общественностью

 

 

Международный терроризм как глобальная проблема современности

ОП ВО «41.03.05 – Международные отношения»

 

Курсовая работа

 

  Исполнитель: Ф.И.О. полностью, студент ________ группы очного отделения  «___»____________ 201__г. Подпись_________________  
  Научный руководитель: Фамилия, инициалы, ученая степень, ученое звание/должность, наименование кафедры оценка: ____ (___________)  «___»____________ 201__г. Подпись_________________  

 

 

Екатеринбург 201__ г.

 

 

Приложение 5

Содержание

  с.
Введение……………………………………………………………………..…… 4
1. Терроризм: определение, причины возникновения ………............................ 8
2. Эволюция терроризма в XIX-XX вв.………………………………………… 19
3. Методы борьбы с современным терроризмом ……………………………… 28
Заключение…………………………………………………………...……….. 43
Список использованных источников и литературы………..…………………. 46
Приложения………………………………………….....................……………… 51
   


Оглавление

  с.
Введение…………………………………………………………………………. 4
Глава 1. Феномен терроризма: понятие, содержание и структура………. 19
1.1. История и причины возникновения терроризма…………………………. 28
1.2. Типология и факторы распространения современного терроризма……… 36
1.3. Тенденции развития терроризма в конце XX – начале XXI вв…………… 44
Глава 2. Международное сотрудничество в борьбе с терроризмом……… 48
2.1. Сотрудничество России и НАТО в борьбе с терроризмом………………. 60
2.2. Реакция ЕС на развитие международного терроризма и меры его пресечения ……………………………………………………………………….. 70
2.3. Россия и Организации по борьбе с транснациональным терроризмом….. 77
Заключение……………………………………………………………………… 85
Список использованных источников и литературы………..…………………. 88
Приложения………………………………………….....................……………… 91

 

Приложение 6

 

Методы, используемые для написания работы

Теоретические методы Эмпирические методы
Сравнительно-исторический анализ Наблюдение (инструментальное, включенное)
Моделирования Историко-генетический
Проектирования Биографический
Прогнозирования Контент-анализ
Причинно-следственный анализ Ивент-анализ
Классификации Когнитивное картирование
Структурно-функциональный анализ Описание
Абстрагирование Аксиологический
Аналогия Проблемно-хронологический
Обобщение Статистический и математический
Терминологический анализ Ретроспективный
  Интервью
  Эксперимент
  Экспертная оценка
  Ситуационный анализ
  Уровневый анализ

Методы, используемые на любом уровне исследования

1. Анализ.

2. Синтез.

3. Индукция.

4. Дедукция.

5. Обобщение.

6. Систематизация.

7. Аналогия.

8. Схематизация.

9. Сравнение.

Глоссарий

Абстрагирование –мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей и одновременное выделение одной или нескольких ключевых для исследования сторон изучаемого объекта.

Аксиологический метод –отнесение изучаемых объектов к тем или иным ценностям, посредством чего производится отбор объектов и их оценка.

Анализ – расчленение целостного предмета на составляющие части (стороны, признаки, свойства или отношения) с целью их всестороннего изучения.

Аналогия – это метод научного познания, который основан на сходстве объектов исследования по некоторым признакам. При этом на основании признаков одного объекта выводится заключение о сходстве по другому объекту.

Биографический метод – метод, основанный на исследовании личных документов (писем, автобиографий, дневников, мемуаров), в которых находит выражение личное отношение политического, общественного, исторического деятеля к пережитым или переживаемым событиям.

Дедукция – вид умозаключения от общего к частному, когда из массы частных случаев делается обобщенный вывод о всей совокупности таких случаев.

Ивент-анализ – метод изучения динамики событий или последовательности событийных данных. Метод анализа событийных данных направлен на обработку публичной информации, показывающей: кто говорит или делает; что говорит или делает; по отношению к кому говорит или делает; когда говорит или делает.

Индукция – метод исследования и способ рассуждения, в котором общий вывод строится на основе частных посылок.

Интервью – метод, основанный на беседе эксперта с прогнозистом по схеме «вопрос-ответ», причем «ответ» фиксируется в качестве элемента системной модели изучаемого явления.

Историко-генетический метод - состоит в последовательном обнаружении свойств, функций и изменений изучаемой реальности в процессе её исторического развития, что позволяет в наибольшей мере приблизиться к воссозданию реальной истории изучаемого объекта.

Классификация – разделение всех изучаемых предметов на отдельные группы в соответствии с каким-либо важным для исследователя признаком.

Когнитивное картирование – анализ того, как тот или иной политический деятель воспринимает определенную проблему, и прогнозирование его вероятностной реакции на развитие ситуации. При помощи этого метода выявляются основные понятия, которыми оперирует политик, устанавливаются имеющиеся между ними причинно-следственные связи. В результате исследователь получает карту-схему, из которой можно вывести предположительную реакцию политика в той или иной ситуации в целом или в отношении отдельных проблем в ней. Б. Корани предложил 4 индикатора поведения политического деятеля:

а) cпособ дипломатического представительства;

б) экономические сделки;

в) межгосударственные визиты;

г) соглашения (договоры).

На основании получаемых данных строятся выводы, касающиеся способа поведения международного актора во времени и пространстве: c кем он поддерживает наиболее интенсивные взаимодействия, в какой период и в какой сфере они проходят и т.п.

Контент-анализ – метод изучения содержания документов, выступлений и других коммуникативно-значимых материалов. В самом общем виде представляет собой систематизированное изучение содержания письменного или устного текста с фиксацией наиболее часто в нем повторяющихся словосочетаний или сюжетов. Далее установленные данные сравниваются с соответствующими показаниями сообщений, известных как нейтральные, на основе чего делается вывод о политической направленности содержания исследуемого текста. М.А. Хрусталев и К.П. Боришполец выделяют следующие стадии применения контент-анализа:

а) структуризация текста как форма первичной обработки информационного материала;

б) обработка информационного материала при помощи таблиц;

в) квантификация материала.

При использовании этого метода, в тексте работы обязательно должна присутствовать интерпретация результатов контент-анализа.

Математический метод – метод получения новой информации о событиях путем осуществления математических преобразований количественных данных.

Моделирование – изучение объекта (оригинала) путем создания и исследования его копии (модели), замещающей оригинал с определенных сторон, интересующих познание. Модель всегда соответствует объекту-оригиналу в тех свойствах, которые подлежат изучению, но в то же время отличаются от него по ряду других признаков, что делает модель удобной для исследования изучаемого объекта.

Наблюдение – целенаправленное восприятие явлений объективной действительности, в ходе которого получают знания о внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемых объектов.

Обобщение – прием мышления, в результате которого устанавливаются общий свойства и признаки объектов.

Описание – фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах.

Причинно-следственный анализ - метод анализа данных, целью которого является выявление причинных связей между условиями и событиями.

Проблемно-хронологический метод -  изучение последовательности исторических событий во времени, сопровождающееся выявлением причинно-следственных связей.

Прогнозирование – специальное научное исследование конкретных перспектив развития какого-либо явления.

Проектирование – метод, основанный на создании проекта, то есть прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния, явления.

Ретроспективный метод – последовательное погружение в прошлое с целью выявления причин событий, использование знаний о прошлом для понимания и оценки событий современности.

Синтез – соединение ранее выделенных частей (сторон, признаков, свойств или отношений) предмета в единое целое.

Систематизация - мыслительная деятельность, в процессе которой изучаемые объекты организуются в определённую систему на основе выбранного принципа. Важнейшим видом систематизации является классификация, т.е. распределение объектов по группам на основе установления сходства и различия между ними.

Ситуационный анализ – метод, предназначенный для исследования и прогнозирования отдельных конкретных международно-политических ситуаций.

Сравнение –структурированное сопоставление характеристик различных явлений.

Сравнительно-исторический анализ – сопоставление исторических объектов в пространстве и времени.

Статистический метод - совокупность взаимосвязанных приемов исследования массовых объектов и явлений с целью получения их количественных характеристик и выявления общих закономерностей путем устранения случайных особенностей отдельных единичных наблюдений.

Структурно-функциональный анализ - метод исследования системных объектов, прежде всего социальных систем, основанный на выделении структурных составляющих и их роли (функции) относительно друг друга.

Схематизация– представление информации в обобщенном, упрощенном виде при помощи схем.

Терминологический анализ - один из теоретических методов исследования, направленный на раскрытие сущности исследуемых явлений посредством обнаружения и уточнения значений и смыслов терминов (понятий), их обозначающих.

Уровневый анализ (К.Уолц, А. Мортон и др.). - предполагает рассмотрение ситуации (конфликта) с точки зрения разных уровней. Данный метод используется при выявлении структуры и сути международной ситуации (конфликта). Могут быть выделены следующие уровни:

- глобальный (насколько влияет на систему международных отношений в целом);

- региональный (каковы роль и возможные последствия развития ситуации в регионе, культурно-национальные особенности и взаимосвязи);

- национальный (национальные интересы государств);

- провинциальный (локальный – влияние ситуации на отношения между субъектами государства и государственностью);

- институциональный (анализ с точки зрения международных организаций);

- социальный (влияние на общество);

- индивидуальный.

Эксперимент – апробирование, испытание изучаемых явлений в контролируемых и управляемых условиях. В эксперименте стремятся выделить изучаемое явление в чистом виде, с тем, чтобы было как можно меньше препятствий в получении искомой информации.

Экспертная оценка – метод, основанный на выявлении объективно обобщенной оценки того или иного события, процесса экспертной группой путем обработки индивидуальных, независимых оценок, вынесенных экспертами, входящими в ее состав.


 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 220.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...