Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Задания на самостоятельную работу:    




Учебник стр 185-198

КонспектЫ:  « ГОРОД КАЛИНОВ И ЕГО ОБИТАТЕЛИ», Каким открывается нам внутренний мир Катерины?Для своей пьесы Островский выбирает многозначное название «Гроза»

Статья Н. А. Добролюбова «Луч света в темном царстве».

Законы, по которым строится жизнь в городе. Всё просто:
-у кого деньги – у того и власть; -у кого власть, тот пользуется ею безраздельно; -человека можно унизить, оскорбить, принудить к повиновению; -запретить любое проявление живого человеческого чувства; -заставит лгать, -заставить приспосабливаться.

Жители Калинова.

Всех жителей города Калинова можно разделить на две группы

«Темное царство»

Жертвы «темного царства»

-олицетворяют гнетущую власть; -враги всего живого и нового; -Кабаниха, Дикой.

-угнетенные и бесправные;

-ощущают на себе власть и грубую силу «темного царства»;

-Катерина, Варвара, Тихон, Борис, Кудряш, Кулигин.

 

Для своей пьесы Островский выбирает многозначное название «Гроза»

Природное явление

Социальное столкновение

Гроза как природное явление становится фоном, на котором разворачивается финальная сцена пьесы.

Столкновение убеждений консервативно настроенных представителей более старшего поколения со стремлением к свободе, возможности выбора молодых героев пьесы.

Гроза как обещание мучений на том свете за грехи- «гиена огненная».

Нравственные проблемы: -проблема человеческого достоинства; -проблема сохранения личности в условиях деспотизма и морального угнетения; -проблема честности, справедливости и способности сделать выбор.

Автор, поставив перед читателем вопрос: можно ли сохранить нравственность, честность в условиях города Калинова, всем ходом пьесы

 Отвечает, что это невозможно.

     

Катерина Кабанова

Место в доме Кабановых Попадает в дом Кабановых, выйдя замуж за Тихона, не то, чтобы по любви, а потому что так положено. Занимает место снохи, нелюбимой и неуважаемой.

Фильм –монолог Катерины о жизни дома

Чем Катерина отличается от других персонажей? Натура сильная и свободная, чистая и светлая, любящая и искренняя, но в мире, где ей приходится жить, эти качества просто недоступны для понимания.
Мир, в котором живет Катерина Мир Катерины наполнен поэзией и красотой. Они во всем: в умывании родниковой водой, в рассказах и песнях странниц, в молитвах, даже в вышивании золотом по бархату. И всему этому не было принуждения в девичестве. После замужества Катерина потеряла ощущение свободы, радости жизни. «Неволя» убивает красоту и поэзию, а значит, разрушает мир Катерины.  
В чем трагедия Катерины? Катерина не хочет и не может жить по законпм «темного царства». В этом основная причина ее трагедии. Трагедия свободного человека, которого заставляют жить в неволе, заставляют изменить своим нравственным убеждениям. В доме Кабанихи « все как будто из-под неволи». Сердце Катерины жаждет любви, на любое обращенное к ней ласковое слово она готова  ответить сильным чувством, но живет героиня в городе «безлюбом».
О Катерине Варвара говорит: «Ты какая-то мудреная», то есть странная, сложная, непонятная. «Такая уж я зародилась горячая!- говорила она. «Обидели меня в детстве дома, а было к вечеру,я выбежала на Волгу, села в лодку, отпихнула от берега.. на другое утро нашли верст за десять». «Эх, Варя, не знаешь ты моего характера!- признается она. – Конечно, не дай бог этому случиться! А уж коли мне здесь очень опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь. В Волгу кинусь! Не хочу здесь жить, так и не стану, хоть ты меня режь!»
Любовь в жизни Катерины Катерина любит не так, как окружающие ее женщины. Она готова на все ради любимого человека, преступая даже те понятия о грехе и добродетели, которые были для нее священными. Внутренняя чистота и правдивость е позволяют ей лгать в любви, обманывать, притворяться. «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю! Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?»- сказала она Борису.

Такая впечатлительная, поэтически настроенная и в то же время решительная женщина попадает в затхлую атмосферу ханжества и назойливой, мелочной опеки.

Это объясняет конфликт Катерины как « с темным царством», так и с самой собой.

Трагизм положения Катерины осложнялся еще и тем, что ее выдали замуж за человека, которого она не знала и любить не могла, как ни старается она быть ему верной и любящей женой.

Статья Н. А. Добролюбова «Луч света в темном царстве».

Статья, посвященная анализу пьесы «Гроза», была напечатана вслед за постановкой драмы в Московском Малом театре в 1860 г. (Критик дал блестящий анализ идейного содержания, а также художественных особенностей пьесы «Гроза».Охарактеризовал всех действующих лиц, но больше всего внимания уделил главной героине – Катерине.)

1. «Луч света в темном царстве» – что имел в виду Добролюбов, дав такое название своей статье? «Лучом света в темном царстве» назвал Катерину Н. А. Добролюбов. По словам критика, в трагическом конце «дан страшный вызов самодурной силе». Самоубийство героини как бы на миг осветило «беспробудный мрак «темного царства».
Добролюбов о Катерине   Натура мечтательная, впечатлительная, с характером по преимуществу «любящим, идеальным». Катерина в то же время обладает пылкой и страстной душой. Женщина не только со страстным, но и с сильным характером. Способна на полный разрыв с опостылевшей средой и жизнью. Самоубийство ее как бы на миг осветило беспробудный «мрак темного царства  

Гроза в пьесе Островского, как и в природе, соединяет в себе разрушительную и созидательную силы. Вот почему поэтический образ грозы выражает и то «освежающее и ободряющее чувство», о котором говорил критик Н. А. Добролюбов.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 275.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...