Студопедия
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Содержание романа –прочитать
Проблематика. Композиция. Жанр
Проблематика романа
| В «Что делать?» автор предложил открытую Тургеневым в «Отцах и детях» тему нового общественного деятеля (в основном из разночинцев), сменившего тип «лишнего человека».
«Нигилизму» Е. Базарова противостоят взгляды «новых людей», его одиночеству и трагической смерти – их сплоченность и стойкость. «Новые люди» – главные герои романа.
| Проблемы романа:
| появление «новых людей»; люди «старого мира» и их социально-нравственные пороки; любовь и эмансипация, любовь и семья, любовь и революция .
| О композиции романа.
| Роман Чернышевского построен так, что жизнь, действительность, предстает в нем в трех временных измерениях:
в прошлом, настоящем и будущем.
Прошлое – старый мир, существующий, но уже изживающий себя;
настоящее – это появившиеся положительные начала жизни, деятельность «новых людей», существование новых человеческих отношений.
Будущее – это уже приближающаяся мечта («Четвертый сон Веры Павловны»).
Композиция романа передает движение от прошлого к настоящему и будущему. Автор не только мечтает о революции в России, он искренне верит в ее осуществление.
| О жанре.
| Единодушного мнения в этом вопросе нет.
Считают, что роман «Что делать?» Чернышевского
– социально-идеологический,
–философско-утопический, созданным по законам, типичным для этого жанра.
-художественно-публицистический
Есть мнение, что роман Чернышевского «Что делать?» семейно-бытовой, детективный, публицистический, интеллектуальный и др.
| Каким изображает Чернышевский старый мир?
| Чернышевский показал две социальные сферы старой жизни: дворянскую и мещанскую.
Представители дворянства – домовладелец и прожигатель жизни Сторешников, его мать Анна Петровна, друзья-приятели Сторешникова с именами на французский манер – Жан, Серж, Жюли. Это не способные к труду люди – эгоисты, «поклонники и рабы собственного благополучия».
Мещанский мир представлен образами родителей Веры Павловны. Марья Алексеевна Розальская – энергичная и предприимчивая женщина.
Но на свою дочь и мужа она смотрит «под углом зрения доходов, которые из них можно извлечь».
Писатель осуждает Марью Алексеевну за жадность, эгоизм, черствость и ограниченность, но в то же время и сочувствует ей, считая, что жизненные обстоятельства сделали ее такой. Чернышевский вводит в роман главу «Похвальное слово Марье Алексеевне».
| Сообщения учащихся о главных героях
(новые люди): Лопухове, Кирсанове, Вере Павловне, Рахметове.
| Своим романом «Что делать?» Чернышевский отвечает, что делать, чтобы приблизить «светлое и прекрасное» будущее. Он создает образы обыкновенных «новых людей», которые знают, как это сделать.
Лопухов и Кирсанов – разночинцы, гордящиеся своим происхождением. Они много читают, занимаются медициной, увлекаются естественными науками. Это люди сильной воли и большого ума, с чувством собственного достоинства.
(Эти качества сближают «новых людей» Чернышевского с тургеневским «лишним человеком» Базаровым.)
В отличие от Базарова, Лопухов и Кирсанов любят и понимают искусство, умеют чувствовать красоту природы. Они не одиноки. Чернышевский упоминает и о студенческой молодежи, окружающей Лопухова и Кирсанова, и об офицерах, близких к Рахметову.
Рядом с «новыми людьми» еще один положительный герой – автор.
Н. Чернышевский пишет о Лопухове и Кирсанове как о людях нового типа:
«Каждый из них – человек отважный, не колеблющийся, не отступающий, умеющий взяться за дело, и если возьмется, то… так, что оно не выскользнет из рук; это одна сторона их свойств;
с другой стороны, каждый из них – человек безукоризненной честности, такой, что даже и не приходит в голову вопрос: «Можно ли положиться на этого человека во всем безусловно?».
Необходимо отметить, что Лопухов умеет общаться с молодежью, увлечь ее. Он пропагандист. Кирсанов – талантливый ученый, борец в науке.
| Фильм - новые люди
| С какой целью введена в роман фигура Рахметова?
Какие обстоятельства жизни Рахметова способствуют превращению его в «особенного человека»?
Как показана сложность душевной жизни Рахметова?
Что общего у Рахметова с «новыми людьми», чем он отличается от них?
| Рахметов в романе Чернышевского – «особенный человек», «ригорист», человек «другой породы» (то есть профессиональный революционер, вождь).
Автор пишет: «Я встретил до сих пор только восемь образцов этой породы (в том числе двух женщин)».
Рахметов по своему происхождению – дворянин, но по взглядам на жизнь, на народ он – демократ.
Умный, одаренный, отличающийся редкой трудоспособностью, он заранее готовит себя к революционной работе.
Огромно его желание освободить от угнетения народ.
«Мало их, но ими расцветает жизнь всех; без них она заглохла бы, прокисла бы; мало их, но они дают всем людям дышать, без них люди задохнулись бы. Велика масса честных и добрых людей, а таких людей мало… Это цвет лучших людей, это двигатели двигателей, это соль соли земли», – пишет с восхищением Н. Чернышевский.
| В чем смысл жизни Веры Павловны?
| Вера Павловна, как и большинство «новых людей», рано начала работать, преодолевать невзгоды и трудности. Для нее недостаточно быть счастливой только в личной жизни. Она хочет жить для народа, бороться за освобождение других женщин. Ее невозможно заставить что-либо делать против воли. Личное счастье «невозможно без счастья других». (Таков взгляд писателя на роль женщины в обществе.)
|
Итог урока. Рефлексия
Выводы. Своим романом «Что делать?» Чернышевский отвечает, что делать, чтобы приблизить «светлое и прекрасное» будущее. Он создает образы обыкновенных «новых людей», которые знают, как это сделать.
Задания для самостоятельной работы
Конспект №14 Роман Чернышевского «Что делать?»
Контрольная работа «Что же «прекрасно» в жизни, нарисованной Чернышевским в «Четвертом сне»? ( гл 16 )
Учебник стр 123-132
Сообщения:
Какие типические народные черты показаны Некрасовым в образе Якима Нагого?
Савелий – богатырь святорусский.
Что нового в народное представление о счастье вносит Ермил Гирин?
4. Матрена Тимофеевна – женщина с сильным характером и «гневным» сердцем
|