Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Лекция № 2. Анализ лирики А.С. Пушкина (5–7-й классы)




В 5-м классе мы начинаем разговор о специфике лирики как литературного рода. Все определения, которые мы можем найти в справочной литературе, могут отпугнуть наших учеников своей излишней научностью. Поэтому можно предложить им несколько поэтических текстов (при этом надо помнить, что знакомство наших юных читателей с поэзией в начальной школе, как правило, ограничивается пейзажной лирикой), в которых они могли бы услышать голос лирического героя, говорящего о своих чувствах и переживаниях. Ещё лучше, если это будут стихи, в которых заметно изменение настроения и состояния лирического героя. В этом случае одновременно с определением понятия лирики можно говорить о сюжете лирического стихотворенияи о понятии “лирический герой”. Я намеренно не предлагаю никаких конкретных стихотворений: лучше, если учитель выберет их сам, разговор о стихах будет органичным, если он пойдёт о тех текстах и тех авторах, которые близки нам самим.

Итак, в начале разговора о конкретных стихах мы определяем совместно (и это очень важно) с учениками, что такое лирика как род литературы, сюжет лирического произведения и кто такой лирический герой. Можно прочитать, после того как даны эти “рабочие” определения, статьи из различных литературоведческих словарей. Это очень важный психологический момент, и важность его не ограничивается рамками уроков по лирике и — шире — уроков литературы. Сознание, что мы можем многое определить и понять сами в работе с текстом, без обращения к специальной литературе, чрезвычайно важно для формирования у юного читателя уважения к собственным наблюдениям. В “анамнезе” очень распространённой “болезни” старшеклассников — боязнь высказать на уроке литературы собственное мнение без привлечения авторитетных высказываний — не сформированное нами доверие к собственному мнению ученика, главным критерием правильности которого выступает сам объект исследования — текст. Ещё один “плюс” сопоставления своего “рабочего” и научного определения — возможность услышать разные “языки”, откорректировать высказывание, дополнить его. Приходит понимание, что об одном и том же предмете можно говорить по-разному. Обычно на этот разговор требуется один урок.

«Зимнее утро» и «Зимний вечер»: как выражается настроение?

На следующем этапе разговора мы переходим к анализу (пусть это слово не пугает коллег — анализ может быть и частичным) конкретных стихотворений А.С. Пушкина — «Зимний вечер» и «Зимнее утро». Предложите своим ученикам принести на следующий урок краски, но внесите интригу — не объясняйте, для чего. Этот урок они должны будут запомнить как очень необычный. И это замечательно, потому что уроки литературы должны оставаться яркими “пятнами”-воспоминаниями. Предложите ребятам после прочтения стихов рисовать: не иллюстрировать, но выразить настроение, которое есть в этих поэтических текстах, с помощью одних только красок-цветов. Лучше работать акварелью, поскольку нужно попробовать передать тончайшие переходы состояния лирического героя. Самая важная часть работы — это обсуждение того, что получилось в процессе рисования. Почему так много одного цвета и мало другого? Почему в «Зимнем вечере» внутри сплошной черноты вдруг появилось яркое оранжево-жёлтое пятно? Почему в «Зимнем утре» среди голубизны и размытой желтизны вдруг возникли серые разводы? Анализ текста уже начался: ведь мы начали говорить о настроении, которое преобладает в стихотворении, о его изменении.

Что мы можем сделать на данном этапе изучения лирики? Оказывается, очень много. После того как ребята попытались определить настроение стихотворений, предложим им найти в тексте то, что создаёт настроение(нам кажется принципиальным не указывать пути поиска).

Ребята, безусловно, в первую очередь заметят эмоционально окрашенную лексику.

Важно обратить внимание учеников на то, что, например, в стихотворении «Зимний вечер» есть слова “горе”, “печальна”, но есть и слова, которые прямо не называют чувства, а говорят о том, что видят и слышат герои стихотворения. Какие из этих слов поддерживают настроение печали? Какие слова самим своим звучанием помогают услышать звуки, о которых говорится в стихотворении? Обратим внимание на порядок слов в первых четырёх строчках. Пусть ребята подумают над вопросом, как он помогает почувствовать, что речь идёт о вихре, о круговерти. Как построено стихотворение?

Перед началом разговора о стихотворении «Зимнее утро» необходимо выяснить, все ли слова в нём понятны ребятам. Как они понимают слово “нега”, выражение “северная Аврора”? Можно ли сказать одним словом, какое настроение у этого стихотворения? Или настроение меняется? Какие слова понадобятся, чтобы передать настроение последней строфы (пусть обратят внимание на слова “поля пустые, леса, недавно столь густые”)? Что изменилось бы в стихотворении, если бы в нём не было второй строфы? Зачем стихотворению эти строчки? Какие цвета есть в этом стихотворении? Какие оттенки жёлтого? С каким настроением связаны эти оттенки?

Так мы начинаем говорить о содержании стихотворения и о содержательности его формы, то есть его анализировать.

В разговоре о различиях двух стихотворений кто-нибудь из ребят с чутким слухом может обратить внимание на то, что они “по-разному звучат” — то есть написаны разными размерами. На данном этапе это наблюдение вряд ли может привести к значимым выводам, но этим можно воспользоваться и ввести понятие стихотворного размера.

В 5-м классе целесообразно познакомить учеников только с двусложными стихотворными размерами — ямбом и хореем. Пусть ребята определят размер стихов А.С. Пушкина. По ходу дела они выяснят, что в основе этих стихотворных размеров — определённый порядок чередования ударных и безударных слогов. Выявленная таким образом закономерность уже не забывается. А чтобы закрепить это знание, можно предложить ребятам сочинить двустишия — это доставит всем много удовольствия. Поощряться высокими оценками должны “стихи”, которые соответствуют заранее обговоренным требованиям: точное соблюдение размера во всех строчках, соответствие определённой тематике, отсутствие речевых, грамматических ошибок и так далее.

Сколько же учебного времени занимают все эти беседы? Один урок мы рисуем и обсуждаем нарисованное, один урок уходит на освоение и закрепление понятия “стихотворный размер”, а вот длительность беседы о стихах должна варьироваться в зависимости от готовности учеников говорить на эту тему. Очень важно в таком разговоре не переборщить и оставить ученику пространство для собственных размышлений, чем заполнить его до предела. Наша задача — сделать уроки по лирике интересными и даже загадочными, на каждом из них должно происходить какое-то открытие.

Чрезвычайно интересным может стать разговор о том, как организовано художественное пространство стихотворения «Зимний вечер». Его можно начать, опираясь на созданные ребятами цветовые “рисунки”-настроения. Как правило, “тёплое” цветовое пятно оказывается в центре листа бумаги, становится “сердцем” рисунка. Почему? Если попробовать выписать цепочку слов и выражений, называющих место или положение в пространстве: буря, небо, вихри снежные, кровля, окошко, лачужка, у окна, за морем, за водой <...> шла, буря, небо, вихри снежные, — то мы увидим, что самое тёплое место стихотворения связывается со словами окошко, лачужка (стоит обратить внимание и на суффикс, который заставляет и само слово звучать иначе, и нас — видеть совсем другой образ), у окна. Два из трёх этих слов находятся во второй строфе (не забудем, кстати, объяснить ребятам, что это такое). В ней же дважды прозвучат обращения лирического героя (“моя старушка”, “мой друг”). А в третьей, вслед за распространённым определением (“добрая подружка бедной юности моей”) — слово “сердце”. Но это же слово возникнет в повторенной поэтом строке в самом конце стихотворения. Предложим ребятам письменно поразмышлять, почему в последней строфе повторяются конкретные строки. Уверена, что ответы будут необыкновенно интересными. Думается, что оценивать в подобного рода письменных работах нужно прежде всего содержание, отмечать интересные находки, помогая увидеть и исправить речевые ошибки.

«Няне»: роль детали в лирическом тексте

На уроке, конечно, пойдёт разговор о той, к кому обращается лирический герой в стихотворении, — об Арине Родионовне. Можно предложить ребятам прочитать стихотворение, которое имеет название-обращение «Няне». Попросим ребят представить, что им надо проиллюстрировать стихотворение. Сколько картинок понадобится и какими они будут? Какие строчки, видимо, нельзя проиллюстрировать? Анализируя данный поэтический текст, лучше не повторять ходы, использованные на предыдущих уроках. Можно ввести новые понятия: сравнение (“горюешь, будто на часах”), олицетворение(“медлят <...> спицы”), эпитет. Пусть ученики поразмышляют над тем, что такое “забытые вороты”, “чёрный отдалённый путь”. Для письменной работы можно предложить следующие вопросы.

1. Почему “медлят поминутно” спицы в “наморщенных руках” героини? (Какое состояние передаёт поэт с помощью этой детали?)

2. Почему поэт выбирает такой “некрасивый” эпитет — “наморщенных”?

3. Какова причина обращения лирического героя к собеседнице в этих двух стихотворениях — «Зимний вечер» и «Няне»?

“Углубление” в тему

У некоторых учеников может возникнуть желание продолжать более подробный и глубокий разговор о лирических текстах. Его можно перенести на кружковые и факультативные занятия. Опыт показывает, что мотивированные ученики 5–6-х классов, читающие хрестоматийные тексты впервые, “незамыленным” глазом, способны делать филологические открытия. О чём можно повести разговор с такими заинтересованными читателями?

Кажется, стихотворение «Зимнее утро» всё пронизано светом (солнце, звездою, блестя, прозрачный, блестит, блеском, озарена). Но наряду с этими “световыми” словами в тексте мы обнаруживаем много других, которые должны были бы этот свет притушить (мутном, бледное, мрачные, чернеет, зеленеет, бурую, пустые, густые). Почему этого не происходит?

Фонетика стихотворения даёт возможность говорить о таком приёме, как звукопись. Анализируя звуковой “образ” 1-й и 2-й строф, мы можем ввести понятие аллитерации.

Мороз и солнце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче… погляди в окно…

Среди ассоциаций, которые могут называть ребята к каждому звуку, окажутся и мороз, и скрип снега, и бодрость, и энергия — к первой строфе, и лунный мягкий свет, и бледная желтизна, неотчётливость, мгла — ко второй.

К интересным открытиям могут прийти ребята, анализируя и “звучание” стихотворения «Зимний вечер». Обратим внимание на 1-ю и 2-ю строфы. Отвечая на вопрос, как проявляется буря, ребята замечают, что она прикидывается живым существом (давайте запомним это наблюдение, характеризующее бурю-оборотня, чтобы вернуться к нему в разговоре о «Бесах») — “как зверь <…> завоет”, “заплачет, как дитя”, “как путник запоздалый <…> в окошко постучит”. Во второй строфе стихотворения “царит” тишина. Предложим ребятам проанализировать, почему возникает такое ощущение. Для того чтобы активизировать самостоятельную работу учеников, можно предложить им ответить на вопрос: “Почему, когда читаешь вторую строфу, звучание бури усиливается?” Уже понимающие, как много даёт внимательное отношение к поэтическому слову, ребята делают следующие открытия: в первой строфе на 8 строк приходится 5 глаголов в настоящем времени (кроет, завоет, заплачет, зашумит, застучит) и одно отглагольное образование — деепричастие “крутя”; во второй строфе — всего два глагола, да и то со значением отсутствия действия (приумолкла, дремлешь); причастие “утомлена” пятиклассниками как глагольная форма не идентифицируется. Звуки второй строфы — это монотонное, механическое, неживое жужжание веретена. Потому и звучит в следующей строфе дважды просьба — “спой мне песню”. С одной стороны — завывание вьюги-оборотня, с другой — песня старушки. Сразу же обнаружилось, что противостоят друг другу и два пространства: огромный мир, заполненный превращениями вьюги, и маленькая лачужка, в которой вдруг перестала звучать песня. Причём два эти пространства имеют точку соприкосновения, и эта точка — окно/окошко, в которое и направлены звуки с каждой стороны.

Опять небольшое отступление. Необходимо всё время помнить о необходимости записывать в тетрадь наблюдения над текстом: впоследствии они становятся основой письменной работы. О вариантах оформления этих записей говорилось в предыдущей лекции.

Главное, о чём следует помнить, чтобы процесс анализа, во-первых, не был “засушен” и затянут учителем, а во-вторых, не превратился в самоцель. Хочется ещё раз повторить широко известные слова Е.Эткинда о содержательности формы в стихотворении: “Нет содержания вне формы, потому что каждый элемент формы, как бы ни был мал или внешен, строит содержание произведения; нет формы вне содержания, потому что каждый элемент формы, как бы он ни был опустошён, заряжен идеей” (Эткинд Е.Г. Материя стиха. СПб.: Гуманитарный союз, 1998. С. 10).

Изученные стихотворения пригодятся нам и в дальнейшем. Вспомним их через год, читая «Дорожные жалобы», «Два чувства дивно близки нам…», в 7–8-м классе при чтении «Бесов» и глав «Капитанской дочки». К тексту «Зимнего утра» я советую вернуться и в 9-м классе при монографическом изучении творчества А.С. Пушкина. Интересно построить работу в профильном классе поможет учителю знакомство с фрагментом из работы Л.Я. Гинзбург «Частное и общее в лирическом стихотворении» (Гинзбург Л. О старом и новом. Л., 1982. С. 27–39).

«Анчар»: образ мирового Древа в стихотворении

Стихотворение А.С. Пушкина «Анчар» предлагается прочитать после изучения темы «Мифы творения». В этом же разделе изучаются стихи Ф.И. Тютчева «День и ночь», «О чём ты воешь, ветр ночной», «Заря прощается с землёю» А.А. Фета. Обратим внимание учеников на то, что дерево в этом стихотворении Пушкина не является центром мира, символом слияния всех его частей в единое целое — это “древо яда”, стоящее где-то на периферии мира, отделённое от него “пустыней”. Зададим вопрос: как в самом начале стихотворения поэт определяет важность предназначения анчара? Он, как грозный часовой, охраняет границу, которую не должно пересечь зло, необходимое для существования света и добра. Природа, мир не могут существовать без тёмного, злого, хаотического начала (это мы уже наблюдали при анализе мифов творения, когда говорили о том, что хаос не может быть удалён, вытеснен из мира полностью, что он способен периодически возвращаться). В природе зло замкнуто в самом себе. Такова картина мира, представленная в первых пяти строфах стихотворения. Предложите ученикам разделить стихотворение на части и обосновать это деление. 1-я строфа — экспозиция, со 2-й по 5-й характеризуется мир природы, окружающий древо яда; надо отметить “неактивность” злых сил — как это выражено в тексте стихотворения? В 6-й строфе спокойствие нарушается знаменитым пушкинским “но” — появляется человек. Что же изменилось? Человек нарушает гармонию природы, возвращая зло в мир, в буквальном смысле рассеивая его. Причём — и это чрезвычайно важно для Пушкина — “смертную смолу” приносит человек, внутренне согласившийся на это, ставший рабом. Пусть ребята проследят по тексту стихотворения, как называет поэт этого героя в разных ситуациях, когда впервые появляется слово “раб”. Зло в мире оказывается в конце концов продуктом духовного рабства (впервые с идеей о необходимости внутренней свободы и независимости для человека мы сталкивались в 5-м классе при разговоре о «Песни о вещем Олеге»; дальнейшее развитие её найдём позже в пушкинских стихотворениях «Поэт», «Поэт и толпа», «Из Пиндемонти»).

«Дорожные жалобы», «Два чувства дивно близки нам…»: тема Дома в лирике А.С. Пушкина

В 5-м классе мы читаем с учениками пушкинскую «Сказку о мёртвой царевне и семи богатырях», и уже на этом “сказочном” этапе знакомства с поэтом возникает необходимость сформулировать, что такое для Пушкина “тёплый дом”.

В 6-м классе (по программе Е.С. Абелюк, З.А. Блюминой, А.И. Княжицкого) мы читаем стихотворение «Дорожные жалобы» и повесть «Станционный смотритель», круг произведений можно расширить и добавить стихотворения «Два чувства дивно близки нам…» (кстати, перечисленные произведения написаны приблизительно в одно время) и «Зимняя дорога». Продолжая знакомиться с творчеством Пушкина, ученики приходят к выводу, что тема Дома — одна из важнейших в его творчестве.

Анализировать текст «Дорожных жалоб» можно после внимательного чтения лермонтовского «Паруса». Перед нами другой тип героя, точно знающий, из чего состоит его весьма конкретный и земной идеал. (Особо стоит вспомнить — материал 5-го класса — значение темы Дома в творчестве Пушкина, к тому, что известно, добавить об интересе поэта к истории своего рода. Обязательным компонентом понятия Дом для Пушкина является почитание “отеческих могил”, память ныне живущих о своих предках. На этой исторической памяти, по мысли поэта, основано “самостоянье человека”. О теме Дома подробно можно прочитать в книге: Лотман Ю.М. Александр Сергеевич Пушкин. Биография писателя. Л., 1981). Во-вторых, стихотворение «Дорожные жалобы» — это обязательно отметят ученики — написано “как-то по-другому”. В нём множество слов, явно не принадлежащих к романтическому стилю: “влепит”, “холодная телятина”, “околеют”, “чума меня подцепит” и т.п. Целесообразно параллельно с изучением лирического блока на уроках русского языка проводить работу по выяснению стилистических различий в лексике. Нужно дать ребятам чёткое представление о стилистических пластах языка — высоком, книжном; среднем, нейтральном; сниженном, разговорном, — попрактиковаться в определении принадлежности слова к тому или иному стилю, попробовать “переводить” тексты из одного стиля в другой. Такая работа окажется чрезвычайно полезной в дальнейшем для анализа литературных произведений.

В разговоре об этом стихотворении уместно будет привести два высказывания Ю.М. Лотмана из биографии А.С. Пушкина: “История проходит через Дом человека, через всю его частную жизнь”, “Дом — святилище человеческого достоинства и звено в цепи исторической жизни”. Предложите ребятам поразмышлять о том, каково значение словадом в этих высказываниях.

Вспомним финал «Капитанской дочки», где два исторических лица, противостоящие друг другу в истории и в сюжете повести, замыкаются на герое, который входит в книгу вовсе не примечательным, не выдающимся, совершенно средним человеком: “...Он [Гринёв] присутствовал при казни Пугачёва, который узнал его в толпе и кивнул ему головою, которая через минуту, мёртвая и окровавленная, показана была народу”; “собственноручное письмо Екатерины II”, которое “писано к отцу Петра Андреевича и содержит оправдание его сына и похвалы уму и сердцу дочери капитана Миронова”, хранится за стеклом и в рамке в одном из барских флигелей поместья потомков Гринёва. Что же делает Гринёва исторической личностью? Какие личностные качества этого человека привлекают к нему таких разных персонажей?

Честь, неэгоистичная любовь, достоинство, вера, душевное богатство, уважение к родителям, память
о предках. Откуда в Гринёве это богатство? Из семьи, от отца (вспомним наставление отца и эпиграф).

Но Гринёв не только родом из Дома и в этот Дом возвращается, не только живёт и сохраняет его, он ещё и строит Дом: “Вскоре потом Пётр Андреевич женился на Марье Ивановне. Потомство их благоденствует в Симбирской губернии <...> Рукопись Петра Андреевича Гринёва доставлена была нам от одного из его внуков, который узнал, что мы заняты были трудом, относящимся ко временам, описанным его дедом...”

«Бесы» — «Капитанская дочка»

При изучении романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (по Программе литературного образования МИРОСа — в 7-м классе), при чтении главы «Вожатый», естественным образом возникает разговор о стихотворении «Бесы». Устную работу по анализу стихотворения можно завершить написанием сочинения. Работать над структурой сочинения можно следующим образом. Вначале каждый ученик получает индивидуальное задание: привести доказательства к одному-двум (в зависимости от количества учеников в классе) тезисам (которые были взяты из статьи М.Павлова, опубликованной в «Литературе» № 45 за 2000 год).










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 255.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...