Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Модели школьного ученического самоуправления




В учебно-методическом пособии «Организация и развитие ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении» [40] представлены четыре основные модели школьного ученического самоуправления:

– «Школьный совет» – административная модель самоуправления;

– «Ньюландия» – игровая модель самоуправления;

– «День дублера» – раздельная административно-игровая модель самоуправления;

– «Демократическая республика» – совмещенная административно-игровая модель самоуправления.

В описании данной модели используются материалы, опубликованные в пособии «Модель школьного самоуправления» [58].

1. Позиционный блок.Сущность ученического самоуправления состоит в реальном участии школьников в управлении делами школы. Самоуправление – один из основных принципов деятельности ученического коллектива в нашей школе. Ученическое самоуправление развивается в рамках самоуправления школой (самоуправление – часть управления). За директором школы, педагогами сохраняется право на общее руководство, контроль за «конечным результатом».

К основным структурным компонентам модели школьного самоуправления относятся: цель, задачи, принципы, формы, методы, диагностика. Данная структура пятиуровневая: 1. Совет школы. 2. Общешкольный сбор детских коллективов 5–9 классов. 3. «Совет девяти». 4. Советы «Центры», «Штабы».             5. Детские коллективы 5–9 классов. К основным структурным компонентам модели органов само- и соуправления в детских коллективах 1–4 классах относятся: цель, задачи, принципы, формы, методы, диагностика. Данная структура трехуровневая: 1. Сбор детского коллектива. 2. Совет семи.                           3. Чередование традиционных поручений в детском коллективе (группы «Чистоты и порядка», «Почемучки», «Спорт», «Затейники»). К основным структурным компонентам модели органов само- и соуправления в детских коллективах 5–9 классах относятся: цель, задачи, принципы, формы, методы, диагностика. Данная структура трехуровневая: 1. Сбор детского коллектива.               2. Совет коллектива. 3. Чередование традиционных поручений (группы «Событие», «Поиск», «Забота», «Дело») и индивидуальные поручения.

Цель: подготовка будущих граждан к активному участию в управлении делами общества. Задачи:Приобретение детьми знаний, умений и навыков управленческой деятельности. Создание условий для получения воспитанниками опыта действий в демократическом правовом пространстве; социально значимого опыта гражданских действий. Ориентирование учащихся на коллективно-творческий поиск совместной деятельности, на развитие всех структур жизни коллектива. Воспитание ответственности, организаторских способностей, стремления к самореализации.

Принципы построения и развития школьного самоуправления:

1. Принцип сотрудничества (педагог-консультант: в классе – классный руководитель; на школьном уровне – закрепленные на педагогическом совете педагоги). 2. Принцип полноты доверия. 3. Принцип предметной деятельности. Есть деятельность – есть орган самоуправления. 4. Принцип единого планирования. В школе создается один план воспитывающей деятельности, исполнителями и организаторами являются органы самоуправления. 5. Принцип сменяемости актива. 6. Принцип согласованности.

В создании школьного коллектива, как определенной организации. Основанной на принципе самоуправления, можно выделить несколько взаимосвязанных сторон, имеющих существенное значение для оптимального функционирования внеучебной деятельности в школе: 1) педагогически целесообразный выбор форм первичных коллективов с учетом конкретных условий в тот или иной момент; 2) структура органов само- и соуправления;           3) систематическое включение воспитанников в организаторскую деятельность;               4) регулярное включение детей и подростков в систему ответственных зависимостей в школе и вне ее. В основе организации системы зависимостей лежит распределение деятельности.

К педагогическим условиям, способствующим развитию и совершенствованию школьного самоуправления мы относим: учет индивидуальных и возрастных, психолого-педагогических особенностей школьников; взаимосвязь учебной, внеучебной и внешкольной деятельности; сотрудничество с государственными, общественными организациями, друзьями школы, родителями; использование разнообразных форм и методов организации деятельности учащихся.

2. Организационный блок.Структура школьного самоуправления строится на трех уровнях: 1) индивидуальном; 2) ученик-класс; 3) ученик-школа.

1-й уровень индивидуальный – ПОРУЧЕНИЯ. Любое общественное поручение несет в себе ролевую функцию, то есть дает воспитаннику новую, пусть временную роль лидера или подчиненного, организатора или исполнителя, старшего по рангу или младшего уполномоченного коллектива и т.д. Через систему этих ролей и формируется у подростков опыт разнообразных общественных отношений – богатейший социальный капитал.

2-й уровень – ученическое самоуправление на уровне классных коллективов. Ведущие виды деятельности: познавательная, гражданско-патриотическая, экологическая, художественно-эстетическая, спортивно-оздоровительная, шефская, информационная, самообслуживание и др. Под каждый вид деятельности избираются органы самоуправления так, чтобы все учащиеся входили в тот или иной орган самоуправления: творческие группы, советы дела, центры и т.д.

Функции классных органов самоуправления: 1) ответственности (исполнительская и организаторская); 2) анализа, контроля, регулирования, оценки, самооценки, подготовка предложений на сбор детского коллектива. Внутри рабочего органа - персональное распределение индивидуальных поручений, чередование традиционных поручений внутри детского коллектива. Совет коллектива («Совет семи» в 1-4 классах) имеет следующие функции: готовит и проводит сборы детского коллектива, анализирует деятельность своих членов, готовит информацию и предложения. Высший орган – сбор детского коллектива.

3-й уровень – ученическое самоуправление коллектива учащихся школы – школьное самоуправление. Высшим органом является общешкольный сбор детских коллективов (представителей), который проводится 3 раза в год (сентябрь, январь, май). По мере необходимости проводятся и внеочередные сборы для решения оперативных, срочных вопросов. «Совет девяти» имеет следующие функции: обеспечивает социальную защиту школьников, проводит вертикально-горизонтальный анализ работы советов коллективов, готовит анализ и предложения на общешкольный сбор, на заседания родительского комитета, на совет представителей.

3. Нормативно-правовой блок. Закон Российской Федерации «Об образовании» // Российская газета. – 1992. – 31 июля. – С. 3–6. 2. Национальная доктрина образования в Российской Федерации (проект) //Народное образование. – 2000. – № 2. – С. 14 – 18. 3. Устав муниципального общеобразовательного учреждения. 4. Положение о школьном самоуправлении. 5. Декларация прав учащихся. 7. Положение о Совете девяти. 8. Положение о выборах членов Совета девяти и лидера. 9. Положение о совете справедливости. 10. Положение о дежурстве по школе. 11. Положение об организации и проведении общешкольных дел и т.д.

В качестве законных общественных прав детским коллективом, лидерам необходимо отдать: во-первых, право самим планировать свою работу; во-вторых, право самим максимально реализовывать свои планы, проводить свои дела, особенно традиционные; в-третьих, подросткам необходимо иметь право регулярно, а не эпизодически обсуждать свои дела, давать оценку своей деятельности за четверть, полугодие, год; в-четвертых, все конкурсы должны оценивать сами дети; в-пятых, право самим выбирать лидеров с открытым обсуждением кандидатур, распределять поручения, оценивать их выполнение; в-шестых, у подростков должно быть право выбирать творческую группу, объединение; в-седьмых, право принимать решения и проверять их исполнение; в-восьмых, надо сделать нормой заботу о младших и старших.

4. Содержательный блок. Основная школа содержит две ступени образования: I ступень – начальная школа; II ступень – основная.

На I ступени образования, учитывая психолого-педагогические особенности младшего школьника, самоуправление осуществляется через систему чередования традиционных поручений. Детский коллектив делится на четыре группы: 1. «Чистота и порядок». 2. «Почемучки». 3. «Спорт».                        4. «Затейники».

На II ступени образования сохраняется чередование традиционных поручений: группа «Событие», «Поиск », «Забота», «Дело». Если в начальной школе чередование поручений ежемесячное, то в основной школе – по четвертям. Но вместе с тем, кроме традиционных поручений, учащихся 5–9 классов на сборе детского коллектива избирают: мэра, организатора трудовых дел, валеолога, PR менеджера, организатора спорта и др. Лидеры класса, которых избирает сбор детского коллектива вместе с классным руководителем, председателем родительского комитета объединяются в Совет коллектива, который возглавляет мэр.

На общешкольном сборе детских коллективов 5–9 классов (представители) (в сентябре месяце) избирается Совет девяти. В школе действуют советы: мэров, организаторов спорта, PR-менеджеров, книголюбов; центры: «Радио-пресс-центр», «Здоровье», «Досуг», «Событий и информации», «Экскурсий и путешествий»; штабы: «Труда и профориентации», «Поиск», «Забота». Педагогами-консультантами штабов, центров, советов являются директор, заместители директора, педагоги, выпускники и т.д.

Советы выполняют инструктивно-методическую функцию (педагоги-консультанты проводят учебно-деловые игры: «Демократия», «Выборы», референдумы по проблемам школьной жизни, образования; акции «Голосуют дети», семинары, консультации, «мозговой штурм», дебаты, практикумы и т.д. Действует школьный клуб «Лидер» для учащихся 5–9 классов, а для учащихся 1–4 классов – «Деловой малыш», планируют коллективную творческую деятельность, разрабатывают сценарии, готовят аналитическую информацию и предложения по улучшению общешкольной жизни на совет девяти и совет школы.

5. Технический блок. Описание форм и методов. Системный подход к гражданскому образованию предполагает широкое использование внеурочных форм деятельности, воспитательной работы в школе, которые обладают большим потенциалом для формирования гражданских качеств личности. Максимальное использование возможностей этих форм работы позволяют учащимся получать реальное, практическое освоение навыков, направленных на овладение социальными отношениями между людьми.

Организационные формы школьного самоуправления в общеобразовательном учреждении: Совет школы. Общешкольный сбор детских коллективов. Совет девяти. Советы, центры, штабы. Совет справедливости. Клуб «Надежда», клуб выходного дня, клуб нескучных встреч, клуб мальчишек, клуб веселых и находчивых, клуб знатоков, клуб тринадцатилетних. Детские объединения по интересам.

6. Управленческий блок.Ученическое самоуправление функционирует согласно теории управления социальными объектами и процессами, а потому решает те же задачи, что и внутришкольное управление. Относительно организации воспитательного процесса оно является общественной частью общешкольного управления.

Основные функции органов школьного самоуправления: анализ, планирование, организация, контроль, регулирование, коррекция и снова анализ. Указанные функции решаются в течение каждого месяца. Функция сбора информации и анализа осуществляется на всех уровнях школьного самоуправления. На 2-м уровне в общешкольных органах ученического самоуправления проводится вертикальный анализ по каждому направлению деятельности, дополняется самоанализом.

В планировании деятельности классных коллективов и школы участвуют все учащиеся и органы самоуправления. Суть организации - подготовка к реализации плана. Функция контроля осуществляется на уровне самоконтроля и контроля со стороны органов ученического самоуправления. Основной метод контроля – наблюдение, анкетирование, беседа, социометрия, изучение школьной документации и т.д. Функция регулирования и коррекции – внесение изменений в функционирование системы.

В педагогической литературе все чаще и чаще появляются публикации, посвященные школьному самоуправлению, это свидетельство актуальности данной проблемы. Важно, чтобы наши воспитанники поняли, что самоуправление – это не игра в демократию. Участвуя в школьном самоуправлении, учащиеся приобретают опыт общественной практики, «учатся жизни». Принимая участие в школьном самоуправлении, учащиеся учатся выражать не свои интересы, а интересы своих одноклассников, интересы коллектива.

Вопросы для самостоятельного осмысления

1. Каковы, на Ваш взгляд, требования к разработке модели школьного самоуправления?

2. Какие, на ваш взгляд, типичные ошибки школьного самоуправления существуют в педагогической практике?

Темы сообщений

1. Гражданско-правовая социализация детей и подростков.

2. Правовое пространство в школе.

Лекция 14

Социальная педагогика

В каждом человеке – солнце, только дайте ему светить

/Сократ/

Цель – познакомить студентов с основами теории и методики социального воспитания.

План лекции

1. Понятие социализации.

2. Факторы социализации.

3. Педагогическая структура процесса социализации.

4. Социальный опыт ребенка как основа его социализации.

Основные понятия: социализация, фактор, средства социализации.

Понятие социализации

Термин «социализация» пришел в науку с легкой руки американского социолога Ф.Г. Гиддингса. В 1887 году в книге «Теория социализации» он определил сущность этого процесса как «развитие социальной природы и характера индивида», «подготовку человеческого материала к социальной жизни». Но как общепринятое научное понятие «социализация» начало активно работать в западной (особенно англоязычной) философской и психологической литературе только в конце 50-х годов XX века.

В современной социологической и психологической литературе социализация личности рассматривается как превращение индивида c его природными задатками и потенциальными возможностями социального развития в полноценного члена общества. Ребенок, живущий в определенное историческое время, в определенном социальном окружении, включается самой жизнью в процесс «социального наследования» (Н.П. Дубинин).

Полагаться только на стихийную адаптацию ребенка к социуму нельзя. Образование способами своей педагогической инструментовки как раз и призвано помочь взрослеющему человеку не просто приспособиться к окружающему социуму, а, научившись взаимодействовать с ним, активно самоопределяться в социальной жизни.

Будем принимать социализацию как педагогическое явление. Существует множество подходов к его пониманию, разные уровни дефиниций.

Основные подходы к характеристике понятия:

1. Социологический. Социализация рассматривается как трансляция культуры от поколения к поколению, как общий механизм социального наследования, охватывающий и стихийные воздействия среды, и организованные – воспитание, обучение.

2. Факторно-институциональный. Социализация определяется как совокупность, множественность, рассогласованность и некоторая автономность действия факторов, институтов и агентов социализации.

3. Интеракционистский. Социализация в качестве важнейшей детерминанты предполагает межличностное взаимодействие, общение, без которого невозможно становление личности и восприятие ею картины мира.

4. Интериоризационный. Социализация представляет собой освоение личностью норм, ценностей, установок, стереотипов, выработанных обществом, в результате чего складывается система внутренних регуляторов личности, привычных форм ее поведения.

5. Интраиндивидуальный. Социализация не исчерпывается адаптацией к социальной среде, а является творческой самореализацией личности, преобразованием себя, строится как деятельностная модель индивидуализации.

Если рассматривать образование личности как гармонию двух сущностно различных процессов – социализации и индивидуализации, то непременно выстроится значимая взаимосвязь по линии социализация – воспитание – самовоспитание.

Социализация – самое широкое понятие среди процессов, характеризующих образование личности. Она предполагает не только сознательное усвоение ребенком готовых форм и способов социальной жизни, способов взаимодействия с материальной и духовной культурой, адаптацию к социуму, но и выработку (совместно со взрослыми и сверстниками) собственного социаль­ного опыта, ценностных ориентаций, своего стиля жизни.

Воспитание представляет собой систему целенаправленных, педагогически организованных взаимодействий взрослых с детьми, самих детей друг с другом. Именно в таком личностном взаимодействии происходит изменение мотивационно-ценностной системы личности ребенка, возникает возможность для предъявления детям социально значимых норм и способов поведения, поэтому воспитание является одним из главных путей организованной социализации.

Взаимосвязь социализации и воспитания нельзя рассматривать, игнорируя процесс самовоспитания, так как реально осуществляемая социализация обязательно предполагает свою вторую сущность – индивидуализацию: становление личности со всей присущей ей уникальностью и неповторимостью, своеобразное обретение себя. Самовоспитание в этом контексте – в высшей степени осознанная и самостоятельная деятельность человека по совершенствованию своей личности, характеризующаяся тем, что он осознает себя и действует как субъект социализации, способный самоопределяться в социуме.

Факторы социализации

В работах социологов, социальных психологов и социальных педагогов понятие «фактор социализации» определяет важнейшие условия, которые детерминируют социальное развитие личности. Их принято выстраивать в такую иерархию:

1)мегафакторы (космос, планета, мировое сообщество);

2)макрофакторы (этнос, страна, государство);

3)мезофакторы (демографические условия, принадлежность к социальной группе, классу, субкультуре);

4) микрофакторы (семья, школа, группы ровесников).

Обратимся к рассмотрению основных групп факторов социализации, чтобы понять, как они действуют в целостном процессе образования. Нередко представляется, что образование – это то, что взрослые дают детям. На самом деле основанием любого образования является личный опыт человека, его самостоятельное взаимодействие с культурой, преобразование одновременного влияния различных факторов социализации [35].










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 166.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...