Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сословно-представительная монархия в России (XVI—XVII вв.)




В 1547 г. при Иване IV глава государства стал носить официаль­ный титул царя, государя и великого князя Московского, передавае­мый по наследству. В своей деятельности он опирался на Боярскую думу, постоянно действовавшую при царе. В 1549 г. в ее составе была учреждена «Избранная дума» («Избранная рада») из доверенных лиц. Подготовку материалов для Думы осуществлял целый штат профессиональных чиновников, связанных с приказами.

Особое место в системе государственных органов занимали Зем­ские соборы, проводившиеся с середины XVI в. до середины XVII в. Их созыв объявлялся царской грамотой. В состав Собора входили: Боярская дума, «Освященный собор» (церковные иерархи) и выбор­ные от дворянства и посадов.

Духовная и светская аристократия представляла элиту общества, царь в решении важнейших вопросов не мог обойтись без ее участия. Дворянство составляло основу царского войска и бюрократического аппарата, являлось главным служилым сословием. Верхушка посад­ского населения была главным источником денежных доходов для казны. Этими основными функциями объясняется присутствие пред­ставителей всех трех социальных групп в Соборе. Противоречия, существовавшие между ними, позволяли монархической власти ба­лансировать и усиливаться.

Земские соборы решали основные вопросы внешней и внутрен­ней политики, законодательства, финансов, государственного стро­ительства. Вопросы обсуждались по сословиям («по палатам»), но принимались всем составом Собора.

Сословно-представительными органами на местах (в середине XVI в.) стали земские и губные избы. Учреждение этих органов ограничивало и заменяло систему кормлений: выборные самоуправ­ляющиеся избы приняли на себя финансово-налоговую (земские) и полицейско-судебную (губные) функции. Компетенция этих орга­нов закреплялась в губных грамотах и земских уставных грамотах, подписываемых царем, их штат состоял из «лучших людей», сотских, пятидесятских, старост, целовальников и дьяков.

Деятельность земских и губных изб контролировалась различны­ми отраслевыми приказами, число которых возрастало (наряду с новыми отраслевыми — Разбойный, Стрелецкий — появились новые территориальные — Нижегородский, Казанский, Сибирский приказы). Происходила достаточно частая реорганизация приказ­ной системы, поочередное разукрупнение или слияние приказов. В работе этих органов вырабатывался настоящий бюрократический стиль: жесткое подчинение (по вертикали) и строгое руководство инструкциям и предписаниям (по горизонтали).

В XVII в. происходит реорганизация местного управления: зем­ские, губные избы и городовые приказчики стали подчиняться на­значаемым из центра воеводам, принявшим на себя администра­тивные, полицейские и военные функции. Воеводы опирались на специально созданный аппарат (приказная изба) из дьяков, при­ставов и приказчиков,

Государственные реформы середины XVI в.

Государственная централизация потребовала проведения ряда реформ в административной, финансовой и военной областях. Скла­дывание приказно-воеводской системы управления означало цент­рализацию всего управления и ликвидацию остатков дворцово-вотичинной системы. Важное место заняла финансовая реформа: уже к середине XVI в. вся денежная система была сосредоточена в руках государства. По пути унификации финансовой системы шла государ­ственная податная политика (введение «посошной» системы обло­жения, т.е. установление единых критериев обложения: земельного угодья, численности поголовья скота и т.п.). В конце XVI в. была произведена опись земельных угодий и определено число окладных единиц («сох»). Вводился целый ряд прямых («кормленный откуп», «пятина» с движимого имущества, ямские, пищальные деньги) и косвенных (таможенный, соляной, кабацкий) налогов и сборов. Была установлена единая торговая пошлина — 5% цены товара.

Военная реформа связывалась с идеей обязательной дворянской службы. Служилые люди получали плату в форме поместных наде­лов. Дворянство составляло костяк вооруженных сил. В их состав входили: «боевые холопы», которых приводили на службу дворяне, ополченцы (из крестьян и посадских), казаки, стрельцы и другие профессиональные военные, служащие по найму. С начала XVII в. появляются регулярные подразделения «нового строя»: рей­тары, пушкари, драгуны. На службу в русскую армию поступают иностранцы.

Церковь в XV—XVII вв. являлась одним из крупнейших земле­владельцев. В начале XVI в. была сделана попытка ограничить рост церковно-монастырского землевладения, в середине века (Стогла­вый собор 1551 г.) был поставлен вопрос о секуляризации церковных земель. Практические результаты не были значительными: была про­ведена только частичная конфискация монастырских земель в от­дельных регионах и произведено ограничение наследственных (по завещанию) вкладов вотчин в монастыри. В 1580 г. монастырям запрещается покупать вотчины у служилых людей, принимать их в заклад и на «помин души». Наиболее ощутимым ограничением стала закрепленная в Соборном Уложении ликвидация «белых» монастыр­ских, патриарших, митрополичьих и архиерейских слобод в городах.

Вместе с тем политическая роль церкви возрастала, в 1589 г. в России учреждается патриаршество, и русская церковь получает полную самостоятельность. Особое положение церкви отразилось в статьях Соборного Уложения: впервые в светской кодификации предусматривалась ответственность за церковные преступления (они стояли на первом месте в кодексе). Принятие на себя государ­ством дел, ранее относящихся к церковной юрисдикции, означало ограничение последней.

Решительным политическим актом самодержавной власти стала «опричнина» (1565—1572). Иван IV предпринял попытку подавить оппозиционное боярство и утвердить центральную власть. Вся тер­ритория государства была разделена на «опричнину» и «земщину», такое деление было чрезвычайным, подчиненным политическим целям и не опиравшимся на традиционную территориально-административную структуру. Были также сформированы особые во­оруженные подразделения (опричники), составившие ударную силу и репрессивный механизм опричнины. В этих условиях сложилась особо жесткая уголовно-правовая и уголовно-процессуальная прак­тика.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 256.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...