Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Полезные советы в помощь экскурсоводу школьного музея




ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ НЕВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Государственное БЮДЖЕТНОЕ образовательное Учреждение

Дополнительного образования детей

Правобережный Дом детского Творчества

Невского района САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

193315 г. Санкт-Петербург, ул. Новосёлов, д. 59, тел./факс 446-14-08, 446-75-74 

e-mail: novoselov59@yandex.ru e-mail: kraevedpddt@yandex.ru

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

учащимся-экскурсоводам школьных музеев и заведующим музеями 

образовательных учреждений Невского района

По составлению, подготовке и проведению экскурсии

По музею образовательного учреждения

 

Автор:

Гороховец Ирина Васильевна,

заведующий отделом краеведения,

методист,

руководитель районного конкурса

экскурсоводов школьных музеев Невского района

 

Санкт-Петербург

2012

Методические рекомендации учащимся-экскурсоводам школьных музеев и заведующим музеями образовательных учреждений Невского района по составлению, подготовке и проведению экскурсии по музею образовательного учреждения

 

Автор-составитель:

И.В. Гороховец, заведующий отделом краеведения, методист ГБОУ ДОД Правобережного дома детского творчества Невского района Санкт-Петербурга

 

 

Тираж РИС ГБОУ ДОД ПДДТ Невского района Санкт-Петербурга

Подписано в печать 10.10.2012, тираж 150 экз. Заказ ОК-3

«НА ПУТИ К МАСТЕРСТВУ»

полезные советы в помощь экскурсоводу школьного музея

Совет Первый – «Правило первой Оценки» Внешний вид экскурсовода должен быть привлекательным! Аккуратность, стильность и уместность в выборе одежды, обуви и причёски помогут расположить слушателей к себе. Неприятное впечатление производят бахилы, особенно на самом экскурсоводе, лучше найти возможность быть в помещении в сменной обуви. Хорошо смотрится фирменная форма учебного заведения или одежда, отражающая тематику музея.
Совет Второй – «Правило Первого места» Проводя экскурсию по школьному музею, важно помнить о том, что содержание и экспонаты только школьного музея имеют важность! Преобладание первостепенности исторического содержания над содержанием экспозиции конкретного школьного музея недопустимо. От экскурсовода также требуется владение материалом экспозиции своего школьного музея и материалом по теме экскурсии (нужно быть готовым рассказать о других экспонатах, раскрывающих тему экскурсии, понимать значения слов, используемых в ней, правильно употреблять исторические и современные названия и многое другое).  
Совет Третий – «Правило Весов» Ориентироваться в объёме текста и музейных предметов должно быть легко! Поэтому чрезмерность или недостаточность в отборе содержания и экспонатной базы для экскурсии одинаково нехороши. Все материалы, которые задействованы в экскурсии, должны быть представлены экскурсантам: это закон «театрального ружья» - если оно есть, оно должно «выстрелить»!  
Совет Четвёртый – «Правило Грамоты» Тема самой экскурсии должна быть сформулирована чётко и грамотно! Речь экскурсовода тоже должна быть грамотной! Правильное произношение всех употребляемых слов обязательно для экскурсовода (ударения, произнесение имён, терминов, понятий, географических названий и т.д.).  
Совет Пятый – «Правило Позы» Очень важно для экскурсовода выбрать правильное месторасположение по отношению к группе! Во время выступления обязательно надо стоять лицом к посетителям, при необходимости передвижений стараться совершать их полубоком. Важно уделить внимание всем экскурсантам, а не останавливать свой взгляд только на одном человеке! Стоять следует таким образом, чтобы не закрывать собой обзор экспозиции, выбирать правильный градус разворота тела.  
Совет Шестой – «Правило Голоса» Средне громкий, с приятным для слуха тембром, вымеренным темпом, интонацией и эмоциональной окраской голос экскурсовода создаёт комфортные условия восприятия экскурсии для группы. Неуверенная или неэмоциональная речь, удерживание одной интонации на протяжении всей экскурсии, даже при использовании стихотворных строк делают экскурсию менее интересной и запоминающейся.

 

Совет Седьмой – «Правило Указки» В основе любой экскурсии лежит показ экспонатов, сопровождающий рассказ. Указка – главный «инструмент» экскурсовода! Важно помнить: показ опережает рассказ. «Посмотрите на данный экспонат…», «Рассмотрите эту фотографию» и т.д. - возможные фразы, которые можно использовать при этом. Для показа экспонатов справа пользуются правой рукой (указка в правой руке), экспонаты слева показывают левой рукой (указка в левой руке). Показывая экспонат, можно посмотреть на него самому, а затем вернуть свой взгляд и внимание слушателям. Указкой ни в коем случае нельзя махать, играть, превращать её в «посох».  
Совет Восьмой – «Правило Маяка» Необычное начало экскурсии, приёмы, позволяющие «оживить» рассказ, будут держать внимание слушателей на протяжении всей экскурсии! Яркие моменты экскурсии – «Маячки внимания» - позволяют запомнить её надолго. Можно начать экскурсию с уникальной информации, вопроса или неоднозначного факта; найти возможность включить в ход экскурсии слушателей. «Маячками внимания», безусловно, являются харизма и артистизм самого экскурсовода, оригинальность и креативность подачи материала.  
Совет Девятый – «Правило Диалога» В экскурсии всегда присутствуют монолог и диалог. Слушатель будет больше заинтересован, если экскурсовод будет поддерживать связь с ним, например, обратится с вопросом. Умелое и свободное сочетание рассказа и показа, при отсутствии «чтения с листа», сделает экскурсию удачной.  
Совет Десятый – «Правило Моста» Представляя фрагмент экскурсии по музею, важно помнить о привязках к его экспозиции! Это можно сделать, используя «логические мостики»: «Об этом рассказывает ещё один экспонат нашего музея…», «В музее хранится документ…», «На одном из стендов мы можем увидеть…», «Обычно во время экскурсии…» и т.д. Любая экскурсия заканчивается выводами о том, что группа узнала на экскурсии, благодарностью за внимание, ответами на вопросы. Будет уместным сделать «логический мостик» к другой экскурсии (например, тематической), которая проводится в музее.  
Совет Одиннадцатый -  «Правило Часов» Время проведения экскурсии всегда ограничено! Поэтому важно создать экскурсию такой, чтобы за определённое время был раскрыт оптимальный объём информации (содержание экскурсии и предметный ряд).  
Совет Двенадцатый – «Правило Сцены» Любая экскурсия – это маленький спектакль! Будет профессионально, если подготовка экскурсии включит в себя проговаривание текста, выбор точек постановки и показа, работу с указкой, оттачивание грамотной и эмоционально окрашенной речи. Тренируйтесь, репетируйте, почувствуйте себя актёром!  

 

 

Интересной, успешной подготовки экскурсии и Побед!










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 151.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...