Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Константы, переменные, выражения




Основными элементами, из которых конструируется исполняемая часть программы, являются константы, переменные, обращения к функциям. Каждый из этих элементов (операндов) характеризуется своим значением и принадлежит к какому-либо типу данных.

Константами называют данные, значения которых не изменяются в процессе выполнения программы. Эти значения известны, например, задаются в разделе описания констант.

В языке Pascal константами могут быть целые, вещественные и шестнадцатеричные числа и символы. Используются также строковые, логические константы и др.

Целые числа (положительные и отрицательные) могут быть заданы в диапазоне от -2147483648 до 2147483647.

Вещественные числа могут быть положительными или отрицательными, заданными с использованием десятичной точки, в виде десятичной дроби (в формате с фиксированной точкой) или включать экспоненциальную часть (E − десятичное основание), например:

-34.234; 0.023;

6.762E2 − число 6,762×102 = 676,2;

-1.0493E-3 − число -1,0493×10-3 = -0,0010493.

Шестнадцатеричные числа задаются с использованием шестнадцатеричных цифр в диапазоне от $00000000 до $ffffffff. Каждому шестнадцатеричному числу предшествует символ $, например, $3ac4.

Символьной константой может быть любой символ, заключенный в апострофы, например, ’a’, ’<’ и т. д.

Символ можно задать путем обращения к его коду с предшествующим символом #, например:

#65 − код прописной латинской буквы A;

#92 − код строчной латинской буквы a;

#192 − код прописной буквы А кириллицы;

#224 − код строчной буквы а кириллицы.

Строковая константа − последовательность символов, заключенная в апострофы.

Логические константы − слова true (истина) или false (ложь).

Существуют зарезервированные константы, которые можно использовать без предварительного описания, например, константа Pi − ее значение 3.1415926536 (число p), константа Maxint − ее значение 32767 (максимальное двухбайтовое целое число), логические константы true и false.

Переменная может изменять свои значения в процессе выполнения программы. Это элемент программы, предназначенный для хранения, коррекции и передачи данных внутри нее. Каждая переменная характеризуется именем, значением и типом, к которому она относится. Имя переменной в процессе выполнения программы неизменно. Все переменные, встречающиеся в программе, должны быть описаны в разделе описания переменных. Для того чтобы описать переменную, указывают ее имя и тип.

С помощью знаков операций и скобок из операндов (констант, переменных и обращений к функциям) составляют выражения, представляющие собой правила получения новых значений.

Выражения могут быть арифметическими (алгебраическими), отношения и логическими.

Результатом арифметического выражения является число.

Результатом логического выражения является логическое значение true (истина) или false (ложь).

Выражение отношения, которое тоже является логическим, состоит из двух выражений со знаком отношения.

Арифметические и логические операции

При вычислении значения выражения сначала определяются значения входящих в него переменных, констант и функций. Затем выполняются вычисления в зависимости от расстановки скобок и приоритета операций.

В языке Pascal допустимы операции, приведенные в таблице 1 в порядке убывания приоритета.

Таблица 1 − Операции в языке Pascal

Тип операции Операция Описание операции
Унарные not @ Логическое отрицание Адрес
Мультипликативные *, / div, mod shr, shl and Умножение (пересечение множеств), деление Целочисленное деление, остаток от деления Целочисленный сдвиг вправо, влево Логическое И
Аддитивные + - or, xor Сложение (объединение множеств, сцепление строк) Вычитание Логическое ИЛИ, исключающее ИЛИ
Отношения =,<>,<,>,<=,>= in Операции отношения Принадлежность к множеству
     

Данные в программах. Типы данных

Данные в программах можно подразделить:

на входные данные − исходная для обработки информация, вводимая с помощью процедур ввода или передаваемая как параметры;

промежуточные данные − это данные, используемые для вычислений, организации циклов, временного хранения результатов;

выходные данные − информация, получаемая в результате работы программы и выводимая на экран, на печать или другой носитель информации.

Любые данные, используемые в программе, должны относиться к определенному типу, характеризующему множество значений (диапазон), которые могут принимать данные, способ представления этих данных в памяти компьютера и множество применимых к ним операций и функций.

Типы данных языка Pascal подразделяются на простые (порядковые, вещественные) и структурированные (массивы, записи, строки, множества, файлы).

Кроме того, можно отметить указатели, процедурные типы и объекты.

Наиболее часто используемые типы данных:

integer − целый (целые числа);

real − вещественный (действительные числа);

boolean − логический (true, false);

char − символьный.

Переменные одного из указанных выше типов могут быть описаны в разделе описания, например, следующим образом:

Var

a, n : integer; {переменные a, n − целого типа}

x, y : real; {переменные x, y − вещественного типа}

logic : Boolean; {переменная logic − логического типа}

symb : char; {переменная symb − символьного типа}

Порядковые типы данных имеют конечное число значений, которые можно упорядочить, следовательно, с каждым из них можно сопоставить некоторое целое число − порядковый номер значения. К стандартным порядковым типам относят целые, логические и символьный типы данных.

Среди нестандартных различают перечисляемый тип и тип-диапазон.

Для всех порядковых типов определены функции:

ord(x) − порядковый номер величины х порядкового типа;

pred(x) − предыдущее значение величины х порядкового типа;

succ(x) − следующее значение величины х порядкового типа;

low(x) − наименьшее значение величины данного типа;

high(x) − наибольшее значение величины данного типа.

Диапазон значений данных целых типов (таблица 2) зависит от того, сколько байтов они занимают в памяти компьютера.

Таблица 2 − Целые типы данных языка Pascal

Имя типа Длина, байт Диапазон значений
byte 1 0−255
shortint 1 −128−127
word 2 0−65535
integer 2 −32768−32767
longint 4 -2147483648−2147483647
     

Данные целых типов можно складывать, вычитать, выполнять с ними операции умножения, целочисленного деления div (частное при целочисленном делении) и mod (остаток при целочисленном делении). К данным целых типов применимы стандартные процедуры и функции, перечисленные в таблице 3.

Таблица 3 − Процедуры и функции, применимые к данным целых типов

Функция Тип результата Действие
abs(x) x Возвращает модуль числа
chr(x) char Возвращает символ по его коду
dec(x[, i]) x Уменьшает значение x на i, а при отсутствии i – на 1
inc(x[, i]) x Увеличивает значение x на i, а при отсутствии i – на 1
hi(i) byte Возвращает старший байт аргумента
lo(i) byte Возвращает младший байт аргумента
odd(х) boolean Возвращает true, если аргумент – нечетное число
random(х) real Число, равномерно распределенное на (0; х)
sqr(x) x Возвращает квадрат аргумента
swap(i) integer Меняет местами байты в слове
swap(х) word То же
     

Логический тип данных относится к порядковым типам. Переменные логического типа занимают в памяти один байт и могут принимать только одно из двух значений − true (истина) или false (ложь), причем

true > false.

В языке Pascal используются следующие логические операции: not (логическое отрицание), and (логическое И, логическое умножение), or (логическое ИЛИ, логическое сложение) и xor (исключающее ИЛИ). В таблице 4 true обозначено как 1, а false − 0.

Таблица 4 − Значения логических операций

Операнды

Значение операции

x y not x x and y x or y x xor y
0 0 1 0 0 0
0 1 1 0 1 1
1 0 0 0 1 1
1 1 0 1 1 0
           

Переменная символьного типа занимает в памяти 1 байт, содержимым которого является код символа в диапазоне от 0 до 255 в соответствии с таблицей ASCII (American Standard Code For Information Interchange − американский стандартный код обмена информацией). Так как этот код семибитовый, то им кодируются символы от 0 до 127. Символы с номерами от 128 до 255 не ограничены жесткими рамками стандарта, их набор может быть разный на различных компьютерах.

Значение символьной переменной должно быть заключено в апострофы!

Над данными символьного типа можно производить операции сравнения в соответствии с их кодами. Кроме функций, действующих над данными всех порядковых типов, с символами используется функция upcase(x), которая заменяет строчную (малую) букву латинского алфавита на прописную (большую).

Наиболее широко в программировании используются вещественные (действительные) числа, являющиеся значениями физических констант и величин.

Переменные вещественных типов данных (таблица 5) занимают в памяти от 4 до 10 байт.

Таблица 5 − Вещественные типы данных в языке Pascal

Имя типа Название Длина, байт Значащих цифр Диапазон абсолютных значений
real Вещественный 6 11−12 2.9E−39…1.7E+38
single Одинарной точности 4 7−8 1.5E−45…3.4E+38
double Двойной точности 8 15−16 5.0E−324…1.7E+308
extended Расширенный 10 19−20 3.4E−4951…1.7E+4932
comp Целое в формате вещественного 8 19−20 −2E63+1…+2E63−1
         

Для данных вещественного типа определены операции сложения, вычитания, умножения, деления и сравнения.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 266.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...