Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Константы, переменные, выражения
Основными элементами, из которых конструируется исполняемая часть программы, являются константы, переменные, обращения к функциям. Каждый из этих элементов (операндов) характеризуется своим значением и принадлежит к какому-либо типу данных. Константами называют данные, значения которых не изменяются в процессе выполнения программы. Эти значения известны, например, задаются в разделе описания констант. В языке Pascal константами могут быть целые, вещественные и шестнадцатеричные числа и символы. Используются также строковые, логические константы и др. Целые числа (положительные и отрицательные) могут быть заданы в диапазоне от -2147483648 до 2147483647. Вещественные числа могут быть положительными или отрицательными, заданными с использованием десятичной точки, в виде десятичной дроби (в формате с фиксированной точкой) или включать экспоненциальную часть (E − десятичное основание), например: -34.234; 0.023; 6.762E2 − число 6,762×102 = 676,2; -1.0493E-3 − число -1,0493×10-3 = -0,0010493. Шестнадцатеричные числа задаются с использованием шестнадцатеричных цифр в диапазоне от $00000000 до $ffffffff. Каждому шестнадцатеричному числу предшествует символ $, например, $3ac4. Символьной константой может быть любой символ, заключенный в апострофы, например, ’a’, ’<’ и т. д. Символ можно задать путем обращения к его коду с предшествующим символом #, например: #65 − код прописной латинской буквы A; #92 − код строчной латинской буквы a; #192 − код прописной буквы А кириллицы; #224 − код строчной буквы а кириллицы. Строковая константа − последовательность символов, заключенная в апострофы. Логические константы − слова true (истина) или false (ложь). Существуют зарезервированные константы, которые можно использовать без предварительного описания, например, константа Pi − ее значение 3.1415926536 (число p), константа Maxint − ее значение 32767 (максимальное двухбайтовое целое число), логические константы true и false. Переменная может изменять свои значения в процессе выполнения программы. Это элемент программы, предназначенный для хранения, коррекции и передачи данных внутри нее. Каждая переменная характеризуется именем, значением и типом, к которому она относится. Имя переменной в процессе выполнения программы неизменно. Все переменные, встречающиеся в программе, должны быть описаны в разделе описания переменных. Для того чтобы описать переменную, указывают ее имя и тип. С помощью знаков операций и скобок из операндов (констант, переменных и обращений к функциям) составляют выражения, представляющие собой правила получения новых значений. Выражения могут быть арифметическими (алгебраическими), отношения и логическими. Результатом арифметического выражения является число. Результатом логического выражения является логическое значение true (истина) или false (ложь). Выражение отношения, которое тоже является логическим, состоит из двух выражений со знаком отношения. Арифметические и логические операции При вычислении значения выражения сначала определяются значения входящих в него переменных, констант и функций. Затем выполняются вычисления в зависимости от расстановки скобок и приоритета операций. В языке Pascal допустимы операции, приведенные в таблице 1 в порядке убывания приоритета. Таблица 1 − Операции в языке Pascal
Данные в программах. Типы данных Данные в программах можно подразделить: ●на входные данные − исходная для обработки информация, вводимая с помощью процедур ввода или передаваемая как параметры; ●промежуточные данные − это данные, используемые для вычислений, организации циклов, временного хранения результатов; ●выходные данные − информация, получаемая в результате работы программы и выводимая на экран, на печать или другой носитель информации. Любые данные, используемые в программе, должны относиться к определенному типу, характеризующему множество значений (диапазон), которые могут принимать данные, способ представления этих данных в памяти компьютера и множество применимых к ним операций и функций. Типы данных языка Pascal подразделяются на простые (порядковые, вещественные) и структурированные (массивы, записи, строки, множества, файлы). Кроме того, можно отметить указатели, процедурные типы и объекты. Наиболее часто используемые типы данных: ●integer − целый (целые числа); ●real − вещественный (действительные числа); ●boolean − логический (true, false); ●char − символьный. Переменные одного из указанных выше типов могут быть описаны в разделе описания, например, следующим образом: Var a, n : integer; {переменные a, n − целого типа} x, y : real; {переменные x, y − вещественного типа} logic : Boolean; {переменная logic − логического типа} symb : char; {переменная symb − символьного типа} Порядковые типы данных имеют конечное число значений, которые можно упорядочить, следовательно, с каждым из них можно сопоставить некоторое целое число − порядковый номер значения. К стандартным порядковым типам относят целые, логические и символьный типы данных. Среди нестандартных различают перечисляемый тип и тип-диапазон. Для всех порядковых типов определены функции: ord(x) − порядковый номер величины х порядкового типа; pred(x) − предыдущее значение величины х порядкового типа; succ(x) − следующее значение величины х порядкового типа; low(x) − наименьшее значение величины данного типа; high(x) − наибольшее значение величины данного типа. Диапазон значений данных целых типов (таблица 2) зависит от того, сколько байтов они занимают в памяти компьютера. Таблица 2 − Целые типы данных языка Pascal
Данные целых типов можно складывать, вычитать, выполнять с ними операции умножения, целочисленного деления div (частное при целочисленном делении) и mod (остаток при целочисленном делении). К данным целых типов применимы стандартные процедуры и функции, перечисленные в таблице 3. Таблица 3 − Процедуры и функции, применимые к данным целых типов
Логический тип данных относится к порядковым типам. Переменные логического типа занимают в памяти один байт и могут принимать только одно из двух значений − true (истина) или false (ложь), причем true > false. В языке Pascal используются следующие логические операции: not (логическое отрицание), and (логическое И, логическое умножение), or (логическое ИЛИ, логическое сложение) и xor (исключающее ИЛИ). В таблице 4 true обозначено как 1, а false − 0. Таблица 4 − Значения логических операций
Переменная символьного типа занимает в памяти 1 байт, содержимым которого является код символа в диапазоне от 0 до 255 в соответствии с таблицей ASCII (American Standard Code For Information Interchange − американский стандартный код обмена информацией). Так как этот код семибитовый, то им кодируются символы от 0 до 127. Символы с номерами от 128 до 255 не ограничены жесткими рамками стандарта, их набор может быть разный на различных компьютерах. Значение символьной переменной должно быть заключено в апострофы! Над данными символьного типа можно производить операции сравнения в соответствии с их кодами. Кроме функций, действующих над данными всех порядковых типов, с символами используется функция upcase(x), которая заменяет строчную (малую) букву латинского алфавита на прописную (большую). Наиболее широко в программировании используются вещественные (действительные) числа, являющиеся значениями физических констант и величин. Переменные вещественных типов данных (таблица 5) занимают в памяти от 4 до 10 байт. Таблица 5 − Вещественные типы данных в языке Pascal
Для данных вещественного типа определены операции сложения, вычитания, умножения, деления и сравнения. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 266. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |