Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Показатели, характеризующие фирму




Количество показателей, характеризующих результаты деятель­ности фирмы, очень велико. Потому сравнение этих показателей в динамике дает более реальную картину. Полезно сравнивать также показатели конкретной фирмы с показателями аналогичных фирм или с отраслевыми показателями — средними или общими.

Анализируемые показатели делятся на абсолютные и относи­тельные.

Абсолютные данные характеризуют масштаб операций фирмы, ее производственную мощность, итоги производственной и сбытовой деятельности и др. Они содержатся в оперативной и финансовой отчетности фирмы: объемы продаж, итоги баланса, прибыль и дру­гие показатели.

Относительные данные — это коэффициенты, показывающие соотношения, полученные расчетным путем или соотнесением аб­солютных показателей.

Группы абсолютных и относительных показателей характеризуют:

• экономический потенциал фирмы;

• эффективность ее деятельности;

• конкурентоспособность;

• финансовое положение фирмы.

Показатели экономического потенциала фирмы: активы, продажи, чистая или валовая прибыль, основной капитал, оборотный капитал, капиталовложения, собственный и заемный капитал, капитализиро­ванная прибыль, производственные мощности, научно-исследо­вательская база и расходы на НИОКР, общее число занятых.

Эти показатели (в отдельности или совокупности) дают в коли­чественном или стоимостном выражении оценку материально-производственной базы фирмы, результатов ее финансовой дея­тельности, масштабов операций фирмы и т.д.

Например, масштабы операций фирмы характеризуются такими показателями, как объем продаж, активы, собственный капитал, число занятых. Сами по себе эти показатели мало о чем говорят. Все зависит от сферы деятельности фирмы. Для фирмы, выпускающей, например, спички, объем продаж в 50 млн ден. ед. будет весомым, для металлургической фирмы — небольшим. Сравнивать нужно с аналогичными показателями других фирм данной отрасли или страны. Таким образом можно судить о масштабах операций фирмы, о ее солидности. Во многих странах публикуются списки крупнейших фирм, что способствует успешности проведения таких оценок.

Производственная база характеризует промышленный потенциал фирмы, возможность производить продукцию в нужных количест­вах и в необходимые сроки. Масштаб операций дает представление о размерах производственной базы и все это может дать стоимост­ную оценку произведенной и реализованной продукции (объем продаж), оборотных и необоротных активов (итог баланса), стои­мость используемых в процессе производства машин и оборудова­ния, что характеризует основной капитал.

Основной капитал — важнейший показатель производственного потенциала фирмы. В балансах фирм он обычно отражается одной строкой, что затрудняет анализ его структуры. Но в примечаниях к балансу эта статья разбивается на отдельные составляющие (напри­мер, земля, здания и сооружения, машины и оборудование, арендо­ванное имущество и строящиеся предприятия, месторождения по­лезных ископаемых). Если из суммы, составляющей основной ка­питал, вычесть амортизационные отчисления, получим реальный основной капитал.

К основным показателям производственной базы промышлен­ных фирм относятся количество и мощности отдельных производст­венных предприятий. У крупных фирм число предприятий может достигать нескольких десятков. Так, например, у компании «Дже­нерал электрик» их более 300; расположены они как в США, так и в других странах.

Крупные фирмы в своих годовых отчетах производственные мощности отдельных предприятий обычно не указывают, а приво­дят число заводов, выпускающих какой-либо вид продукции. Узко­специализированные фирмы, наоборот, дают сведения о производ­ственных мощностях. Подробные данные об отдельных предпри­ятиях можно найти в периодической печати, специализированных журналах, рекламных проспектах и других материалах фирмы.

Характеристика производственной базы фирмы содержит также сведения о наличии сырьевой базы, собственных источников энер­гии, сбытовой сети и средств транспорта, центров технического об­служивания и т.д. Если компания арендует транспортные средства, производственные мощности и оборудование или крупные фирмы пользуются услугами мелких и средних фирм для производства отдельных деталей, узлов и других комплектующих, технического или сервисного обслуживания, то по существу производственная база монополий увеличивается за счет обслуживающих их формально самостоятельных фирм.

Важный показатель, характеризующий производственный по­тенциал фирмы, — количество произведенной продукции и доля этой продукции в производстве подобной продукции в стране и в мире. Эти данные можно почерпнуть из отчетов фирм, статистических сбор­ников, периодической печати, справок швейцарских банков и т.д. Так, например, доля компании «Фольксвагенверк» (ФРГ) в произ­водстве легковых автомобилей в промышленно развитых странах составляет около 10%, в ФРГ — 38%!.

Объем капиталовложений также относится к показателям произ­водственного потенциала фирмы. Направление же капиталовложе­ний характеризует ее производственную политику. Естественно, что руководство фирмы стремится инвестировать капиталы в наиболее перспективные, с его точки зрения, виды производственной дея­тельности.

Научно-исследовательская база фирмы, как и научно-исследова­тельский потенциал в целом, в условиях острой конкуренции играет все более весомую роль. Желая не только выжить, но и первенство­вать в конкурентной борьбе, фирмы стремятся внедрять передовые достижения научно-технического прогресса, разрабатывать новую технологию и новые виды продукции, интенсивно вести поиск но­вых направлений и сфер приложения капитала, формировать новые рынки сбыта. Фирмы считают целесообразным тратить на эти цели большие средства.

Показатели эффективности деятельности фирмы — это абсо­лютные и относительные данные. Основной из них — прибыль — конечная цель и основной критерий деятельности фирмы.

Часто используется термин валовая прибыль. Этот показатель за­висит от объема продаж, прибыльности (разница между чистыми затратами и чистой продажной ценой) и системы мер по реализа­ции. Валовая прибыль обеспечивает:

• покрытие всех эксплуатационных расходов предприятия, не за­висящих непосредственно от товарооборота (объема продаж);

• погашение всех долгов и займов;

• выплату отчислений в пенсионный фонд;

• уплату всех необходимых налогов или отчислений в государ­ственный фонд социального страхования;

• замену основных средств при их износе;

• повышение расходов до того, как они окупятся при повыше­нии продажной цены;

• увеличение объема капиталовложений по мере роста бизнеса;

• выплату дивидендов.

Только после того как будут удовлетворены все эти требования, оставшуюся часть прибыли можно снова вложить в производство в целях дальнейшего расширения предприятия.

Каждое предприятие должно постоянно получать некоторую минимальную сумму валовой прибыли лишь для того, чтобы его владельцы могли выжить.

Стоимость или объем продукции, которую необходимо реализо­вать, чтобы получить достаточную валовую прибыль, оставшуюся после удовлетворения прочих требований, называют критическим объемом продаж.

На основе полученной абсолютной прибыли исчисляются отно­сительные показатели рентабельности:

• рентабельность продаж;

• рентабельность активов;

• рентабельность основного капитала;

• рентабельность собственного капитала;

• средняя норма рентабельности.

Важный показатель эффективности — объем продаж. Он отра­жает масштабы деятельности фирмы и темпы ее роста. На основе этого показателя исчисляются относительные показатели эффек­тивности:

• отношение объема продаж к активам;

• отношение объема продаж к основному капиталу;

• отношение объема продаж к оборотному капиталу;

• отношение объема продаж к материально-производственным запасам;

• доля издержек производства в стоимости реализованной про­дукции;

• отношение объема продаж к общему числу занятых.

Показатели, характеризующие фирму, необходимо анализиро­вать в динамике, в сравнении. Так, например, прибыль может по годам увеличиваться или уменьшаться. Могут быть убыточные го­ды. Известный менеджер Ли Якокка отмечает, что автомобильная монополия «Крайслер» в течение 1978—1981 годов, терпела убытки, а затем по показателям эффективности стала значительно опережать своих главных конкурентов «Дженерал моторс» и «Форд мотор».

Показатели конкурентоспособности фирмы. Различается конку­рентоспособность фирмы и конкурентоспособность товара.

Конкурентоспособность фирмы — это возможность предложить товар, удовлетворяющий конкурентным требованиям потребителя, в требуемом количестве, в нужные сроки и на наиболее выгодных условиях (цена, базисные условия поставки, организация техниче­ского обслуживания, предоставление кредита и т.д.).

Конкурентоспособность товара — это его полезность в качестве потребительной стоимости в конкретных условиях. Цель экономи­ческого анализа конкурентоспособности товара — выявить из груп­пы аналогичных товаров такой товар, который отвечал бы опреде­ленным характеристикам и пользовался бы наибольшим спросом. Покупателя интересует способность товара удовлетворять конку­рентную потребность. Учитываются при этом и технические харак­теристики товара, и цена, и престиж фирмы-изготовителя, и спо­собность фирмы организовать действенную систему послепродаж­ного обслуживания, и пр. Так, если товар по техническим характе­ристикам и превосходит все аналогичные товары, то из-за высокой цены вследствие высоких издержек производства он может стать неконкурентоспособным. Но, с другой стороны, низкая цена не всегда означает покупательский спрос.

Конкурентоспособность фирмы и конкурентоспособность ее то­вара находятся в прямой зависимости. Чем выше конкурентоспо­собность товара, тем выше спрос на этот товар и тем больший эко­номический эффект получает фирма от его реализации. Экономи­ческий эффект выражается в первую очередь в полученной прибы­ли. Возрастание спроса приводит к повышению и нормы, и массы прибыли. И наоборот, снижение спроса приводит к понижению нормы, а затем массы прибыли.

Показатели конкурентоспособности содержатся в годовых отче­тах фирм и фирменных справочниках.

Кроме прибыли показателями конкурентоспособности являются:

объемы продаж в стоимостном и количественном выражении. Если стоимость проданной продукции растет быстрее, чем ее физический объем, то спрос на нее растет. Конечно, необхо­димо учитывать инфляцию. Если же стоимость проданной продукции растет медленнее, чем ее физический объем, то, следовательно, спрос на продукцию падает, и фирма вынуж­дена снижать цены;

отношение прибыли к объему продаж. При уве­личении этого показателя конкурентоспособность продукции растет;

отношение объема продаж к стоимости материально-произ­водственных запасов. Если этот показатель уменьшается, то замедляется оборачиваемость запасов, а это означает либо снижение спроса на готовую продукцию, либо увеличение запасов сырья. Уточнить, что именно происходит, позволяет такой показатель, как доля стоимости нереализован­ной продукции в материально-производственных запасах. При его росте происходит затова­ренность готовой продукцией, поскольку на нее снижается спрос;

отношение объема продаж к стоимости нереализованной про­дукции. Уменьшение его означает сни­жение спроса или перепроизводство продукции. Этот показа­тель дополняет два предыдущих;

отношение объема продаж к сумме дебиторской задолженности показывает объем коммерческого кредита, который фирма предоставляет своим клиентам. Кредит, есте­ственно, уменьшается, если спрос на товар растет. Сокраща­ется продажа в кредит. И наоборот, повышение темпов роста объема кредита показывает, что фирма вынуждена предостав­лять более льготные условия клиентам при продаже своей продукции;

загрузка производственных мощностей. Руководство фирмы принимает решение о снижении загрузки производственных мощностей, как только возникают трудности со сбытом гото­вой продукции;

портфель заказов. Высокий уровень спроса на продукцию фирмы обеспечивает большой портфель заказов;

затраты на научные исследования. Этот показатель свидетель­ствует о потенциальных возможностях фирмы;

объем и направление капитальных вложений. Фирма стремится вкладывать средства в освоение и производство наиболее пер­спективной продукции. Если нет перспектив получения дос­таточно высокой нормы прибыли, фирма перестает вклады­вать капитал в производство. Следовательно, конкурентоспо­собность продукции снизилась.

Показатели финансового положения фирмы. Финансовое поло­жение фирмы характеризуется платежеспособностью и кредитоспо­собностью.

Платежеспособность — это степень финансовой независимости фирмы от внешних источников финансирования своей деятельности и способность в заранее оговоренные сроки погашать свои фи­нансовые обязательства.

Кредитоспособность — возможность предоставления кредитов клиентам.

Финансовую деятельность фирмы характеризуют следующие основные показатели:

структура собственного капитал, т.е. соотношение составляющих капитал эле­ментов акционерного капитала, эмиссионного дохода и ка­питализированной прибыли. Как известно, на первых порах деятельность фирмы финансируется в основном за счет ак­ционерного капитала, т.е. средств, полученных от продажи акций. Далее возрастает роль капитализированной прибыли, увеличение которой свидетельствует, что деятельность фир­мы высокоэффективна и она обладает финансовой незави­симостью;

отношение собственного капитала к итогу баланса отражает финансовую неза­висимость фирмы от внешних источников финансирования. Чем это соотношение выше, тем финансовое положение фирмы лучше. Принято считать, что общая сумма задолжен­ности не должна превышать сумму собственного капитала. Если это отношение более 50%, то финансирование дея­тельности фирмы за счет заемного капитала происходит в допустимых пределах;

отношение всей задолженности к собственному капиталу также показывает соотношение внешних и собственных источников финансирования. По­скольку некоторые виды краткосрочной задолженности — это своеобразный бесплатный кредит, например задолженность по заработной плате, налогам и другим видам, то нужно ана­лизировать структуру задолженности;

отношение собственного капитала к реальному основному ка­питалу свидетельствует о том, в какой мере инвестирование капитала в основные фонды происходит за счет внутренних источников финансирования. Если это отношение меньше единицы, то часть основных фондов финансируется за счет заемного капитала, а это вле­чет увеличение расходов в форме процентов. Если размер вы­плачиваемого фирмой процента выше средней нормы прибы­ли, получаемой на вложенный капитал, то фирма работает в убыток;

отношение долгосрочной задолженности к собственному капита­лу. Финансирование компа­нии за счет долгосрочных кредитов, в частности облигацион­ных займов, для нее выгодно, если норма прибыли выше раз­мера выплачиваемых процентов. Долгосрочный кредит всегда дает гибкость маневра, позволяет расширить масштабы опера­ций и при успешной деятельности получать большую массу прибыли. Считается, что размер долгосрочной задолженности не должен быть больше величины собственного оборотного капитала (т.е. разницы между оборотными активами и кратко­срочной задолженностью). В противном случае часть долго­срочных кредитов фирмы идет на финансирование текущих операций. Следовательно, расходы фирмы увеличиваются, так как процент, который выплачивается по долгосрочным креди­там, всегда более высокий, чем по краткосрочным;

поступление собственных средств от операции в отчетном периоде — это объем самофинансирования текущих операций, абсолютный показатель поступивших средств в отчетном периоде в форме чистой прибыли и амортизационных отчислений;

коэффициент самофинансирования текущих капиталовложений показывает, в какой степени вложения в основной капитал за отчетный год производились за счет средств, поступивших от операций фирмы;

коэффициент покрытия, или отношение оборот­ных активов к краткосрочной задолженности, — один из ос­новных показателей платежеспособности  фирмы. По нему можно судить, в какой мере краткосрочная задолженность фирмы покрывается ее оборотными активами. Принято счи­тать, что этот показатель не должен быть меньше двух.

Поскольку не все элементы оборотного капитала фирмы могут быть сразу использованы как платежные средства для погашения задолженности, рассчитывают дополнительные показатели, которые характеризуют степень платежеспособности фирмы;

коэффициент ликвидности оборотных активов — это доля наличности и быстрореализуемых бумаг в оборотных активах. Чем он выше, тем выше ликвидность оборотного капитала и платежеспо­собность фирмы;

коэффициент покрытия краткосрочной задолженности ликвид­ными средствами. При расчете этого показателя к ликвидным средствам относят и дебиторскую задолженность, как и наличность, и быстро реализуемые ценные бумаги.

17. Порядок подготовки «конкурентного листа» и «карты фирмы».

Одним из основных документов, содержащим подробные сведения об иностранной фирме, служит информационная карта на фирму, состоящая из нескольких разделов.

В водной части карты указывается наименование фирмы, страна, где основана фирма, почтовый и телеграфный адреса, номера телефонов, факса, адрес сайта в интернете.

Раздел 1. Общая характеристика фирмы: характер деятельности фирмы (производственная, торговая, инженерная, транспортно-экспедиционная); отношение фирмы к внешнеэкономическому объединению (контрагент, посредник, брокер, дилер и т. д.), юридическая форма (единоличная, акционерная, государственная, полугосударственная, кооперативная); предметы производства (торговли) и их краткая характеристика; сведения о банках, в которых фирма имеет вклады или же займы, о дочерних компаниях, важнейших конкурентах, связях фирмы (персональных, коммерческих финансовых, производственных).

Раздел 2. Финансово-экономические показатели. Даются в динамике по годам с указанием акционерного капитала, активов, прибыли, убытков, финансового положения, число занятых, расходы на научные исследования, производственных возможностей.

Раздел 3. Референц-лист (год, страна, товар).

Раздел 4. Предложение фирмы (год, товар, количество, сумма).

Раздел 5. Запросы фирмы (год, товар, количество, сумма).

Раздел 6. Товарооборот (№ контракта, дата, товар, импорт, экспорт, скидка в %).

Раздел 7. Участники переговоров. Сотрудники ВЭО (внешнеэкономического объединения), проводившие переговоры.

Раздел 8. Деловая характеристика фирмы. Добросовестно ли исполняет фирма свои контрактные обязательства, аккуратна ли в корреспонденции с ВЭО, опаздывает ли с открытием аккредитива, поставках товара, предъявлялись ли претензии к товару по качеству технической документации, участвовала ли фирма в международных выставках, посещали ли предприятия российские представители, и как они были приняты, имеет ли собственные научные центры, имеет ли собственные патенты, имеет ли связи с государственным аппаратом и правящей партией и т. д.

Раздел 9. Характеристика представителя фирмы. В вводной части указываются фамилия, имя, должность, образование, владение языками, с какого года работает в фирме.

Следует учитывать, что целый ряд сведений о фирме может составлять ее коммерческую тайну. В ряде западных стран, например в Германии, в некоторых штатах США действуют законы, содержащие понятия торговых секретов, коммерческой и производственной тайны. Например, по законодательству Германии, коммерческой тайной предприятии признаются такие сведения о фирме, как организация и размеры оборота, состояние рынков сбыта, сведения о поставщиках и потребителях, банковских операциях, поэтому расспрашивать у них сведения такого рода непринято и некорректно.

Конкурентный лист.

Это метод определения рыночной цены, заключающийся в сопоставлении уровней цен и параметров аналогичной продукции. Он представляет собой таблицу, в которую заносятся все факторы, определяющие уровень цен на аналогичные товары конкурентов и конкурентные условия сделок. Иногда цены берутся из справочников или ранее заключенных контрактов. Кроме того, этот лист, содержащий информацию, данные о товаре, его качестве, технико-экономических показателях. Конкурентный лист – важный источник материала для обоснования выработки предложения для выхода на внешний рынок. Содержание, качество и достоверность информации, содержащихся в конкурентных листах, возможность ее эффективного использования для определения цен на конкретные виды экспортируемой и импортируемой продукции, в существенной степени зависит от разнообразия накопленных данных. Они по возможности должны включать сведения по большому числу соответствующих изделий. Наличие достаточно точной информации в конкурентных листах позволяет более точно и обоснованно определить цену всего изделия или отдельных его компонентов.

Цели конкурентного листа:

· оценка целесообразности покупки;

· выявить лучшего из поставщиков;

· корректировка первоначальных требований;

· разработка тактики ведения переговоров.

Для продавца конкурентный лист нужен для того, чтобы правильно сформировать предложение. Вид конкурентного листа зависит от целей и задач по данной сделке, объему имеющейся информации и опыта разработчика.

Наиболее часто выделяют след разделы:

· Данные о товаре (техническая характеристика)

· Данные о фирме-производителе, поставщике основных элементов

· Коммерческие условия

· Кредитные условия сделки

· Ценообразование

Требования к конкурентному листу:

· Сведения о достаточном числе конкурирующих изделий

· Ведущие фирмы

· Товары-аналоги, максимально приближенные по характеристикам (более 10 шт.)

Однако не существует полного соответствия коммерческих условий купли-продажи каких-либо товаров. Расчет цены всегда требует внесения значительного количества коммерческих поправок. Цены экспортных поставок зависят от объема обязательств, которые берет на себя каждая из сторон: чем больше обязательств берет на себя продавец, тем выше цена, и наоборот.

Расчет цены импортером предполагает запрос у фирм производителей и экспортеров предложений о его возможной поставке на условиях, которые сообщаются в запросе, затем отражение технико-экономических характеристик товаров и всех условий возможной сделки в конкурентном листе, корректировка цен конкурентов с учетом условий импортного заказа и определения базовой цены для дальнейших переговоров с конкретным поставщиком.

18. Формирование образа фирмы во внешней среде и на международном рынке.

В условиях рыночной экономики главным и определяющим фактором экономического благополучия фирмы становится рынок. Внешняя среда изменчива: изменения в политической и социальной обстановке, скачки валютных курсов, колебания ставок по кредитам. В этих условиях для фирмы важно не только учитывать внешние условия, но и иметь вполне определенную ориентацию на формирование благоприятного внешнего и внутреннего имиджа, проводить постоянную целенаправленную работу с общественностью и покупателями.

Имидж – образ организации, существующий в сознании людей, поэтому задачами формирования имиджа являются:

· Повышение престижа фирмы, т.к. разработка фирменного стиля свидетельствует о внимании фирмы не только к вопросам производства

· Повышение эффективности рекламы и различных мероприятий по продвижению товара

· Облегчение введения на рынок новых товаров

· Повышение конкурентоспособности фирмы

Формироваться имидж начинает сразу, как только фирма выходит на рынок. Кроме того, основными средствами формирования имиджа являются:

· Визуальные средства (дизайнерские приемы формирования имиджа, включающие создание упаковки, оформление витрин, выставок, разработку плакатов и объявления)

· Вербальные средства (специально подобранная стилистика, ориентированная на нужды потребителя)

· PR (продуманные спланированные постоянные усилия по установлению и укреплению взаимопонимания между предприятием и общественностью (выставки, презентации, конференции, работа со СМИ)). При проведении PR-мероприятий необходимо, чтобы специфика фирмы соответствовала специфике проводимого мероприятия.

19. Взаимодействие участников ВЭД с другими организациями при выходе на внешний рынок.

Когда предприятие выходит на внешний рынок, оно начинает взаимодействовать не только с другими участниками ВЭД, но и с другими организациями, такими как банки, страховые компании, ассоциациями внешнеэкономического сотрудничества; международные неправительственные организации; транспортными и транспортно-экспедиторскими фирмами; консультационные и инжиниринговыми фирмами; аудиторскими компаниями; рекламными компаниями и агентствами; и др.  

Банки:

· являются каналами прохождения внешнеторговых платежей;

· являются структурами, которые берут на себя часть финансовых рисков в процессе совершения валютных операций и валютных сделок при страховании валютных потерь;

· занимаются предоставлением кредитов импортерам и экспортерам;

· обеспечивают комплексное страхование экспортных поставок на наиболее рискованные внешние рынки.

Кроме того, некоторые финансовые структуры с участием банков занимаются факторинговыми и форфейтинговыми операциями, предназначенными для экспортеров малого и среднего бизнеса. Эти операции связаны с приобретением у экспортеров коммерческих документов (при факторинге) и платежных средств (при форфейтинге). Приобретение означает единоразовую выплату экспортером суммы внешнеторговых контрактов в размере 95-98% от суммы платежа, которые должны будут оплатить им импортеры.

В числе содействующий организаций по транспортным операциям наибольшая доля принадлежит транспортным компаниям, которые обеспечивают процесс перемещения внешнеторговых грузов, а параллельно предоставляет комплекс услуг владельцам (экспортерам).

Транспортно-экспедиторские организации специализируются на предоставлении операции по доставке товаров импортеру от лица экспортно-ориентированных предприятий или посредников (проверка состояния тары, упаковки, маркировки в соответствии с условиями контракта). Занимаются оформлением всего пакета товаросопровождающей документации. По поручению экспортера они могут:

· производить оплату стоимости перевозки груза;

· обеспечивать весь комплекс погрузо-разгрузочных работ;

· производить подбор и комплектацию партии товаров;

· заниматься информированием грузополучателей по прибытии груза;

· заниматься составлением коммерческих актов в рамках причинения ущерба грузу;

· брать на себя таможенные формальности;

· обеспечивать контейнерные перевозки;

· заниматься грузовой отправкой товаров или продукции, которая требует документального сопровождения и гарантийного, санитарного и ветеринарного надзора.

Огромное значение принадлежит страховым компаниям, которые обеспечивают защиту рисков, возникающих в процессе транспортировки грузов, и берут на себя определенную меру ответственности. Они осуществляют страхование грузов при всех видах перевозок.

Еще одна группа – консультационные и инженеринговые фирмы. Они, чаще всего, привлекаются при реализации крупных внешнеэкономических контрактов, поскольку такие компании имеют возможность оказывать услуги по целому ряду отраслей. При это они специализируются на привлечении подрядчиков, что, в целом, необходимо при продвижении машинно-технической продукции на внешний рынок. Параллельно инженеринговые компании экспортируют лицензии и ноу-хау в рамках поставляемой машинно-технической продукции. Занимаются консультированием импортеров (заказчиков) в рамках испытаний, …, наладки продукции.

Еще одна группа – Торгово-промышленная Палата. Это негосударственная и некоммерческая общественная организация, которая объединяет российские предприятия и производителей и обслуживает их интересы, связанные с проведением внешнеторговых операций на внешнем рынке. Оказывает помощь по освоению новых форм работы на внешнем рынке благодаря тому, что они участвуют в деятельности зарубежных компаний и международных организаций [в том числе входят в состав смешанных торговых палат] – это позволяет накапливать огромный массив информации о внешних рынках, о потенциальных конкурентах и партнерах, и устанавливать связи с этими партнерами. Они оказывают содействие в процессах, проходящих в международных коммерческих арбитражных судах – это дает возможность устанавливать контакты на самых разных уровнях. Занимаются предоставлением разного рода информации ценового характера и номенклатурного. В рамках Торговой палаты создана самая крупная ассоциация российских экспортеров.

20. Организации, содействующие развитию внешнеэкономической деятельности России.

1. Министерство промышленности и торговли. Цель – реализация государственной программы в области ВЭД, координация и регулирование ВЭД российских предприятий, регулирование валютно-кредитных отношений с другими государствами, привлечение иностранных инвестиций и их размещение на территории России. В системе министерства действует ряд специализированных организаций: научно-исследовательский конъюнктурный институт.

2. Федеральная таможенная служба (ФТС) – центральный правоохранительный орган в сфере ВЭД. Функции: обеспечивает экономическую безопасность и защищает государственные интересы;· ведет борьбу с контрабандой, нарушителями таможенного законодательства, взимает таможенные сборы и платежи.

Система управления таможенным делом в РФ включает 3 уровня:

1. ФТС (внешний);

2. таможенные управления;

3. таможни и таможенные посты.- Федеральная таможенная служба.

Организации, содействующие развитию внешнеэкономической деятельности предприятий:

1) Торгово-промышленная палата (ТПП) – негосударственная, некоммерческая организация, призвана содействовать всем формам предприятий в России и развитию международного сотрудничества. Деятельность ТПП регулируется ФЗ "О торгово-промышленных палатах в РФ" 1993г. Задачи - содействие в развитии российского экспорта; оказание помощи российским участникам ВЭД в освоении новых форм внешнего сотрудничества и осуществления торговых операций. В систему ТПП входят: ВО "Союзэкспертиза" – специализированное независимое агентство, которое проводит экспертизу экспортных и импортных товаров по заявкам предприятий; "Союзпатент" – занимается патентированием изобретений, ведет регистр фирм и товарных знаков; "Российское агентство экономии рисков" – занимается прогнозированием рисков. В сфере внешнеэкономической деятельности выполняет функции: координация ценовой политики; защита общих интересов на мировых рынках; создание системы контроля количества, качества, цены экспортируемых товаров.

2) Всероссийская академия внешней торговли Минэконом развития России (ВАВТ) является одним из ведущих российских вузов, готовящих квалифицированных специалистов в области международных экономических отношений и финансов, внешнеторгового менеджмента и международного права.

3) АООТ «Всероссийский научно-исследовательский конъюнктурный институт» (ВНИКИ) является ведущим научно-информационным и консультационным центром России в области ВЭС.

4) Объединение информационного обеспечения и автоматизированной обработки данных («ИнформВЭС») выполняет задачи по информатизации ВЭК РФ.

21. Информационное обеспечение ВЭД при выходе предприятия на внешний рынок.

Сейчас в связи с практическими потребностями появилось новое направление анализа конъюнктуры рынка — фирменный анализ, или анализ фирменной структуры рынка, на который планирует выход та или иная организация. Анализ проводят специалисты, которые выясняют степень и особенности концентрации производства и капитала, уровень монополизации рынка, межфирменные связи на нем, степень загрузки производственных мощностей, фирменные цены, оценивают конкуренцию на рынке. В итоге предлагаются варианты различных фирм на выбор российской организации, которая ищет партнера для осуществления внешнеторговой операции, прямых связей, создание совместного предприятия либо смешанного общества. Для того, чтобы найти достойного и надежного контрагента, необходимо получить как можно больше сведений об интересую щей зарубежной фирме, выбрать несколько желательных для партнеров, либо поставить цель установить более тесные контакты с Вашими торговыми контрагентами.

Накопление и распространение такой информации ведется государственными органами, торговыми палатами, НИИ, учебными институтами, библиотеками, бюро, ассоциациями и союзами, банками, биржами, консультационными и информационными фирмами и агентствами, дипломатическими и торговыми представительствами, вычислительными центрами. Информация содержится в докладах, информационных записях, книгах, периодической печати, рекламных изданиях, справочниках, каталогах, банках, базах данных, в материалах радио, телевидения, годовых отчетах фирм и наглядной рекламе.

В РФ такими организациями являются:

1. Торгово-промышленная палата России — ведущая общественная организация, содействующая развитию ВЗС нашей страны. Её членами являются многие российские организации и предприятия, участвующие во внешнеэкономических связях, а члены-корреспонденты-зарубежные организации. (Структура: управления, комитеты и центры различных услуг).

2. Банки, имеющие лицензии на валютные операции. Современные банки стали огромными хранилищами деловой информации. Причем эта информация касается не только их клиентов, но и всего рынка, с которым имеет дело банк. Что же касается клиентов, то банк может выдавать на них краткие характеристики, рекомендательные письма и справки о платежеспособности. Конечно, зависит это от того, кто и для каких целей запрашивает информацию.

3. Всероссийский научно-исследовательский коньюктурный институт МВЭС РФ. Имеет огромный фонд материалов по любым коммерческим вопросам, контрактам, коньюктуре и ценам. (Пользование фондами — платное).

4. Национальный автоматизированный банк обмена информацией на ВЦ ТПП РФ.

5. Автоматизированная информационно-поисковая систем «Фирмы» МВЭС РФ.

6. Внешнеэкономические объединения МВЭС, министерства ведомства, СП. В сферу деятельности которых входит консультирование, маркетинг, поиск партнеров.

7. Общественные организации и международные объединения.

8. Российский центр содействия иностранным инвестициям.

9. ГТК (таможня).

За рубежом источниками информации являются:

1. Кредит-бюро. Опытные консультанты за один день могут подготовить и маленькую справку о фирме, и подробнейший отчет о ее деятельности. Они представляют и конфиденциальную информацию, поступающую от их агентов в других компаниях, банках, государственных органах.

2. Торгово-промышленные палаты стран, городов, административных территорий. Палаты, которые по сути являются объединением фирм и коммерсантов на данной территории, охотно помогают всем желающим в установлении деловых контактов, для чего выпускают свои издания, ведут информационно-коммерческую деятельность, включаются в коммерческие компьютерные сети.

3. Банки.

4. Фирмы, которые специализируются на информационном обслуживании, консультациях, инжиниронговых, брокерских услугах либо находятся в тесных связях с искомым партнером.

5. Государственные учреждения, где регистрируются вновь созданные предприятия.

6. Союзы предпринимателей.

7. Организации содействия развитию производства и экспорта.

8. Фондовые биржи. Члены биржи и биржевые комитеты в силу специфики своей деятельности всегда располагают информацией о финансовых связях фирм, их финансовом состоянии и репутации.

Справочники. Из них можно получить самую общую и систематизированную по многим параметрам информацию. Их подразделяют на:

1. Фирменные справочники. Они издаются информационно- справочными агентствами, сведения, получаемые для них, берутся из отчетов и публикаций фирм, материалов торгово-промышленных палат, различных ассоциаций, союзов предпринимателей и т.п. Издаются они ежегодно Имеются справочники национальные и международные.В целом они содержат следующие сведения по фирмам разных стран:

o полное и сокращенное наименование;

o почтовый, телеграфный адреса, телексы, факсы, телефоны;

o год основания и основные этапы развития фирмы;

o сфера деятельности;

o основные производимые товары и виды услуг;

o банки, клиентами которых является фирма;

o владельцы фирм или материнская компания;

o состав руководящих органов;

o число и местонахождение предприятий;

o дочерние и ассоциированные фирмы;

o число занятых;

o основные показатели деятельности фирмы (годовой объем продаж, прибыль, собственный капитал и др.);

o принадлежность к отраслевым (национальным) союзам предпринимателей ;

o связи с другими фирмами через участие в капитале;

o персональные связи с другими фирмами;

o биографические данные о руководителях.

Кроме этого, по отдельным фирмам можно определить объем производства, производственные мощности, площадь предприятия, некоторые технические характеристики выпускаемой продукции.

2. Товаро-фирменные справочники охватывают большое число фирм, созданных в различных правовых формах. Они предназначены для определения круга фирм, выпускающих тот или иной товар или торгующих им («Compass» в Западной Европе).

3. Справочники по АО. В них включаются фирмы, созданные в форме АО, и акции которых котируются на фондовых биржах соответствующих стран.

4. Отраслевые справочники помещают информацию о фирмах одной или нескольких смежных отраслей. Такие справочники выпускаются по нефтяным фирмам, компаниям черной и цветной металлургии, горнодобывающей, лесоперерабатывающей, сахарной и судостроительной промышленности.

5. Справочники по финансовым связям позволяют установить связи между фирмами через участие в акционерном капитале .

6. Директорские справочники. В них названы представители делового мира с указанием занимаемых ими постов в руководящих органах различных компаний, банках, союзах предпринимателей, ассоциациях, в государственных учреждениях.

7. Биографические справочники помогают получить сведения о руководителях и владельцах компаний. Содержат следующую информацию: год рождения, краткие сведения о родителях, семейное положение, образование, перечень компаний и организаций, в которых данный деятель работал или работает с указанием его должностей, наличие ученой степени, опубликованных трудов, наград, хобби, принадлежность к клубам, последний адрес его местожительства.

8. Тематические справочники посвящены отдельным аспектам деятельности фирм, например, их зарубежным инвестициям. При пользовании справочниками следует помнить, что их данные не полны, иногда они устаревают. Более свежую информацию приходится черпать из других, часто разрозненных источников. Наиболее подробное описание справочников дано в пособии ВНИКИ «Фирмы зарубежных капиталистических стран».

22. Правовые основы государственного регулирования ВЭД России, сущность и структура правового регулирования внешнеэкономической сферы в России.

Под государством регулированием ВТД обычно понимается деятельность государства направленную на развитие и регулирование торговых отношений с др. странами.

Внешнеторговая полит государства и его органов предполагает их целенаправленные действия при определении режима внешнеторговых связей и оптимизации участия страны в мрт. Она призвана решать важные задачи по географической сбалансированности внешнеторговых операций с отдельными государствами и регионами в целях обеспечении экономической безопасности страны.

Государство создает необходимую правовую базу, кот включает меры как предоставление законного статуса частных предприятий, определение прав частной собственности, гарантированное соблюдение контрактов.

Правительство также устанавливает правила игры регулирования отношений между предприятиями, поставщиками, ресурсов и потребителей. На основе законодательства государство выполняет функции арбитра в области экономических связей, поэтому важнейшим инструментом достижения этой цели должна стать развитие и совершенствование регулирования ВЭД в направлении оптимального сочетания открытости экономики РФ с требованием экономической безопасности государства.

Государственное регулирование внешней торговли может быть:

- односторонним когда инструменты государственного регулирования используется правительством страны в одностороннем порядке без согласования и консультации с ее торговыми партнерами. Обычно односторонние меры применяются на аналогичные шаги др. стран и приводят к возникновению политических конфликтов между торговыми партнерами.

-двусторонним когда меры торговой политики согласованны между 2мя странами, являющимися торговыми партнерами ,например, по взаимной договоренности каждый из сторон могут вводиться компенсационные пошлины, не ущемляющие торг интересы партнеров. Страны могут согласовать такие требования (договор о сертификации качества).

- многосторонним когда ВТД и регулируется многосторонними соглашениями.

В условиях отказа гос монополий повышается роль экономических и административных форм регулирования внешних экономичеких операций.

Цели регулирование определяется задачами экономической политики, которые могут способствовать увеличению доходной части федерального бюджета, проведения структурной политики для стимулирования развитых отдельных отраслей и защита их от иностранной конкуренции.

Регулирование связано с развитием отношений с разными странами, получить от этих стран льготы при осуществлении экономических связей оно способствует налаживанию тесного взаимодействия государства с национальным бизнесом, в первую очередь с участниками ВЭД.  В этой связи особое внимание уделяется поиску решений обеспечения оптимального баланса, интересов государства, производительской и потребительской продукции.

Совокупность нормативных актов правового регулированияия ВЭД включает в себя четыре составляющих:

• международные акты;

• деловые обычаи;

• судебную практику;

• внутреннее законодательство.

23. Законодательная основа внешнеэкономической деятельности России.

Законодательно определяются: основные цели, методы и формы гос регулирования ВТД. Он направлен на обеспечение благоприятных условий для ВТД Российских, и иностранных предпринимателей. Защита экономических интересов РФ. В данных законах предусматриваются меры тарифного и нетарифного регулирования ВЭД.

Это установление и отмена: импорт и экспортных таможенных пошлин; запретов и ограничений международной торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью; мер экономико-административного характера, способствующих развитию ВТД; заключение м/у народ торговых договоров и договоров о там союзах; в зонах свободной торговли, региональной экономической интеграции, поощрений о защите капиталовложений, а также о приграничной торговле. ФЗ обеспечит максимальную свободу действий при принятии соответствующих ответных и защитных мер в области ВТД.

Приоритет гос-ва в регулировании внешнеэкономических отношений определяется 71 статьей конституции РФ, которое гласит, что в ведении РФ находится внешнеэкономические отношения страны:

Формирование концепции и стратегии развития внешнеторговых связей и основных принципов торговой политики России.

Защита экономического суверенитета и защита экономических интересов РФ субъектов и различны лиц.

Гос регулирование ВТД, в т.ч. таможенно-тарифное и нетарифное регулированиее, а также гос регулирование деятельности в области подтверждения соответствия товаров обязательным треб-ям в связи с вывозом и ввозом в РФ.

Для реализации перечисленных направлений в РФ создаются след нормативно-правовая база:

1. Закон РФ «о таможенном тарифе» от 21.05.1993 г № 5003-1

2. федеральный закон от 19.07.1998г № 114-Ф3 « О военном техническом сотрудничестве РФ с иностранными государствами»

3. федеральный закон от 14.04.1998г №63-Ф3 «О мерах защиты экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами»

4. федеральный закон от 18.07.1999г №183-Ф3 «об экспортном контроле»

5. федеральный закон от 14.01.1999г №4-Ф3 «о координации международных и внешнеэкомических субъектов РФ»

6. федеральный закон от 10.12.2003г №173-Ф3 «о валютном контроле и валютном регулировании»

7. федеральный закон от 8.12.2003г №165-Ф3 «о специальных защитных антидемпинговых

И компенсационных мерах при импорте товаров»

8.федеральный закон от 8.12.2003г №164-Ф3 «об основах гос регулирования внешнеторговой деятельности» - ОСНОВНОЙ ЗАКОН!!!

9.федеральный закон от 22.07.2005г №116-Ф3 «об особых экономических зонах РФ»

10.федеральный закон от 17.05.2007г №82-Ф3 «о банке развития» (Внешнеэкономический банк)

11.федеральный закон от 27.11.2010г №311-Ф3 «таможенное регулирование РФ»

24. Причины принятия и сущность Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», основные его  принципы и положения.

Принятие данного закона обусловлено интенсивным развитием внешнеторговых связей РФ, ее интеграцией в мировую экономику и необходимостью вследствие этого формированию современных инструментов государственной торговой политики на основе общепризнанных норм и правил международной торговли, в первую очередь норм и правил ВТО.

Закон определяет основы государственного регулирования ВТД в целях обеспечения благоприятных условий для ВТД, защиты экономических и политических интересов РФ, экономического суверенитета, обеспечения экономической безопасности РФ, стимулирования развития национальной экономики при осуществлении ВТД.

При разработке Федерального закона учитывались основные положения  ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле), ГАТС (Генеральное соглашение по торговле услугами). Отличительными особенностями являются более точное разграничение положений, касающихся государственного регулирования внешнеторговой деятельности в области международной торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью.

Закон направлен на обеспечение благоприятных условий для ВТД (Внешнеторговая деятельность), как российских, так и иностранных предпринимателей, на защиту экономических интересов РФ.

Данным законом предусматриваются:

· Меры таможенно-тарифного и нетарифного регулирования

· Установление или отмена экспортных и импортных таможенных пошлин, отмена запретов и ограничений в международной торговле товарами, услугами и интеллектуальной собственностью

· Установление и отмена мер экономического и административного характера, способствующих развитию ВТД, заключению международных торговых договоров и договоров о таможенных союзах, зонах свободной торговли, региональной экономической интеграции

· Принятие и применение мер госрегулирования ВТД

· Защита экономических и политических интересов РФ: экономического суверенитета и эк. безопасности России

Федеральный закон обеспечивает максимальную свободу действий при принятии соответствующих ответных и защитных мер в области ВТД.

(Основные принципы закона см. вопрос 25)

25. Основные принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

В Федеральном законе «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» устанавливаются принципы регулирования внешнеторговой деятельности.

Принципы представляют собой исходные нормативно-руководящие основы механизма государственного регулирования. Они обеспечивают взаимосвязь внешнеторгового законодательства и внешнеторговой политики, гарантируют непрерывность и последовательность нормотворческого процесса. Особую роль принципы играют в формировании судебной и административной практики. Принципы регулирования внешнеторговой деятельности также содействуют отмене устаревших и принятию новых юридических норм, толкованию правовых актов и устранению пробелов в законодательстве и т.д.

Принципы регулирования внешнеторговой деятельности:

· Защита государством прав и законных интересов участников внешней деятельности, а также прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг

· Равенство и недискриминация участников внешнеторговой деятельности, если иное не предусмотрено федеральным законом

· Единство таможенной территории

· Взаимность в отношении другого государства или группы государств

· Обеспечение выполнения в РФ по международным договорам и осуществление возникающих из этих договоров прав

· Гласность в разработке, принятии и применения мер госрегулирования ВТД

· Обоснованность и объективность применения мер государственного регулирования ВТД

· Исключение неоправданного вмешательства государства или его органов во внешнюю деятельность и нанесения ущерба участникам ВТД и экономике РФ

· Обеспечение обороны страны и безопасности государства

· Обеспечение прав на обжалование в судебном или ином законом порядке незаконных действий (бездействия) госорганов и их должностных лиц, а также права на оспаривание нормативных правовых актов, ущемляющих право участника ВТД на осуществление ВТД

· Единство системы государственного регулирования ВТД

· Единство применения методов государственного регулирования ВТД на всей территории РФ.

Все эти принципы вполне соответствуют международным нормам и общепризнанны в качестве базовых.

Принцип защиты государством прав и законных интересов участников ВТД. Государство стоит на страже прав и законных интересов юридических и физических лиц, участвующих во внешнеэкономических операциях. В том случае, если интересы участников внешней торговли пострадали в результате участия России в международных санкциях, они имеют право на возмещение убытков в судебном порядке за счет средств федерального бюджета (Ст. 21 Закона). Закон предусматривает, что для защиты экономических интересов российских лиц, пострадавших от действий зарубежных государств Россия может вводить ответные меры.

Принцип равенства и недискриминации участников ВТД. Этот принцип тесным образом связан с конституционным принципом юридического равенства, признания защиты равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности. Данный принцип провозглашает равенство прав и обязанностей всех участвующих в ВЭД. В отношении них применяются одинаковые нормы и правила. Государство не должно дискриминировать участников ВТД, т.е. предоставлять одним субъектам условия для ВТД худшие по сравнению с предоставленными другим субъектам. Все хозяйствующие субъекты ведут ВЭД на равных основания, выполняя одни и те же таможенные процедуры и выплачивая таможенные платежи и налоги.

Принцип единства таможенной территории РФ. Обеспечение единства экономического пространства РФ невозможно без свободного обмена товарами и финансовыми средствами, воплощенными в нематериальной форме. Территория РФ является составной частью единой таможенной территории ТС и составляет таможенную территорию РФ, на которой применяется таможенное законодательство РФ. На территории РФ не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. На территории РФ действует единое таможенное законодательство, предусматривающее единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств на всей территории РФ.

Принцип исключения неоправданного вмешательства государства или его органов в ВТД, нанесения ущерба ее участникам и экономике РФ в целом. Этот принцип предполагает, что в рамках установленных закона и подзаконными актами РФ правил, участники внешнеторговых операций пользуются полной свободой деятельности. На внешнеэкономическую сферу распространяются общие принципы гражданского права, зафиксированные в ГК: равенство участников регулируемых кодексом отношений, неприкосновенность собственности, свобода договора, равенство сторон гражданских отношений, недопустимость постороннего вмешательства в отношения сторон (в том числе со стороны государственных органов), необходимость беспрепятственного осуществления прав, обеспечение восстановления нарушенных прав, их судебная защита. Данным принципом не исключается возможность государственного вмешательства в ВТД. Государство обязано вмешиваться в ВТД, осуществляя защиту основ конституционного строя, нравственности, законности, прав и законных интересов других лиц, обеспечивая оборону страны и безопасность государств.

В целом в РФ сформирована качественно новая система регулирования и организации внешней торговли, которая в основном соответствует международным критериям открытой рыночной экономики.

26. Особенности государственного регулирования современной международной торгово-политической системы.

В мировой практике внешнеэкономическая деятельность регулируется государством, благодаря чему государство защищает свою национальную экономику, экономические интересы своих производителей, экспортеров и потребителей, но масштабы государственного регулирования в разных странах различны.

Основные стратегические направления, по которым происходит создание, развитие и совершенствование национального торгово-политического регулирования, позволяют определить главные особенности механизма государственного регулирования внешнеторговой политики, действующего в большинстве стран мира.

Механизм гос. регулирования современной торгово-политической системы обладает следующими особенностями.

Во-первых, это высокая нормативно-правовая обеспеченность. Государственное регулирование ВТД опирается на законодательные акты, которые разделяют полномочия ,определяют масштабы действий органов исполнительной власти ,разграничивают права и обязанности операторов ВЭД. Такая торгово-полит.система современного правового государства создает необходимую предсказуемость ,гласность и стабильность национального правового ,экономического и административного климата в сфере внешней торговли, способствует ее развитию.

Во-вторых, для развития и совершенствования торгово-полит.регулирования весьма важную роль играет международная унификация правовых и организационно –технических систем регулирования внешней торговли.

В последние десятилетия торгово-политического регулирования и развитие международных торговых связей формировались на основе правовых, административных и организационно-технических принципов, норм и правил при определенном ослаблении прямых административных барьеров в торговле. Именно благодаря проведению такой политики сформировалась современная международная торговая система. По существу, в последние десятилетия осуществляется интенсивный процесс создания единого правового, административного и организационно- технического пространства, в рамках которого развивается современная МТ и внешняя торговля многих государств .В конечном счете была создана целая система многосторонних межгосударственных соглашений и договоренностей, которые сформировали общую унифицированную правовую основу внешнеторговой деятельности. Национальные торгово-политические административные системы формируются на основе подобных договоренностей.

В-третьих, современная торгово-политическая система регулирования внешней торговли обладает высокой технической оснащенностью, опирающейся на достижения в современной технике связи, передаче информации, автоматической системе обработки данных и другие новейшие особенности современной технологии делопроизводства, сводящей к минимуму издержки времени и материальных средств.

В-четвертых, в последнее десятилетия весьма популярными стали информационные и коммуникационные технологии(икт),получившие широкое применение в сфере развития мировой экономики и являющееся глобальной тенденцией мирового развития и научно-технической революции. В условиях глобализации применение ИКТ имеет решающее значение для регулирования торгово-политических систем всех стран. Хорошо развитые информационные сети, отвечающие региональным, национальным и местным условиям, способны ускорить развитие и совершенствование национального механизма государственного регулирования внешней торговли.

В-пятых, в современной системе государственное регулирование внешней торговли широкое распространение получили такие инструменты ВЭД, как таможенно-тарифное и нетарифное регулирование. Эти инструменты как основные формы государственного регулирования ВЭД в целом носят комплексный характер, дополняют друг друга, оказывают различное воздействие на внешнюю торговлю. К ним прежде всего относятся:

*экономические средства управления и регулирования внешней торговли: таможенные пошлины, таможенные сборы, уравнительное пограничное налогообложение ,акцизы и развитое внутреннее налогообложение ,субсидии экспортерам и внутренним товаропроизводителям и многие другие меры, которые хорошо разработаны во многих странах мира и регулируются правилами ВТО.

*административные методы регулирования, в сферу деятельности: запреты ограничения экспортно-импортных операций, контингентирование, количественные или стоимостные ограничения экспорта и импорта, вводимые на определенный срок по отдельным товарам и услугам, странам и группам стран, лицензирование ввоза и вывоза, система письменных разрешений, выдаваемых государственнымими органами на экспорт и импорт товаров добровольные ограничения экспорта и некоторые другие методы, нашедшие широкое применение в практике большинства стран мира и регулирующиеся нормами и правилами ВТО.

Весьма популярными в системе государственного регулирования внешней торговли стали технические барьеры в торговле. Это препятствие для внешней торговли, возникающие вследствие применения национальных промышленных стандартов, систем измерения и инспекции качества товаров, требований техники безопасности, правил упаковки и маркировки товаров, санитарно-ветеринарных норм и некоторых административных формальностей, а также многих других мер, охватываемых правилами ВТО, которые оказывают воздействие на внешнюю торговлю.

27. Роль современного государства в регулировании внешнеэкономической деятельности.

Вопросы участия государства и регулирования экономической политики в целом, использовании институтов гос. собственности в экономической и социальной политике практические уже не подлежат дискуссии. Во всех странах мира государство является субъектом управления любой независимой страны как экономически целостной системы, субъектом реализации интересов развития экономики как единого организма, единой системы.

Предметом обсуждения гос. регулирования экономической политики являются в основном степень и формы участия государства, средства и способы его осуществления с целью получения желаемого результата.

В современных условиях внешнеэкономическая политика стала представлять собой систему мероприятий, позволяющих стране с учетом природы своего собственного строя, наличия природных богатств, географического положения определить основные задачи и добиться определенных преимуществ на мировом рынке.

Внешнеторговая политика, а в более широком смысле – внешнеэкономическая политика остается ключевым направлением и стабилизирующим фактором национальной экономики любого государства.

Инструменты внешнеторговой политики, определяющие внешнеторговый режим, являются важными элементами гос. регулирования экономики. Эти инструменты внешнеторговой политики определяют пределы взаимодействия национальной экономики с экономиками других стран, гасят неблагоприятное внешнее воздействие, формируют оптимальные формы согласованности национальной и мировой экономики.

Государство берет на себя задачу обеспечения правовой базы и некоторых важнейших услуг, являющихся предпосылкой эффективного функционирования рыночной экономики. Необходимая правовая база предполагает такие меры, как предоставление законного статуса частным предприятиям, определение прав частной собственности и гарантирование соблюдение контактов. Правительство устанавливает также законные «правила игры», регулирующие отношения между предприятиями, поставщиками ресурсов и потребителями. На основе законодательства государство выполняет функции арбитра в области экономических связей.

Развитие национальных форм гос. регулирования внешнеторговых отношений способствовали совершенствованию регулирующих функций государства, создало многочисленные новые средства, подготовило базу для развития международных форм регулирования. При этом гос. регулирование внешней и международной торговли может быть:

- односторонним, когда инструменты гос. регулирования используются правительством страны в одностороннем порядке без согласования или консультаций с ее торговыми партнерами. Обычно односторонние меры применяются в ответ на аналогичные шаги других стран и приводят к возникновению политического противостояния между торговыми партнерами (обложение отдельных товаров пошлинами, введение квот на импорт и т.д.);

- двусторонними, когда меры торговой политики согласовываются между двумя странами являющимися торговыми партнерами. Например, по взаимной договоренности каждой из сторон могут вводиться конвенционные пошлины, не ущемляющие интересов друг друга, страны могут согласовывать технические требования к маркировке, упаковке, договариваться о взаимном признании сертификатов качества и т.д. Двусторонние договоры предусматривают также механизм разрешения торгово-экономических споров между государствами, как правило, в форме проведения двусторонних консультаций. Эти соглашения и договоры формируют на двусторонней основе базу для развития взаимной торговли между участниками договора, содержат основные базовые правовые нормы, на которых строится торговля внешнеторговых операторов стран-участниц. В рамках этих соглашений страны используют два внешнеторговых режима – национальный режим и режим наибольшего благоприятствования (РНБ). РНБ предоставляет договаривающимся странам права , преимущества и льготы, которыми должно пользоваться любое третье государство. Исключения из него допускаются только для приграничной торговли, интеграционных объединений и развивающихся стран.

В этих условиях появилось стремление к переходу от двусторонних торговых переговоров к многостороннему экономическому сотрудничеству.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 223.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...