Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ОТВЕТЫ НА БИЛЕТЫ ПО ФИЛОСОФИИ 1 КУРС




Релятивизм

Трансцендетальный-выходший за пределы

Трансцедентное-темная бездна бытия

Апперецепция -свойство психики познавать мир вещи основываясь на своем опыте, интресам, мировоззрению.

Валюнтаризм -выражение субъективных идей не рассматривая объективную реальность, действительность вещей и историю этих вещей.

Гилозоизм-всей материи присуще свойство живого – способность к ощущению, восприятию

Пантеизм-

Концептуализм-

Экзистенциализм -

Сенсуализм -познание на основе ощушений

Клерикализм -(главенство церки над всеми сферами жизни человека)

Пантлогизм -

Монизм -

Антропология - наука изучающее происхождение и эволюцию человека

Флуктуация -колебание

Гилозоизм -вся материя является одушевленной

Аксетизм -отрицание нынешнего мира, своих гражданских, семьи для ради духовного будущего мира; для аскетизма характерно одиночество, добровольное перенесение страданий, мучений.

И.Кант - великий мыслитель, философ, его предшествинники поражались его умом, открытиям, деятельностью, жизнью. Основоположник немецкой классической философии.

Большую часть жизни он посвятил метафизики. Изучение человека, этики и права - вот егл главные темы размышлений и познаваний.

Разум для Канта был главной составляющией его познаний. Предполагая, что условия познания заложены в самом разуме.

О бытие, рассуждал, так что мы не можем в одиннаковой сфере познавать вещи, мы их познаем в зависимости от различных явлений: времени, места, опыта. Только разум может все это вместе соединить и получить в итоге ясное представление о мире и вещей в нем.

Говоря о категорях простанства и времени, Кант считал, что это априори(до всякого опыта). Глубоко рассматривая диалектику(вести спор,рассуждать о познании) через гноселоголгическиф принцип(субъект-объект).

Ввел идею и термин "синтетическая сила суждения", где происходит соединить разум с чувственным восприятием и опытом.

Пришел к тому, что априорное(без опыта) и апостериорное(на основе опыта) только, тогда мы полностью познаем сущее.

Сложность восприятия человека заключается в том, что помимо внешнего мира, есть еще внутренний мир. Следовательно у нас есть свобода, воля во внешнем мире, но и зависимость от обстоятельств внутреннего мира. Это Кант назвал антиномией(противоречивость двух теорий) свободы.

Человек по Канту самое важное исследование. Рассуждая на эту тему, самые главные аспекты: познание, чувство удовольствия и неудовольствия, способность желания. Человек имеет возможность к самосознанию - это его и делает личностью, его предвосходство. Человек должен управлять своими душевными порывами, иначе это говорит о его душевных отклонений.

Исследуя человека, говоря о наслаждении, нужно получать удовольствие толькоьот исскуства и наук - только, тогда мы можем получить еще большее уловольствие; другой же способ получения удовольствия - способствует в дальнейшем к ктрате способности удовольствия.

Приходя к вопросу о нравственной этики и религии. Кант рассуждал подобным образом, что нужно ко всему относится с чувством совести и долгом перед человечеством и перед совестью,только тогда можно пологать о нравственности. Не использовать мир как средство для получения выгоды, а как цель добра всему человечеству. К религии философ относился положительно, считая отвержение религии - абсурдом. Церковь и вера объединяет людей. В этом господствует нравственный порядок - высшее благо.

Государство по Канту -это объединение людей, подчинение законам для порядка в обществе. Считал, что должно быть в государстве система разделения властей. Также источник суверенитета - монарх, одобрял свободу слова, но строгое подчинение правителю. Республика -самый надежная и дрлговечная форма правления.

 

И.Г. Фихте - субъективный идеализм. Отрицал теории Канта о внешнем и внутреннем мире, свободе, дуализм: разума и рассудка. Доказывая суть субъективного идеализма - где объясняет, что субъект и объект - это реальный и воображаемый мир(мысли человека). Считал, что наука и исскуство истинно развивает человека, только в науке человек сознательно достигает познания, а в исскустве бессознательно - превращает хаос в порядок.

Философию Фихте критиковали и его современники и последователи, не признавая в его философии главенство Я во всем мире. Многие философы изучают внешний мир, порядок вещей в нем, а Фихте занимался познанием только самого себя.

Ф.Ницше - философия иррационаоизма. Западная философия - эпоха неоклассической философии.  Проповедник иррационализма, валюнтаризм и индивидуализма.

 Родоначальник направления философии жизни. Интеллект необходим для хранения образований. Мышление же связывает нас реальностью. В этом он приходил к тому, что каждый на основе своих умозаключений видит мир по-разному.

Также считал, что идеальное гос-во строится на основе иерархии. Господсто высшее класса подчиняя к себе низших, в этом природа заранее определила кто кем будет.

Отвергал мораль, потому как она ограничивает волю человека. Именно у высших есть осособая воля к власти. Вся жизнь человека стремится к власти.

Этика и эстетика граничит с исскуством. В исскустве Ницше выделял два подразделения экстатическое(экстаз), оргиастическое (оргия) и просветленное, гармоническое - именно эта два начала соединясь вместе проиводять исскуство, слияние природного и размуного дает нам эту эстетику.

Осуждал рационалистов и скептиков в том, что они в своих идеях отвергают смысл бытия человека. Исходя из этого своими иррациональными познаниями давая этот самый смысл.

Ницше также пренебрежительно относился к женскому полу, желая властвовать над женщиной.

 

ОТВЕТЫ НА БИЛЕТЫ ПО ФИЛОСОФИИ 1 КУРС

1. Предмет философии и ее основные проблемы.

Философия – это все единосущее, самое главное(квинтэссенция) в духовной жизни мыслящего человечества. Философия дает систему знаний о мире в целом( все науки в целом), об отношении человека к миру( о разуме, познании, нравственности). Философия в переводе означает любовь к мудрости, "любомудрие".

Задача философии - понять внутренную часть единства. Найти смысл бытия и высшее начало.

Предмет философии – все сущее во всей полноте своего содержания и смысла.

Человек всегда отличался любознательностью и способностью философствовать.

Фундаментальные проблемы философии: найти смысл жизни, происхождения человека, проблема нравственности и эстетики, идея души и ее бессмертии.

 

2. Дофилософские, традиционно-мифологические представления (Гомер, Гесиод).

На заре истории человечества главной формой мировоззрения была мифология. Мифология объясняла мир и пыталась разобраться в явлениях природы, взаимоотношение земного и космического начал. Такая попытка пояснялась через олицетворение сил природы.

Господствующей формой философии мировоозрения была философия.

В состав мифологии входит не только религия, но и философия политических воззрений. Различных форм искусства эпос, легенды, предания, сказки.

Мифологическая культура сов времен вытеснилась, но она все равно останется бессмертной.

Самым известным произведением в философии являлось "Илиада и Одиссея" Гомера. Его высказывание: "Все мы - вода и земля". Он задавался вопросом происхождения мира.

Гесиод задавался таким же вопросом о происхождении мира. В его произведении описывается родословная олимпийских богов. Такие произведения как "Трудов и дней", "Теогонии".

Гомер «Илиада» и «Одиссея». Находился на почве мифологии. Изречение: «Мы все – вода и земля». Он не задавался философским вопросом о происхождении мира.

Гесиод – первым задался вопросом о происхождении мира. Он изложил мифы как единое целое, описав родословную олимпийских богов.

 

3. Милетская философская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен).

Фалес выдвинул идею субстанции – влага- естественное начало, именно она пронизывает собой все. Мысль о единстве мироздания. Придерживался точки зрения – гилозоизма(всей материи присуще свойство живого – способность к ощущению, восприятию).

Анаксимандр – идея бесконечности миров. Первооснова сущего – неопределенное, беспредельная субстанция: ее части изменяются, целое же остается неизменным, оно непостижимо чувственному восприятию, но постижимо разуму.

Анаксимен – первооснова воздух изменение и приобретение новых функций и свойств происходит путем его сгущения и разряжения.

Милетцы – поставили вопрос: «Из чего всё?»

 

4. Элейская философская школа (Парменид, Зенон Элейский, Ксенофан).

Парменид считал, что ничто не изменяется (противоположность Гераклиту - все изменяется). Высказывание Парменида: "Ничто не может стать чем-нибудь и нечто не может превратиться в ничто".  Центальная идея является бытие, соотношение мышления и бытия. Мышление отнсится к сущему, без этого мы не найдем мысли. То есть нельзя мыслить ни о чем. Еще одна идея о целостности вселенной, все наполняется бытием, нет пустого пространства. Указывал, что высшая степень организации дает и высшую степень мышления.

Ксенофан высмеивал богов в человеческом виде. Бог ни телом, ни духом не походит на смертных. Считал, что Земля появилась из моря. Ксенофан был монотеистом и скептиком. Его высказывание: "Ничто нельзя знать достоверно!". Осуществил разделение видов знания, сформулировав проблему соотношения "знания по мнению" и "знания по истине". Показание чувств дают не истинное знание, а лишь мнение. "Людям доступно мнение, а не истина. Полагал, что есть лишь одно Бытие во многих видах и это одно - Бог. Ксенофан - монотеист пантеистического толка.

Зенон Элейский - последователь Парменида. Зенон развивал логику как диалектику.

5. Атомизм Левкиппа - Демокрита.

Атомисты рассматривали мир как единое целое, состоящее из бесчисленного множества мельчайших неделимых частичек - атомов, движущихся в пустоте.

Атомы, согласно Демокриту, неделемы вследствие своей абсолютной плотности, отсутствие в них пустых промежутков и исключительной малости.

Атомы и пустота – единственная реальность. Соединение атомов образуют все многообразие природы. Атомы обладают силой самодвижения – это их извечная природа.
Согласно древним атомистам, состояла из тончайших круглых и подвижных атомов.
В последствии, была создана дискретная картина мира, в котором бытие мыслиться состоящим из мельчайших и обособленных частичек вещества, а отношение между ними считается не самим бытием, а лишь свойством атомов.
Демокрит считал, что вселенная строго подчинена принципу причинности – Все возникает на каком-либо основании и силу причинности. В причинности – объяснительный принцип в осмыслении сути вещей и событий. Также, согласно Демокриту, душа человека состоит и мельчайших, круглых, постоянно мятущихся атомов, обладая внутренней энергией – она является причиной движения живых существ. От предметов истекают флюиды, которые попадая в наше тело через органы чувств, таким образом у нас появляется ощущение восприятия.

 

6. Сократ и софисты.

 

Софисты - это учителя мудрости, учили технике политической и юридической деятельности, обучали вопросам философии. Обучали ораторскому искусству и философским знаниям, также обучали приемам и формам убеждения и доказательства. Прибегали к нелепым ходам мысли: "То, что ты не потерял, ты имеешь; ты не потерял рога, следовательно ты их имеешь". В стремлении к убедительности софисты доходили до идеи, что нужно доказывать все, что угодно и также опровергать, все зависит от интереса и обстоятельств. Что привело к тому, что все относились безразлично к их истине в доказательствах и опровержениях. Такие приемы мышления и прозвали софистикой.

Способность софистов убеждать словом всех (демагогический тип мышления), т.е. угождать публике (толпе). Софисты были первыми преподавателями и исследователями искусства слова. Именно с них начинается философская лингвистика. Их заслуга в изучении греческой словестности. Для них слово было самостоятельным предметом изучения.

Наиболее четко пояснил точку зрения софистов Протагор. Его знаменитое положение гласит: "Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют."

Диалектика как особый вид философского мышления являлся у Горгия. Он пришел к выводу, что ничего не познаваемого, все меняется в каждую минуту(непостоянно)

 

 

Сократ - его главная заслуга была в том, что он с помощью диалога он находил истину.  Применял майевтику (при помощи наведения) находил правильные определения. Также использовал индуктивные(от частного к общему) доказательства. Что стало вкладом в формирование науки логики.

Использовал метод диалектических споров, который заключался в том, чтобы найти противоречия в рассуждения собеседника, привести его к истине при помощи вопросом и ответов.

Своими спорами он искал истину. Поэтому утверждение было обратное от софистов, что он знает, что ничего не знает. Софисты же утвержали о своем всезнании.

В вопросах этики, исходил из рационализма, считал, что добродетель исходит из знания, люди поступающие дурно находится в незнании. Человек делает добро, знает что такое добро и не будет поступать дурно. Но тут можно поспорить с мыслителем, почему же тогда среди прекрасно образованных людей, которые хорошо понимают понятия добра и зла, есть такие как: преступники, воры, лжецы, убийцы.

Его политические воззрения были убежденные утвержением, что во власти должны участвовать только образованные, интеллектуальные, порядочные, опытные, справедливые. Также отвергал, участие в выборах народ, так как считал, что большинство не может в полной мере понимает суть политики, правителей. Предполагал, что нужно четко подходить к вопросу, о том кто и кого может и должен избирать на руководящие посты.

 

 

7. Философия Платона.

Космос. Об отношении идей к вещам.

По рассуждению Платона  мир - это не просто телесный космос, и не отдельные предметы: в нем общее совмещено с единичным, а космическое - с человеческим.

По Платону мир по природе двойствен: он состоит из видимого мира - изменчивых предметов; и из невидимого мира идей.  Мир идей - это истинное бытие, а вещи чувственно воспринимаемые - тени идей, их копии. (Например, отдельные деревья появляются и исчезают, а идея дерева остается.)

Идея - центральная категория философии Платона. Идея - это смысл сущность вещи. По принципам Платона идеи имеют свою регулирующую энергию и управляют Вселенной. Для него идеи - это парадигмы (образцы), по которым из бесформенной материи организуются множество вещей. Высшая идея по Платону - это идея абсолютного добра, мировой Разум, этому подобает название Разума и Божества. Платон доказывает существование Бога - чувством нашего сродства с его природой. Самой главной составляющей мировоззрения Платона является вера в богов. Платон считал эту веру важным условием устойчивости общественного миропорядка. Платон выделил "идею" как самосущее, приписываяя им самостоятельное бытие. А это в понятии является удвоением бытия, что составляет суть объективного идеализма.

 О душе  Платон рассуждал так, что душа человека до его рождения пребывает в царстве чистой мысли и красоты. Пребываяя на грешную землю, избирает свою садьбу, участь. Душа по Платону - бессмертная сущность, а ней есть три части: разумная (идеи) - основа добродетели и мудрости; пылкая(мужество); чувственная - это добродель благоразумия. В процессе мышления душа активна. Так значит, гармоничное сочетание всех "трех частей души" - свойства мудрости.

О познании и диалектике.   В своем учении о познании отрицал роль чувственного познания, полагая, что ощущение и восприятие не дает точной оценки в процессе познания того или иного. Для того чтобы правильно познавать, он рассматривал суть даилектики, как главную составляющую. Даилектика - искусство думать, рассуждать, логически выстраивать цепочку для того чтобы распутывать противоречия разных мнений и суждений. Платон сделал такой вывод о познаний, потому как мы должны не только ощущать предмет, но и понимать его. По Платону, нашей субъективной мысли соотвествует объективная мысль, пребывающая вне нас. В этом и есть суть его объективного идеализма.

О категориях.  В греческой мифологии рассматривались такие категории: земля, вода, огонь, воздух, эфир. Предложенные Платоном категории бытия: сущее, движение, покой; логические категории: тождество, различие.

Воззрения на общество и государство.  Взгляды на правление государства у Платона схожы с взгядами Сократа. Что в государстве должны в правительстве должны находиться только умнейшие(философы), каждый должен заниматься своим делом, страха следить за порядком; земледельцы и ремесленники должны должны заботиться о поддержании жизни граждан.

Самая лучшая форма правления по Платону "идеальное государство" - аристократическая республика, аристократическая монархия. Также такое государство должно покровительствоваться религии, воспитывать благочестие, бороться проттив нечестивых.

 

8. Философия Аристотеля.

 

Аристотель ученик Платона. Но Аристотель не соглашался с мнением своего учителя в теории идей.

Материя и форма.  Материя по Аристотелю инертна, она имеет возможность возникновение в ней вещей - форм. Для этого материи нужно придать форму - дейчтвующую силу т.е. - это Бог. Идея единичного бытия вещи: представляет собой слияние материи и формы.

Категория философии.  

Категории - это фундаментальные понятия в философии. Мыслитель усматривал причинную зависимость явлений сущего: все имеет причинное объяснение. Есть действующая причина - энергийная сила, имеющей с дестйствующим началом, целевой смысл: "то, ради чего". У Аристотеля большую родь играл принцип развития сущего, что связано с категориями пространства и времени, но они выступают не как субстанции, как "место" и "число движения". Аристотель признал основыми три категори: сущость, состояние и отношение. Мыслитель ввел в оборот философии категории возможности и действительности, т.е. потенции и акта.

Бог как перводвигатель, как начало всех начал.   Аристотель из понятия причинности, пришел к понятию первой причине. Причина всех причин - это и есть Бог. Также для Аристотеля, понятие Бога, это не есть личный Бог.

Иде души. Для Аристотеля душа неоиделима от тела, но она не является не есть само тело, не материя, не субстат.  Это источник, целеустремленная сила, превращающая возможность в действительность. Душа различает и познает сущее, допуская немало ошибок. Душа вечна и бессмертна.

Теория познания и логика.  Познание пл Аристотелю есть бытие. Основание опыта - в ощущениях, в памяти, привычке. Любое знание начинается с ощущений. Но также нельзя с помощью чувственного восприятия приобрести научное познание. Формами истинного научного познания являются понятия, постигающие сущность вещей. В труде Аристотеля о логике, разработал теорию мышления, понятия, суждения и умозаключения.

Он сформулировал логические законы: закон тождества (понятие должно употребляться а одном и том же значении в ходе рассуждений), закон противоречия (не противоречь сам себе), закон исключенного третьего. Силлогизмы - это его учение(дедуктивное умозаключение).

Этические взгляды. По Аристотелю государство требует от граждан добродетели.  Это служение интересам общества, для того чтобы укрепить соц.порядок. Он разделял добродетель на интеллектуальные: мудрость, разумная деятельность, благоразумие - именно в таких качествах человеу проявляет себя как разумное существо. Такие добродетели приобретаются только путем усвоения знаний о опыта прошлых поколений проявляются в разумной деятельности. Счастье для Аристотеля - энергия завершенной жизни, доблести. Возможность стать добродетелем дается только в деятельности. Сама СУЩНОСТЬ  добродетели состоит в щедрости и УМЕРЕННОСТИ.

Об обществе и государстве. Аристотель разраьотал оригинальное социально-философское учение. Он считал естественным стремлением людей к совместной жизни, т.к человек существо социальное. Человека отличает способность к интеллектуальной и нравственной жизни. Только человек может различать такие понятия как добро и зло, справедливость и несправедливость. Первым признаком соц.жизни человека он считал образование семьи. Потребность во взаимном обмене привела к образованию семей. Так и возникло госудраство. Отрицательно отнсился к бедным-рабам и слишком зажиточным сословиям, считал что, государство должнл состоять из среднего класса.

9. Философия киников (Антисфен, Диоген).

Основной идеей киников - это освобождение от влияния внешнего мира.

Главная цель кинического учения — не выработка глубоких философских теорий, a философское обоснование особого образа жизни - вне связи с обществом (нищенство, одиночество, бродяжничество и т. д.) — и проверка данного образа жизни на себе.

Антисфен - схож в убеждениях  Л.Тостого. Проще относится к жизни, отказ от роскоши и потребности в наслаждении.

Диоген - ученик Антисфена. Считал, что моральная свобода заключается в освобождении желаний. Все блага жизни непрочны и непостояны, поэтому к ним нужно относиться к благам судьбы и случая, а не вовсе за вознаграждение. Самое главное для мудреца - смирение. Высшее достоинство и назначение человека заключается в свободе от внешних привязанностей.

10. Античный скептицизм (Пиррон, Аркесилай, Энесидем).

Пиррон - основатель скептицизма.

это и рассмотрение, и сомнение, и воздержание от суждений. Скептики всегда видели и поныне видят свою цель в опровержении догм всех философских школ.

Философ задается вопросами что есть мир и как он существует, но как надо жить в этом мире, чтобы избежать бедствий и достичь счастья. Мудрец - это умелец в жизни.

Смирение и невозмутимость - это и есть истинного счастья. Чтобы достичь этой невозмутимости нужно воздержаться от категоричности суждений.

Энемидем - выдвинул идею о воздержании суждений и оценки. Невозможно о чем-то утвержать что это достоверно. Поэтому не стоит себя мучить утвержениями, а достичь атараксии-полной безмятежности во всех жизненных обстоятельствах.

Скептики были против верований в божество, астрологию, магию.

 

11. Философия эпикурейцев (Эпикур, Лукреций Кар).

Эпикурейцев интересовали вопросы комфорта и наслаждения(удовольствия).

Эпикур придал идеаю атомизма противоположной идеи Демокрита, о том что атомы при свободной воле, передвигаясь при этом возникает - мир. Так возникает идея атомной самопроизвольности. Самопроизвольность атомного отклонения - это дело случая. "В необходимости нет никакой необходимости". Таким образом открыл идею об объективной случайности.

Знание. Эпикур был сенсуалистом. -Начинается с чувственного восприятия, но также нельзя полагаться только на чувство, нужно также осмыслять и фиксировать - это основа подлинного знания.

Лукреций Кар. У Лукреция атомы были творческим началом, из которых создается конкретная вещь. Атомы - это материал для природы.

 

12. Стоицизм (Зенон Китийский, Сенека, Марк Аврелий).

Стоики - по своей сущности терпимы ко всем невзгодам. Непоколебыми,спокойны. В этом проявляется идеал внутренней свободы.

Макр Аврелий -представитель позднего стоицизма. Считал, что у каждого есть свой руководитель (ангел-хранитель).

Стоики выделяли учению о воли, волевом принципе, терпении, самообладании - это и есть наивысшая добродетель мудреца. Полагали, что все предопределено судьбой, ничто не изменить, отсюда спокойствие и покорность. Вера в предсказания и астрологию.

Сенека полагал, что свобода свобода господствует над всеми.

По учениям стоиков все равны.

Марк Аврелий - одобрял политию(уравновешанное общетво).

Истоки грамматики - в школе стоиков. Лектон - термин используемый стоиками, обозначающий тот предмет, который мы имеем ввиду. Лектон может быть ложным и истинным. Также стоики утверждали, что есть разница в словестном звучании и утверждении какое оно несёт.

 

13. Неоплатонизм (Плотин, Юлиан Отступник).

Неоплатонизм - это совокупность непротиворечащий друг другу идей и теорий Платона и Аристотеля.

Самые главные идеи неоплатонизма -Единое, Ум, Мировая Душа.

Неоплатонизм - сохранение внутреннего покоя через защиту от потрясений.

Через тело душа образует свою деятельность, приче ум тоже есть своего рода материя. Отличие идеи о душе по Плотину от Аристотеля было в том, что Плотин утверждал, что душа может существовать тела.

Идеи Ипостаси - Единое - сущее, Космос и человеческий ум - принцип всего сущего. Единое - свет; ум - солнце дающее свой собстенный свет; душа - луна, поглощающее этот свет, материя - мрак.

Практическая философия - Порфирий - ученик Плотина. Его идея добродетели - как очищение от аффектов.

Прокол - По его учению. Любовь - истинная красота; истина - мудрость; вера - Боги.  

Ямвлих - проявлял интерес в той стороне философии, чудотворении, сверхестественного мира, пророчества.

 

 

15. Патристика (Тертуллиан, Августин Блаженный).

Блаженный Августин - Его учение о бытие близко к неоплатонизму. Все сущее, что оно существует - есть благо. Благо - это субстанция.Зло - это не бытие. Поддержание бытие есть постоянный источник творения Бога. Душа по Августину - нематериальная субстанция, отличительная от тела. Размышлял о всемогущности Бога - как создателя мира, от которого зависит бытие.

Рассуждая же времени и вечности. Августин полагал, что не может существовать настоящее без будущего и прошлого. Хотя прошлое уже прошло и оно не вернется, а будущее еще не настало и мы не можем его знать. То что нам даровано, это прошлое, как память и будущее, как надежда. Говоря о вечности. Августин приходит к тому, что время - это мера движения и изменения. Начало творения мира, есть начало времени.

Размышления О добре и зле. Не мог сопоставить почему же Бог как творец добродетели допустил существования зла. Долго бился над этой загадкой. Пришел к тому что как, болезнь есть отсутвие здоровья, ногота- отсутвие одежды. Так и зло - отсутвие добра. Без зла мы бы не постигли добра.

Сделал вывод о том, что каждому предопределено свое; кто-то предопределен к добру и его ждет спасение и блаженство,;кто-то к злу - страдания и мучения. Несколько раз сходился с полемикой об этом, кто утвержал,что человек своими нрааственными усилиями добивается своего положения. Говоря про ощущения и чувства, доказывая обратное скептицизму(которые утвержали, что невозможно найти истину), что чувства очень важны для определения истины, его утверждение подробно это описывает: "Человек испытывает страдания ровно на столько, насколько поддается им". Пока есть разум, тогдв и будет существовать душа. Познание истины просходит через разум. А пока есть разум, душа не угаснет. Душа неотделима.

Говоря про общество, Августин пришел к тому, что неравенство по имущественному признаку неизбежно и вечно. Можно лишь утешиться тем, кто добр хоть и находится в рабстве и наг, то свободен в душе; а тот кто живет в роскоши и царствует - тот зол и зависим от своих пороков.

 

16. Схоластика (Абеляр, Фома Аквинский).

Абеляр был высокообразованным философ. Стремившийся к знаниям. О защищад клнцептуализм, полагающий то, что отдельные предметы наделены общим понятием, но это общее понятие не самое главное, но и без этого невозможно существование этого отдельного предмета.

Также утверждал, что приходить к религии нужно в здравом уме, разумно оценивать те или иные вероучения.

Не греховны те, кто совершая дурной поступок исходя из своих намерений. Грех только тогда именуется грехом, если это противоречить убеждениям человека.

Рассуждая о грехе Адама и Евы пришел к тому, что они не наставляли человечество на грех, а показали способность признать и искупить своих грехи.

Фома Аквинский - центральная фигура средневековой философии. Полагал, что человеческому умы необходимо познать то, что ускользает во время божественного откровения. Разграничив философию и теологию, первое - это познание истины, второе - познание откровения. Важно не столько познавать Бога, сколько относится ноавственно с любовью к Богу.

Размышляя о бытие, Бог по его принципу первопричина и конечную цель существования. Полагал, материя это потенциальная возможность создания в ней формы, эта форма наделеная определенным родов и видом, материя является причиной создания именно такого рода и вида формы. Объединение иедального(божественного) и материального потверждая таким образом Иисуса Христа - объясняется тем что есть причина этого создания формы в материи и объединения материального и идеального.

Приходя к размышлению о душе, только объединясь душа с телом может существовать, есть человек мыслит, эта мысль исходит не из тела и не души, а только в единстве. Личность есть самое благородное. Исходил из бессмертия души.

Исходя из размышлений о познании, пришел к тому,чтл познание неотделимо от интеллекта. Отрицал врожденное познание, полагая, что в нас есть только зародыши познаний. Также отрицал утверждение, которое исходит из принципа логики: "нельзя утверждать и отрицать нечто одновременно".

К этики относился таким образом, что в мире подобно ступенчатому совершенсьвованию существует - добро особое благо; Бог, как абсолютное благо; зло как лишение блага. Чтобы достичь истинного совершенства нужно пройти все ступени, где в душе у каждого устремление к абсолютному благу. Без блага невозможно достичь блаженства.

Его рассуждения о государстве сходились с мнением Аристотеля, что человек существо социальное, общественное. Для государства важно чтобы общество была благоразумным и гос-во обязано этому содействовать. Предпочтительнее для него была форма правления - монархия.

 

17. Гуманизм раннего Нового времени (Николай Кузанский, Эразм Роттердамский, Мишель Монтень).

Николай Рузанский -философ, ученый. Его идея единства Бога и его проявление в природе. Бесконечности мира и его галеоцентричности мировоззрения, противопоставляясь идеям Аристотеля и Платона. Основная его идея была о противоположностях. Мощь человека находится в его уме, только через деятельность ума человек уподоблялся Богу. Рассуждая о соотношение части и целого пришел к тому, что часть свидетельствует о существования целого.

М.Монтень - выдающийся писатель в своих творениях, пришел к тому человеку необходимо совершенстоваться на основе объективного познания. Его идея о неуспоенности, постоянных творческих поисках . Считал, ято высокие нравственные устои способно быть этому только в том обществе, где нет сословного и имущественного равенства.

 

 

21. Философия эмпиризма (Бэкон, Гоббс, Локк).

Бэкон - величайший исследователь. Говоря о философии, пришел к выводу , что нужно к ней подходить к практической точки зрения. При исследовании природы, говорил чтобы подчинить природу - нужно следовать ее законам. Ее изречение : "Знание - сила". Чтобы точнее исследовать нужно приходить к таким методам, как: наблюдение, эксперимент, анализ, сравнение. Также нужно учитывать оба метода познания, как индукцию, так и дедукцию. Чтобы достоверно изучать исследуемое: нужно отделить природу от жизни человека то есть судить о природе не аналогично с жизнью людей; нужно учитывать не только индивидуальные признаки; относиться ко всему с критикой; слепо верить авторитету. Также есть виды познания, как вера к Богу через откровение, другая через органы чувств, познается разумом. Наука таким образом он разделил на теологию и философию.

Т.Гоббс - англ.философ. Согласно Гобсу, реальны только тела, а его атрибуты(величина,свойства, движение) - субъективны. Все рассуждения человека вытекают из счета, математика - счет величин, другие науки - счет слов. Теория познания для Гобса была сенсуализм(познание на чувственных ощущениях. Бог для него был как первооснова, создатель, источник жизни на земле, но не как правитель человеческой воли. По Гобсу, государство построилось на основе общественного договора(Лавиафан).

Дж.Локк - отрицал познание через откровение. По его мнению, вера не должна быть авторитетом перед научными знаниями. Отрицал воззрения Декарта о врожденных знаниях, полагая, что наши знания строятся на основе ощущений. Что есть в уме, только засчет ощущений. Локк выделил три вида знания - чувственное; демонстративное, познающее через сравнение; интуитивное - оценка разумом.

 

 

22. Философия рационализма (Декарт, Лейбниц, Спиноза).

Р.Декарт - выдающийся философ и математик. Развил теорию рационализма. Считал, что все познается благодаря разуму, опыт это просто проверка данных интеллекта. Утверждал врожденных знания. Он рассматривал природу, как механистический характер. Вселенная - огромный механизм. Материя находится в количественном и качественном движении. Также этот механизм Декарт рассматривал и в органическом мире, животные тоже сложные механизмы. Человек единственно выходит за грани механики, так как обладает разумом, душой и речью. Мыслитель полагал, что душа присуща только человеку, у животного нет души. Под душой он имел ввиду субстанцию, первооснову всего т.е. Бога. Разделил субстанции на два рода материальную и дкховную; Материальная делима, содержит атрибуты протяжности и мышления; духовная - неделима, она присуща с рождения, это своего рода вера в Бога. Из этого всего Декарт выделил свою позицию дуализма(признание 2-ух субстанций).

Его мучил вопрос о достоверности знаний, отрицая скептицизм, считал, что если есть сомненин, то найдется и истина знаний. Подходил к этому, с позиции дедукции, как аналитический и рационалистический метод научного познания. Утверждал, что нет никаких границ для человеческого ума, чтобы найти истину, и не ничего сокровенного, чего нельзя открыть.

Б .Спиноза - отвергая утверждения Декарта о дуализме, считая за основу монизм. Исходя из этого, пришел к тому, что есть одна субстанция, наделенная двумя свлйствами - протяжностью и мышлением. Отсюда принцип познаваемости мира. Бог для Спинозы не носит характера личности, но является бесконечным существом. Бог - это природа. Природа - это Бог. Отрицал христианские утверждения.

Философия Спинозы отличается нравоучениями. Философ утверждал: мышление формируется на основе широкого круга вещей, вступающего с ними в контакт. Совершенен тот ум, который соглашается с объективной реальностью, а истинным - точно понимаемые эти вещи. Чтобы разум достиг своей необходимости в гармонии, нужно наблюдать и познавать вещи исходя из своих субъективных взгядов, не потдаваясь мнению толпе.

Г.Лейбниц - ученый, сделавший много трудов в философии. Мир по Лейбницу состоит из частиц(монад), которые находятся в постоянном движении, имеют способность к восприятию, страданию, сознанию. Также монады делятся на "низшие"- органический мир - животные и растения;  и " высшие" - человек - осмысливаюший и понимающий мир. У философа было другое представление о простанстве и времени; пространство по Лейбницу - расположение тел, время-состояние смены эти тел на другие. Лейбниц является зачинателем математической логики.

 

 

23. Субъективный идеализм (Беркли, Юм, Фихте).

Дж.Беркли - принял свою концепцию о восприятия мира. Считая, что пока какой-либо объект воспринимается, тогда он и существует. Но так как Бог создал этот мир, он постоянно находится в бдении, поэтому все и существует.Беркли - пытался доказать относительность наших восприятий и зависимость от состоянии субъекта. Можно ли доеазывать то, что Беркли субъективный идеалист, когда он священник и глубоко верит в Бога, когда как под субъективном идеализме стоит понимать концепцию солипсизма - "есть Я - вне меня ничего нет!". По Канту: "Вообще нельзя доказывать что мир существует независимо от нас и наших ощущений".

Д.Юм -великий философ, публицист, экономик. Его теории сильно отразились на мировозрении Канта.  Развивал концепцию агностицизма(невозможность познавать объективную действительность через субъективный опыт). Доказывал, что мы нам даны ощущения, но мы не можем точно знать существем мы или нет.

И.Г.Фихте- Отрицал теории Канта о внешнем и внутреннем мире, свободе, дуализм: разума и рассудка. Доказывая суть субъективного идеализма - где объясняет, что субъект и объект - это реальный и воображаемый мир(мысли человека). Считал, что наука и исскуство истинно развивает человека, только в науке человек сознательно достигает познания, а в исскустве бессознательно - превращает хаос в порядок.

Философию Фихте критиковали и его современники и последователи, не признавая в его философии главенство Я во всем мире. Многие философы изучают внешний мир, порядок вещей в нем, а Фихте занимался познанием только самого себя.

26. Немецкая классическая философия (Кант, Гегель, Фейербах).

И.Кант -  великий мыслитель, философ, его предшествинники поражались его умом, открытиям, деятельностью, жизнью. Основоположник немецкой классической философии.

Большую часть жизни он посвятил метафизики. Изучение человека, этики и права - вот егл главные темы размышлений и познаваний.

Разум для Канта был главной составляющией его познаний. Предполагая, что условия познания заложены в самом разуме.

О бытие, рассуждал, так что мы не можем в одиннаковой сфере познавать вещи, мы их познаем в зависимости от различных явлений: времени, места, опыта. Только разум может все это вместе соединить и получить в итоге ясное представление о мире и вещей в нем.

Говоря о категорях простанства и времени, Кант считал, что это априори(до всякого опыта). Глубоко рассматривая диалектику(вести спор,рассуждать о познании) через гноселоголгическиф принцип(субъект-объект).

Ввел идею и термин "синтетическая сила суждения", где происходит соединить разум с чувственным восприятием и опытом.

Пришел к тому, что априорное(без опыта) и апостериорное(на основе опыта) только, тогда мы полностью познаем сущее.

Сложность восприятия человека заключается в том, что помимо внешнего мира, есть еще внутренний мир. Следовательно у нас есть свобода, воля во внешнем мире, но и зависимость от обстоятельств внутреннего мира. Это Кант назвал антиномией(противоречивость двух теорий) свободы.

Человек по Канту самое важное исследование. Рассуждая на эту тему, самые главные аспекты: познание, чувство удовольствия и неудовольствия, способность желания. Человек имеет возможность к самосознанию - это его и делает личностью, его предвосходство. Человек должен управлять своими душевными порывами, иначе это говорит о его душевных отклонений.

Исследуя человека, говоря о наслаждении, нужно получать удовольствие толькоьот исскуства и наук - только, тогда мы можем получить еще большее уловольствие; другой же способ получения удовольствия - способствует в дальнейшем к ктрате способности удовольствия.

Приходя к вопросу о нравственной этики и религии. Кант рассуждал подобным образом, что нужно ко всему относится с чувством совести и долгом перед человечеством и перед совестью,только тогда можно пологать о нравственности. Не использовать мир как средство для получения выгоды, а как цель добра всему человечеству. К религии философ относился положительно, считая отвержение религии - абсурдом. Церковь и вера объединяет людей. В этом господствует нравственный порядок - высшее благо.

Государство по Канту -это объединение людей, подчинение законам для порядка в обществе. Считал, что должно быть в государстве система разделения властей. Также источник суверенитета - монарх, одобрял свободу слова, но строгое подчинение правителю. Республика -самый надежная и дрлговечная форма правления.

Г.Гегель - развил учения о категориях диалектики. Развив диалектическую логику. А категориях лежат: Мировой разум, Абсолютная идея, мировой дух. Это совоего рода импульс дающий начало деятельности - мышления и идеи - самопознании.

По философии Гегеля, Бог не где-то за небесами, а везде (вездесущь).

 

28. Философия иррационализма (Шопенгауэр, Ницше).

Иррационализм - противоположное рационализму(где главное разум, мудрость и рассудок); а бессознательное - интуиция, истинкты, слепая вера - все это черты иррационализма.

Шопенгауэр -уменьшил роль разума, привознося ираацальность, интуцию, слепую веру, инстинкты. Был аскетом, считал, что вся жизнь это страдание,  инстинкт самосахронение - это своего рода добровольное страдание, мучение. Подавление своих чуственных желаний. Интеллект по Шопенгауэру действует не рациоанально от мышления, а по указанию воли.

 

30. Классический позитивизм (Конт, Спенсер).

Позитивизм(позитивисты) - считают, что истинным (подлинным, положительным) источником знаний являются конкретные науки. Назначение позитивизма соединить знания в единые принципы и через это составится порядок вещей.

Огюст Конт - основатель позитивизма. Согласно закону Конта, каждое наше познание проходит три стадии: теологическое(вымысел); метафизическое(абстрактное); научное(положительное). В человеческом уме в такой последовательной проходит познание - первое служит зарождением мысли, третье - окончательное утверждение, второе - же служит переходом от первого к третьему.

Для позитивизма характерно лишь изучение и познание внешнего мира(в отличие от философии - изучение внутреннего мира), наряду с философией стоит наука естествознание. Отрицательным положением позитивизма состоит в том, что философия неотделима от общественных наук, искусства, житейского опыта человека - какие отвергает позитивзма, ставя в основу познания лишь естествознание.

Герберт Спенсер

31. Неопозитивизм и постпозитивизм (Карнап, Поппер).

Неопозитивисты или Логический позитивизм- именно они развивали точные науки такие как, физика, логика, математика, языкознания. Наука сначала находит факты, потом упорядочивать их. По логическому позитивизму филосоские утверждения считаются бессысленными. Потому как бессмымленные высказывания невозможно доказать эмпирическим путем. Также этика тоже выходит за грани науки, мораль, добро и зло невозможно варифицировать(проверка, потвержение при помощи доказательств, эталона). Нелпозитивисты на основе семантики(отношение между языком и тем, что им обозначается)

24. Философия Просвещения (Вольтер, Руссо)




Эпоха Просвещения характеризуется научной деятельностю. Страны стали выходить из феодпльного строя, эконом. и политич. раздробленности и шли на пути капитализма. Именно в эту эпоху главной идеей был разум, а главной деятельностью наука.

Вольтер - вождь франц.просвещения. Критиковал клерикализм(главенство церки над всеми сферами жизни человека) Считал что без веры в Бога было бы страшно жить. Также считал, что к людей должна быть свобода воли. Нужно более ценить жизненное счастье, чем истину. Крикиковал феодализм.

Ж.Ж.Руссо - боролся за изменение соц.порядка и за научное мышление. Также верил в Бога и в бессмертие души. В вопросах теории познания придердивался к идеям сенсуализма(познание на основе ощущений) Отрицательно относился к феодально-сословным отношениям и частной собственности. Также говорил о человеческой свободе, считая что общестаенный договор противоречит этому. Был сторонником естественного права(основанное на свободе человека т.е. демократизм в гос-ве)Больше склонялся к идеям первобытных людей. Считая, что они не могли сравнивать кто что имеет и кто чем лучше. Вольтер же отрицал эту идею Руссо, что нижета это добродетель.

 

25. Философский материализм (Гольбах, Дидро).

Д.Дидро - ученый, поэт, критик. Критиковал идею о том, что различие человека и животного состоит в организации. Можно из человека сделаиь животное, так и наоборот. В его мировоззрении ярко выраженный демократизм. Считал, что до сотоянии человека, разума идет цепь молекул, каждая перерождается в следующее. (Камень - Растение - Животное - Человек(Разум).

Человек вместе душой един, это единство закрепляет память - из всего этого возникает сознание.

П.Гольбах - материалист. Все душевные качества по Гольбаху это деятельность тела. Такая трактовка приводит отрицании свободе воле. Добродетель сводит к тому, что деятельность на пользу общества, это своего рода самосохранение. Материя существует само по себе - она и есть причина. Материя это то, что воздействует на наши органы чувств, ощущения.

Материалисты сошлись к мнению, что именнл материя, тело способствует развитию души и дешевных состояний. (В здоровом теле -здоровый дух)

Исходили из общего принципа, о том что на человека и его неблагородные порывы действует общестанная среда, тогда нужно сменить эту среду, чтобы направить человека в доброе русло.

 

32. Философия экзистенциализма (Ясперс, Хайдеггер, Сартр, Камю).

 

Экзистенциализм - философия существования. Задача философии заниматься вопросами сугубо индивидуально-человеческого бытия. (В чем смысл жизни?, Для чего живет человек?, и тд.). В экзистенции присуще такие отрицательные эмоции как страх, чувство вины, озабоченность, сознание приближающегося конца бытия.

М. Хайдеггер пытался расскрыть этот смысл путем анализа проблемы бытия человека в мире. Он утверждал, что нельзя осмысливать мир забывая о самом главном - человеке, который мыслит. Бытие расскрывается в человеке через все что он познает и делает. Бытие нельзя только созерцать его нужно внимать. Бытие живет в языке, но в современности язык мертвым, потому что служит передачей информации, а Хайдеггер считал, что не люди говорят языком, а язык "говорит" людям и "людьми". Он провозгласил, что невозможно подходит к изучению бытия рационалистически. Также невозможно только с субъективной точки зрения  подходить в изучению бытия, также необходимо выяснить саму суть вещей.

Ясперс Карл - отрицал возможность развития философии как науки. Настоящая философия по Ясперсу процесс философствования. (Философию нельзя ограничить как науку, строгими рамками. Отличие от истории науки от истории философии в том, история философии это не процесс приращения знаний, потому что акаждое философское учение крупное и уникальное.)

Для Ясперса в философии вопросы превосходят над ответами, в этом и есть суть философии находиться  в посках.  Философия признана дать лишь некоторые ориентиры для поведения человев мире, приблизить экзистенция к трасцендентнции. Под существованием имеется ввиду прежде всего духовное бытие личности, ее сознание. Существование есть сознание.

Философия по Ясперсу делится на три части бытия:

Первая часть бытия предполагает предметное бытие, внешний уровень, ориентация в мире. Экзистенция происходит тогда, когда у человека горе или находится в тяжелой болезни, именно в этот момент человек может приблизиться к трансйендентному, освещает новым смыслом человечечкую экзистенцию.

 Второй уровень - озарение, проявление экзистенции, осознание души.

Третий уровень - чтение загадок транценденции представляет собой задачу философствования связанную с осознанием Бога.

Понятия метафизики выражают поиски смысла бытия философской мыслью. Итогом философской мысли является философская вера, а результат философской мысли является результатом размышления.

Ясперс стремился доказать, что трансценденция связана с духовным процессом, т.е. духовный процесс человечества связанный с религией, не ведет к утрате смысла нашего бытия, только при существовании трансценденцентной мысли.

При трансценденции вера и знание оказываются слиянными.

Ясперс выделял два вида мышления: философское, которое устремлено "за явления"; и второе научное(рациональное) мышление, устремленное на сами явления и вырабатывающие знания.

Коммуникация составляющая часть человеческого бытия. Все что есть человек и что есть для человека приобретается прежде всего в коммуникации.

 

33. Герменевтика (Гадамер, Шлейермахер, Дильтей).

Герменевтика - означает истолкование, понимание текстов.

Основная идея герменевтики состоит в том, чтобы понять "чужой" мир, мировозрение, историю прошлого - для этого нужно проникнуться, почувствовать, вжиться, сопереживать - Это основная суть герменевтики.

Шлейермахер прежде всего воздвинул герменивтику, как понимание "чужой" индивидуальности.

Дильтей - же постовил герменевтику с понимаем истории прошлого. Понимание чужого мира посредством вживания, сопереживания. Понимание культуры прошлого методом интерпретации т.е. герменевитика.

 

 

34. Философия русского Просвещения (Ломоносов, Радищев).

 

 

Ломоносов М.В.  - развивал идеи корпускулярной философии(атомизм - мир это материя, состоит из атомов). В его взглядах есть элементы диалектики. Занимаясь естемтвенными науками, Ломоносов придавал первостепенное значение опыту. Метод познания Ломоносова был таков: от опыта через гипотезы к установлению строгой научной теории. Разделял действия в природе по принципу причинности.

В своих философских воззрениях стоял на позиции примирения научного и религиозного объяснения мира. Также считал, что невозможно решать научные проблемы все время ссылаясь на религию.

Радищев А.Н. - в его трактате "О человеке, и о его бессмертности и бессметрии", о утвержал присутствие Бога во всем, в том числе и в самом себе, доказывая при этом пользу и смерности и бессмертия души. Всю свою силу философского ума он направлял на пути решения социально-философские проблемы. После Французской революции пришел к идеи кругооборота вольности и рабства.


36. Русская религиозная философия XIX-XX вв. (Соловьев, Флоренский, Розанов, Бердяев).

Вл. Соловьев – мыслитель, философ.
Он любил не сам процесс мышления как единственный способ достигнуть желанной цели и отдается ему без всяких страхов. Первым в России создал свою особую философскую систему. Высшим существом, по словам Соловьева, является Бог. Сам принцип, предполагает Абсолютное осуществляет благо через истину в красоте. Три начало – благо, истина и красота – составляют единство, предполагающее любовь.
Он также считал, что философия делает человека человеком. Призванием человека является, мессианская роль – спасителя и освободителя. Человечество является посредником между Божеством и природой.
Нравственный смысл личности, связывает божественный и природные миры, делает акт любви к другому человеку, к природе, к Богу.
В сущности акт любви – это нравственный поступок, которым человек приближает себя в Абсолюту. Истинный предмет любви – Вечная Женственность.
В обществе идея всеединства раскрывается как богочеловеческий союз.
Считал, что человек – есть вершина творения Бога. Общество же – расширенная личность. Личность – это сосредоточенность общества. Идеалы совершенного добра открывает христианство.

Флоренский П.А. – религиозный философ. Подчеркнул Живое единство Космоса как тайну природного бытия. (стр. 218-219 в уч.)

Розанов В.В. – Развил мысль в России в форме философствования в виде литературной критики, публицистики, журналистики. Его большая заслуга в том, что он подготовил почву для развития более высокого уровня философской мысли в виде системы, которая предполагает рассмотрение как русской, так и всей мировой философской мысли.

Бердяев Н.А. – Его страсть была философская публицистика, имеющая характер проповеди. Презрительно относился к философской систематике. Высказывал глубокие мысли в области метафизике (совокупность научных дисциплин, занимающихся изучением человека, его происхождения, развития, существования в природной (естественной) и культурной (искусственной) средах), гносеологии (философская дисциплина, занимающаяся исследованиями, критикой и теориями познания), историософии (раздел философии, призванный ответить на вопросы об объективных закономерностях и духовно нравственном смыслеисторического процесса, о путях реализации человеческих сущностных сил в истории, о возможноостях обретения общечеловеческого единства).


37. Философия русского космизма (Федоров, Вернадский).

Федоров Н.Ф. – В основу всей своей системы поставил идею «всеобщего спасения». Его своеобразные мысли заключаются в его непримиримом отношении к смерти, необходимости ее преодоления. Его трудах повествуется о том, что разум и сознание человека могут эту задачу преодолеть.

Вернадский В.И. - Его идея о том, что в основе современной науки о природе лежит "аксиома реальности". Еще одна идея о том, что мы со всех сторон окружены потоками космической энергиии, которые поступают к нам от звезд, планет и Солнца. Вернадский ввел термин "ноосфера" - обозначающий сферу живого и разумного на нашей планете. Ноософера является естественной средой человека. Объединение понятий: биолгического (живого) и социального (разумного) - это все есть среда. Ноосферу можно считать не только земным, но и космическим. Жизнь и разум есть в другим мирах, поэтому человек как частица ноосферы - это социально-планетарно-космическое существо.

 

 

38. Философия Достоевского.

Достоевский Ф.М.- Он исповедовал идеи почвенничества (Почвенники признавали особой миссией русского народа спасение всего человечества)

После возвращения из Сибири, понял три истины:

Что отдельные лица не вправе насиловать общество во имя своего превосходства. Общественная правда не выдумывается отдельными умами, а всем народом. Он понял, что эта правда имеет религиозное значение. Достоевский - выразитель своеобразной нравственной философии. Он искал в людях Божьеого света, даже в дурных и преступных личностях. Философские взгляды Достоевского имеют нравственно-эстетическую глубину. Истина и красота это есть добро. Полное воплощение уже во всем это и есть конец и цель, и совершенство, к этому есть высказывание Достоевского: "Красота спасет мир!". В понимании человека к Достоевский выступал как мыслитель экзистенциально-религиозного плана. Также он оказал сильное влияние на религиозно-экзистенциальное направление в русской философии начала 20 века, развивал экзистинциальную и персоналистическую(это философская установка, признающая личность высшей формой бытия человека) философию на Западе.

 

39. Философия Льва Толстова.

Идея исторического прогресса Толстой связывал с решением вопроса о назначении человека и его смысле жизни, ответ его был в созданной его "истинной религии". В этой религии он отрицал богословские аспекты, считал, что бог внутри нас. А государство и власть считал злом.

Сущность познания, для Толстого это понимания смысла жизни. Короткое пояснение смысла жизни, что мир движется, совершенствуется; задача человека - участвовать в этом движении, подчиняясь и содействуя ему. Согласно Толстому, Бог есть любовь.

 

 









Теория познания.

Субъект и объект познания.

Познание делится на объект и субъект. Например, научные знания являются субъктом познания ученых. Субъект не может существовать без объекта и наоборот. Также следует различать объект познания и предмет познания.  Например, человек-объект познания, разные науки, разное изучают в объекте-человеке, так вот в психологии - психика - это предмет познания. Объект - это реальные фрагменты. Предмет познания - конкретные аспекты.

 

Что есть истина.  Поиски истины - величайшее дело. Это и есть красота, нравственность, мораль. Но эти поиски также после себя оставляют отпечатки не весьма хорошие, так чтобы идти на благо общества, наделяя поиск истины своим смыслом существования не обходится и без стирания границы гуманизма.

Истина - это адекватная оценка реальности, полученная путем чувственного и интеллектуального постижения. Цена знания мерится его истининности. Истина - это свойство знания, а не предмета познания. Истина познается только путем прошлого и настоящего опыта. В будущем оно не может быть, это лишь замысел.

Другими словами: истина есть адекватная оценка знания, постигаемая сути объекта субъектом.

Не всегда истина находится быстро, немало людей находятся в заблуждениях относительно истины. Заблуждение - знание не соответствующее реальности, но принимаемое за истинное.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 415.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...