Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО КАК ПРООБРАЗ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.




ПУБЛИЦИСТИКА, ЖУРНАЛИСТИКА - ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПОНЯТИЙ И ИХ ЭВОЛЮЦИЯ

Прообразом публицистики и журналистики являются, бесспорно, ораторские выступления древних греков и римлян. Один исследователь заметил, что древние греки занимались риторикой, ораторским искусством “до излишества”. И на то были свои причины. Во-первых, в отсутствие иных средств коммуникации изустное слово оратора было едва ли не единственным средством социального воздействия. Вообще, вся культура Греции и Рима до конца античности была культурой устного, а не письменного слова. Во-вторых, увлечение ораторским искусством в какой-то мере объяснялось горячим темпераментом древних греков, агонистичностью, постоянным стремлением к соревнованиям не только в спортивных играх, но и в иных сферах социального бытия, в том числе и в искусстве красноречия.

Вот почему важнейшим качеством античной риторики с самого начала была публицистичность, в наиболее общем современном её понимании, т.е. публицистики как сферы общественной деятельности, цель которой злободневным, политически заостренным словом оказать актуальное воздействие на общественное мнение, сознание и поведение масс.

Элементы публицистики можно обнаружить уже в речах героев “Илиады” и “Одиссеи” Гомера, создание которых относят к IX - VIII вв. д.н.э. Однако, “золотой век” греческого красноречия наступил во второй половине V в. д.н.э. после окончания греко-персидских войн, когда ораторское искусство превращается в существенный фактор общественной и политической жизни Афин и в орудие политической борьбы, когда в нем отчетливо проявляется публицистическая сущность. От тех, кто желал влиять на ход государственных дел, требовалось умение публично провозгласить и отстоять свою точку зрения, повести за собой народ. Можно даже утверждать, что с тех пор все великие политики и народные трибуны неизменно были и великими публицистами в своих речах, обращенных к гражданам Афин.

С древних времён и до наших дней устные выступления ораторов являлись и остаются важнейшей формой массово-информационной деятельности.

Известно, что в Древнем Египте при дворе фараонов “выходила”, в виде папирусных свитков, “газета”; в противовес ей существовало и оппозиционное “издание”. Но более устойчивым оказалось другое пражурналистское предприятие: в римском государстве по указанию Юлия Цезаря стали “выходить” и удержались в течение столетий (I в. до н.э. - IV в н.э.) сводки различных известий - “Acta Senatus” и “Acta diurna populi Romani”.

С развитием пражурналистской деятельности возникает нужда в специалистах “информационной службы”. В средневековой Европе были созданы даже своеобразные бюро по сбору и распространению письменной информации - цехи писателей новостей (Noellanti в Риме, Scittori d’avisso в Венеции). Тогда же возникло слово “газета” - от названия монеты “gazetta”; за такую монету в Венеции можно было получить сводку новостей.

Собственно журналистика - печатные периодические издания - могла возникнуть только после изобретения книгопечатания. В Европе технические предпосылки книгоиздания начали складываться с 30-40-х годов XV века (изобретение И. Гуттенбергом книгопечатания).

Решающим фактором возникновения журналистики оказались социально-экономические причины. Рубеж XVI-XVII веков - время активного складывания рыночных отношений, роста межд. Торговли. В это же время возникают крупные централизованные абсолютистские государства (Франция, затем Россия), развиваются наука и культура, распространяется грамотность, растёт прослойка образованных людей, расширяется читательская аудитория.

Все эти соц, полит, культур, эконом факторы послужили толчком для более широкого и регулярного распространения торговой, коммерч, научной, культ информации, а также политической - о внутреннем и международном положении дел.

Первые газеты, рассчитанные прежде всего на купцов и горожан, содержали сведения о торговых путях, ценах, ходе торговли, движении товаров, внутренней жизни стран, межгосударственных отношениях и другую инф, важную для деловых людей того времени. Но уже “La gasette” Теофраста Ренодо, созданная при участии кардинала Ришелье, стала публиковать и политические новости с ориентацией на государственные интересы Франции.

Во второй половине XVII века появились журналы, стали возникать ежедневные газеты. Впрочем, вначале главным оружием политической борьбы были издания брошюрного типа - памфлеты. Именно памфлеты стали главным оружием во время Английской буржуазной революции. А накануне Великой Французской революции возникла буржуазно-демократическая пресса газетного типа. Во время революции выходили знаменитые газеты: “Друг народа” Марата, “Папаша Дюшен” Эбера, “Защитник конституции” Робеспьера.

Роль журналистики будет увеличиваться по мере продвижения человечества к возникающему информационному обществу, где решающим фактором развития станут “информационные технологии”. Владение информацией и умение работать с ней приобретают решающее значение.

ИНФОРМАЦИЯ, КОММУНИКАЦИЯ – ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ В СОДЕРЖАНИИ ЭТИХ ПОНЯТИЙ.

Информация – это сведения, факты о ком-либо, чем-либо, а коммуникация – направленное сообщение чего-либо (например, информации), общение. Зачатки коммуникации можно увидеть еще в первобытно-общинном обществе, за многие столетия и даже тысячелетия до появления письменности. Например, вождь племени, криком созывая мужчин на охоту, совершал тем самым акт коммуникации.

Использование письменности было одним из первых осознанных опытов коммуникации. О письменности мы говорим как о средстве закрепления речевой информации. Становление письменности тесно связано с потребностями формирующихся обществ и государств: нужна точная фиксация управленческой, хозяйственной, статистической информации, а также записи правовых и религиозных ритуалов и т.д. В обществе, еще не знавшем алфавита, письмо носило предметный, знаковый характер. На разных этапах развития общества и цивилизаций практиковались также пиктограммы, узелковое письмо, логограммы, из которых впоследствии появились иероглифы и клинопись. Первые идеографические системы возникли в IV тысячелетии до Р.Х. в Египте и Месопотамии. Клинописью пользовались даже те народы, которые использовали иероглифическое письмо. С древнегреческого языка слово иероглифы переводится как "священные письмена", что, безусловно, говорит о сакральном отношении древних людей к письменности.

ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО КАК ПРООБРАЗ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Истоки публицистического творчества уходят вглубь тысячелетий, в пору, когда формировалось универсальное средство социального общения и управления - речь, слово. По убедительной гипотезе Ф. Энгельса, речь образовалась как средство координации совместной деятельности. “Развитие труда способствовало более тесному сплочению членов общества, так как благодаря ему стали более часты случаи взаимной поддержки, совместной деятельности… Формировавшиеся люди пришли к тому, что у них появилась потребность что-то сказать друг другу”.

Уже на ранних стадиях формирования культуры умелое владение речью трактовалось как социальная ценность. Данную мысль подчеркнул К. Маркс в конспекте книги Л. Моргана “Древнее общество”: “На низшей ступени варварства начали развиваться высшие свойства человека. Личное достоинство, красноречие, религиозное чувство, прямота, мужество, храбрость стали теперь общими чертами характера”.

В трудах философов и ораторов античности и средневековья постоянно звучит преклонение перед чудом слова. Аристотель (384-322 до н.э.) говорит об этом неоднократно: “Природа, согласно нашему утверждению, ничего не делает напрасно; между тем только один из всех живых существ одарён речь.… Это свойство людей отличает их от остальных живых существ”. Антагонист Аристотеля и глава афинской ораторской школы Исократ (436-338 до н.э.) в данном вопросе вполне солидарен с основателем Ликея:

 Но то, что мы обладаем врождённым даром убеждать друг друга и разъяснять всё, что мы захотим, не только позволило нам отбросить образ жизни животных, но и дало возможность основывать, соединяясь вместе, города, издавать законы, изобретать ремёсла и искусства, да и вообще почти всё, что выдумано и изобретено нами, имеет в качестве созидательной первоосновы человеческую речь.

Уже Исократ, ученик софиста Горгия, в развёрнутой речи “против софистов” утверждает, что не только владение словом, сколько знание дела - условие подлинного красноречия: “Речи не могут быть составленными хорошо, если они не соответствуют обстоятельствам, не приспособлены к теме и не отличаются новизной.

Сократ: “красноречие, по моему мнению, - это признак одной из частей государственного искусства”.

Через духовную жизнь античности прошло очень важное противопоставление оратор-ритор. Под первым подразумевается общественный деятель, государственный муж, владеющий красноречием как средством политической деятельности. Под вторым - знаток теории красноречия, правил речевого мастерства.

Также разделяли три основных рода красноречия: эпидектическое, т.е. торжественное; судебное; совещательное (симбулевтическое).

Наивысший и наисложнейший род красноречия - симбулевтическое слово. В этих “то, о чём люди совещаются и по поводу чего высказывают своё мнение ораторы, сводится, можно сказать, к пяти главным пунктам; они следующие: финансы, война и мир, защита страны, ввоз и вывоз продуктов и законодательство”, - писал Аристотель.

Красноречие из свойства, природно присущего большинству людей, постепенно превратилось в профессию немногих, в незаменимое для античности орудие общественно-политического влияния и авторитета. Ведь только с помощью публичной убедительной речи можно было увлечь в едином чувстве, порыве массу людей, донести до всех вместе и до каждого в отдельности необходимую мысль, повести за собой.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 665.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...