Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Общее и различное в государстве и праве.




 

Государство – это суверенная организация политической власти в обществе представляющая собой систему государственных органов, имеющая свою территорию, население и имеющая право создавать правовые нормы для регулирования общественных отношений.

Право как совокупность общеобязательных, формально и структурно определенных правовых норм, принятых государством и охраняемых им от нарушений и предназначенных для регулирования общественных отношений.

Выделяют три модели соотношения права и государства:

1. Государство стоит над правом и им не связано (тоталитарная модель)

2. Право верховенствует над государством (либерально – демократическая модель, теория правового государства)

3. Государство создает право, но в своей деятельности связано им (реалистическая модель).

Соотношение государства и права выражается:

· сходство права и государства:

- в основе их возникновения лежат одни и те же причины;

- и то, и другое являются объективно необходимыми социальными явлениями (единожды возникнув, они друг без друга не существуют);

- у них общая цель: упорядочить общественные отношения и внести стабильность в жизнь общества.

Но вместе с тем, государство и право – это принципиально различные явления, государство – это власть, это государственные органы, это сила, а право – это государственная воля, это правовые нормы.

· влияние государства на право:

- создает право;

- поддерживает гармоничность правовой системы;

- дает официальное толкование норм права;

- реализует нормы права в форме правоприменения;

- обеспечивает охрану права возможностью применения принудительной силы.

· влияние права на государство:

- констатирует (конституционно фиксирует и легализует) существование и деятельность государства;

- законодательно закрепляет структуру государства, его механизм, форму, принципы и пределы деятельности, компетенцию государственных органов и должностных лиц;

- является средством осуществления задач и функций государства;

- закрепляет и регулирует правовой статус личности в государстве, пределы государственного вмешательства в личную жизнь граждан.

 

Основные теории (школы) происхождения права

 

Основные теории происхождения и сущности права.

Учения о возникновении права обычно тесно связаны с концепциями происхождения государства, хотя и содержат немало специфического. Нередко проблемы правообразования рассматриваются в единстве с проблемамиего природы, сущности, назначения права и правового регулирования.

Теологическая теория исходит из божественного Происхождения права как вечного, выражающего божью волю и высший разум явления. Но она не отрицает наличия в праве природных и человеческих (гуманистических) начал. Теологическая теория одна из первых связала право с добром и справедливостью, В этом ее несомненное достоинство. Вместе с тем рассматриваемая теория опирается не на научные доказательства и аргументы, а на веру.

Теория естественного права (распространенная во многих странах мира) отличается большим плюрализмом мнений ее создателей по вопросу происхождения права. Сторонники этой теории считают, что параллельно существуют позитивное право, созданное государством путем законодательствования, и естественное право.

В естественно-правовой теории доминирует антропологическое объяснение права и причин его возникновения. Если право порождено неизменной природой человека, то оно вечно и неизменно, пока существует человек. Однако такой вывод вряд ли можно признать научно обоснованным.

Создатели исторической школы права в Германии XVIII-XIX вв. (Г. Гуго, Ф. Савиньи, Г. Пухта) доказывали, что право зарождается и развивается исторически, как язык, а не декретируется законодателем. Оно вытекает из «национального», «народного» сознания. Историческая школа права смыкается с религиозными воззрениями. Так, Г. Пухта, утверждал, что «право от Бога, который в природу наций вложил силу создавать право».

Создатель нормативистской теории права Г. Кельзен выводил право из самого права. Право, утверждал он, не подчинено принципу причинности и черпает силу и действенность в самом себе. Для Кельзена проблемы причин возникновения права вообще не существовало.

Психологическая теория права (Л. Петражицкий и др.) усматривает причины правообразования в психике людей, в «императивно-атрибутивных правовых переживаниях». Право — это «особого рода сложные эмоционально-интеллектуальные психические процессы, совершающиеся в сфере психики индивида».

Марксистская концепция происхождения права последовательно материалистическая. Марксизм убедительно доказал, что корни права лежат в экономике, в базисе общества. Поэтому право не может быть выше экономики, оно становится иллюзорным без экономических гарантий. В этом заключено несомненное достоинство марксистской теории. Вместе с тем марксизм так же жестко связывает генезис права с классами и классовыми отношениями, видит в праве лишь волю экономически господствующего класса. Однако право имеет более глубокие корни, чем классы, его возникновение предопределено и другими общесоциальными причинами.

Примирительная теория права. Её придерживаются западные научные круги. Право возникло не для регулирования отношений внутри рода, а для упорядочивания отношений между родами. Сначала между враждующими родами возникли договоры о примирении, затем определённые правила, которые устанавливали различные санкции, всё это усложнялось, и таким образом возникло право. внутри рода право возникнуть не могло, так как оно там не требовалось, конфликты внутри рода практически отсутствовали.

Регулятивная теория права – азиатские научные круги. Право возникает для установления и поддержания естественного порядка для всей страны, прежде всего для урегулирования земледельческого и сельскохозяйственного производств.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 274.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...