Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ВОПРОС 28. ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ТОВАРИЩЕСТВА КАК ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА. 4 страница




2. Обладатель права на фирменное наименование может разрешить другому лицу использование своего наименования (выдать лицензию). Однако при этом в лицензионном договоре должны быть обусловлены меры, исключающие введение потребителя в заблуждение.

§ 2. Товарный знак и знак обслуживания

Статья 1017. Понятие товарного знака и знака обслуживания

1. Товарным знаком и знаком обслуживания (далее – товарный знак) признается обозначение, способствующее отличию товаров или услуг одного лица от однородных товаров или услуг других лиц.

2. В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные обозначения, включая имена собственные, сочетания цветов, буквенные, цифровые, изобразительные, объемные обозначения, включая форму товара или его упаковку, а также комбинации таких обозначений. Иные обозначения могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков в случаях, предусмотренных законодательными актами.

3. Товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании.

Статья 1018. Правовая охрана товарного знака

1. Правовая охрана товарного знака на территории Республики Беларусь осуществляется на основании его регистрации в патентном органе в порядке, установленном законодательством о товарных знаках и знаках обслуживания, или в силу международных договоров Республики Беларусь.

2. Право на товарный знак охраняется государством и удостоверяется свидетельством.

3. Свидетельство на товарный знак удостоверяет приоритет товарного знака, исключительное право владельца на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве, и содержит изображение товарного знака.

Статья 1019. Исключительное право на товарный знак

1. Владелец товарного знака имеет исключительное право использовать товарный знак и распоряжаться им, а также право запрещать использование товарного знака другим лицам.

2. Никто не может использовать охраняемый на территории Республики Беларусь товарный знак, на который выдано свидетельство, без разрешения его владельца.

Статья 1020. Срок действия регистрации

1. Регистрация товарного знака действует в течение 10 лет с даты поступления заявки в патентный орган.

2. Срок действия регистрации товарного знака может быть продлен по заявлению владельца, поданному в течение последнего года ее действия, каждый раз на десять лет.

Статья 1021. Коллективный знак

1. Коллективным знаком является товарный знак объединения юридических лиц, предназначенный для обозначения выпускаемых и реализуемых им товаров, обладающих едиными качественными или иными общими характеристиками.

2. Коллективный знак и право его использования не могут быть переданы.

Статья 1022. Уступка права на товарный знак

Права на товарный знак могут быть уступлены владельцем по договору другому лицу в отношении всех или части товаров, для которых он зарегистрирован.

Уступка прав на товарный знак не допускается, если она может явиться причиной введения в заблуждение потребителя относительно товара или его изготовителя.

Статья 1023. Предоставление лицензии на использование товарного знака

Право на использование товарного знака может быть предоставлено владельцем товарного знака (лицензиаром) другому лицу (лицензиату) по лицензионному договору.

Лицензионный договор должен содержать условие о том, что качество товаров лицензиата будет не ниже качества товаров лицензиара и что лицензиар осуществит контроль за выполнением этого условия.

 

 

Вопрос 23. Образование юридических лиц, их учредительные документы.

 

1. Этапы создания юридических лиц:

1) принятие решения о создании юридического лица.

Оно может осуществляться путем:

• подписания протокола общего собрания учредителей

• заключением договора о создании юридического лица

• изданием НПА

В данных документах стороны определяют порядок создания юридического лица, устанавливают цель деятельности юридического лица, разграничивают функции учредителей юридического лица (согласовывают наименование юридического лица, определяют место нахождения, открытие счета в банке и т.д.)

2) подготовка учредительных документов

3) определение места расположения юридического лица (юридический адрес) и получение соответствующих подтверждающих документов (договор аренды нежилого помещения, гарантийное письмо о заключении в будущем договора аренды, оформления свидетельства на объект недвижимости). Юридически адресом унитарного предприятия может быть жилое помещение.

4) согласование наименования юридического лица. Один из учредителей обращается с заявлением в Минюст (управление юстиции облисполкома) с заявлением о согласовании одного или нескольких вариантов наименования юридического лица, при согласовании учредителю выдается соответствующая справка, а в единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей вносится запись о зарезервировании этих названий (бронь действует в течение 3-х месяцев).

5) формирование уставного фонда. Уставный фонд – это минимальный размер имущества юридического лица, которое служит гарантом интересов кредиторов юридического лица.

Уставный фонд обязательно должна иметь коммерческая организация. В действующем законодательстве устанавливается только 2 обязательных требования к размеру уставного фонда юридического лица – ЗАО и ОАО.

Уставный фонд юридического лица РБ формируется в белорусских рублях и может состоять из денежных вкладов и неденежных вкладов (машина, оргтехника). При внесении неденежного вклада обязательно проводится экспертиза его стоимости. При создании совместного предприятия уставный фонд формируетсядля резидентов Республики Беларусь в белорусских рублях, для иностранных – в белорусских рублях или иностранной валюте.

Пример: Совместное общество ОДО «Альфа»

Размеры долей учредителей в уставном фонде выражаются в % или в виде дроби (1/2 уставного фонда).

2. Для возникновения юридического лица необходима его государственная регистрация.

Государственная регистрация в РБ осуществляется:

1) Нацбанк – банковские и небанковские кредитно-денежные организации (ломбард)

2) Минюст – страховые и перестраховочные организации

3) администрация свободных экономических зон – коммерческие и некоммерческие юридические лица в Свободной Экономической Зоне

4) облисполкомы и горисполкомы областных городов – остальные субъекты хозяйствования. В исключительных случаях облисполкомы вправе делегировать часть своих полномочий местным исполкомам (унитарные предприятия).

Для того чтобы зарегистрировать юридическое лицо предоставляют только 3 документа:

1) заявление от учредителей с просьбой о регистрации юридического лица

2) квитанция об оплате государственной пошлины за регистрацию

3) 2 экземпляра учредительных документов

Способы создания юридического лица:

1) распорядительный – характеризуется тем, что юридическое лицо возникает на основе одного лишь распоряжения собственника имущества или уполномоченного им органа. Этот способ характерен для государственных организаций (БарГУ, предприятие, объединение)

2) разрешительный– создание юридического лица происходит по инициативе гражданина и организации, но после получения на это соглашения компетентного органа, который проверяет целесообразность создания юридического лица (ЖСК, дачно-садоводческие товарищества – образованные с согласия местного органа самоуправления)

3) нормативно-явочный (регистрационный) – для создания юридического лица таким способом не требуется специальное разрешение государства. В данном случае учредители должны только предоставить пакет необходимых документов (большинство юридических лиц: хозтоварищества, производственные кооперативы)

4) образованные путем выборов – местные советы депутатов.

 

Статья 47. Государственная регистрация юридических лиц

1. Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в порядке, определяемом законодательными актами. Данные государственной регистрации, в том числе для коммерческих организаций фирменное наименование, включаются в соответствии с законодательством в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, открытый для всеобщего ознакомления. Нарушение установленного законодательством порядка образования юридического лица, несоответствие его учредительных документов или создаваемого юридического лица требованиям законодательства влечет отказ в государственной регистрации юридического лица. Отказ в государственной регистрации юридического лица по мотивам нецелесообразности не допускается, если иное не установлено законодательными актами. Отказ в государственной регистрации, а также уклонение от такой регистрации могут быть обжалованы в судебном порядке.

2. Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

3. Юридическое лицо подлежит перерегистрации в случаях, предусмотренных законодательными актами.

4. Физическое или юридическое лицо вправе получить информацию, содержащуюся в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в порядке и случаях, определяемых законодательством.

Статья 47/1. Уставный фонд коммерческой организации

1. При создании коммерческой организации формируется уставный фонд этой организации в порядке, установленном законодательством. Размер уставного фонда коммерческой организации должен быть не менее минимального размера, предусмотренного законодательством.

2. Вкладом в уставный фонд коммерческой организации могут быть вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, либо иные отчуждаемые права, имеющие денежную оценку (для неденежных вкладов).

Денежная оценка вклада в уставный фонд коммерческой организации подлежит экспертизе в случаях и порядке, предусмотренных законодательством.

В уставный фонд коммерческой организации не может быть внесено имущество, если право на отчуждение этого имущества ограничено собственником, законодательством или договором.

Законодательными актами могут быть установлены и иные ограничения в отношении имущества, вносимого в качестве вклада в уставный фонд коммерческой организации.

3. Если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов коммерческой организации окажется менее уставного фонда, такая организация обязана объявить и зарегистрировать в установленном порядке уменьшение своего уставного фонда. Если стоимость указанных активов менее определенного законодательством минимального размера уставного фонда, эта коммерческая организация подлежит ликвидации в установленном порядке.

Статья 48. Учредительные документы юридического лица

1. Юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора.

Учредительный договор юридического лица заключается, а уставутверждается его учредителями (участниками). Законодательными актами может устанавливаться иной порядок утверждения уставов юридических лиц.

Юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством одним учредителем, действует на основании устава, утвержденного этим учредителем.

2. В учредительных документах юридического лица должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, цели деятельности, порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законодательством о юридических лицах соответствующего вида. В учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий, а в предусмотренных законодательством случаях – и иных коммерческих организаций должен быть определен предмет деятельности юридического лица. Учредительными документами иных коммерческих организаций может быть предусмотрен предмет их деятельности и в случаях, когда по законодательству это не является обязательным.

В учредительном договоре учредители обязуются создать юридическое лицо, определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи ему своего имущества и участия в его деятельности. Договором определяются также условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, управления деятельностью юридического лица, выхода учредителей (участников) из его состава. В учредительный договор по согласию учредителей могут быть включены и другие условия.

3. Изменения учредительных документов приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных законодательными актами, – с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях. Однако юридические лица и их учредители (участники) не вправе ссылаться на отсутствие регистрации таких изменений в отношениях с третьими лицами, действовавшими с учетом этих изменений.

Изменения учредительных документов республиканских государственно-общественных объединенийприобретают силу для третьих лицс момента вступления в силу правовых актов, утверждающих такие изменения.

 

ВОПРОС 24. СПОСОБЫ ПРЕКРАЩЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ. РЕОРГАНИЗАЦИЯ, ЕЁ ФОРМЫ.

Прекращение деятельности юридического лица возможно в 2 формах: реорганизация и ликвидация.

Реорганизация юридического лица – преобразование юридического лица без прекращения его деятельности, основанное на правопреемстве(переход прав и обязанностей от одного субъекта правоотношений к другому)

Формы реорганизации:

1) слияние – возникновение нового юридического лица, которому переходят все права и обязанности предыдущего юридического лица. Происходит на основе передаточного акта.

2) присоединение – когда к одному юридическому лицу переходят все права и обязанности другого юридического лица. Последнее перестает существовать. Происходит на основе передаточного акта.

3) разделение – возникновение новых юридических лиц, между которыми делятся права и обязанности реорганизованного юридического лица, которое исчезает. Происходи на основе разделительного баланса.

4) выделение – из состава юридического лица выделяют одно или несколько самостоятельных юридических лиц. Первое юридическое лицо продолжает существовать. Происходит на основе разделительного баланса

5) преобразование – переходит на новую организационно-правовую форму (АО – УП). Происходит на основе передаточного акта.

 

Статья 53. Реорганизация юридического лица

1. Реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

Для отдельных форм некоммерческих организаций настоящим Кодексом и иными законодательными актами могут быть установлены ограничения в отношении форм реорганизации.

2. В случаях и порядке, установленных законодательными актами, реорганизация юридического лица осуществляется по решению уполномоченных государственных органов, в том числе суда.

Если учредители (участники) юридического лица, уполномоченный ими орган юридического лица или орган юридического лица, уполномоченный на реорганизацию его учредительными документами, не осуществят реорганизацию юридического лица в срок, определенный в решении уполномоченного государственного органа, суд по иску указанного государственного органа назначает внешнего управляющего юридическим лицом и поручает ему осуществить реорганизацию этого юридического лица. С момента назначения внешнего управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Внешний управляющийвыступает от имени юридического лица в суде, составляет разделительный баланс или передаточный акт и передает их на рассмотрение суда вместе с учредительными документами возникающих в результате реорганизации юридических лиц. Утверждение судом указанных документов является основанием для государственной регистрации вновь возникающих юридических лиц.

3. В случаях, установленных законодательными актами, реорганизация юридических лиц может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов.

4. Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

 

ВОПРОС 25. ЛИКВИДАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ.

 

Прекращение деятельности юридического лица возможно в 2 формах: реорганизация и ликвидация.

Статья 57. Ликвидация юридического лица

1. Ликвидация юридического лица влечет прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, если иное не предусмотрено законодательными актами.

2. Юридическое лицо может быть ликвидировано по решению:

1) его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, достижением цели, ради которой оно создано, или признанием судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями законодательства, которые носят неустранимый характер;

2) суда в случаях:

- непринятия решения о ликвидации в соответствии с подпунктом 1 настоящего пункта в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, достижением цели, ради которой оно создано;

- уменьшения стоимости чистых активов коммерческой организации по результатам второго и каждого последующего финансового года, ниже установленного законодательством минимального размера уставного фонда;

- осуществления деятельности без специального разрешения (лицензии), либо деятельности, запрещенной законодательством, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями законодательства, либо при систематическом осуществлении деятельности, противоречащей уставным целям юридического лица, или признанием судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями законодательства, а также в иных случаях, предусмотренных законодательными актами;

3) иных органов в случаях, предусмотренных законодательными актами.

 

3. Требование о ликвидации юридического лица по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи, может быть предъявлено лицам, принимающим решение о ликвидации, государственным органом или органом местного управления и самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законодательством.

Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.

 

4. Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией либо действующее в форме потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда, ликвидируется также в соответствии со статьей 61 настоящего Кодекса вследствие признания его экономически несостоятельным (банкротом).

Если стоимость имущества такого юридического лица недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, оно может быть ликвидировано только в порядке, установленном статьей 61 настоящего Кодекса.

Положения о ликвидации юридических лиц вследствие экономической несостоятельности (банкротства) не распространяются на казенные предприятия.

 

5. В случаях, установленных законодательством, ликвидация юридических лиц может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов.

 

Статья 58. Обязанности лица, принявшего решение о ликвидации юридического лица

1. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом органу, осуществляющему регистрацию юридических лиц, который вносит в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.

 

2. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают в соответствии с законодательством порядок и сроки ликвидации.

 

3. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.

 

Статья 59. Порядок ликвидации юридического лица

1. Ликвидационная комиссияпомещает в органах печати, в которых публикуются данные о регистрации юридических лиц, публикацию о ликвидации юридического лица и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.

Ликвидационная комиссия принимает все возможные меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

 

2. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

Промежуточный ликвидационный балансутверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.

 

3. Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

 

4. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 60 настоящего Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

 

5. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается собственником имущества юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица.

 

6. При недостаточности у ликвидируемого казенного предприятияимущества, а у ликвидируемого учрежденияденежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого предприятия или учреждения.

 

7. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лицапередается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законодательными актами или учредительными документами юридического лица.

 

8. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицопрекратившим существованиепосле внесения об этом записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

 

Вопрос 26.Виды юридических лиц.

 

1. Коммерческие: хозяйственные товарищества (полное товарищество, коммандитное товарищество);хозяйственные общества (общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, акционерное общество (открытое и закрытое)); производственные кооперативы;унитарные предприятия, в том числе казенные предприятия (государственные (пример: казенное или коммунальное предприятие) и частные);крестьянские (фермерские) хозяйства.

2. Некоммерческие:потребительский кооператив; общественные или религиозные организации (объединения);фонды;учреждения;ассоциации и союзы.

 

ВОПРОС 27. ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ТОВАРИЩЕСТВА. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

Статья 63. Основные положения о хозяйственных товариществах и обществах

1. Хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли (акции) учредителей (участников) уставным фондом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности.

2. Хозяйственные товариществамогут создаваться в формеполного товарищества и коммандитного товарищества(коммандитное товарищество - это товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества всем своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников (вкладчиков, коммандитов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности).

3. Хозяйственные общества могут создаваться в форме акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью или общества с дополнительной ответственностью.

4. Участниками полных товариществ и полными товарищами в коммандитных товариществах могут быть индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации.

Участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в коммандитных товариществах могут быть граждане и (или) юридические лица.

Государственные органы и органы местного управления и самоуправленияне вправе выступать участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в коммандитных товариществах, если иное не установлено законодательством.

Унитарные предприятия, государственные объединения, а также финансируемые собственниками учреждениямогут быть участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в коммандитных товариществах с разрешения собственника (уполномоченного собственником органа), если иное не установлено законодательными актами.

Законом может быть запрещено или ограничено участие отдельных категорий граждан в хозяйственных товариществах и обществах.

5. Хозяйственные товарищества и общества могут быть учредителями (участниками) других хозяйственных товариществ и обществ, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

6. Денежная оценка вклада участника хозяйственного общества производится по соглашению между учредителями (участниками) общества и в случаях, предусмотренных законодательством, подлежит экспертизе.















ВОПРОС 28. ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ТОВАРИЩЕСТВА КАК ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА.

Хозяйственные товарищества – это коммерческие организации, в которых уставный фонд разделен на вклады участников. Это, прежде всего объединение лиц.

Признаки:

1) внесение имущественных вкладов

2) обязательное личное участие в деятельности товарищества










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 208.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...