Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Классификация и характеристика факторов конкурентоспособности предприятия.




Число факторов, влияющих на конкурентоспособность СЭС достаточно велико, в связи с чем необходима их систематизация.

Практическое значение классификации состоит в том, что она позволит оценить характер влияния того или иного фактора, избрать оптимальные в той или иной ситуации мероприятия для полной или частичной нейтрализации негативного воздействия конкретного фактора.

Проблема систематизации факторов конкурентоспособности поднимается также в работе. Факторы конкурентного преимущества предприятия подразделяются на внешние, проявление которых в малой степени зависит от организации, и внутренние, почти целиком определяемые руководством организации.

Значение каждого преимущества можно рассчитать количественно и проанализировать в динамике. Чем больше предприятие имеет конкурентных преимуществ, тем выше ее конкурентоспособность, живучесть, эффективность и перспективность. Для этого необходимо повышать научный уровень управления и наращивать новые конкурентные преимущества. В данном случае, на наш взгляд, Е.А. Мазилкина и Т.Г. Паничкина несколько отходят от традиционного представления о факторе, здесь смешиваются два понятия: «фактор» и само «конкурентное преимущество».

Необходимо еще раз подчеркнуть, что фактор – это все, что оказывает влияние на объект, то от чего зависит результат функционирования объекта, это движущая сила его развития, причина именно такого развития событий. А конкурентное преимущество – это превосходство объекта над своими конкурентами по одному или нескольким параметрам, это «факт, который фиксируется в результате реальных и очевидных предпочтений покупателей».

Конкурентоспособность предприятия, по мнению, определяется шестью факторами:

качеством продукции и услуг;

наличием эффективной стратегии маркетинга;

уровнем менеджмента и квалификации персонала;

технологическим уровнем производства;

налоговой средой, в которой действует организация;

доступностью источников финансирования.

И в данном случае заметно «смешивание» факторов и показателей, характеризующих конкурентоспособность. Если налоговую среду и доступность источников финансирования можно отнести к факторам КС предприятия, то качество производимых товаров, уровень менеджмента, качество персонала являются индикаторами конкурентоспособности предприятия.

С некоторой корректировкой набор данных факторов можно характеризовать следующим образом:

структурные факторы представлены организационной и производственной структурой организации, ее миссией; специализацией и концентрацией так производства; унификацией и стандартизацией выпускаемой продукции и составных частей производства; организацией производственных процессов, информационной и нормативно-методической базой управления;

ресурсные – качественным дешевым сырьем и др. ресурсами, эффективностью их использования;

технические – применяемой технологией и используемым оборудованием;

управленческие – качеством и эффективностью менеджмента;

маркетинговые – ассортиментной, рекламной, сбытовой политикой, политикой ценообразования и т. п.

Конкурентоспособность товара характеризуется тремя группами показателей:

полезностью (качество, эффект от использования и т.п.);

определяющими затратами потребителя при удовлетворении егопотребностей посредством данного изделия (затраты на приобретение,

использование, техническое обслуживание, ремонт, утилизацию и т.п.);

конкурентоспособностью предложения (способ продвиженияпродукции на рынок, условия поставки и платежа, каналы сбыта,сервисное обслуживание и т.д.).

Параметры конкурентоспособности продукции подразделяются на нормативные (соответствие товара стандартам, техническим условиями, законодательству), технические (технологические свойства товара, определяющие область его применения, надежность, долговечность, мощность и т.д.), экономические (уровень расходов покупателя на приобретение, потребление и утилизацию товара, т.е. цена потребления) иорганизационные (система скидок, комплектность поставок, сроки и условия поставок и пр.).

Качество продукции – важнейший показатель деятельности предприятия. Повышение качества продукции в значительной мере определяет выживаемость предприятия в условиях рынка, темпы научно-технического прогресса, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии. Рост качества продукции – характерная тенденция работы ведущих фирм мира.

 

 

Глава 2.

 

Изучение конкурентоспособности товаров важно для предприятийпроизводителей, поскольку рыночные отношения не позволяют им длительное время занимать устойчивое положение на рынке, опираясь в своей производственно-сбытовойстратегии только на показатели конкурентоспособности товара, т.е. не учитывая издержек на его производство и реализацию.Конкурентоспособность производителя – это его способность сохранять и расширять рынки сбыта за счет целенаправленной деятельности как по отношению к качественным характеристикам продукции, так и по отношению кпроизводителям-конкурентам.Обеспечению конкурентоспособности предприятия подчинены все решения, связанные с выходом на новые рынки сбыта, реорганизацией организационной структуры, модификацией и освоением новых видов продукции, изменением объемов ее выпуска, сменой основных производственных фондов, изменением хозяйственных связей и маркетинговой политикой.

Категории «конкурентоспособность товара» и «конкурентоспособность производителя» взаимозависимы. Предприятие не может быть конкурентоспособным, если его товар не имеет сбыта. Однако конкурентоспособность товара не решающий фактор в конкурентоспособности предприятия. В ряде случаев конкурентоспособность товара обеспечивается за счет его реализации по демпинговым ценам, не компенсирующим затрат на его производство и сбыт (что при достаточно длительном периоде времени может привести к разорению производителя).

Будучи тесно взаимосвязанными, категории конкурентоспособности товара и предприятия имеют и существенные различия:

1) конкурентоспособность продукции оценивается и исследуется во временном интервале, соответствующем жизненному циклу товара, а в основе исследования конкурентоспособности предприятия лежит более длительный отрезок времени, соответствующий периоду функционирования предприятия;

2) конкурентоспособность продукции рассматривается применительно

К каждому ее виду, а конкурентоспособность предприятия охватывает всю изменяющуюся номенклатуру выпускаемой продукции и его производственно-технический потенциал;

3) анализ уровня конкурентоспособности предприятия осуществляется им самим, а оценка конкурентоспособности товара – прерогатива потребителя.

Факторы обеспечения (формирования, поддержания) конкурентоспособности предприятия представлены территориальным расположением предприятия, этапом жизненного цикла, на котором оно находится, наличием в необходимом количестве и качестве ресурсов (материальных, трудовых, финансовых, нематериальных). «В условиях конкуренции необходимо поддерживать ресурсную базу в таком состоянии, чтобы она постоянно была актуальна потребностям рынка. Этот процесс, а также грамотное использование имеющихся ресурсов с точки зрения конкуренции определяются, прежде всего, конкурентоспособностью высшего руководства».

Факторы развития конкурентоспособности предприятия следует подразделить на факторы, определяющие направление и степень технического, экономического, организационного развития. Факторы, способствующие техническому и технологическому развитию, определяются не только уровнем научно-технического прогресса в глобальном масштабе, но и с научно-техническим потенциалом самого предприятия.

Показатель качества продукции, характеризующий одно из ее свойств,

называется единичным показателем качества продукции(например, мощность,

калорийность топлива и т.д.).

Относительный показатель качества продукции – отношение значения показателя качества продукции к соответствующему (то есть принятому за исходное) значению, выражается в безразмерных числах или процентах и вычисляется по формуле ниже

Кi= Рi/ Рiб,

где Ki– относительный показатель качества;

Рi– значение единичного показателя качества оцениваемой продукции;

Рiб– значение единичного базового показателя качества.

При применении комплексного метода применяют комплексный показатель качества, который определяется путем сведения воедино отдельных показателей с помощью коэффициентов весомости каждого показателя. При этом может быть использована функциональная зависимость:

К = f(n,bi,ki), i = 1,2,3,……..,ni,

где K – комплексный показатель качества продукции; n – число учитываемых показателей;

bi– коэффициент весомостиi-гопоказателя качества;

ki –i-йпоказатель качества (единичный или относительный).

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 131.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...