Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

На рассмотрении ГосДумы находится новый законопроект о внесении поправок в процедуру обеспечения жильем сирот




Проект федерального закона № 352096-7 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», внесенный в Государственную Думу Федерального собрания РФ Правительством РФ, уже был рассмотрен в первом чтении и в настоящее время готовится ко второму чтению. Заинтересованные участники законотворческого процесса вправе вносить свои предложения в текст законопроекта, чем воспользовались и мы, Центр юридической помощи детям-сиротам, направив свои предложения через сотрудничающего с нашим Центром депутата Государственной Думы.

В целом предложенный законопроект неоднозначен. В каких-то вопросах (их большинство) он улучшает текущее положение дел и устанавливает правила, которых действительно остро не хватает в сложившейся ситуации, в других же моментах законопроект ухудшает положение дел или устанавливает правила, которые можно трактовать неоднозначно.

       П. «а» ч. 1 ст. 1 законопроекта устанавливает правило, по которому сирота не только по заявлению включается в список, но еще должен писать дополнительно заявление на получение жилья. Зачем это делать - не понятно и из текста и смысла законопроекта ответ на этот вопрос не усматривается. Дополнительное заявление, которое фактически затягивает процедуру оформления получения сиротой жилья и развивает дополнительную бюрократию. Тем более, в тексте законопроекта отсутствуют указания на то, когда данное заявление сироте предполагается писать. Например, сирота ждет в списке год и считает, что хватит ждать, пишет такое заявление и получает письмо, в котором говорится, что перед ним «в очереди» (а все регионы, несмотря на то, что федеральное законодательство отменило очередность сирот при получении жилья еще с 2013 года, в ответах сиротам практически всегда пишут именно об очереди) еще, например, 500 сирот. Будет ли подобное заявление сироты считаться надлежащим? Считаем, что введение дополнительного заявления не целесообразно.

Ч. 2 ст. 1 вносят в текст ч. 2 ст. 8 159-ФЗ изменения, ничего существенного на практике не меняющие и по сути направленные исключительно на смену терминологии. Изменения, вносимые в ч. 3 ст. 8 159-ФЗ более обширны. Во-первых, в абз. 1 данного пункта убрано указание на то, что включение в список сирот осуществляется «в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации». Единообразие региональной практики в данном вопросеэтобезусловно положительное явление, если федеральное законодательство установит идеальную правовую норму, то действительно дублировать или видоизменять ее регионам в общем-то незачем. Во-вторых, установлена обязанность законных представителей и органов опеки и попечительства осуществлять обязательное включение сирот в список на получение жилья в течение 3 месяцев с даты достижения ими возраста 14 лет. Эта норма является крайне важной и давно ожидаемой. Механизм ответственности за бездействие законных представителей сирот законопроектом не установлен, но императивная обязанность уже имеется. В этом случае можно будет при невключении сироты в список апеллировать к бездействию законных представителей и органов опеки, взыскивать с них денежные компенсации и на основании признания незаконного бездействия требовать включения сирот в список, в том числе в судебном порядке. То есть существенно снизится количество случаев, когда имеющие право на включение в список на получение жилья сироты могут быть в виду бездействия третьих лиц в этот список не включены и жилье не получить.

       Ч. 3 ст. 1 вводит в оборотединый перечень оснований для исключения сирот из списка на получение жилья. Ранее этих оснований на федеральном уровне не существовало и большинство регионов самостоятельно регулировали эту ситуацию своими нормативными правовыми актами, зачастую отличающимися друг от друга весьма существенно. Все основания исключения, указанные в данном пункте, сформулированы подробно и четко. Считаем, что никак их дополнительно расширять не требуется и при этом закрепление данной нормы на уровне федерального законодательства – положительное явление.

       Ч. 5 ст. 1 устанавливает норму о сроке договора специализированного найма. Нововведений в отношении срока в тексте законопроекта не содержится. Вместе с тем, полагаем, что единые критерии о сроках не соответствует интересам самих сирот. Существует множество вариантов того, каким образом организовать процедуру получения жилья сиротами, в том числе и сроков действия договора специализированного найма. Например, срок действия договора специализированного найма можно сократить, скажем, до 3 лет. Или можно варьировать его в зависимости от возраста фактического получения сиротой жилья (например, при получении жилья до 20 лет - 5 лет, от 20 до 25 лет - 3 года, после 25 лет - 2 года). Возможно, есть смысл варьировать срок действия договора специализированного найма, в зависимости от наличия у сироты семьи и детей. Сейчас только в 2 регионах из 85 (Ярославская область и НАО) площадь предоставляемого сиротам жилья зависит от состава семьи, в остальных регионах социальная гарантия в виде предоставления жилья не зависит от наличия у сироты супруга и детей. Может быть, имеет смысл при наличии супруга и ребенка давать жилое помещение в спецнаймна более короткий срок, сроком на 2 года, дабы по истечении этого срока сирота имела возможность принять решение об улучшении жилищных условий и расширении имеющегося жилья. При этом законопроект никаких дополнительных вариантов отношении порядка предоставления жилья сиротам не предлагает. Никаких альтернативных механизмов жилищного обеспечения сирот: сертификаты, денежное предоставление, возможность использования при приобретении жилья маткапитала и т.д. законопроектом не предусмотрено. У каждого из этих механизмов есть плюсы и минусы. Никаких гарантий, что «очереди» на получение жилья исчезнут в ближайшей перспективе и что предоставление жилья будет в большем объеме и лучшего качества не предусмотрено.

Также в данной части устанавливается правило о возможности многократного перезаключения договора спецнайма на новый срок в случае «выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания ... содействия в преодолении трудной жизненной ситуации». В настоящее время договор может перезаключаться только однократно. Фактически предлагаемое положение может ввести в практику такую ситуацию, при которой сироту никак нельзя будет выселить из предоставленного жилого помещения, даже если они не социализированы, устраивают в квартире притон, почти за нее не платят. В этой ситуации бесконечность продления договора спецнайма не идет на пользу ни сироте, ни государству. Считаем, что существующее однократное продление срока действия договора специализированного найма является достаточным.

       Ч. 1 ст. 2 предполагаетотличное нововведение. Часть гласит: «В случае необходимости принудительного обмена жилого помещения, занимаемого по договору социального найма несовершеннолетним (несовершеннолетними) и гражданами,
лишенными в отношении них родительских прав, иными совместно проживающими с несовершеннолетним (несовершеннолетними) лицами, соответствующее требование в суд вправе предъявить законные представители несовершеннолетних, орган опеки и попечительства либо прокурор, если совместное проживание этих граждан с такими несовершеннолетними нарушает права и законные интересы несовершеннолетних». Данное положение позволит не дожидаться совершеннолетия сирот для решения вопроса о невозможности их совместно проживания с родителями, лишенными в их отношении родительских прав.

Ч. 2 и 3 ст. 2 предполагают возможность выселять при неоплате социального жилья только родителей, лишенных родительских прав, но не сирот. Фактически изъятое у родителей жилое помещение будет сохраняться за сиротой и сироте не потребуется после достижения совершеннолетия дополнительно ждать предоставления нового жилого помещения. Отличное нововведение и дополнительная гарантия жилищных прав для сироты.

В соответствии с ч. 4 ст. 2 по принятии законопроекта сирот смогут выселять из предоставленного им на праве специализированного наймажилья как и других нанимателей по договору специализированного найма в случае существенного нарушения ими условий договора. Ранее положение данного пункта предполагало, что сирот выселять до окончания срока действия договора нельзя. При этом из контекста законопроекта непонятно, каким образом соотносится возможность выселения сироты из предоставленного жилого помещения по договору специализированного найма и возможность перезаключения с сиротой договора на новый срок, и то, и другое в случае нарушения условий договора спецнайма. Данные нормы в тексте законопроекта не конкретизированы и для их как понимания, так и практического применения требуют определения порядка применения на уровне подзаконных нормативных правовых актов. По первому взгляду содержание в законопроекте двух данных положений одновременно является необъяснимым и непонятным.

Ч. 5 ст. 2 предложено гарантировать членам семьи сироты право на включение в текст договора специализированного найма с правом их вселения в данное жилье вместе с самими сиротами. Ранее данное правило могло устанавливаться на уровне регионального законодательства, но им воспользовались только некоторые регионы. Положение абсолютно логичное и на практике применимое повсеместно. Не логичным предоставляется предоставление жилого помещения лицу из числа сирот, состоящему в браке, без одновременного права супруга лица из числа сиротпроживать в данном жилом помещении совместно и быть в нем зарегистрированным.

Надеемся, что положительные предложения будут сохранены в тексте законопроекта при его принятии, а его спорные и отрицательные моменты разъяснены или устранены.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 172.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...