Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Организация работ в период проведения учебной практики




Кафедра лесных культур и почвоведения

 

Почвоведение

 

 

Методические указания к учебной практике по почвоведению

для студентов лесохозяйственного факультета очного образования направлении подготовки бакалавров: «Ландшафтная архитектура»

специальности 250700 «Лесное хозяйство и ландшафтное строительство»

 

 

Брянск - 2012

 

 

Министерство образования и науки Российской федерации

 

Брянская государственная инженерно-технологическая академия

Кафедра, лесных культур и почвоведения

 

 

Почвоведение

 

 

Утверждены научно-методическим

советом БГИТА протокол № __ 

от «___» _____________2012 года

 

 

Методические указания к учебной практике по почвоведению

для студентов лесохозяйственного факультета очного образования

направлении подготовки бакалавров: «Ландшафтная архитектура» специальности 250700 «Лесное хозяйство и ландшафтное строительство»

 

 

Брянск - 2012

 

 

Почвоведение: Методические указания к учебной практике по почвоведению для студентов лесохозяйственного факультета очного образования направлении подготовки бакалавров: «Ландшафтная архитектура»  специальности 250700 «Лесное хозяйство и ландшафтное строительство» /Брянск. гос. инж.-технол. акад. Сост. З.Н. Маркина. – Брянск: БГИТА, 2012. – 28 с.

 

 

Представлены цели, задачи, программные вопросы по углубленному изучению и закреплению теоретических знаний, полученных при изучении курса почвоведения. В полевых условиях изучаются методы исследования почв, их многообразие в лесных биоценозах. Оцениваются уровни плодородия почв по морфологическим признакам и определяются их лесорастительные свойства.

 

 

Рецензент:

Доцент Л.А. Соколов

 

 

Рекомендованы редакционно-издательской и методической комиссиями лесохозяйственного факультета БГИТА

Протокол № ___ от _____________ 2012 г.

Ó

Ó Брянская государственная

   инженерно-технологическая академия

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение…………………………………………………………………………6

1 Программа учебной практики………………………………………………..6

1.1 Программные вопросы………………………………………………6

1.2 Программа практики…………………………………………………7

2 Организация работ в период проведения практики………………………...7

2.1 Подготовительные работы…………………………………………..8

2.2 Объекты практики…………………………………………………..10

3 Проведение почвенной съемки на объектах практики…………………….11

3.1 Описание почвенных разрезов.……………………………………..13

3.2 Отбор почвенных образцов…………………………………………15

4 Составление отчёта…………………………………………………………...16

5 Лесорастительные свойства и рациональное использование почв………..18

6 Техника безопасности………………………………………………………...21

5.1 Полевая одежда………………………………………………………21

5.2 Перемещение на автобусах

и специально оборудованных машинах………………………………...21

5.3 Работа в полевых условиях…………………………………………..21

7 Оказание первой медицинской помощи……………………………………..22

Список литературы..………………………………………………………….....23

Приложение………………………………………………………………….......24

 

Введение

 

 

Учебная практика — составная часть учебного процесса при обучении в вузах. Студенты заочного обучения направлении подготовки бакалавров: «Ландшафтная архитектура» по специальности 250700 «Лесное хозяйство» согласно действующего учебного плана и программе дисциплины «Почвоведение» учебную практику проходят самостоятельно на объектах, расположенных по месту их проживания и работы.

Цель и задачи учебной практики состоят:

- в закреплении и углублении теоретических знаний, полученных при изучении курса почвоведения;

- в приобретении практических навыков по закладке и морфологическому описанию в полевых условиях почвенных разрезов;

- в ознакомлении с основными типами почв и почвенного покрова объекта исследования (район, область, лесхоз);

- в ознакомлении с методикой почвенных и агрохимических исследований и анализом почвенных карт района исследования;

- в изучении взаимосвязи между рельефом, геологическим строением, почвенно-грунтовыми водами, растительностью и почвами, а также правильном понимании взаимосвязи в лесных экосистемах;

- в изучении и характеристике лесорастительных свойств почв объекта исследования.

Время проведения и продолжительность практики определяются действующим учебным планом.

Программа учебной практики определяется тематикой проводимых во время практики работ и в каждом конкретном случае утверждается кафедрой и деканатом факультета.

 

 

Программа учебной практики

 

 

1. 1 Программные вопросы

 

 

- изучение почв и почвенного покрова района исследования с использованием почвенных карт и справочного материала;

- изучение взаимосвязи между рельефом, геологическим строением, почвенно-грунтовыми водами, растительностью и почвами путем построения почвенно-геоморфологического профиля;

- оценка уровней плодородия почв по морфологическим признакам;

- изучение и характеристика лесорастительных свойств почв объекта исследований.

 

1.2 Программа практики

 

1 день. Ознакомление с программой и организацией работ учебной практики (ауд. 301, 303 II корпус БГИТА). Вводный инструктаж по технике безопасности. Подготовительные работы (ознакомление с методикой работ, подготовка планово-картографических материалов и журналов для полевых работ, получение инструментов и принадлежностей). Экскурсия с целью ознакомления с рельефом, геологической историей, строением, составом почвообразующих горных пород, почвами, растительностью, их взаимосвязями в лесной и лесостепной зонах.

2 день. Выезд на место проведения учебной практики в УОЛ БГИТА. Проведение рекогносцировки местности. Выбор маршрута полевых изысканий. Знакомство с опорными почвенными разрезами кафедры.

3 день. Полевые работы по закрепленным объектам. Закладка почвенных разрезов и их описание. Проверка качества работ преподавателем.

4 день. Полевые работы по закрепленным объектам. Продолжение закладки почвенных разрезов, их описание, отбор почвенных образцов, доставка отобранных образцов на кафедру.

5 день. Выполнение почвенных обследований участков, намеченных сотрудниками УОЛ БГИТА для создания лесных культур в текущем году, обследование лесных питомников, участков лесных культур старших возрастов.

6 день. Камеральная обработка полевых материалов (уточнение типов почв с почвенными картами, составление почвенно-геоморфологического профиля, написание пояснительной записки к отчёту). Сдача инструментов и оборудования, защита отчёта.

 

Организация работ в период проведения учебной практики

 

Программа практики составляется с таким расчётом, чтобы каждый студент под руководством преподавателя сумел проработать во время практики поставленные задачи. Для лучшей организации работ студенты распределяются на бригады по 4-6 человек, из числа которых преподаватель назначает ответственного. Каждая бригада комплектуется материалами и инструментами и получает конкретное задание на время практики.

Студенты после ознакомления с программой практики, техникой безопасности проводят подготовительные работы и отправляются к месту практики. Студенты самостоятельно выполняют работы при непосредственном руководстве преподавателя. Все работы по обследованию почв сдаются в натуре преподавателю. Взятые для химического анализа образцы сдаются на кафедру. В период камеральных работ студенты сдают все инструменты и принадлежности и готовят отчёт по практике и его защиту. Зачёт получают побригадно в последний день практики.

 

 

2.1 Подготовительные работы

 

В подготовительный период осуществляется: сбор, изучение и систематизация литературных материалов с целью предварительного изучения природных и экономических условий района работ; изучение картографического материала; составление почвенно-экологических профилей.

Изучение природных и экономических условий района исследования осуществляется путём изучения печатных и рукописных источников, имеющихся в библиотеке и лесхозе, изучаются климатические условия, характер рельефа и геологического строения территории, состав почвообразующих горных пород, гидрологические и гидрогеологические условия, растительность и хозяйственная деятельность человека, а также почвы и характер их хозяйственного использования. По возможности изучаются фондовые материалы и отчеты прошлых почвенных и геологических исследований по изучаемому объекту, а также материалы земле- и лесоустройства, особенно касающиеся проводимых лесохозяйственных, лесокультурных, гидромелиоративных и других мероприятий, влияющих на свойства и распространение почв на объекте исследования.

Изучение картографического материала объекта исследования начинается с работы с почвенными картами и анализа почвенного покрова (ПП) объекта исследования, и ознакомления с методикой почвенных исследований, которая детально изложена в инструкциях, методических руководствах и указаниях. Содержание работ, порядок их выполнения должны отвечать требованиям отраслевого стандарта ОСТ 56-81-84.

На основании обобщения имеющихся по объекту исследования материалов составляется общее представление о ПП, агрохимических и лесорастительных свойствах почв и характере взаимосвязи почв с растительностью и другими компонентами ландшафта.

Выписка из таксационного описания выполняется по каждому таксационному выделу с указанием номера выдела, площади, состава насаждений, возраста, класса бонитета, типа лесорастительных условий и типа леса, полноты, среднего диаметра и высоты, запаса без учета сухостоя, характеристики подроста, подлеска и живого напочвенного покрова.

Полевой почвенный журнал изготавливают из тетради в клеточку.

Необходимое оборудование и инструменты для проведения учебной практики: лопаты, почвенные буры, нож длиной не менее 20-25 см и шириной - 3-5 см, топор, мерные рулетки, капельницу с 10%-ным раствором НС1, насыщенным раствором красной кровяной соли К3[Fe(СN)6], ученические тетради, карандаши цветные и простые, резинки, кальки, линейки масштабные, мешочки для взятия почвенных образцов, шпагат, методическое руководство «Морфология почв».

Программа практики по почвоведению прорабатывается каждым студентом индивидуально на основе полученного задания, справочного и картографического материала и данных литературы. Район исследования выбирается с учетом пожелания студентов и их профессиональной заинтересованностью.

Студенты после ознакомления с программой практики, техникой безопасности проводят подготовительные работы и отправляются к месту практики. Студенты самостоятельно выполняют работы без непосредственного руководства преподавателя. Результаты практики оформляются в форме отчета, который сдается на кафедру. Защита отчета по практике проводится индивидуально.

Исходный материал для проведения учебной практики по почвоведению:

- топографическая карта Брянской или иной области масштаба М 1:200000;

- почвенная карта Брянской или иных областей масштаба М 1: 200 000 или почвенные карты лесхозов масштаба М 1: 10 000;

- атлас Брянской или иной области;

- карта ландшафтов Брянской или иной области масштаба М 1: 200 000;

- справочные данные, приведенные в книгах: «Природное районирование и типы сельскохозяйственных земель Брянской области», «Почвы Брянской области», «Агрохимическая характеристика основных типов почв СССР» и др.

После получения исходных данных студенты проводят подготовительные работы.

Подготовительные работы. В подготовительный период осуществляется: сбор, изучение и систематизация литературных материалов с целью предварительного изучения природных и экономических условий района работ; изучение картографического материала; составление почвенно-экологических профилей.

Изучение природных и экономических условий района исследования.

Предварительное изучение природных и экономических условий района работ является одной из важнейших задач подготовительного этапа.

На основании печатных и рукописных источников, имеющихся в библиотеках, а также лесхозах необходимо изучить: климатические показатели, характер рельефа и геологического строения территории, состав почвообразующих горных пород, гидрологические и гидрогеологические условия, растительность и хозяйственную деятельность человека, а также почвы и характер их хозяйственного использования. По возможности изучаются фондовые материалы и отчеты прошлых почвенных и геологических исследований по изучаемому объекту, а также материалы земле-и лесоустройства, особенно касающиеся проводимых лесохозяйственных, лесокультурных, гидромелиоративных и других мероприятий, влияющих на свойства и распространение почв на объекте исследования.

Изучение картографического материала района исследования.

Работа с почвенными картами и анализом почвенного покрова (ПП) района исследования начинается с ознакомления с методикой почвенных исследований, которая детально изложена в инструкциях, методических руководствах и указаниях. Содержание работ, порядок их выполнения должны отвечать требованиям отраслевого стандарта ОСТ 56-81-84.

На основании обобщения имеющихся по объекту исследования материалов составляется общее представление о ПП, агрохимических и лесорастительных свойствах почв и характере взаимосвязи почв с растительностью и другими компонентами ландшафта.

Полевой почвенный журнал изготавливают из тетради в клеточку.

Выписка из таксационного описания выполняется по каждому таксационному выделу с указанием номера выдела, площади, состава насаждений, возраста, класса бонитета, типа лесорастительных условий и типа леса, полноты, среднего диаметра и высоты, запаса без учета сухостоя, характеристики подроста, подлеска и живого напочвенного покрова.

Комплектование снаряжения. Необходимое оборудование и инструменты:

1. Одна-две лопаты и напильник для их подточки. Необходимо хорошо их отточить на абразиве и периодически подтачивать с помощью напильника. Для картографирования плотных и каменистых грунтов необходимо получить геологический молоток или кирку.

2. Бур - для доуглубления почвенных разрезов и изучения почвообразующих и подстилающих пород. Для исследования полугидроморфных и гидроморфных почв, а также для агрохимического взятия образцов необходимо получить тростьевой бур.

3. Нож длиной не менее 20-25 см и шириной -3-5 см, топор.

4. Метр клеенчатый или складной, лупу 5-10-кратного увеличения для описания и измерения мощности генетических горизонтов почв.

5. Рулетку, буссоль, компас для привязки почвенных разрезов и ориентации в лесу.

6. Капельницу с 10%-ным раствором НС1, насыщенным раствором красной кровяной соли К3[Fe(СN)6], 5%-ным раствором ВаСl2, 1%-ным раствором AgNO3, а также фильтры, пробирки, воронки для проведения простейших химических испытаний почв в лесу.

7. Ученические тетради, карандаши цветные и простые, резинки, кальки, линейки масштабные, лекала, транспортиры, гербарные сетки, веревки.

 

 

Объекты практики

 

 

Объектами практики являются стационарные опытные объекты кафедры лесных культур и почвоведения в пределах г. Брянска и его зеленой зоны. Это лесопарк «Лесные Сараи», обнажения в районе гостиницы «Брянск», Тихвинской церкви, участок речной долины в районе парка «Соловьи», дюнные всхолмления Учебно-опытного лесничества БГИТА. Начало и окончание практики в аудиториях 301 и 303 2-го корпуса БГИТА.

В процессе экскурсии в лесопарк «Лесные сараи» и рощу «Соловьи» студенты знакомятся серыми лесными и пойменными аллювиальными почвами. В «Лесных сараях» студенты вместе с преподавателем описывают серые и светло-серые лесные легкосуглинистые почвы на лёссовидном суглинке. В роще «Соловьи» они описывают дерновые со следами оглеения песчаные почвы прирусловой поймы на слоистых аллювиальных отложениях, дерновые глееватые почвы центральной поймы на слоисто-зернистых и зернистых аллювиальных отложениях и болотные почвы притеррасной поймы.

В Учебно-опытном лесничестве на дюнных всхолмлениях четвёртой террасы р. Десны в 43 квартале студенты проводят морфологическое описание профиля сильноподзолистой песчаной почвы на перевеянных флювиогляциальных песках.

На выположенном плато четвёртой террасы в 41 квартале описывается среднеподзолистая песчаная почва на двучленных отложениях флювиогляциальных и кварцево-глауконитовых песков.

На склоне четвёртой террасы в 39 квартале студенты описывают слабоподзолистую песчаную почву на двучленных отложениях флювиогляциальных песков и альбских слюдистых суглинков.

На переходе четвёртой террасы в притеррасную низину в северо-восточной части 47 квартала описывается сильноподзолистая песчаная почва на флювиогляциальных песках и смеси флювиогляциальных и кварцево-глауконитовых песков, подстилаемых слюдистым суглинком.

На притеррасной низине в юго-восточной части 37 квартала в культурах пихты бальзамической описывается перегнойно-глеевая почва на флювиогляциальных песках.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 254.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...