Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

По теории дизайна и дизайн-образования




Феномен интеллектуальной клептомании

В научных публикациях А. Ю. Семенцова

по теории дизайна и дизайн-образования

В декабре 2017 г. вышло в свет издание «Актуальные проблемы дизайна и дизайн-образования: сб. науч. ст., по материалам I Международной научно-практической конф., Минск, 26–28 апр. 2017 г. / редкол. О. А. Воробьева (отв. ред.) [и пр.]. — Минск: Изд. центр БГУ, 2017. — 247 с.: ил.

В этом сборнике на страницах 84–93 опубликована на английском языке статьяА. Ю. Семенцова «Теоретическая модель концептуализации подготовки бакалавров дизайна в Белорусском государственном университете».

Невольно возникает вопрос:ради чего нужно было ограничивать круг читателей?Анализ причин этой «маленькой хитрости» позволил обнаружить две ее цели: тактическую и стратегическую. Тактическая цель диктовалась тем обстоятельством, что текст этой же статьи, но на русском языке и под названием «Принципы концептуализации процесса подготовки дизайнеров высшего профессионального образования» А. Ю. Семенцов опубликовал еще в 2016 г. Поскольку оба текста по содержанию тождественны, то («для отвода глаз» ближайших коллег по кафедре) это нужно было скрыть(хотя бы внешне) за новым названием и непривычной для массовой читающей публики формой изложения.

Однако стратегически Семенцову А. Ю. во что бы то ни стало нужно было скрыть и тот факт, что научно-теоретическое содержание этих статей на90 % (9 из 10 страниц текста) составлено из фрагментов моей книги «Дизайн-образование: новая модель профессиональной подготовки дизайнеров» — Мн.: Пропилеи, 2006. — 280 с. (с. 31–51).

Я надеюсь, Вы согласитесь, что это является позорным фактом нарушения авторских прав и научной этики и заслуживает самого серьезного морального порицания со стороны профессиональных дизайнеров (ученых, педагогов, практиков, управленцев и пр.). Но лично меня до глубины души потрясло другое: на поверку оказалось, что не только эта статья, но и все тексты А. Ю. Семенцова по научно-теоретическим вопросам дизайна и дизайн-образования (в частности, помещенные на сайте электронной библиотеки БГУ http://elib.bsu.by и на сайте конференций БГУ http://conference.bsu.by) представляют собой пример самого,на мой взгляд, беспрецедентного по масштабам заимствования. Причем не только из моих книг и учебно-методических материалов, но и у других авторов (в частности, его учителя и зав. кафедрой дизайна БГАИ Махнач Н. К., имя которой он вообще нигде не упоминает).

В целом, методика его «научно-творческой работы» построена на достаточно простом, но весьма дальновидном расчете: после того, как я прекратил работу в 2014 г. на кафедре дизайна БГУ, он разместил на сайте университета (http://conference.bsu.by/mod/forum/view.php?id=233) тексты трех первых разделов моей книги «Дизайн-образование…». Это были: «Базовая теоретическая модель профессиональной подготовки современных дизайнеров», «Истрия и проблемы организации дизайн-образования в РБ» и «Принципы концептуализации процесса подготовки дизайнеров высшего профессионального образования». При этом, конечно же, не были указаны ни фамилия реального автора текстов, ни название источника, ни его выходные данные, что исключало риск разоблачений. С тех пор, заимствуя содержание фрагментов моей книги, он опубликовал несколько статей и учебных программ, выдавая себя автором разработки научно-теоретических основ, а также учебно-методических принципов подготовки специалистов-дизайнеров новой формации — дизайнеров-концептуалистов. Тем самым он целенаправленно вводил читателей в заблуждение. Свидетельством тому является, например, статья преподавателя кафедры Ю. Ф. Бортник в обсуждаемом сборнике (с. 121), где она дважды цитирует материал моей книги, но ссылку дает на текст А. Ю. Семенцова (согласно публикациям на сайте БГУ).

Помимо этого особое внимание необходимо обратить на то, что в приведенной выше статье А. Ю. Семенцов грубо искажает исторические факты, утверждая, что новая модель концептуализации дизайн-образования была якобы разработана и практически внедрена в систему подготовки дизайнеров именно им и именно в течение тех 13 лет, когда он заведовал кафедрой дизайна в структуре БГУ. Однако, это явная ложь.

В действительности же вся эта работа осуществлялась большим коллективом педагогов под моим идейным и научно-методическим руководством в течение нескольких десятилетий: сначала (с 1968 г.) в БГТХИ, позже — в Академии искусств и в ЕГУ, о чем предельно ясно говорится в моей книге (с. 48).

Что же касается БГУ (куда кафедра дизайна была переведена только в 2004 г. после ликвидации ЕГУ), то здесь ее ориентация (как научно-педагогической школы, как системы подготовки высококвалифицированных специалистов в области современного дизайна) была успешно разрушена в процессе безрассудного внедрения Болонской модели высшего образования. Все наши наработки (официально признанные инновационными и доказавшие на практике свою эффективность) сегодня существуют лишь в виде жалких осколков в головах отдельных педагогов кафедры дизайна БГУ, как легенда, как «фигура речи», утратившая свой изначальный системообразующий творческий смысл и учебно-воспитательный потенциал.

Кстати, именно это и демонстрирует в своих «научно-теоретических откровениях» А. Ю. Семенцов, бесстыдно заимствуя плоды чужого умственного труда, и, показывая тем самым, что профессионально не владеет излагаемым материалом, поскольку не в состоянии изложить его смысл своими словами. Вот почему он вынужден его лишь механически, фрагментарно воспроизводить «под копирку» с существенными искажениями самой сути дела.

И это вполне естественно, поскольку за все годы преподавательской работы (с середины 90-х годов и до настоящего времени) он никогда не занимался научными исследованиями проблем дизайна, не разрабатывал программ и учебно-методических материалов по профилирующим дисциплинам, и не участвовал в научных конференциях, а занимался в основном частной проектной практикой. Он был рядовым членом кафедры, грамотным, дисциплинированным педагогом-исполнителем, но никак не новатором и идейным первопроходцем в теории и педагогике концептуального дизайна, хотя теперь настаивает, согласно его публикациям, именно на такой роли.

В этой связи особенно странно звучат его заверения читателей в том, что он якобы готов «эффективно делиться опытом по инновационным технологиям в современном педагогическом процессе» и «способствовать перспективам совместных научно-теоретических и практических исследований» с зарубежными коллегами. Однако единственной «инновационной технологией», которую он виртуозно использует в своей «научной работе», являются лишь методы старого, как мир, тотального плагиата, да шулерские приемы компиляции, подлога, подтасовки и извращения фактов, а также их маскировки в виде перефразирования или перевода заимствованных текстов на иностранный язык.

 _________

В приложении к статье даны сравнительные таблицы, где наглядно показан объем заимствованного текста в публикациях Семенцова А. Ю.

В левой колонке — текст Семенцова, справа – заимствованные им фрагменты из первоисточников. Серым маркером выделены фрагменты, которые полностью совпадают с первоисточником.

 

С публикациями Семенцова А. Ю. можно ознакомиться по следующим ссылкам:

Сайт конференций БГУ:

http://conference.bsu.by/mod/forum/view.php?id=233

Электронная библиотека БГУ:

http://elib.bsu.by/browse?type=author&order=ASC&rpp=20&value=Семенцов%2C+А.+Ю.

http://elib.bsu.by/browse?type=author&value=Семенцов%2C+Алексей+Юрьевич&sort_by=1&order=ASC&rpp=60&etal=0&submit_browse










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 122.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...