Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Изготовление обережной куклы «Домовой».
Мастер-класс «В игре детей есть часто смысл глубокий» для студентов 1 курса историко-филологического факультета ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова» в рамках Студенческих Педагогических Чтений «Все мы родом из детства». Дата: 03.05.18 ведущие: воспитатель Фенькина Г.В., муз. рук-ль Печёнкина Т.Г., зам. дир. по УВР Фенькина А.А. Цели: 1. Познакомить студентов с истоками славянской культуры. 2. Научить находить главную мудрость в русских народных сказках. 3. Развить фантазию, раскрыть артистические способности в процессе придумывания и презентации инсценировок. 4. Научиться изготавливать обережную куклу «Домовой». 5. Воспитать чувство патриотизма, любви к своим прародителям. 6. Создать тёплую атмосферу праздника.
Предварительная работа: 1. Украшение аудитории: постановка столов буквой «П» и украшение их скатертями; раскладывание на столы атрибутов семьи (красные платки, зелёные и оранжевые очелья) необходимых материалов для изготовления обережных кукол (заготовки мешочков из дерюжки, красные квадраты ткани, кусочки тесьмы, шнуры-вьюны, нитки, иголки в игольницах, пакетики с крупой, монетки, тарелочки с душицей); раскладывание на отдельном столе атрибутов для ряженья. 2. Расстановка шести игрушек домовых по аудитории, в трёх из которых спрятаны свитки с возрастами детей. 3. Укрытие пирогов полотенцами – сюрпризный момент. 4. Переодевание героев (Веда-сказочница, Домовой Кузька, Баба Яга переодеваются). 5. Настройка гитары под синтезатор, установка проектора, сбрасывание презентаций к песням.
Ход мастер-класса:
Веда – сказочница (Фенькина Г.В.):
- Здравствуй, народ добрый, здравствуй и процветай. Зовут меня Веда – сказочница. А пришла я к вам сегодня, потому что тему для проживания вы выбрали очень близкую мне и родную: «Все мы родом из детства». Род – о чем это разговор наш пойдет? РОДители, РОДственники, наРОД, РОДина. Во многих пословицах и поговорках спрятано это сакральное для нас слово: «Из рода в род», «Каким уродился, таким и пригодился», «Родной куст и зайцу дорог», «Родная сторона – мать, чужая - мачеха». Давайте заглянем в наше далекое-далекое детство, к нашим пра-пра-пра- РОДителям. Как они жили, о чем мечтали, что созидали и творили себе на старость, нам на радость. РОД – славили, как божество от которого родился Сварог, Роду помогали рожаницы, народ считал, что Род и рожаницы помогают людям появляться на свет и ведут-охраняют их по жизни. Их уважали, устраивали в их честь праздники несколько раз в год. Очень почитали наши Родственники бога Сварога – они считали, что он создал для людей мир материальный и солнце и огонь, дал знание и силу, а еще он научил людей творить, и разделил он людей на семьи – и знакомые нам слова «сваха», «сватовстство» и «свадьба» с его именем связаны. Как в настоящей семье кроме богов величавых, чтили наши предки и богинь. В сказках часто встречаем мы слова добрые «Мать сыра – земля» - это про богиню Мокошь. Богиня эта работящая, она пряхой была, да не простой, а «пряхой судьбы» - пряла нити судьбы, ткала полотно жизни. Помогала Мокошь женщинам неленивым и домашние дела вести, и хвори лечила и детишек выхаживала. А ленивых наказывала: нитки судьбы путала. А сколько я здесь вижу девушек ликом прекрасных, да фигурою ладных, похожих на богиню, имя которой – Лада, светлая богиня веселья и любви, плодородия и красоты. Богиня помогала людям «ладить» - жить в дружбе и мире, а в семьях, счастье выстраивать основанное на любви. Песня «Дом» (авт. Гальперин Мир Леонидович) (под гитару и синтезатор)
Мимо текла, текла река, плыли куда-то облака. Шел человек, была дорога нелегка, нелегка. (И человек мечтал о том, что он построит где-то дом И поселится счастье с ним в доме одном, в доме одном) – 2р.
Если, бывало, он сдавал, то неизменно напевал Песню любимую свою - ту, что пою, ту, что пою. (Дом, как известно всем давно, это не стены, не окно, Даже не стулья со столом - это не дом, это не дом) – 2р.
Дом - это тот, куда готов ты возвращаться вновь и вновь Радостным, добрым, нежным, злым, еле живым, еле живым… (Дом - это там, где вас поймут, там, где надеются и ждут, Где ты забудешь о плохом - это твой дом, это твой дом) – 2р.
Поговорили мы о РОДе нашем, а теперь пора и в наше детство погрузиться, а какое же детство без сказок, где в каждой большая мудрость заложена. Вот эту мудрость мы сегодня и искать будем. Каждому РОДу своя сказка положена – прочитайте ее нам, да мудрость в ней заложенную растолкуйте.
Семьям-родам раздаются распечатки сказок, после прочтения их по очереди студентами, - даётся возможность высказать главную мудрость сказки.
Я сказка «Завещание».
Жил-был мужик. Умирает у него отец и говорит: - Ты мой сын живи так: чтобы ты никому не кланялся, а тебе бы все кланялись, и калачи бы ел с медом! Умер отец. А этот мужик живет год – прожил сто рублей: никому не кланялся и все калачи с медом ел. Живет другой – прожил другую сотню. На третий год прожил третью сотню. И думает: «Что же это? Сотни у меня не прибавляются, а все убавляются!» Приходит к своей матушке и бедой своей делится, а матушка в ответ: не велел тебе батюшка до времени своей мудростью делиться, а только когда сам попросишь: а мудрость его вот в чем: «Выезжай-ко ты раньше всех на пашню, никому и не будешь кланяться, а тебе все будут кланяться. А приезжай домой поздно, тебе и калач – то будет казаться с медом». Я сказка «Черт и мужик». В некотором царстве, в некотором государстве было озеро. Берега у этого озера были высокие, обрывистые. Повадился ходить на берег черт. И ходил каждую ночь. Как только настанет полночь, выходит из воды косматый, седой старик, сядет на берег и закричит: - Год года хуже! Год года хуже! Надоело это мужику – он жил недалеко от берега. Припас мужик березовую дубину и стал ждать. Вот наступила полночь, выходит из воды черт. Сел на берег, поджал ноги под себя и ну кричать: - Год года хуже! Год года хуже! А мужик подкрался сзади да как тяпнет дубиной черта по затылку, тот только и крикнул: - Хуже не будет! И скрылся в воде. Больше с той поры черт не выходил на берег. Я сказка «Иванушка и Домовой».
Иванушка ходил в лаптях. Заходит он в свою избу. Матери дома не было. Услыхал – кто-то в избе пыхтит. Испугался он, дверями хлопнул и побежал. У него оборка от лаптя на ноге развязалась. Прищемило ее в дверях, он и упал. И закричал: - Батюшки! Спасите! Домовой меня держит! Прибежали соседи, подняли Иванушку, а он чуть жив. И тут разобрали в чем дело: испугался он лаптя на своей ноге, оборки и квашни. То-то смеху было!
Слушали вас предки, да услышали вас ваши праРОДители, могут они гордиться вами, потому что не иссякает мудрость наРОДная со временем, а только пребывает. Говорили мы о богах и богинях. А ведь в быту были и сейчас есть любимые «существа» - лешие, лесовики, водяные, кикиморы, бабки Ёшки и, конечно, домовые, ему и слово дадим.
Песня «Домовой» (авт. Фенькина А.А.) (под гитару и синтезатор)
Какой чудесный вечер наступил, сидит в кресле-качалке мама: вяжет; А папа на кровати сладко спит, да лапоточки под гармошку пляшут. Его никто не видел, даже я, но звук шагов отчетливо нам слышен. Как радостно, что в сборе вся семья!.. и снег лежит сугробами на крыше. Припев: Его по батюшке не знаю, но все же Кузей величаю. Он мудрый, хоть и не большой – незаменимый домовой. Он все напасти отражает и от ненастья закрывает, Он здесь живет не просто так: он стережет семьи очаг.
Сестренка сарафан в сторонке шьет, а на коленках мамы наша кошка. Собака тебя чует, но молчок, как будто сговорились вы немножко. Все взрослые твердят, что тебя нет, но я ловлю в глазах их неустанно Какой-то озорной веселый свет, какую-то неведомую тайну… Припев: Я ему песню напеваю, словно в гости зазываю, Мною придуманный куплет он мне мурлыкает в ответ. Где Кузенька ты притаился? Ах, ну зачем от нас укрылся? Добрый и ласковый герой, жизнелюбивый домовой!..
Под елкой он в подарках шебуршит, наверное, вдыхает запах хвои, Он видно волшебство свое вершит, ну что ж, верши, тебя не беспокоим. Прими от нас на память ты платок, где вышита с любовью вся семья, Его мы завернули в лапоток, подвесив среди шишек для тебя. Припев: Его по батюшке не знаем, дружно Кузей величаем. Он мудрый, хоть и не большой незаменимый домовой. Он все напасти отражает и от ненастья закрывает Он здесь живет не просто так: он стережет семьи очаг. Он бережет семьи очаг.
Домовой (Печёнкина Т.Г.):
Задание от Домового.
Отыскать домового у которого есть свиток с возрастами ребёнка (три возраста: «дошкольник», «школьник», «студент»). Без слов, предварительно посовещавшись, представить инсценировку с эпизодом из жизни этого ребёнка, не называя его возраста, чтобы остальные этот возраст угадали, и к тому же описали характер ребёнка.
Инсценировки семей. Баба Яга (Фенькина А.А.):
- Ну что друзья, а теперь приступим к изготовлению обережной куклы «Домовой».
Изготовление обережной куклы «Домовой». (видоизмененная кукла-оберег «Богач-мужичок») (под аккомпанемент синтезатора)
С виду Домовой – простой мешочек, а на деле – верный помощник. При изготовлении Домомвого думали о своём роде, предках с любовю и благодарностью. Как любому оберегу, ему ставилась чёткая задача, например: прибыль и достаток на будущий год, защита благополучия семьи и т.д. Как правило, Домовой после изготовления путешествует по дому, выбирает себе место. Замечено, что после того как место найдено, Домовой становится незаметным, «невидимым».
Для работы нам потребуются(фото 1): 1. Мешковина 20 × 20 см – основа (мешочек). 2. Красная ткань 20 × 20 см – рубашка. 3. Красивая тесьма 5-6 см – для рубашки. 4. Нитки (шерсть, лён, акрил), на выбор – волосы. 5. Крупа или зерно, 250 г – для наполнения куклы. 6. Декоративный шнур 30 см – пояс. 7. Картон для шаблона 9 × 9 см. 8. Красные крепкие хлопчатобумажные нитки (или ирис), несколько монеток, иголка и ножницы.
Порядок выполнения работы: 1. Квадрат из мешковины складываем пополам, соединяя длинные стороны вместе, и прошиваем красными нитками швом «назад иголку» или другим прочным швом, отступая 0,5-1 см от края (фото 2). 2. Зашиваем нижнюю часть мешочка и делаем донышко. Для этого собираем нижний край гармошкой на нитку и прочно закрепляем той же ниткой, которой шили, на расстоянии 0,5-1 см от края. Нить обрываем (фото 3). 3. Наполняем наш мешочек крупой или зерном, а наверх кладём несколько монеток, чтобы денежки всегда в доме водились (фото 4). 4. Зашиваем верхнюю часть мешочка (фото 5). 5. Условно намечаем голову нашего Домового. Выделяем 1/3 мешочка, делаем 2 витка красными нитками вокруг мешочка и затягиваем. Узел завязываем на спине (фото 6). 6. Квадрат для рубахи складываем по диагонали два раза (фото 7). 7. У треугольника срезаем пологий уголок, небольшой, чтобы надеть рубашку через голову (фото 8). 8. От выреза горловины по диагонали вниз пришиваем тесьму (фото 9). 9. Делаем ручки. Уголок квадрата отгибаем к голове, а края – к середине, закрепляем красной ниткой (фото 10). 10. Надеваем рубашку, подгибаем низ и повязываем пояс (фото 11). 11. На шаблон наматываем нитки для волос (фото 12). 12. Разрезаем нитки с одной стороны (фото 13). 13. Аккуратно снимаем с шаблона и перевязываем ровно посредине (фото 14). 14. Накладываем волосы и равномерно распределяем их по голове, пришиваем (фото 15).
Чаепитие. Общая фотография.
Используемая литература:
1. Александрова Т.И. Домовёнок Кузька. – М. – РИО «Самовар 1990», 2000.: ил. 2. Аникина В.П. Русские народные сказки / Сост. и вступ. ст. В.П. Аникина; Ил. М.Д. Бирюкова. – М.: 1987. – 560 с., ил. 4 л. 3. Долгова, Виталина. Славянские куклы-обереги своими руками / Виталина Долгова. – Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 93, [2] с.: ил. 4. Лопатина А., Скребцова М. ВЕЧНАЯ МУДРОСТЬ СКАЗОК. Уроки нравственности в притчах, легендах и сказках народов мира. Кн. 1. – 2-е изд. – М.: «Амрита-Русь», 2009. – 288 с. 5. Лопатина А., Скребцова М. ВЕЧНАЯ МУДРОСТЬ СКАЗОК. Уроки нравственности в притчах, легендах и сказках народов мира. Кн. 2. – М.: «Амрита-Русь», 2007. – 272 с. 6. Субботина Е.А. Притчи и истории на каждый день / Е.А. Субботина. – М.: Суфлёр; Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 367 с. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 201. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |